План Дауэса
План Дауэса, это новое евангелие капиталистической Европы, давно уже перестал быть только планом. Вот уже скоро год с тех пор, как Германия превратила его в составную часть своей государственной конституции, приняв продиктованные Лондонской конференцией знаменитые «законопроекты Дауэса» — о финансовой и денежно-кредитной системе, об обложении промышленности, о железных дорогах и т. д. За время, прошедшее со дня опубликования плана Дауэса (иначе называемого заключением комиссии экспертов), вокруг него накопилась громадная международная литература, пожалуй, не менее значительная по количеству, чем литература о Версальском договоре. Несмотря, — однако, на обилие литературы, план Дауэса еще не нашел своего Кейнса, хотя сам Кейнс посвятил ему несколько газетных статей. Критика плана, это — по преимуществу критика по мелочам, в особенности, если взять германскую печать. В общем и целом, все буржуазные и мелко-буржуазные журналисты сходятся на том, что проект экспертов есть начало новой эры европейских и мировых отношений, «царствию которой не будет конца».
У нас в советской печати освещение вопросов, связанных с проведением плана Дауэса и с самим планом, до сих пор было крайне недостаточное; только теперь, с огромным опозданием, начинают опубликовываться материалы и более или менее серьезные статьи по этому вопросу. Широкие читательские круги знают обо всем этом только по наслышке, по мелькающим ежедневно в газетах коротеньким сообщениям, именам и датам. Мы считаем поэтому вполне уместным Дать изложение важнейших основ дауэсовского плана и общую оценку его с точки зрения европейских и мировых экономических перспектив.
План Дауэса формально не отменяет Версальского договора. Многие и теперь еще думают, что генерал Дауэс пришел не отменять, а осуществить закон, продиктованный маршалом Фошем в 19 г., — закон победителя. По существу же план пришел на смену Версальскому договору, который, по выражению Бриана, стал похож еще к концу 22 года на роландовскую кобылу: прекрасная, но мертвая кобыла.
История устроила так, что американской республике пришлось дважды совершить попытки «умиротворения» и «урегулирования» европейских отношений. Первое выступление С. Штатов относится к моменту «торжества победителей», которых победа лишила всякого чувства меры, благоразумия и дальновидности: оно выразилось в пресловутых вильсоновских 14 пунктах, относительно которых до сих пор еще не установлено, явились ли они продуктом бескорыстного творчества идеалиста-фантазера или беспримерным проявлением ханжества и лицемерия, под прикрытием которого удобнее было формулировать жестокие параграфы Версальского договора. Второе выступление совпало с периодом «похмелья» победителей, безнадежно запутавшихся в сетях ими же созданных противоречий. Это — план Дауэса. От Вильсона до Дауэса — дистанция огромного размера. По этому сопоставлению двух имен можно судить, как выросло мировое влияние С. Штатов. Вильсону приписывалась мировая роль. Но эта роль выражалась только в официальных заявлениях, в торжественных речах и пр. Фактически все дела вершились европейскими политиками — Ллойд-Джорджем и Клемансо. Кейнс посвятил блестящие страницы описанию того, как эти прожженные дипломаты и дельцы старой Европы дурачили американского президента, всерьез возомнившего о своей мессианской роли. Уэльс отмечает печать ничтожества, которая очень быстро пристала к Вильсону после нескольких дней пребывания в Париже. «На фотографиях в распространенных иллюстрированных журналах изображен благодушный турист со своей супругой, с улыбкой позирующий среди коронованных особ и тому подобного завидного общества… Словом, не трудно проявить мудрость задним числом и догадаться, что президенту не следовало переплывать Атлантический океан»[1].
Вильсону пришлось отплыть обратно за океан, не солоно хлебавши и предоставив сенату принять единственно мудрое решение — отказ от ратифицирования Версальского договора.
Как отличается от этого эпизода «эпизод» с планом Дауэса! Лица, выступающие Теперь на исторической сцене, значительно скромнее по своему официальному положению. Они не возвещают торжественных принципов «права и справедливости», но зато делают хорошие дела: прибирают к рукам европейскую экономику и европейскую политику. Дауэс — только председатель комиссии экспертов, приглашенных репарационной комиссией. Морган — «неофициальное» лицо, американский «путешественник», случайно завернувший на Лондонскую конференцию. И эти частные лица держат в своих руках европейские правительства, европейскую дипломатию, которая в свое время так потешалась над американским президентом. Капитал делает свое дело.
Для того, чтобы понять смысл дауэсовских решений, нужно бросить беглый взгляд на те вехи, которые отмечают политическую и экономическую эволюцию взаимоотношений Франции и Германии в промежутке 1920–1924 гг.
Версальский договор не установил точного размера репарационных платежей, которые причитались со стороны Германии. Первоначально были зафиксированы только размеры натуральных поставок, главным образом, угольных, которые приходилось перманентно пересматривать на ряде последующих конференций. Что же касается репарационных платежей, то конкретно вопрос о них был поставлен только на Парижской конференции в январе 1921 г. По постановлению этой конференции Германия должна была выплатить в течение 42 лет общую сумму репараций в размере 226 миллиардов марок, и, кроме того, 12 % со стоимости своего ежегодного экспорта. Ежегодные платежи устанавливались, начиная с 2 миллиардов марок в 1921 г., до 6 миллиардов в 1923 и в следующие годы.
