<ЗАПИСИ К "ДНЕВНИКУ ПИСАТЕЛЯ" ИЗ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 1876--1877 гг.>
Стр. 226. Община. -- Заметки на эту тему появляются в записных тетрадях периодически с марта 1876 г., она включалась в черновые планы апрельского и декабрьского выпусков "Дневника писателя" за 1876 г. (наст. изд., т. XXIV, стр. 157, 179, 238, 299--300, 304, 306 и примеч. к ним), но в окончательном тексте получила отражение лишь в виде отдельных замечаний в июльско-августовском номере 1876 г. (наст. изд., т. XXIII, стр. 96, 98), мартовском и майско-июньском номерах 1877 г. (стр. 86, 138).
Стр. 226. Солдат и Марфа. -- Об эпизоде филантропической деятельности Достоевского, который имеет в виду эта запись, рассказал в своих воспоминаниях о писателе А. Ф. Кони: "Некто А. Бергеман -- добрая и отзывчивая на людское горе женщина -- обратилась к нему в декабре 1876 года, прося его содействия и совета в деле спасения 11-летней девочки, брошенной матерью на попечение развратного и пьяного отставного солдата, с которым ей самой жить "стало невмоготу". Старик посылал девочку собирать милостыню, сам поджидая жатвы в ближайшем кабаке и нещадно колотя голодного и озябшего ребенка, если принесенного оказывалось мало. Дальнейшая судьба, ожидавшая девочку, была ясна и несомненна, тем более что мать, работавшая на бумагопрядильной фабрике, разысканная госпожою Бергеман, рассказала ей, что муж уже обесчестил ее старшую внебрачную дочь и хвастался, что сделает то же и с бедной Марфушею (так звали девочку), когда она "поспеет"... Достоевский и за это дело принялся горячо и с сосредоточенною настойчивостью, доставляя мне необходимые справки и присылая полученные им сведения" (Кони, т. VI, с. 434--435). Усилиями Кони девочка была вызволена от отца, помещена сначала в детскую больницу, а затем в приют. Сохранилось письмо Бергеман к Достоевскому от 20 января 1877 г. (ИРЛИ, ф. 100, No 29645) с выражением благодарности за участие в судьбе девочки. В тетради Достоевского записан адрес Бергеман. В набросках к "Братьям Карамазовым" Достоевский среди других "детских" сюжетов упоминает и историю Марфуши (запись "С Бергеман" -- наст. изд., т. XV, стр. 199).
Стр. 226. "Кроткая". "Новое время". -- О рецензии "Нового времени" на рассказ "Кроткая" см. наст. изд., т. XXIV, стр. 390.
Стр. 226. Община и европеизм. -- Кроме указанных ранее материалов об отношении "европеизма" к общинному землевладению (наст. изд., т. XXIV, стр. 507) Достоевский прочел, вероятно, корреспонденцию "Чигиринское дело" (НВр, 1876, 14 декабря, No 287), в которой рассказывалось о борьбе крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии за передел земли и возвращение в связи с этим к общине. В статье говорилось: "Стремление наших крестьян к переходу к общинному владению совпадает по какой-то счастливой случайности с сознанием лучших представителей современной европейской науки, признавших необходимым искать спасения от неурядиц в поземельной собственности в древнем общинном аграрном порядке, существовавшем прежде и на западе Европы". Замечания об общине содержались также в рецензии на книгу А. Васильчикова "Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах" (СПб., 1876) (НВр, 1877, 11 января, No 313).
Стр. 227. "Новое время" ~ о продаже "Голоса" турецкому посольству. -- "Новое время" (1876, 31 декабря, No 302) напечатало в отделе "Среди газет и журналов" выдержку из заявления "Русского мира" (1876, 30 декабря, No 313) о том, что турецкое посольство предложило редакции перепечатать "за надлежащее денежное награждение" статью из турецкой газеты "Levant Herald". Аналогичное предложение, утверждал "Русский мир" якобы со слов посредника в переговорах, "постоянно принималось с готовностью двумя поименованными им большими петербургскими газетами (одною русскою и одною немецкою). <...> Нам обязательно сообщили, с полной откровенностью, некоторые подробности об условиях, на каких указанные газеты соглашаются помещать турецкие статьи, корреспонденции и телеграммы, а также о размере гонорара, получаемого за это из турецкого посольства". Это сообщение "Новое время" обсуждало несколько дней (1877, 1--2 января, No 303--304; 4 января, No 306; 7 января, No 309).
Стр. 227. Влас. -- См. очерк Достоевского "Влас" в "Дневнике писателя" за 1873 г. (наст. изд., т. XXI, стр. 31--41).
Стр. 227. Жан Валъжап. -- Главный персонаж романа В. Гюго "Отверженные", высоко ценимого Достоевским (см. наст. изд.. т. XXII, стр. 317. 349), дважды упоминается в подготовительных материалах и записных тетрадях 1876 г. (наст. изд., т. XXII. стр. 145; т. XXIV, стр. 111).
Стр. 227. Корнель и революция. -- Очевидно, имеется в виду мысль, аналогичная той, которую в полемике о красоте и пользе в искусстве Достоевский высказал в статье "Г-н --бов и вопрос об искусстве" (1861): "Кто бы мог подумать, что, например, Корнель и Расин отзовутся своим влиянием в такие странные и решительные минуты исторической жизни целого народа, что, казалось бы, и немыслимо было сначала, что делать таким старым колпакам, как Корнель и Расин, в такие эпохи" (паст, изд., т. XVIII, стр. 78).
