1) Статью поязвительнее об нашей русской доброте. "Слаба, не выдерживает". Англия вдруг что скажет, -- ни царь, ни Горчаков, ни придворные, ни пресса -- все добры ужасно. Пусть Англия нас похвалит -- и мы ей всё отдадим, может быть, и славян.

2) О Константинополе непременно. Тот не русский, который не признает нужды завладеть Константинополем (Царьград). Достойны ли мы к решению Восточного вопроса, если мы так смешно понимаем его. Славяне и русские в будущем. Скоро { В рукописи: Ссоры} не будет у нас врагов более славян. Но всё это будут домашние и семейные ссоры. Франция в будущем. (Ничто.) { Рядом с текстом: О Константинополе ~ (Ничто.) -- на полях помета: Константинополь.}

3) Главная ошибка в политике России это то, что ее задачи такие умеренные.

4) О том, что содержание семейств славян вообще, укрывающихся в Сербии и Черногории, должна бы теперь, еще до объявления войны (и даже будет ли война или нет), взять на себя Россия. Это непременно должно быть после высочайших слов в Кремле о геройской борьбе славян за правое дело. Чтоб сделать честь этим словам, Россия должна { Вместо: Россия должна -- было: мы должны} послать славянам хоть миллион для прокормления. Манифестация твердая перед Европою. (Ввиду зимы.) Поручить Славянским комитетам, имеющим своих распорядителей и представителей. <142>

5) Femme cosaque -- удивляем Европу. Но у нас еще не установилась жизнь, мы только что начинаем жить.

6) Колоссальная пощечина в воздухе: да и что ж делать, коли эту щеку нельзя не бить (исключая народ).

7) Но трактаты (Парижский, 1856) опровергаются лишь фактическим опровержением, то есть войною, без войны же не изменяются и имеют, напротив, страшную живучесть.

8) Четверг, 4-го ноября. No 247, "Новое время". Младенческая статья о Восточном вопросе. Владение Константинополем решено лишь с флотской точки зрения и решено бессмысленно. Но владение Константинополем важно и с других точек зрения, наприм<ер>, хоть бы с той, что тот славянский народ, который первый овладеет Константинополем, и придавит собою все остальные племена Балканского полуострова, а во-вторых, то, что начнется вражда греков с славянами. А потому, чтоб не было вражды ни греков с славянами, ни славян между собою, и не было бы поэтому ни измен общему славянскому делу, ни предательства его Англии, -- потому и нужно, чтоб Константинополь достался в руки сильной посредствующей державы, до того сильной, что с нею спорить уж нельзя будет, а потому ей и достанется опека (самая благодетельная) над освобожденными славянскими племенами. И, главное, чтоб Россия тут одна была, а Германию вмешивать нечего. { Рядом с текстом: Четверг со нечего. -- на полях пометы: "Новое время". Константинополь.}

NB.) СТАТЬЮ О КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПОМЕСТИТЬ НЕПРЕМЕННО (всегда любопытно).

Дело Англии, говоря à la longue, {в итоге (франц.). } во всяком случае отчаянное: ведь славяне, хоть и будут облагодетельствованы Англией, а все-таки притянутся к нам: там, дескать, наш корень и наш центр. Так что Англия лишь сохранит их для нас. Единение славян с нами дело, решенное историей. А Константинополь? <143>

Если же грекам отдать Константинополь, то в православии водворится огромная схизма, вследствие отделения уже не одних болгар, а и всех славян от вселенской единящей патриархии из-за политического противоречия грекам, владеющим Константинополем. { Рядом с текстом: Если же грекам ~ Константинополем. -- пометы: Константинополь. Здесь.}

1) И мы потеряем славян, 2) так как мы не захотим же отделиться от вселенской церкви. 3) Нам отнюдь нельзя допускать ссор греков и славян; нам мириться надо, для того взять Константинополь и положить себе в карман.

Начать статью так: "Вопрос о Константинополе считается несвоевременным, мечтательным, но в нем понимание (сущность) разрешения всего Восточ<ного> вопр<оса>" и т. д. { Рядом с текстом: Начать статью так ~ и т. д. -- на полях помета: Константинополь.}

Заважничал, корову купил, русизм, более русская, а и по-русски не говорит. В Петербурге от поколения к поколению, дети растут, камер-юнкеры, а в Россию не едут будущие наши правители. Лови Петра с утра.