После длительных переговоров, угроз и репрессий, в мае 1921 г. Германии был предъявлен знаменитый Лондонский ультиматум, принятый ею в том же месяце. По этому ультиматуму репарационный долг устанавливался в 132 миллиарда марок, уплата которых должна была быть разделена на 3 серии: обязательства первой серии на 12 миллиардов марок погашаются из 5 % + 1 % в течение 34 лет, начиная с 1 мая 1921 года. Вторая серия на сумму в 38 миллиардов марок погашается на тех же условиях в 36½ лет, начиная с 1 ноября 1921 г. На остальные 82 миллиарда Германия выдает облигации, которые будут предъявляться к платежу только по мере установления платежеспособности Германии. Все излишки, полученные по первым двум сериям, должны были накапливаться в счет платежей по третьей серии. В счет платежей по первым двум сериям Германия обязывалась ежегодно вносить постоянный аннуитет в размере 2 миллиардов марок и переменный — в размере 26 % стоимости германского экспорта, что в среднем должно было составлять сумму в 3½ миллиарда марок. Все это — сверх натуральных поставок. Однако, уже первый миллиард, который Германия внесла 4 августа 21 г., поставил ее финансовое и экономическое положение на краю катастрофы. Конференция союзников в Каннах устанавливает под давлением Англии общую сумму платежей на 1922 год в 720 миллионов марок деньгами и 1.450 миллионов товарами. Несмотря на то, что за эту уступку Бриан поплатился отставкой, Парижская конференция, собравшаяся в марте 22 года, оказалась вынужденной ратифицировать это соглашение.
После Генуэзской конференции собирается комитет банкиров под председательством Моргана для выяснения возможности предоставления репарационного займа Германии. Вопрос о займе решается, конечно, в отрицательном смысле. В постановлении указывается, что Германия не будет в состоянии привести в порядок свои финансы до той поры, пока репарационные платежи не будут настолько уменьшены, что сделается, фактически возможной их уплата.
Однако, французская политика в это время развивается уже под знаком Пуанкарэ, который думает отнюдь не о соглашении. Безрезультатными в этом отношении оказались также Лондонские совещания Пуанкарэ с Бальфуром осенью 22 года, а с уходом Ллойд-Джорджа Пуанкарэ добился от нового английского премьера Бонар-Лоу, в обмен на уступки в восточной политике, полной свободы действий относительно Германии. Не нужно было долго искать предлогов для решительных мер. 9 января 23 г. репарационная комиссия, в которой господствовало французское влияние, констатировала, что со стороны Германии существует злонамеренное невыполнение обязательств в деле поставки угля союзникам, а 11 января французская армия уже была в Руре (некоторые пункты Рурской области были оккупированы еще раньше, во время Лондонского ультиматума).
Дальнейшие события еще свежи в памяти: «пассивное сопротивление», поглотившее ¾ золотого запаса Германии, крах германской марки, крушение правительства Куно и отказ от политики сопротивления, падение французского франка и т. д. Рур продолжает оставаться под властью оккупантов, несмотря на то, что исчез тот предлог, который вызвал оккупацию.
Новая глава начинается с организацией нового совещания комиссии экспертов, под председательством представителя того же Моргана — генерала Дауэса, которая начала свои работы еще в конце 23 года и закончила их опубликованием знаменитого отныне документа-проекта экспертов 9 апреля 1924 г. Этот проект был принят с некоторыми существенными дополнениями, на Лондонской конференции в августе 24 г. и в конце того же месяца прошел через рейхстаг в форме упомянутых выше законопроектов.
Такова чисто внешняя история развития событий. Обратимся теперь к содержанию основного документа, которым завершилась рассматриваемая эпоха, и попытаемся, на основании анализа этого содержания, установить характер и взаимоотношения действующих в настоящее время сил и общие перспективы хотя бы ближайшего будущего.
Непосредственная цель плана Дауэса — урегулирование вопроса о репарационных платежах Германии. Прежде всего важно отметить, что план не устанавливает общей суммы репараций. Он ограничивается фиксацией ежегодных платежей, которые устанавливаются на неопределенный срок. Границы этого срока можно определить только косвенным путем. Точные размеры ежегодных платежей план устанавливает также не на все время, а только на ближайшие пять лет. а именно: на 1-й год — 1.000 миллионов зол. марок, на 2-й — 1.220, на 3-й — 1.200, на 4-й — 1.750 и на 5-й — 2.500 миллионов золотых марок.
В дальнейшем мы покажем, из каких источников предполагается эти суммы взыскать. Цифра в 2.500 миллионов, относящаяся к пятому году, считается нормальной. Но она непостоянна. Она подлежит изменениям — по существу, увеличению — в зависимости от восстановления экономической жизни Германии. Для этой цели план устанавливает довольно сложный «индекс благосостояния», руководствуясь которым, комиссар по репарациям будет регулировать величину платежей, исходя из 2½ миллиардов, как основной величины. Кроме того, указанная сумма должна пересматриваться в зависимости от изменения ценности золота на мировом рынке, если колебания превышают 10 %. Наконец, установленная сумма может быть изменена — в сторону сокращения — под влиянием других ограничительных условий, о которых мы будем говорить дальше.
