В Тифлисе случилось крупное историческое событие.

Из тифлисской гимназии исключён за дурное поведение… не много, не мало — князь Святослав.

Вот тебе и «иду на вас»!

Доходился.

Тифлисские педагоги собрались для совещания, как «повоспитателней» преподавать историю в младших классах гимназии.

И педагогический совет постановил:

— Простота образа жизни Святослава могла бы найти место в воспитательном курсе истории; но его постоянная погоня за придунайскими владениями и оставление русской земли на произвол судьбы подают повод к исключению из программы и этого князя.

Итого:

Успехи — 5.

Прилежание — 4-.

Внимание — 3.

PS. Неоднократно был замечаем в оставлении без внимания русской земли.

Поведение — 2.

А посему педагогический совет и постановил исключить князя за дурное поведение из гимназии.

Святослав! Опять вы гоняетесь по коридору за придунайскими владениями? Станьте в угол!

Святослав ( поднимая руку ), Позвольте выйти!

— Извольте стоять! Опять начнёте гоняться!

Святослав исключён, как «дурной пример». Вдруг на самом деле все гимназисты тифлисских гимназий Святославами сделаются!

Вместе со Святославом исключены из гимназии и три брата-варяга, — Рюрик, Синеус и Трувор.

Эти, вероятно, за плохие успехи.

— Вас зачем звали?

— «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет!»

— Устроили порядок?!

И исключили за малоуспешие.

Поведение — 5.

Успехи — 1.

Тифлисские педагоги строги, но справедливы.

Некоторое послабление оказано только… кто бы мог этого ожидать?.. Иоанну Грозному.

Следовало бы исключить, но пожалели:

— Он такой способный!

Впрочем, Иоанн Грозный в руках тифлисских педагогов исправился.

Иоанн Грозный будет преподаваться тифлисским гимназистам сокращённый и исправленный.

Иван Паинька или, в крайнем случае, только Иван Строгий.

Тифлисские педагоги решили про «грехи, про тёмные деянья» Ивана «бывшего Грозного» скромно умалчивать.

На том свете это должно произвести большую сенсацию.

Мы представляем себе картину.

Иоанн Грозный ( дразнясь ). А тебя из гимназии выгнали! А тебя из гимназии выгнали! За поведение!

Святослав ( плача ). И совсем неправильно! Это ко мне помощник классного наставника придрался! Никакого поведения я не делал!

Иоанн Грозный. А за придунайскими владениями зачем гонялся?

Святослав. Так вон и Екатерина за придунайскими владениями гонялась! А её, чай, зовут Великой! А ты чего дразнишься? Сам чего наделал!

Иоанн Грозный ( с хвастовством ). А меня простили! А ты драчун!

Святослав ( рассердясь ). Иду на вы!

Иоанн Грозный. Ну, ты! Тише! Сейчас тифлисскому директору профискалю!

Нас интересует несколько вопросов.

Сколько, например, получил у тифлисских педагогов за поведение Пётр Великий?

Сделано ли замечание Владимиру Мономаху за то, что его «бодал тур многажды»?

— Как не стыдно? Доводить себя до того, чтоб вас тур бодал?

Про такое лицо, как Святополк Окаянный, в тифлисском воспитательном и нравоучительном курсе русской истории, конечно, даже и не упоминается.

Тифлисские педагоги не нашли, понятно, возможным даже разговаривать о такой личности в педагогическом совете.

Но вот за что они исключили из гимназии Ярослава Мудрого?

Кажется, человек ни в чём дурном замечен не был.

Законы издавал.

Разве это дурно, непохвально или непозволительно?

Родителям исключённого остаётся возбудить пред попечителем жалобу на неправильное постановление педагогического совета.

До чего, однако, могут довести заботы о том, чтоб «приручить историю» и сделать её нравоучительной.