Посади свинью за стол и т. д. Русский характер. Перейти предел. Фотий. Платон Зубов разве не Пугачев. В наше время адвокаты, писатели и проч.

Лови Петра с утра и т. д. То есть всё к сроку, искусство или так, или инстинкт сердечный именно поймать мгновенье, попасть в точку, не опоздать и не упредить, ни раньше ни позже. Таково и мы объявили решение (то есть высочайшие слова и проч.). И свой восторг не износился и не разочаровался, и врагов облили холодной водой именно в потребную минуту. Еще далее, -- и они решительно бы презирать нас стали за бессилие: такой большой колосс и { Далее было: так слаб} такие глиняные ноги, так слаб. (Глиняные ноги народ русский.) Уже банкиры предложили, говорят, недостойные условия для займа денег России ("Новое время", No 249, 6-е ноября). А теперь всё в точку. { Далее было: Лови. Лови Петра с утра, а ободн<яет>} Опоздали бы, и восторг русский износился бы, и Европа смотрела бы на наш грозный (но поздний шаг) как на выходку отчаянную припертого к стенке человека. Подлинно высшее правило жизни: ловить точку. Лови Петра с утра и проч.

(Нам и нельзя было не объявить войны. (Лев Полонский, не благодеяний) это правда.) <144>

Завитки.

Завитки -- это заигравшаяся ложь. (Соединить с ПОСАДИ СВИНЬЮ ЗА СТОЛ. ЗУБОВ, ПУГАЧЕВ (сел на престол).) Скобелев, наказующий кнутом (то же "Новое время", "Русская старина"), Шарнгорст, Набоков и водочка -- Ростовцев за дверью и проч.

NB. Соединить это и с КОРОВУ КУПИЛ.

О Корниловой. Я из любопытства был у ней.

Корову купил -- соединить Кокодессом, готовящимся поступить в Госуд<арственный> совет (процесс отчуждения от России, в Петербурге, где все более и более, от поколения к поколению, не знают России).

О Мещерском и его очерках.

ЛЕС

NB. Лес и безлесье -- справиться о тексте закона у Ник<олая> Петр<овича> Семенова.

Социалисты чтут христианство в идеале (хоть и ругают его. Развить. NB. Далее Христа в нравственном отношении ничего не сказали). Но не чтут в действии, деятельны. Ибо если б все деятельно были христианами, то ни одного социального вопроса не было бы поднято. Были бы подняты вопросы экономические, кухонные, например лесу нет и простору нет, поневоле коммунизм, исчезновение семьи и проч. Были бы христиане, уладили бы всё. Но невозможно быть христианами пока всем, возможны лишь отдельные случаи.

(Может быть, эти отдельные случаи ведут и сохраняют таинственно людей.) Невозможно, может быть, и по законам, каким-нибудь законам природы человеческой, н<а>прим<ер> война каждые 25 лет. { Рядом с текстом: Социалисты чтут ~ 25 лет. -- на полях пометы: Социализм и христианство. Война каждые 25 лет.}

О самодержавии как о причине всех свобод России. (NB. Тут-то разница во взглядах русских-иностранцев и русских-русских: по-иностранному -- тирания, по-русски -- источник всех свобод.) Таким образом, если правительство (если б только это было мыслимо) чуть-чуть забоится своих подданных, то оно тотчас станет не русским и не национальным. Со стороны главы правительства это невозможно, а потому и все свободы. { Рядом с текстом: О самодержавии ~ все свободы. -- на полях помета: Передовая. Ноябрь.} <145>

Возьмите энтузиазм, окружающий беспрерывно царя и царское слово. Сами русские не дадут не только укорениться, но даже и появиться беспорядку даже в случае самых полных свобод. В этом случае Россия, может быть, самая свободная из наций. { Над словами: самая свободная из наций -- вписано: С этой точки} Вот русское понимание самодержавия.

Война, Прудон, человечество не хочет войны, и, однако же, каждое 25-летие. (Буржуа, хочет мира, работники. Человечество так дурно устроено, что не может не поддерживать свое дурное зданье мечом.) Великодушие в войне, в мире -- жестокость.