Другая отличительная черта нового порядка платежей состоит в том, что все платежи, как выражается Кассель, собраны под одним флагом. Нет деления на постоянную и переменную величину, на денежные платежи и натуральные поставки. Уплата части обязательств товарами сохраняется, но стоимость этих товаров включается в общую сумму репараций; другими словами, расчеты с поставщиками товаров производятся за счет сумм, причитающихся по репарациям, которые на соответствующую величину уменьшаются. За последнее время только осложнился вопрос о 26 % сборе с германского экспорта. По предыдущим соглашениям этот сбор должен был составлять переменную часть германских платежей. План Дауэса специально об этих отчислениях не говорит, но молчаливо предполагалось, что поскольку такой налог на экспорт остается, он также относится за счет общей суммы репараций. Однако, в ноябре прошлого года, комиссар по репарациям, американец Джильберт, сообщил, что он 26 % сбор не будет включать в счет репарационных платежей. Это с первых же шагов ставит под вопрос весь план, поскольку он связан с развитием германского экспорта. Переговоры по этому вопросу, насколько нам известно, пока не привели еще к определенному результату[2]. Во всяком случае, основная идея всего проекта — унификация платежей.
Третья особенность состоит в том, что все германские платежи производятся в германской же валюте. Обязательства Германии считаются выполненными, если соответствующие суммы вносятся на счет комиссара по репарациям в германских марках. До сих пор платежи должны были совершаться в валюте той страны, которая получает их, или непосредственно в товарах. Установлению платежей в германской валюте комиссия экспертов и все критики плана придают исключительно важное значение. Многие склонны видеть именно в этом пункте центр всего плана, по мотивам, о которых мы будем говорить дальше.
Четвертая особенность проекта состоит в том, что он не ограничивается установлением размеров, сроков и формы выполнения платежей со стороны Германии, но с кропотливой детализацией указывает те источники германского бюджета и те отрасли германского народного хозяйства, откуда платежи должны поступать. В соответствии с этим, важной составной частью плана является организация систематического контроля и управления этими источниками покрытия репарационных платежей.
Наконец, пятой отличительной чертой плана является тот факт, что уплата репараций впервые связывается с общими проблемами восстановления германского хозяйства и с вопросом о международном займе. Мы видели, что в 1922 году вопрос о займе для Германии был решен комитетом банкиров в отрицательном смысле, именно, в виду репарационного вопроса. Теперь тот же самый Морган, в лице своего ставленника Дауэса, выдвигает идею займа для регулирования репарационного вопроса. Подобно тому, как уплата репараций связывается с системой контроля над основными источниками покрытия репарационных платежей, заем связывается с вопросом о контроле над денежной и кредитной системой Германии.
Обратимся теперь к тем источникам, откуда авторы проекта предполагают брать суммы для покрытия платежей. Таким источником прежде всего является государственный бюджет. План Дауэса исходит из предположения, что государственный бюджет Германии приведен в состояние равновесия. Он далее, считает необходимым регулирование налогового обложения населения с таким расчетом, чтобы степень обложения в Германии была не ниже таковой в странах Антанты. Равновесие бюджета должно быть достигнуто в течение первых двух лет действия плана Дауэса, 24/25 и 25/26 гг., для которых план устанавливает мораторий в отношении бюджета. Платежи по репарациям в эти годы должны поступать из других источников, но не из налоговых поступлений. Правда, из государственного бюджета уже с первого года исключается доход от железных дорог в виде транспортного налога, в виду того, что железные дороги преобразовываются в самостоятельное, независимое от правительства, коммерческое предприятие. Но комиссия предполагает, что это сокращение доходов может быть покрыто путем продажи той части привилегированных акций железных дорог, которые будут предоставлены правительству для его бюджетных целей, в размере 500 миллионов марок. Особым преимуществом германского бюджета план считает тот факт, что, благодаря инфляции, внутренняя задолженность государства была фактически аннулирована, что значительно облегчает задачу восстановления равновесия.
Платежи из бюджетных поступлений в собственном смысле слова начинаются только с 3-го года дауэсовской эры, составляя в третьем году 110 миллионов марок, в четвертом — 500 и в пятом и в последующие годы — 1.250 миллионов марок. Темп увеличения, как видим, вполне приличный. Он может служить показателем того, в каком розовом свете авторам проекта представляется грядущий расцвет Германии под благодетельным влиянием «плана Дауэса», или же насколько беззастенчиво втираются очки доверчивой толпе французского мещанства часть которого все еще пребывает в уверенности, что «le bȏche payera tout» (немец все заплатит). План с большой заботливостью и предусмотрительностью устанавливает те конкретные статьи доходов, которые должны быть обращены на оплату обязательств. Это — налоги на табак, алкоголь, сахар и пиво и таможенные пошлины. Он не ограничивается установлением этих источников, а берет их в залог, очевидно, из избытка доверия к благим намерениям германского правительства. Все поступления по этим налогам должны поступать в распоряжение особого уполномоченного, назначаемого репарационной комиссией, а последний возвращает германскому правительству только излишки полученных сумм, сверх того, что причитается по репарациям.
