Сия власть поручена должна быть таким людям, которые в городе живут и у которых больше дел отправляется в городе. Следовательно, такую власть иметь можно дозволить гражданам, а более еще купцам и художественным людям.
1. В КАКИХ ГОРОДАХ И ИЗ КОЛИКИХ ЛЮДЕЙ ГРАЖДАНСКАЯ ВЛАСТЬ СОСТОЯТЬ ДОЛЖНА
В столичных городах для множества дел и для непродолжительного оных отправления городская власть состоять должна из семидесяти трех персон, то-есть из восемнадцати человек дворян, живущих в городе, пятидесяти пяти купцов, которые, все вместе составляя семьдесят три человека, могут быть разделены на шесть департаментов, так чтоб всякий департамент состоял из двенадцати человек, как то из девяти {В издании 1905 г. ошибочно напечатано "десяти". -- Ред. } человек купцов первой гильдии и из трех человек дворян, а остального одного от семидесяти трех все совокупно большинством голосов должны выбирать президентом гражданской власти.
1. Первого департамента должность будет отправлять дела в городе вексельные так, как им вексельный устав или правительствующего сената закон будет повелевать.
2. Второго департамента дело будет наблюдать дешевизну съестных продаваемых припасов в своем городе, то-есть иметь рачительное смотрение, чтоб все в лавках и на рынках продаваемо было известною ценою и государственным законным лесом и мерою. И кроме сего второго департамента должность будет -- истреблять барышников и перекупщиков, которые, вещей сдорожая цену, причиняют обывателям излишний урон и затруднение в содержании.
3. Третий департамент будет иметь смотрение гражданской архитектуры, чтоб оная по предписанному правительствующим сенатом плану в городе строго наблюдаема была и чтоб в противном случае город от непорядочного строения и разваленных обветшалых зданий утеснения и нелепости в себе не являл.
4. Четвертый департамент будет наблюдать починку улиц и каналов, надобных для отвращения нечистот в городе; сего також департамента должность будет смотреть, чтоб фонари везде порядочно расставлены в известное время светло горели и чтоб дороги в окрестных местах около города всегда починены были.
5. Пятого департамента дело будет собирать пошлины с обывателей и торговых людей, какие с каких вещей и по скольку правительствующий сенат им на потребу городскую гражданской власти дозволит.
6. Шестого и последнего департамента дело будет решать маловажные дела, которые претерпевающим не будут причинять урону больше двадцати пяти рублев и не будут притом криминальные.
По рассуждению сего департамента должны решены быть все обиды и несогласия, какие будут происходить между извозчиками, харчевниками и приезжими в город торговыми людьми. Президента при всех сих департаментах должность будет присутствовать в собрании и смотреть, чтоб все члены и известное время были в суде и отправляли бы дела в непродолжительном времени. А понеже гражданской власти департаменты все дела будут отправлять но предписанным им от сената уставам, того ради апелляции на сии департаменты не дозволять, разве в случае, когда гражданская власть явно погрешит против предписанного ей сенатского указа, и тогда обидимым гражданскою властию можно дозволить жаловаться судительной власти, где поступающий департамент против предписанных правил должен подвержен быть строгому истязанию18 и произвольному штрафу главных двенадцати судей.
2. НА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ И НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ ЧЛЕНОВ ВЫБИРАТЬ ДОЛЖНО
Когда принимающие на себя гражданскую власть будут обыватели городские, из которых иные от города питаются, иные в городе разживаются, того ради поочередно всякому обывателю служить при должности гражданской на своем содержании через два года неубыточно будет. А если кто из обывателей или из купцов будет отказываться служить при такой гражданской должности, такие непатриоты и недоброхоты чтоб платили штрафу по двести пятьдесят рублев за ослушание и упрямство.
3. ИЗ КОЛИКИХ И ИЗ КАКИХ ЛЮДЕЙ В ДРУГИХ ГОРОДАХ ГРАЖДАНСКАЯ ВЛАСТЬ СОСТОЯТЬ ДОЛЖНА
В губернских и знатных купеческих провинциальных городах гражданская власть может поручена быть двенадцати человекам, в которых числе должно быть семь человек купцов и пять человек дворян обывателей городских или из живущих поблизости города.
Должность сих человек та же и городах губернских и знатных провинциальных должна быть, какая вышепредписанная гражданской власти и в столичных городах, с той только отменой, чтоб в губернских и других городах члены гражданской власти заседали все вместе, не разделяясь на департаменты, и отправляли бы гражданскую власть совокупно, выбрав одного из себя президентом.
Впрочем, во всех городах, как и в столицах, гражданской власти члены отправлять могут свою должность через два года поочередно на своем содержании, а за ослушность чтоб подвержены были вышеписанному штрафу.