Спиритизм. Нелепость теорий и неопровержимые факты. Научное исследование -- самая нормальная дорога, но надо других исследователей: наши необразованны. Тот же Менделеев, например, если, исследуя, не в силах будет { Было: не в силах будучи} отрицать факт, то в случае добросовестности и не пошлости непременно перейдет в спиритизм с самой дурной его стороны, не остановится на пороге, оттого, что необразован.

Наши специалисты могут быть людьми науки, но они необразованны (устраняю все личности Менделеевых и проч.).

Это не Фауст, не Гумбольдт -- ученые с мировою мыслью и с мировым обобщением; это маленькие техники и ремесленники.

Для всеобщего успокоения нужно систему великих держав превратить в систему двух сил; ибо остальные три силы -- мираж. { Рядом с фразой: Для всеобщего успокоения ~ мираж. -- помета: 2 силы.}

Мак Ивер. Необыкновенно благородный тон. Простодушие военное. Высокий доблестный дух. Выставка об истязаниях наших пленных. Языки рвали веревками. Каково матерям русским о пропавших без вести. Старухи обугленные. Наши туркофильские газеты. Если б они служили за деньги, то не могли бы предать лучше. Но сколько бы они получили денег? Англия богата. Расхолодить энтузиазм -- вот их цель была. Я не верю, чтоб они брали деньги, но если деньги им дороже всего, то конечно они дали маху. {Я не верю ~ маху, вписано на полях. } После { Было: При} неудачи дела они набросились на Черняева. Обманывали-де телеграммы. Главное -- глупая цель отвлечь энтузиазм общества теперь и после слов царя. Да если б за деньги, то никогда бы не могли они заработать более фунтов стерлингов. Но мы не знаем их целей. Но хотя ревность их и достойна оплаты, но выказали они замечательно мало ума. И это такие газеты, которые расходились в 15 000 экземпляров! Странно и удивительно. { Рядом с текстом: Мак Ивер ~ удивительно. -- на полях помета: Мак Ивер.}

О том, что вся Англия вела с нами войну все лето, посылала флоты и проч. А мы, при несомненном добром сердце царя, не послали ни гроша, отказали умиравшим с голоду мученикам. Даже дальновидная Австрия истратила множество денег от казны и хорошо посеяла свои гульдены: ее помощь будут помнить славяне. Почему бы нам хоть теперь не послать славянам миллиона два? Хорошо посеем. Ведь сказано же в Манифесте и т. д. (О геройской войне за святое дело и т. д.) <148>

Дорог аршин. Откормленные поросята.

Пожертвования сократились, но тут-то бы правительству два мильона. Посеять. { Рядом с текстом: Пожертвования ~ Посеять. -- на полях помета: После Мак Ивера и Краевского.}

"Новое время", No 254. Четверг, 11 ноября. Из "Р<усского> архива" о французском языке (корову купил). { Рядом с текстом: "Новое время" ~ купил). -- на полях помета: о французском языке.}

Россия служит принципам великодушия, бескорыстия и человеколюбия. Что же видим в Европе. Итак человечество разделилось на две части.

Черняев. "Новое время" от 12 и 13 и "Русск<ий> мир". О Черняеве.

Во всяком случае ни г-н Полетика, ни г-н Краевский не обладают значительным умом. { Далее было: Или} Даже и просто умом. Это наконец выяснилось { Незачеркнутый вариант: объяснилось} настолько, что теперь об этом уже можно произносить утвердительно. { К тексту: Даже и просто ~ утвердительно. -- незачеркнутый вариант: Теперь это уже можно сказать утвердительно.}

У Андрея Ал<ександровича> (нападки на Черняева), я хочу верить, не от злобного сердца, а чтоб { Вместо: а чтоб -- было: а для} доставить оригинальность газете. Другой из них (Полетика) действительно, может быть, завидовал: зачем не он, при его богатстве, освободил Сербию?

"Москов<ские> вед<омости>" и "Русский мир" -- 13 ноября, "Москов<ские>", 12-го. Все, что и предсказал о избиении Болгарии и об англичанах, которые захватят Константинополь и станут совращать славян, подтвердилось.

Веселитс<кий> Божид<арович>. Воскресение, 14 марта. Два миллиона от правительства голодным. Уж и так допустили в Болгарии.