Однако, не все излишки достаются правительству. Если поступления по всем этим статьям превысят в 1926/27 г. 1 мрд., а в 1928/29 г. — 1¼ мрд. марок, то репарационные платежи увеличиваются на одну треть этого излишка. Если же они не достигнут этих цифр, то платежи уменьшаются на одну треть этой разницы (следовательно, другие две трети должны будут покрываться из других источников). Тем самым правительство Германии будет подстегиваться к максимальному нажиму на налоговой пресс. Но, кроме этого мотива, есть еще и другое соображение, которое будет побуждать к повышению налогов, связанное с вопросами обложения промышленности. О нем мы будем говорить дальше.
План не жалеет слов для доказательства справедливости требования обложения германского народа на равных началах с народами стран-победительниц, которые, де, несут более тяжелое бремя налогов. Но как же облагать по одинаковым нормам население, имеющее различный прожиточный минимум? «Многие полагают, — пишут авторы, — что справедливость требует, чтобы из дохода на 1 душу населения был первоначально вычтен прожиточный минимум. Размер этого минимума не может быть точно определен, и он неодинаков в странах с различными климатом, экономическим развитием и обычаями, как, напр., в Испании и Соед. Штатах… Для упрощения можно считать, что этот минимум видоизменяется пропорционально доходу на душу населения в различных странах ». Таким образом, за основу обложения план принимает тот нищенский прожиточный минимум, который характеризует нынешнее положение германских трудовых масс. Что сверх того — должно идти в котел репараций. Нельзя же в самом деле, германским рабочим требовать такого уровня жизни, какой существует в Соед. Штатах или Англии. «По одежке протягивай ножки». Исходя из этого, проект полагает, «что ставки (налоговые) являются чересчур низкими и, по мере роста благосостояния, они могут подлежать увеличению без соответственного уменьшения потребления» (речь идет о ставках косвенных налогов).
План не оставляет также без внимания тех особенностей германского бюджета, которые связаны с ее конституционным строем и которые позволяют уменьшать общегосударственные доходы путем увеличения бюджетов отдельных республик и общин. «Бюджет империи, за вычетом расходов по субсидиям, покрывает лишь немного более одной трети общей суммы расходов, в виду того, что одна треть покрывается государствами, а другая треть — общинами. Вполне возможно предположить, что в то время, как коммунальные бюджеты пользуются значительными средствами, бюджет империи испытывает серьезные затруднения». Ясно отсюда, что надо срезать бюджеты мест до уровня общегосударственного бюджета.
Налоговой источник покрытия репарационных платежей представляет собою только одного из трех китов, на которых базируется вся система репараций. При этом он начинает действовать только с третьего года. Другим китом являются железные дороги. Само собою понятно, что к железнодорожному хозяйству Германии господа эксперты подходят исключительно с точки зрения того, сколько из них при соответствующем нажиме можно выжать. В этом отношении чрезвычайно любопытен тот критический анализ общего состояния германского транспорта, который предпослан в проекте экспертов конкретным предложениям реорганизации жел. — дор. хозяйства.
Проект констатирует блестящее техническое состояние германского транспорта. Действительно, по приведенным данным, паровозный и вагонный парк к 1924 году превышает соответственные размеры 1914 г. Подвижной состав обновлен на две трети за последние десять лет. Германия успела полностью покрыть ту убыль паровозов и вагонов, которая произошла вследствие отхода территории и выдач подвижного состава союзникам по Версальскому договору. Расходы, произведенные после войны на возобновление основного капитала железных дорог, были, по мнению экспертов, произведены в чересчур больших размерах. Именно поэтому они полагают, «что новые капитальные затраты могут без ущерба для железных дорог быть на несколько лет приостановлены ». Другими словами, можно соответствующие суммы обратить на репарационные платежи, не заботясь о постоянном возобновлении изнашиваемых частей транспорта. Проект недвусмысленно предлагает хищническую эксплоатацию транспорта.
Мало того: он подвергает вообще резкой критике железнодорожную политику германского правительства, которое имело наивность думать, что «государственные железные дороги должны, прежде всего, заботиться о развитии экономической жизни страны, и вопросу о чистом доходе придавать второстепенное значение». С точки зрения экспертов «должно в первую очередь стремиться к получению достаточного чистого дохода и одновременно заботиться об успешном развитии экономической жизни страны», т. е. прилагать больше старания к тому, чтобы не убить курицы, несущей золотые яйца, или как-нибудь не повредить ей. Здесь прямо ставится вопрос о том, что поддержание экономической жизни Германии необходимо постольку, поскольку она несет золотые яйца репараций, и только до тех пор, пока она их может нести. Само собою понятно, что поддержание такой жизни желательно на возможно более низком уровне, ибо чем больше — в известных пределах — будет урезываться, тем больше останется на долю репараций.
В отношении железных дорог эта политика означает: как можно больше доходов, как можно меньше расходов — независимо от влияния этого нажима и прижима на общее экономическое положение страны.