Знаки при сем и одеяния дли отличмости гражданской илист от прочих пластом, равномерно как и строение, монарх может дозволить, какие самому заблагорассудится.
Что до строений публичных для заседании сенаторов, судей магистрата и воевод, оные особливо в столичных городах должны быть великолепные, безопасные и выстроенные в центре города, при которых строениях не излишно бы было, если б монархи соблаговолили приказать иметь для сената, судей, адвокатов и магистра общую великолепную церковь, в которую всем таким учрежденным властям ходить всякое воскресение однажды, по крайней мере хоть по несколько членов, благочинность религии и польза отечества требует, и чтоб притом члены всех властей ходили в такую церковь в параде при своих знаках и в назначенном им одеянии, имея всякая власть пред собой своего герольда, несущего перед нею регалии, даже до мест, назначенных в церкви всякой власти особенных; сие також с строгостию узаконить веры утверждение требует.
Теперь в России не только светским, но ниже духовным властям в публичную церковь ходить и очевидно перед всеми в оной стоять обыкновения нет. Архиереи и архимандриты все почти имеют свои приватные церкви, в публичной церкви их, кроме только как служат, никто не видит; в публичную церковь, когда без служения, они ходят через постоянные двери в алтарь, в котором их никто не видит. А от примера властей духовных и светских, присутствующих публично в церкви, сколько утверждения веры зависит, сие доказательства не требует.
Для такого учреждения российские монархи в правительствующем сенате со временем могут принять в рассуждение поправление календаря церковного так, чтоб все праздники всегда приходили и отправляемы были в воскресенье и чтоб день воскресный святить с таким благоговением старался всяк, чтоб в оный и публичные питейные дома и трактиры до окончания обедни отворяемы не были и никому б не дозволялось, кроме монарха, иметь приватных церквей. Корпусы и училищные места могут иметь свои особенные церкви, равномерно как и места в оных особенные для присутствия начальствующих в оных и подначальных.
-----
О сем так всеподданнейший и последний раб, высочайшему вашего императорского величества представляя рассуждению, должен признаться, что в столь кратком плане нельзя подробно всего, что касается до таких учреждений, описать. Ваше императорское величество, по совершеннейшему вашему дарованию, несравненно больше изволите ведать, что полезнейшим и благовременнейшим есть для поправления и учреждения в вашей империи. Я здесь старался по крайнему разумению предложить краткую и генеральную только идею о учреждении сих властей в столь обширном вашем владетельстве, думая, что, если б ваше высочайшее изволение было приказать комиссии и консультантам приступить, во-первых, к рассуждению и учреждению сих властей, предпринимаемые вашего величества столь полезные роду человеческому намерения могли бы скорее и благопоспешнее в действие произведены быть. На искусном учреждении сих властей все блаженство подданных и государей состоит. Правда, что законодательная власть по справедливости у всех народов за первую поставляется; однако от судительной, наказательной и гражданской власти все исполнение законов зависит, без которого и самые наилучшие и премудрейшие узаконения недействительны. Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных законов, нежели, имея, не исполнять, ибо от неисполнения некоторых законов та слабость рождается в правлении, что многие легкомысленно заключают и обо всех прочих государственных установлениях. Но и сие по может быть неизвестным вашему высочайшему рассуждению, почему подданным остается только просить вышнего о непрерывном счастии и успехе вашему величеству и предпринятом деле и ожидать с терпением счастливого всех желаний и святых намерений ваших сбытия. Впрочем, столь достойный ваших великих дарований изволите ныне принимать на себя труд, о том довольно уже монархи и высокие области в Европе уверены. Рассыпанные притом в северной стране и другие, в средине льдов и пределах знойных находящиеся беззаконные и беспомощные народы какую благодарность вашему величеству должны будут, когда вашим нынешним возобновлением и старанием ревностных ваших училищ к такому блаженному состоянию дойдут, в котором увидят свет истинный, показующий им, в чем святость прав, в чем целость отечества, в чем истинное исповедание веры и праведное трудов мздовоздаяиие состоит. Соседние державы, увидев такое радостное преображение в вашем владетельстве, не оставят ваше царствование бессмертной славе передать и щедрого у вас дружества, покровительства и союза искать, обязуясь с своей стороны равномерно вашему величеству во всех ваших предприятиях служить. Сия искренняя единодушность, столь достойная от целого света вашему величеству, вскоре разольется по всем сердцам в вашей державе с сугубой ревностью к отечеству, с сугубым единомыслием к признанию и прославлению ваших добродетельных намерении и предприятий.
Сочинял в императорском
Московском университете юриспруденции доктор
СЕМЕН ДЕСНИЦКИЙ
1768 года февраля 30 дня.