"Новое время", 14 ноября, No 257. О свободе проливов и не ладо Константинополя. Что такое свобода проливов? Когда надо, ведь их же запрут, чем они обеспечены? <151>

M e mento. {Помнить (л ат.). } "Русский мир", "Новое время", от 14-го ноября. О каперстве. О { Далее было: взимании} двойной гильдейской пошлине в виде жертвы Отечеству. { Рядом с текстом: Memento ~ Отечеству. -- на полях помета: Memento. }

Крейсерство позволительно, каперство нет. Вздор -- не только каперство, но и бомбардировки Одессы непозволительны. Совершенно те же башибузуки. У турок разрывные пули. Непременно будут. Употреблять ли и нам? Нет, стыдно, бесчестно, лучше поплатимся временным страданием, но уж зато обязанность наша тогда человеческая взять гарантии и меры, чтоб уж впредь не воевала такая страна как Турция ни с кем и никогда, потому что эта страна не понимает: почему воспрещаются разрывные пули.

А Франции лучше бы не к выставке готовиться, а к войне. (NB. "Новое время", No 258, 15 ноября.)

В том же No "Нов<ого> времени" о воровстве в дворянском сословии и проч.

История Восточного вопроса есть история { Вместо: История Восточного вопроса есть история -- было: Восточный вопрос есть вопро<с>} нашего самознания. В статье "Нов<ого> врем<ени>", 16-го, No 259 (в фельетоне), сказано, что если б собственные интересы указать, то было бы гораздо больше одушевления в народе. Кому ведь какой интерес? У нас именно народ интересуется высшей идеей помощи братьям -- выше интереса, и это вовсе не идеально, как говорите вы европейским языком. Это идеально в Европе, потому что там нет ни одного народа, который бы поставил интерес братьев выше собственной выгоды, и потому там это идеально, а у нас реально.

Последняя окрошка европейничанья. Наши идеи возьмут верх.

История вопроса (опять то же "Новое время"). Пустословие разбирать, из-за каких причин мы связаны с Восточным вопросом -- из благодеяний или из собственной защиты. Наш народ всегда хочет быть одушевлен высшею мыслью.

Я. Полонский.

Loftus, республика -- да пусть их.

У нас в премудрости цари хотят решать сообща с народом. Lbi <?> еще перешли сильн<ее?>.

1) Затянулось дело, начались словоизвержения; высшая идея благодеяний и всегда в этом. Но народ наш вряд ли на выгоду подымется. Высшее чувство благодеяний и Царьград. 2) Что такое Царьград. Новое слово миру славян и проч. {Затянулось дело ~ и проч. вписано вдоль полей. } <152>

Loftus, республика -- да пусть их, сильнее нет нашей республики. Народ в единении с царем.

Лев Полонск<ий>. "Благодеяние полезно и нам", -- да это и всегда было известно, доброе всегда добрый плод приносит, и даже во сто крат, и нечего тратить бумаги и чернила на эти старческие определения. Говорил же я взять Константинополь.

Но есть свое у каждого народа: наш вот не пойдет из-за такой выгоды, которая еще в небе летает, воевать Босфор, а за славян пойдет. Награды не требуют, умирают (у Мещерского -- встречают добровольцев молча и что дашь). У англичан же непосредственные интересы, и они пойдут. У них торговля, у нас что-то другое. Вы думаете, станут купцами, переменятся, поумнеют. Не дай бог, у нас другая идея. У них товар, у нас другое. Мы скажем свое слово. Тут проявилось нечто действительно народное, { Незачеркнутый вариант: национальное} и вам это претит. { Рядом с текстом: Лев Полонск<ий> ~ претит. -- на полях помета: "Новое время", No 259.}

"Новое время", 260 No, говорится именно о том, что у России нравственные интересы в Восточн<ом> вопросе пересилили матерьяльные.

Еще раз. О том, что с Турцией нельзя ни о чем уговариваться, -- взять под опеку.

Отдать опеку Англии -- изменить четырем векам нашей политики.

ПИСЬМО ЮРКЕВИЧА. От пошатнувшейся семьи, чтоб он непременно считал своих родителей лучшими. А они не внушили даже ему долга многое выносить, по примеру того, как и все выносят, для других и для ближних.

Тут не баллы: эти же баллы прежде не доводили до сего.