Помимо той экономии на расходах, которая должна получиться от приостановки и урезывания капитальных затрат, значительная экономия может быть получена на тех затратах, которые вообще в капиталистическом хозяйстве являются излюбленным предметом сокращений и урезывания, — на расходах по заработной плате. Рассуждения господ экспертов в этом отношении настолько красочны, что мы считаем необходимым привести их буквально:
«В Германии имеется особое обстоятельство, имеющее первостепенное значение. В Англии и Америке оклады ж.-д. служащих увеличились по сравнению с довоенным временем почти вдвое. В Германии такого повышения не произошло. Наоборот, согласно полученным нами сведениям, оклады в настоящее время составляют лишь 75 % довоенных ставок. В текущем году предполагается увеличить их до 93 % довоенных ставок. Однако, нельзя ожидать, чтобы довоенный уровень был превзойден, как это имело место в двух упомянутых выше странах. И это — по двум причинам: стоимость жизни не увеличилась в Германии в таких размерах, как в тех странах, и, так как заработная плата по другим профессиям в Германии не возросла, железнодорожные ставки выдерживают с другими более благоприятное сравнение».
Чтобы оценить это рассуждение, надо иметь в виду, что приведенные данные о зарплате ничего не говорят о ее реальном уровне. Речь идет о денежных ставках в золотой валюте, а золото потеряло на 30 % свою покупательную силу. Таким образом, реальный уровень заработной платы жел. — дор. служащих Германии равен половине довоенного. Аргумент, что в Германии жизнь дешевле, чем в Англии и Соед. Штатах, может быть, имел еще какое-либо значение весною 24 года, но сейчас он должен быть отброшен, так как целый ряд товаров стоит теперь в Германии дороже, чем в других странах. Остается, следовательно, один голый довод: нет надобности поднимать голодный уровень жизни железнодорожников, поскольку и в других отраслях хозяйства заработная плата держится ниже голодного минимума. Наоборот, это нужно рассматривать, как признак особо благоприятного положения Германии. Сокращение заработной платы — это только одна форма экономии на заработной плате, и притом наиболее примитивная. Другая форма — это сокращение числа работающих и, следовательно, повышение интенсивности труда, повышение эксплоатации рабочей силы. Проект не оставляет и эту сторону без внимания. «Чересчур много служащих!» — подчеркивают несколько раз эксперты. На 1 января персонал составлял 936.000 лиц. Надо сократить, благо само германское правительство предупредительно наметило сокращение до 793.000 человек. Таким образом, свыше 140 тысяч пролетариев должно быть выброшено во славу репарационных платежей. Эксперты, правда, оговариваются, что сокращение штата будет возмещено увеличением жалованья, но мы только что ознакомились с их просвещенными взглядами по вопросу о заработной плате. К тому же, то повышение, которое они предполагают провести, относится только к высшим разрядам.
Покончив с вопросом о возможных путях сокращения расходов на транспорте, они переходят к вопросу о способах повышения доходов. И здесь опять сокрушительное покачивание головой по поводу всяческих непорядков и бесхозяйственности. Слишком низки ж.-д. тарифы! Германское правительство много заботилось о промышленности, и для этой цели провело дифференциальный тариф, удешевлявший перевозки на большие расстояния, в особенности по направлению к границам. «Совершенно ясно, что союзные правительства имеют право воспротивиться тому, чтобы чистый доход германских железных дорог был сокращен ради предоставления германской промышленности преимущества на заграничных рынках». Ясно отсюда также, что контроль над германскими железными дорогами нужен союзным правительствам не только и даже не столько для извлечения репарационных платежей, сколько для того, чтобы держать в руках германскую промышленность, ослаблять ее в конкурентной борьбе.
Проект не оставляет без рассмотрения также и вопроса о пассажирских тарифах. Здесь, по мнению экспертов, слишком низки тарифы для 3 и 4 классов и, наоборот, чересчур высоки для 1 класса. Он предлагает соответственно увеличить плату там и понизить ее здесь. Буржуазии обойдутся дешевле разъезды, а повышение доходов от эксплоатации падет как раз на низшие классы. Жаль только, что «население привыкло платить в течение столь долгого времени за транспорт несоразмерно низкие цены», так что возможно поэтому на первых порах некоторое сокращение движения из-за вздорожания тарифов. Но ничего! Привыкнут!
При помощи всех этих мероприятий, проект надеется не только восстановить равновесие железнодорожного бюджета, но и повысить его доходность с таким расчетом, чтобы довести чистую прибыль до миллиарда золотых марок, которые могут составить фонд для репарационных платежей. Остается самый существенный вопрос: как организовать это систематическое выкачивание ресурсов из германского транспорта? Предлагается для этой цели следующий план.
Железные дороги Германии, включая и рейнско-вестфальскую сеть, передаются на 50 лет германским правительством в концессию специально учреждаемому акционерному обществу. Капитал железных дорог определяется в сумме 26 мрд. золотых марок и составляется путем эмиссии:
1) жел. — дор. облигаций на 11 мрд. марок, которые должны приносить в течение первого финансового года — 3 %, в течение 2-го года — 4 % плюс премию в 25 мил., и в течение 3-го и последующих годов — 5 %. Облигации должны погашаться, начиная с пятого года. Германское правительство берет на себя поручительство по ним и гарантирует уплату процентов. Обеспечением облигаций является все имущество железных дорог. В случае недостаточности платежей по облигациям, уполномоченный по этим платежам будет иметь право поступить с жел. — дор. имуществом по своему усмотрению, вплоть до продажи железных дорог. Однако, он может, вместо этих мероприятий, «представить все купоны, срок уплаты по которым наступил, или облигации, подлежащие платежу — комиссару по заложенным доходам, который должен будет их оплатить по их номинальной стоимости из той части поступлений от заложенных доходов, которые приходятся на долю германского правительства». Другими словами, то, чего не доплатят железные дороги, должно быть возмещено за счет свободных налоговых остатков по указанным ранее статьям, т. е. за счет широких масс, которые на девять десятых оплачивают из своих карманов косвенные налоги. А что такие казусы будут встречаться довольно часто, вполне понятно, ибо, кроме облигаций, капитал железных дорог состоит еще из
2) привилегированных акций, общей стоимостью в 2 миллиарда марок, из которых четвертая часть передается в распоряжение германского правительства, а остальные три четверти остаются в распоряжении общества, и
3) обыкновенных акций на сумму в 13 мрд. марок, которые поступают в собственность германского правительства.
