Гамме. Положительно ничего не будет, кроме пущей мерзости.

Сечь не будут, но {Сечь не будут, но вписано. } сечение не уничтожится.

Иванище решает грубо -- матерьяльно, ввиду первых потребностей.

Спиритизм, атеизм, Христос.

Иванище заботится, { Было: боится} что-нибудь носит же его в Ерусалим { Так в рукописи. } ходить, но если принять великое решение, то он забеспокоится и устранится.

Моршанск, Петерсон. У нас есть люди, ставящие такие <?> положительные требования. Иванище или Илья, г-н Петерсон? Не могу решить этого -- но положительные требования.

О плюсовой { Было начато: О 1-х} литературе.

Я всё читал газеты. {Я всё читал газеты повторено дважды. } Я ничего не знаю разнообразнее действительности. Зачем обыкновенно люди прибегают к фантазии, чтоб развлечь и развеселить себя. Никакая фантазия не может сравняться с действительн<остью>, если <?> { В рукописи ошибочно: есть} хоть капельку в нее вглядеться. {Зачем ~ вглядеться, вписано. } Кто говорит, что на свете скучно? Какая нелепость! Напротив, чем дальше, тем веселее. Даже так можно сказать, что прежде было скучнее. Во Франции верили в республику. Наполеон повеселил -- но не очень. У нас Дадьян; верили в Гоголя -- взятки не перестали -- но люди, не любящие взяток, образовались. Но теперь веселее. Во Франции Распаль подает <?> об освобождении. Дон Карлос въезжает в Англию. Какая фигура! У нас я прочел о Купернике. {У нас ~ о Купернике. вписано. } У нас же даже об одеждах священников <?>. Граф Шамбор положим <?>, {положим <?> вписано. } француз. Этот -- инквизицией. Кровь не смущает никогда. Это ad majorem gloriam Dei. {к вящей славе божией (лат.). }

Сир Laurens {Лоуренс (англ.). } как-то видит в том, что народ сохранит в том больше достоинства.

Какие характерные и твердые люди, а у нас ничего своего -- Потугины. Кстати. Милый анекдот, мелькнувший в газете, забыл, в какой, где прочитал. Премилейший анекдот. Но я о Пушкине.

Говорю, что этот <?> всё скучает о пустяках, пустяки лезут прежде всего. {Премилейший анекдот, ~ прежде всего, вписано. }

Там люди закончившиеся, совершенно обособившиеся и доживающие последние сроки. О, есть там и новее. Кто сказал, что нет там новых людей? По крайней мере миллионы веселятся <?> с призраком нового, с восторгами нового и с идеалами.

Но новое ли или старое -- в том вопрос и в том их трагедия.

Неужели о Купернике?

Впрочем, оставим о г-не Купернике. Это нисколько не стоит того. Какое нам дело до частной жизни человека?

Так просто для грому или для игры с ямщиком. {Впрочем ~ с ямщиком, вписано. }

-- Слышал о старушке.

-- Слышал о Малькове. Слышал о молод<ом> человеке, идущем против спиритизма (и даже видел его). С другой стороны, слышал рассказ об одной церкви в Англии. Странное время, значит, везде, и это где же, и это там, где наиболее обособившиеся люди. Действительность. {Действительность, вписано. } Посмотрите на дона Карлоса и т. д. Сами от себя и сами по себе. Правда, не без связи же с предыдущим, и большой. Это-то и любопытно проследить, эту связь, но всё представляется как бы тем классическим пучком прутьев, {прутьев вписано. } который цел и крепок сам по себе, а лишенный связи рассыпан, и каждая былинка колеблема ветром. Да это у нас прутик ли только. Слышал я об одной церкви в Англии (ведь я о слышанном пишу). {Это-то и любопытно ~ пишу), вписано. }

О Купернике.

О, прочитайте то и то. Пучок фактов. О спиритах. О спиритах я забыл сказать одно словцо в прошлом дневнике. {спиритах ~ дневнике, вписано. }

Факир.

О Калике Иванище. О Петерсоне (резкие требования) и т. д.