-- Эти еще вешаются, а если б взрослый был: "Эх, пойду в подлецы! Добрым-то, знать, хуже, не оценили, дескать, меня", малодушие; сейчас просит награды. <153>

Так же и насчет всякого нравственного долгу, сейчас можно приискать нравственную лазейку, чтоб освободить себя.

В одной тюрьме с наставницами грубы. -- А они в народ. Убеждения наши, дескать, не те, просто ругаться от тоски хочется, и освобождают себя от всякого стеснения.

Я не в народ идущих только виню, а все племя, за грехи отцов. Да и не отцов. Разрушилось нечто прежнее, modus in rebus. {порядок вещей (лат.). } Теперь надо создать другое. Всякий выход хорош. Война хороша. Сами придут, уважая себя, и других заставят себя уважать. А потому война не за хапугу, а за благодеяние наиболее кстати, ибо тут есть за что уважать (и тут же перейти на Л. Полонского).

У этого существа (гимназиста) каждую минуту все оканчивается. Ему легко умирать, потому что слишком малоценное оставляет.

НЫНЧЕ (при туманностях) имеют право жить люди подлые, то есть остаются в живых болезненные средней силы (mens sana). {здоровое тело (лат.). } И пусть эти болезненные даже героичны и великодушны (лично). Не беспокойтесь, зато так раздражительны, самолюбивы, что в следующих поколениях народят подлецов. Правда, в течение долгого срока излечатся племена в высшие. Но зато всё будут прибывать вновь и вновь слабые и т. д. на очень долгое время, в продолжение многих столетий. { К словам: в продолжение многих столетий -- незачеркнутый вариант: на многие столетия.}

"Домашняя беседа". Объявление: этот язык. Это я называю твердостью. Так говорит человек, твердо убежденный в своей силе и в своем успехе. Вот бы дипломатии перенять такой язык, чем вилять-то. А впрочем, с Россией почти так точно и говорят (смот<ри>. Среда, 17, "Русск<ий> мир". Объявление о "Домашней беседе").

Strepito belli propelentur artis. {Грохот войны разгоняет искусства (лат.). }

Письмо ко мне: Приищите место. <154>

"Моск<овские> вед<омости>", No 296. Книга об употреблении евреями христианской крови. Цена 2 руб. По Садовой у Кораблева.

Маркиз Солсбери, его поездка (см. выше: Россия добродушно уступает, Салтыков, способен, способен). { Рядом с текстом: Маркиз Солсбери ~ способен).-- на полях помета: "Новое время" Солсбери. 19 ноября, No 262.}

"Москов<ские> ведомости", No 296, о каперстве.

Там же письмо К. М. из Парижа о французских настроениях против нас.

Как бы ни выставляли бескорыстие России слова и обещания царя, но дело естественной логикой вещей ломит к развязке и война с Европой неизбежна. Тут не царь, не Биконсфильд и всё не то, что мы захватим или не захватим на этот раз. Тут Восточн<ый> вопрос в целом и в будущем, а стало быть, и усиление России славянами, а Европа допустит это лишь в крайнем случае. Всё лекарство было бы в настоящую минуту опять, в сотый раз, уклониться от решения, решить дело компромиссом, но это страшно невыгодно для России, ибо мы вредим целому в Вост<очном> вопросе, то есть отдаем пашу идею, уступаем наше вековое право и проч. Выгоднее война, выгоднее кончить разом и хорошо.

Нашему царю определено судьбой поправить наше упущенное влияние на Востоке. Задача очень легка теперь, ибо 2/3 дела уже сделано самой логикой вещей. Теперь уже ясно, что славянам нельзя жить у турок и никакие гатти-гумагоны не помогут. Надо, во всяком случае, придумать новую комбинацию. Но, повторяю, Англия придумает по-своему, она освободит славян, но сама, а нам и понюхать не даст. И пусть нам же в карман. Благодетеля всегда ненавидят, и славяне, облагодетельствованные Англией, потянутся к нам. А мы облагодетельствуем, то, напротив, потянутся к Англии. И т. д.

"Новое время", No 263. Мнение Гладстона о том, чтоб Англия, а не Россия, облагодетельствовала славян. Телеграммы. { Рядом с текстом: "Новое время" ~ Телеграммы. -- на полях помета: Я говорил. Вдоль этого же текста три фигурные скобки и три вопросительных знака. } <155>