Привилегированные акции будут приносить твердый процент и, кроме того, дадут право на участие в доходах об-ва после внесения причитающихся платежей по репарациям. Вполне естественно, что держатели привилегированных акций (а германское правительство будет вынуждено реализовать свои акции для покрытия бюджетного дефицита) будут заинтересованы в том, чтобы использовать возможность перенесения части платежей по облигациям на налоговые поступления общегосударственного бюджета и тем самым повысить свой дивиденд.
Кроме платежей по облигациям, общество вносит репарационной комиссии за счет правительства поступления от налога на транспорт, введенного во время войны, который не может быть понижен в течение всего срока концессии.
Общая сумма поступлений с железных дорог, т. е. налог, проценты и погашение облигаций, представляется в следующем виде:
Германскому правительству предоставляется, с некоторыми важными ограничениями, право досрочного выкупа облигаций и привилегированных акций по номинальной цене.
Организационная сторона дела рисуется в следующем виде: во главе железных дорог стоит правление о-ва из 18 членов, половина которых назначается германским правительством, другая половина — уполномоченным по облигационным платежам. Из второй половины не менее четырех должны быть представлены иностранцами. Над правлением же фактически стоит комиссар, назначаемый из иностранцев, который, по существу, держит в своих руках все управление и весь контроль над транспортом. Права правительства в отношении железных дорог сводятся на все время действия концессии к нулю. Как говорится в плане, «контроль правительства не должен мешать обществу железных дорог получать от инвестированного капитала справедливый и достаточный доход, включая необходимые средства для оплаты расходов по облигациям и привилегированным акциям, дивиденд на обыкновенные акции и суммы, достаточные для покрытия всяких других расходов, в том числе и амортизацию капитала».
Третий источник репараций — германская промышленность в которую включается также и судоходство. Проект считает возможным обложение промышленности, имея, главным образом, в виду тот факт, что она в период инфляции фактически освободилась от налогов, от значительной части долгов и пр. Форма обложения — выпуск промышленных обязательств — облигаций на общую сумму в 5 мрд. золотых марок, которые должны погашаться из 5 % плюс 1 % в фонд погашения. Уплата процентов начинается со второго года — в размере 2½%, в третий и в последующие годы — 5 %. Погашение начинается с четвертого года. Для понимания существа вопроса обращаем внимание на два характерных пункта.
1. Промышленникам предоставляется преимущественное право досрочного выпуска облигаций. Германскому правительству рекомендуется субсидировать для этой цели промышленников, чтобы помочь, таким образом, последним освободиться от бремени долгов.
2. Уплата процентов по облигациям и их погашение гарантируется правительством. В случае промедлений в уплате, соответствующие суммы взыскиваются из тех налоговых доходов, которые остаются в залоге уполномоченного по бюджетным платежам. Опять-таки, как и в случае с жел. — дор. облигациями: чего не доплатят промышленники, то будет уплачено рабочим классом и мелкой буржуазией. За счет последних же правительство будет субсидировать промышленников, чтобы освободить их от излишней тяжести платежей. Обнаженно-классовый характер этих постановлений не нуждается в комментариях.
Бюджет, железные дороги, промышленность — этими тремя источниками исчерпывается вопрос о платежах. Но далеко не исчерпан еще вопрос о контроле над германским хозяйством. Основной нерв капиталистического хозяйства — денежное обращение и кредит. Было бы совершенно непростительным упущением, если бы эксперты и их хозяева оставили этот двигательный центр экономической жизни страны в «чужом» ведении. План Дауэса включает в себе подробный анализ состояния денежной и кредитной системы Германии и ряд предложений относительно ее реорганизации. Во время разработки плана Дауэса в Германии находилось в обращении разнообразных типов денег и денежных суррогатов на сумму в 3.255,7 млн. зол. марок (сюда входили банкноты рейхсбанка, частных эмиссионных банков, жел. — дорожные денежные знаки, чрезвычайные денежные знаки, выпущенные разными учреждениями и организациями с покрытием и без покрытия, обязательства казначейства в долларах, облигации гос. займа, денежные знаки отдельных республик и, наконец, рентные марки). Кроме того, по исчислениям экспертов, в стране находилось на 1.200 млн. марок иностр. валюты. План Дауэса вносит унификацию в этот хаос денежного обращения. Исключительное право выпуска банкнот, которые должны явиться законным платежным средством, предоставляется новому банку, который, по первоначальному плану, должен был заменить собой рейсхбанк. По дополнительному соглашению, вместо создания нового банка, ограничились только реорганизацией на новых началах Рейхсбанка. В соответствии с этим должна быть постепенно в течение десяти лет изъята из обращения рентная марка. Старые банкноты Рейхсбанка, т. е. старые германские марки, должны быть обменены немедленно на новые банкноты. Ликвидируются в том или ином порядке все другие виды денежных суррогатов. Право выпуска банкнот сохраняется, кроме нового центрального банка, только за четырьмя провинциальными банками — Бадена, Саксонии, Баварии и Вюртемберга в пределах, установленных законом. Новые банкноты формально объявляются разменными на золото, фактически же остаются на неопределенное время неразменными, и основная забота нового банка, а также всего плана состоит в том, чтобы удержать курс неразменной банкноты как можно ближе к золотому паритету.
