I. Родъ его и первое образованье въ школахъ.

Нашъ славный народодюбецъ, его-же имя честно извѣстне отъ рѣки Сяна ажь далеко за Карпаты, Антоній Добрянскій, родился дня 26 сѣчня 1810 г. въ селѣ Буновѣ близъ мѣстечка Яворова. Былъ онъ найстаршимъ сыномъ о. Михаила Добрянского, тогда завѣдателя парохіи въ Буновѣ, и Маріи изъ дому Федоровичевъ, доньки пароха въ селѣ Поруднѣ, тоже недалеко Яворова.

Отецъ его Михаилъ, тогда человѣкъ 28 лѣтъ (рожденъ 1782 г. а посвященъ въ іереи 1809 г.), завѣдовалъ приходствомъ села Бунова въ Яворовскомъ деканатѣ лише колька лѣтъ и вскорѣ одержалъ парохію Молошковичи въ Судово-Вишнянскомъ деканатѣ. Подъ старанною опѣкою родичей въ селѣ Молошковичахъ продолжалъ нашъ Антоній свой нѣжно-дитинный вѣкъ, а въ восьмомъ роцѣ жизни высланъ былъ на первую школьную науку до найблизшого мѣстечка Яворова, где и отбылъ двѣ первыи клясы нѣмецкихъ школъ нормальныхъ.

Въ 1820 г. послали его родичи на дальшиі науки до Львова, где пробылъ онъ 10 школьныхъ лѣтъ, въ теченіи которыхъ кончилъ тутъ рокъ за рокомъ постепенно: двѣ другіи нормальныи клясы въ такъ званой образцевой головной школѣ (по-іезуитской), дальше 6 клясъ латинскихъ въ тогдашной доминиканской гимназіи, а наконецъ два годы философскихъ наукъ на львовскомъ всеучилищи. Тіи два послѣдніи лѣта философіи отбывалъ онъ уже яко питомецъ русскои духовнои семинаріи во Львовѣ; яко такій питомецъ, принятый до сѣменища съ тою цѣлію, щобы священникомъ стати, увольнилъ онъ своихъ родичей разъ на-всегда отъ большихъ выдатковъ на его школьное образованье, а затѣмъ боъ онои поры улегчилъ имъ способы къ воспитованью молодшихъ дѣтей, которыхъ -- по Божой благодати -- въ Молошковичахъ що колька лѣтъ по одному прибывало.

Въ оныхъ то двохъ лѣтахъ философскихъ наукъ (1829 и 1830 г.) нашъ питомецъ Антоній научился больше умного-розумного, чѣмъ за всѣхъ попереднихъ 10 лѣтъ своеи школьнои жизни, а научился, понялъ и позналъ больше не лишь для того, що сталъ лѣтами старшій, но также за-для того счастливого обстоятельства, що власне тогда на тыхъ высшихъ школахъ львовскихъ учили самыи знаменитыи професоры-философы, которыхъ имена еще и нынѣ въ краю нашомъ съ почтеніемъ упоминаются. Такіи професоры были именно: два ученыи нѣмцѣ Кодешъ и Маусъ, изъ которыхъ первый основно преподавалъ математику, другій науку всамірнои исторіи; чехъ Канаваль, професоръ латинского и греческого языка; шлезакъ Августъ Кунцекъ, професоръ физики; полякъ Страньскій, учитель философіи, и русинъ Григорій Яхимовичъ, учитель закона Божого, который одинъ изъ-середъ всѣхъ тыхъ мужей достигнулъ потомъ найвысшихъ достоинствъ духовныхъ въ краю и державѣ, ставши въ-конецъ митрополитомъ Галицкои Руси. А хотя въ то время науки на философіи во Львовѣ преподавались только на языкахъ нѣмецкомъ и латинскомъ, но що преподавателѣ -- якъ сказано -- одинъ въ другого были такъ изъ учености, якъ и изъ характера люде найлучшои славы, то и наука ихъ пріймалася крѣпко и глубоко въ сердцѣ нашого питомця Антонія, который всегда былъ одинъ изъ учениковъ, найбольше прилѣжныхъ и отличныхъ. Вѣдай доброе насѣнье, сѣянное умными руками вѣрно и благонадѣйно, падало ту на добрую почву и предвѣстило хорошіи плоды въ будучности.

Тожь питомецъ нашъ, ставши съ часомъ самъ учителемъ своего русского народа, весьма часто за житья згадовалъ вышепомянутыхъ професоровъ своихъ съ почестью и умиленіемъ, особливо же любилъ згадовати Мауса, Кунцека, Кодеша и Яхимовича, вліянію которыхъ онъ звыкло приписовалъ живѣйшое возбужденіе своего духа и розвитіе понятій о праведномъ человѣческомъ характерѣ. Навѣть въ своемъ коротенькомъ жизнеописаніи, якое передъ смертію о собѣ власноручно былъ сочинилъ, записалъ онъ имена всѣхъ тыхъ помершихъ уже передъ нимъ професоровъ львовского всеучилища -- во вѣчную память!