О войне, о Европе, Гамбетте, папе, на тему: все уверяют, что всё спокойно, но о России помолчим. Посмотрим на Европу. Мак-Магон. Там тоже видят прочность, И кончить: ударят о скалу-Россию.

Дон Карлос, закаменели. Как там всё это логично и связно.

Не могу уверовать, не хочу уверовать, что ли. Факир, ну нет у спиритов, если действительно подымается стол, то это немало. Но гам чудеса дикие.

Если хотите, Иванище.

Автор не против ассоциаций и корпораций -- он только говорит, что их теперешний главный принцип -- это шпионство и утилитаризм. Но эта выписка вряд ли, впрочем, {впрочем вписано. } разъяснит мою мысль { Было: выписку} об особенной повсеместной теперешней обособленности без концов и начал.

То-то пожил лет. Сколько огня и тепла ушло даром, сколько прекрасных молодых сил ушло понапрасну без пользы общему делу и отечеству из-за того только, что захотелось вместо первого шагу прямо шагнуть десятый.

Да что: у нас открывается и обособляется и выходит пусто. Всё. Курица болтуна снесла.

А впрочем, чуть ли там не хуже. Вместе пук фактов. {Вместе пук фактов, вписано. } У нас растрата сил незрелая и ни с чем не сообразная. Там всё обособилось зрело и, кажется, уже не сойдутся. В пук-то и совсем не соберутся. Это ясно. Конец. Есть там одна мысль, но о мысли этой потом.

Это только почин <?> Ведь, может быть, и соберутся в пук.

Уже выросла изо всех скорбей, изо всего текущего, уже не от мира сего, а всё же спросил<а>: "Ты куда?" Да ей и не надо было, а человека увидала, что заговорил с нею, тоже ведь общение с людьми.

Мне пригрезилось после этого рассказа, как она придет.

Чего плакалась <?> и престо, и хорошо, великолепно <?> вели<ко>лепно <?>

Дать бедность надо, ну и т<ак> далее. { Далее было: О, у нас тоже вяжется, но сам-то он не хочет вязаться -- самонадеянность, самонадеятели <?> И что за беспокойство,}

Католичество -- страшная окаменелость, и как раз в наш век ему надо было окаменеть. Эта страшная вера была главною гибелью всей Европы, 3-е дьяволово искушение. Энциклопедисты. Наука. Но наука пока теория. {Но наука пока теория, вписано. } Теперь вновь гонение на католичество. До сих пор оно блудодействовало с царем, теперь с демосом. Рахмон <?> Болье <?> { Далее было: Литератор не знает предела и знать не хочет. Вступает публицистом -- и знать не хочет ни истории, ни предыдущего и прямо хочет сделать 10-й шаг вместо первого. Вступает и в отделе критики -- "критиком" и уже знать не хочет замечать ничего и никого. Погибает наконец от усилий угодить, деятель не он. И вдруг из ненависти делает <ся> религиозным, но не христианин и не протестант, уединяется и выдумывает своего Христа.} Россия будет ли готова? Наш поворот в Европу отвел нам глаза. Так что, может быть, не воротимся, но Европа застучится. Спасите себя и нас. {Россия будет ли готова? ~ себя и нас. вписано. }

Стучится об Россию. Читали ль вы въезд дона Карлоса? Вот еще окаменелая фигура. {Стучится ~ фигура, вписано. }

ДОН КАРЛОС.

Какая действительность! Никакая фантазия не сравнится с действительностью. Себастьяни.

А между тем и там разложение и обособление. Посмотрите. { Далее было: отделились} Как они смотрят на протестантизм (выписка. Победо<носцев>).

Мне рассказывали про атеистическую церковь. Уважение к этому умиранию.

Затем:

Куперник и кража у австрийск<ого> посланника. Мещерский. Центральное общество добродетели. {Мещерский, ~ добродетели, вписано. } И кончить ВОЙНОЙ. Лучше я вам расскажу про войну. { Далее было: чрезвычайное обособление, все-все радуются?}

Вопрос Герцеговинский, узел которого несомненно в Берлине.