Помимо других мероприятий, связанных с вопросом о переводе репарационных платежей за границу, план устанавливает для этой цели правила покрытия банкнот. Нормальное покрытие устанавливается в размере 33⅓% всего количества выпущенных банкнот. Однако, в некоторых случаях, по решению генерального совета банка, покрытие может быть снижено, но тогда банк должен платить налог в соответствии с разницей между нормальным и фактическим покрытием. Смысл этого постановления заключается в том, что при чрезвычайно стесненном положении денежного рынка банк может выпускать банкноты без покрытия, если размеры учетного процента позволяют ему платить установленный штраф или налог.
Резервы банка, служащие для покрытия банкнот и вкладов, могут храниться как внутри страны, так и за границей.
Организационная сторона дела, если оставить в стороне излишние детали, сводится к следующему: непосредственное управление банком осуществляется правлением и его представителем. Общее руководство сосредоточено в генеральном совете, который состоит наполовину из немцев, наполовину из иностранцев (всего 14 членов). Контроль над всей деятельностью банка находится в руках комиссара, который обязательно должен быть иностранцем. Комиссар выбирается генеральным советом, при чем выборы считаются действительными, если комиссар получил в генеральном совете не менее шести голосов иностранных членов. Само собою понятно, что при такой структуре роль немцев в правлении и в генеральном совете сводится только к декоративным функциям, а сам президент банка превращается в исполнителя директиву иностранного комиссара.
Устанавливаются довольно жесткие правила кредитования банком госуд. казначейства. Банк может предоставлять, по решению правления, время от времени, ссуды правительству, но с тем, чтобы остаток от этой операции не превышал 100 мил. марок, и чтобы срок ссуды не превышал трех месяцев.
Исключаются из функций банка также всевозможные виды ипотечного кредита, акцептный кредит, всякие так, называемые, иррегулярные операции — как покупка-продажа, товаров, изделий, недвижимого имущества или акций других обществ.
Основные функции нового банка сводятся, таким образом, к приему вкладов, предоставлению вексельного краткосрочного кредита, организации контокоррентного и чекового оборота, эмиссии банкнот.
Откуда же должны быть взяты средства для обеспечения эмиссии и для образования основного капитала банка? Что касается основного капитала, то, по проекту, он определяется в сумме 400 мил. марок, из которых 100 мил. представляют собою актив Рейхсбанка, а 300 мил. марок собираются путем выпуска акций в Германии и заграницей, которые оплачиваются золотом или иностранной валютой.
Средства же для обеспечения банкнот должны быть доставлены международным займом в размере 800 мил. марок. Этот заем, кстати сказать, уже размещен с большим успехом — для заимодавцев — в Америке, Англии ив некоторых континентальных странах. Любопытны условия этого займа: 7 % годовых, 5 % комиссионных, выпускной курс облигаций — 92. Таким образом, Германия фактически, вместо суммы в 800 мил., получает только около 670 мил. марок. Характерно, однако, не только это. Важно отметить, что заем, о котором столько трубили в буржуазной печати, играет, вообще, довольно оригинальную роль во всем плане. Как мы уже отметили, это так называемый стабилизационный заем, т. е. имеющий целью проведение денежной реформы и поддержание курса новой валюты. В этом смысле полученные средства должны образовать банковский резерв покрытия банкнот.
Но в то же время заем предназначен и для репарационных целей. А именно: на всю сумму займа, на 800 мил. марок, Германия должна выполнить натуральные постановки в первый же год дауэсовской «эры», которые входят в совокупную сумму платежей, составляющую для первого года 1 мрд. марок. Технически дело устраивается таким образом: на основании полученного золотого займа банк выпускает банкноты, при помощи которых в первую голову оплачиваются поставщики товаров, входящих в состав натуральных поставок. Вместе с тем, и право распоряжения займом переходит из рук германского правительства в руки банка. Но и этого еще мало. Полученные по займу средства в большей своей части не попадают вовсе в Германию. Мы уже указали, что банковые резервы, обеспечивающие выпущенные банкноты, могут храниться не только в самом банке, но и в заграничных банках. Заем, собственно, и выпущен на таких основаниях, что суммы, причитающиеся заемщику, остаются в качестве вкладов в тех иностранных банках, которые принимали участие в размещении займа. А с этими вкладами иностранные банки могут обращаться, в известных пределах, как с ссудным капиталом. Таким образом, одна и та же денежная сумма, полученная в порядке займа, выполняет троякую функцию: она оплачивает германские репарации, она служит обеспечением выпуска банкнот, она остается на руках у кредитора и продолжает службу в качестве ссудного капитала. Непосредственный реальный результат займа состоит, следовательно, не в том, что Германия получает действительный долгосрочный кредит для восстановления своего хозяйства, а в том, что кредиторы получают ростовщические проценты, и что союзные державы обеспечивают себе таким путем натуральные поставки хотя бы в течение первого года.
