Печатается по автографу: ГБЛ, ф. 93. 1.3.12; см.: Описание, стр. 281. На отдельном листке (на обложке листка запись А. Г. Достоевской: "Папин автограф от Маркса").

Впервые опубликовано: Гроссман, Жизнь и труды, стр. 349.

В собрание сочинений включается впервые.

Датируется второй половиной декабря 1877 г. по содержанию и на основании местоположения на обороте листка с дневниковой записью от 24 декабря 1877 г., в которой речь идет именно об этом предполагаемом издании "Дневника" (см. наст. изд., т. XVII, стр. 14). Несколько раньше об этом же замысле Достоевский сообщил С. Д. Яновскому. "Хочу попробовать одно новое издание,-- писал он,-- в которое и войдет "Дневник" как часть этого издания" (письмо от 17 декабря 1877 г.); см. также наст. изд., т. XXV, стр. 357.

Стр. 175. Роман, повесть... -- В этом отделе Достоевский собирался помещать и свои сочинения. В названном выше письме к Яновскому он не случайно писал: "Таким образом расширю свою форму действия...". Роман -- это, возможно, будущие "Братья Карамазовы"; повесть -- должно быть, один из замыслов, названных на обороте листка с перечнем тем первым (т. е. "I. Написать русского Кандида"), поглощенным позднее романом "Братья Карамазовы" (см. наст. изд., т. XV, стр. 409, 410).

Стр. 175. Хроника событий ~ о семинаристах... -- Старый замысел Достоевского, отразившийся еще в романе "Бесы" (см. наст. изд., т. X, стр. 103--104). Многие из названных здесь тем были затронуты и в вышедших выпусках "Дневника писателя" за 1876--1877 гг. и в записных тетрадях этого и более раннего времени (см. наст. изд., тт. XX--XXVI).

Стр. 175. Дневник писателя. -- В письме к Яновскому Достоевский писал об этой части замысла: "Дневник же сам собою так сложился, что изменять его форму, хоть сколько-нибудь, невозможно",

Стр. 175. Дневник Порецкого, или отметки его какие-либо. -- С А. У. Порецким (1819--1879) Достоевский сотрудничал в пору издания журналов "Время" и "Эпоха", и особенно активно в период редактирования "Гражданина", в котором публицист вел несколько отделов ("Петербургское обозрение", "Политическое обозрение", "Областной обзор") и участвовал в составлении раздела "Из текущей жизни".

Стр. 175. Критическая статья (хотя бы о Грибоедове... -- Идеи и образы комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" постоянно привлекали внимание Достоевского и отразились на страницах его произведений и творческих рукописей (см. об этом: А. Бем. "Горе от ума" в творчестве Достоевского. -- "Slavia", Praha, Ročnik X, 1931, No 1, s. 88--108; А. Л. Гришунин. Грибоедов и "Горе от ума" в наследии Достоевского. -- В кн.: Искусство слова. Сборник статей к 80-летию чл.-корр. АН СССР Д. Д. Благого. М., 1973, стр. 192--199). Можно предположить, что в задуманной статье были бы развернуты мысли, высказанные писателем, в частности, в примечаниях к статье Д. В. Аверкиева "Значение Островского в нашей литературе" (см. наст. изд., т. XX, стр. 229 и 420) и изложенные в ряде набросков к различным выпускам "Дневника писателя" за 1876 г. (см. об этом: наст. изд., т. XXIII, стр. 390--391). Подтверждением этого является следующая заметка из записной тетради 1876 г.: "Я хочу ввести критику, разберу "Горе от ума"" (из программы январского выпуска "Дневника писателя" -- см. наст. изд., т. XXIV, стр. 307). В конце 1880 г. Достоевский вновь обратился к замыслу этой статьи 1880--1881 гг. -- наст. изд., т. XXVII.

Стр. 175. Малая критика ~ (текущие книги)... -- Достоевский возвращается к своей давней идее, воплотить которую он собирался еще в "Эпохе" (см. письмо к M. M. Достоевскому от 29 февраля 1864 г.) и которую проводил в журнале "Гражданин".

Стр. 175. ... Росси... -- Итальянский трагический актер Эрнесто Росси (1829--1896) с марта 1877 г. гастролировал в России (сначала в Петербурге, затем в Москве и Одессе). Исполнение им заглавных ролей в пьесах Шекспира "Король Лир", "Гамлет", "Отелло", "Ромео и Джульетта" вызвало восторженную реакцию публики. Рецензент "Голоса" писал после одного из выступлений артиста: "...Мариинский театр был битком набит <...> Радостным чувством наполняетесь вы сами, глядя на эти восторги, на это безграничное увлечение чарами искусства в том его высшем выражении, которое называется Шекспир..." (Г, 1877, 20 марта, No 79). Достоевскому, несомненно, было известно и об обеде, устроенном 3 мая 1877 г. в честь Росси в Москве по инициативе А. Н. Островского и Н. Г. Рубинштейна (см.: МВед, 1877, 8 мая, No 109).

Стр. 175. ... о Верещагине. -- 16 апреля 1877 г. живописец-баталист Василий Васильевич Верещагин (1842--1904) направился, после долгих хлопот, в действующую армию на только что начавшуюся русско-турецкую войну; здесь он состоял сначала при генерале Д. И. Скобелеве, потом при генерале И. В. Гурко; был тяжело ранен; участвовал в штурме Плевны и в боях за Шипку, проведя на фронтах около десяти месяцев. Писатель А. Н. Цертелев, бывший ординарцем начальника штаба М. Д. Скобелева, писал: "...с нами <...> поместился <...> живописец Верещагин. Он едва поправился от своей раны под Парапаном, но уже был под Плевной. Он, кажется, пойдет с нами в Балканы, коли пойдем, наконец. Верещагина мы видим лишь после захода солнца. Он целый день работает или собирает костюмы, мундиры и разные вещи, необходимые ему для точности своих будущих картин" (ИРЛИ, ф. 265, д. 5516, л. 39; подробнее см. в кн.: А. К. Лебедев. В. В. Верещагин. М., 1972, стр. 167--209). Написанная в 1878--1879 гг. серия картин о русско-турецкой войне принесла художнику большой успех.