Экономическое значение займа для Германии состоит лишь в том, что он открывает дорогу для дальнейшего кредитования страны иностранным капиталом. В какой мере это кредитование осуществляется и осуществимо — об этом после.
Мы теперь должны снова вернуться к вопросу о репарационных платежах и осветить одну сторону этого вопроса, которая до сих пор осталась в тени, хотя она имеет огромное значение, в теоретическом и практическом смысле. Речь идет о способах использования сумм, поступающих в порядке выполнения платежей. Что касается товарных поставок, то здесь вопрос ясен. Страны-кредиторы получают в этом случае платежи в непосредственной натуральной форме, которая может быть одинаково употреблена как внутри Германии, так и за границей.
Но как использовать заграничным кредиторам денежную часть репараций, которая вносится германским правительством в германской валюте, в бумажных марках? Для того, чтобы эти суммы перевести за границу, нужно раньше всего обменять их на валюту той страны, куда совершается перевод. Но как достать эту валюту? Существуют для этого четыре пути (если не считаться с возможностью прямой пересылки золота). Во-первых, можно непосредственно на валютном рынке покупать фунты, доллары, франки и пр. на германские бумажные марки. Но такой путь есть путь неограниченной эмиссии бумажных марок, которая приводит ко всем прелестям обесценения и инфляции. Германия его уже испробовала и оказалась перед лицом экономической катастрофы. К тому же, вряд ли за границей найдется теперь достаточно охотников покупать германскую бумажную валюту.
Во-вторых, можно на германские марки покупать иностранные девизы, имеющиеся на руках у германских купцов, промышленников, банкиров и т. д. Но дело в том, что количество девиз зависит от размеров германского экспорта и других требований Германии по отношению к загранице, вытекающих из «невидимых» статей торгового баланса — морских фрахтов и т. п. А экспорт есть только форма возмещения импорта товаров и услуг из-за границы, только излишек, только актив торгового или расчетного баланса может создать излишек иностранных девиз для покупки на наличные германские деньги и расплаты по репарациям. И здесь вопрос упирается в проблему торгового баланса Германии.
В-третьих, можно на германские марки покупать иностранные ценные бумаги, находящиеся на руках германских капиталистов, банков и т. п., перевести платежи за границу в форме ценных бумаг. Здесь вопрос о переводе платежей может быть, следовательно, решен только в зависимости от того, сколько таких ценных бумаг имеется в Германии, или, другими словами, какими капиталами Германия владеет за границей.
В-четвертых, можно доставить иностранную валюту путем экспорта германской рабочей силы за границу. Но это есть, собственно, только другая форма натуральных поставок, поставка труда вместо поставки продуктов труда. Она сможет иметь только ограниченное значение, как увидим дальше, в общей сумме платежей.
Таким образом, реализация платежей в германской валюте и перевод этих платежей за границу не покрывают друг друга. Это — две совершенно раздельные задачи, и так именно рассматривают их авторы дауэсовского плана. Именно поэтому они и установили, в отмену всех прежних способов уплаты, что платеж считается выполненным, когда соответствующая сумма вносится комиссару по репарациям в германской валюте. Перевод этой суммы за границу составляет уже заботу самого комиссара. Как же он должен решить эту трудную задачу?
Прежде всего, он вовсе не должен всю сумму платежей переводить за границу. Перевод должен совершаться лишь в таких пределах, которые не угрожали бы устойчивости германской валюты. Это положение твердо зафиксировано в плане. А с остатком непереведенных сумм комиссар распоряжается следующим образом: если остаток не превышает 2 мрд. марок, комиссар может держать эту сумму, как вклад, в центральном эмиссионном банке. Если остаток превышает ату сумму, банк может отказаться принимать дальнейшие вклады, и тогда эти суммы используются комиссаром для всевозможных самостоятельных операций: покупки облигаций, акций торгово-промышленных предприятий и т. д.
Максимальный предел сумм, которые могут накопляться на счетах репараций в германской валюте, не должен превышать 5 миллиардов марок. При достижении этого предела комиссар должен временно понизить размеры платежей со стороны Германии, с таким расчетом, чтобы все суммы сверх пяти миллиардов могли действительно переводиться за границу. Но это ограничение имеет силу только в тех случаях, если будет установлено, что затруднение с переводом не вызвано какими-нибудь финансовыми, валютными злоупотреблениями со стороны германского правительства. А так как при надлежащем старании такие факты всегда можно установить, то практически отпадают всякие границы для накопления репарационных сумм внутри Германии и для скупки германского народного хозяйства.
Таковы общие черты плана. Остается теперь их критически осмыслить и вскрыть те экономические интересы и ту группировку сил, которая нашла свое выражение в плане Дауэса.