Стр. 227. ... письмо Екатерины II к Цимерман... -- В передовой статье "Московских ведомостей" (1876. 31 декабря. No 335) шла речь о развернувшейся за границей пропагандистской шумихе о неготовности России к войне. "Не впервые Россия борется с неприязнью, которая старается сбить ее с пути клеветою, обманом и всякими кознями", -- писала газета и в подтверждение приводила перевод письма Екатерины II к швейцарскому врачу и философу И. Г. фон Циммерманну от 21 января 1791 г. Убеждая адресата в своих миролюбивых намерениях, императрица опровергала распространявшиеся в то время антирусской пропагандой на Западе заявления об отсутствии у России людских резервов и денежных средств для ведения войны.
Стр. 227....толки заграничной прессы ~ червонные валеты).-- Во второй части передовой статьи указанного выше номера "Московские ведомости" иронически разбирали появившуюся в венской газете "Tagblatt" и распространенную из нее французской прессой корреспонденцию "Заговор в Москве", сообщавшую о тайном обществе "Червонный валет" (le Valet rouge), цель которого якобы "состоит в низвержении правительства, в провозглашении республики и в разделе России на пять независимых государств, соединенных между собою лишь федеральными узами". На самом деле название "Червонные валеты" носила воровская шайка (см. наст. изд., т. XXIII, стр. 359). В связи с этим "Московские ведомости" обращали внимание на то, что "Journal des Débats", увидевший первоначально в демонстрации 6 декабря 1876 г. "первые плоды панславистской пропаганды" и писавший о возникновении в России революционного движения (ср. наст. изд., т. XXIV, стр. 510--511), был вынужден изменить свою оценку и признать демонстрацию "бессмысленной выходкой", которая "сочинена по распоряжению иностранных революционных комитетов с целью разъединить и сбить с пути охватившее Россию патриотическое движение".
Стр. 227. Анекдот об англичанине... -- В той же передовой статье "Московские ведомости" передавали рассказ одного русского добровольца в Сербии об англичанине, который каждый день выходил "на охоту" за русскими. Сидя на стуле, англичанин стрелял из штуцера и отмечал своих жертв в специальном альбоме, который ему подавал слуга. Убийца был застрелен русским ветераном.
Стр. 227. ... фельетон Стасова об идеале и реализме. -- Имеется в виду статья В. В. Стасова "Прискорбные эстетики" (НВр, 1877, 8 января, No 310) в защиту суждений И. Е. Репина о западноевропейской живописи, высказанных в частных письмах к Стасову и опубликованных последним в отрывках в журнале "Пчела". Отзывы Репина, в которых отразилась его приверженность принципам реалистического искусства, были восприняты некоторыми критиками как ниспровержение всех авторитетов. Стасов указывал, что Ренин не признал лишь нескольких итальянских художников и что в его мнении нет ничего экстравагантного или вызывающего, поскольку "даже на самого Рафаэля не раз нападали, на нашем веку, художники Западной Европы, именно все те, которые отделились от направления "идеального", в настоящее время кажущегося им значительно устарелым в живописи, как и во всем другом, и примкнули к направлению, по их убеждению, более правдивому и жизненному -- к направлению "реальному"". Стасов полемизировал также с "идеальным" критиком Д. И. Стахеевым о картине "Бурлаки" и критиком-"позитивистом" Эм (А. М. Матушинским?) о картине "Садко в подводном царстве". Первый обвинял художника в том, что он "не умеет держаться на должной высоте художественных идей" (РМ. 1876. 12 ноября. No 280), второй упрекал в нарушении естественнонаучного правдоподобия ( Г, 1876,1 декабря, No 332).
Стр. 228. ... (яблоко писаное)... -- Предполагая затронуть в "Дневнике писателя" эстетические проблемы, которые в 1861--1862 гг. были предметом полемики "Времени" с "Современником", Достоевский возвращается к фразеологии и тематике тех лет (о "яблоке натуральном и яблоке нарисованном" см. наст. изд., т. XVIII, с. 108, 155, 178, 196, 326--327, 352, 367, 387).
Стр. 228....Артемьева, Диккенс.-- Пол псевдонимом "М. Артемьева" писательница М. К. Цебрикова напечатала очерк "Детство Диккенса" (в кн.: Сборник статей и рассказов для юношества. СПб., 1877, с. 151--181). Ранее под ее собственной фамилией вышел перевод романа "Оливер Твист" (СПб., 1874).
Стр. 228. Сатира (Щедрин)... -- В декабре 1876 г. Достоевский записал в тетради ряд заметок к полемической статье о сатире (паст, изд., т. XXIV, стр. 301, 303--307, 310--312). Замысел не был осуществлен и нашел отражение лишь во вступительных абзацах четвертого раздела второй главы январского выпуска "Дневника писателя" за 1877 г. (стр. 26--27).
Стр. 228. Пусть славяне будут накормлены нами или европейцами, все равно, только б были накормлены, ~ Ор<ест> Миллер, соединивший в себе славянофильство с европейничаньем. -- В отчете о состоявшемся 9 января 1877 г. собрании сапкт-петербургского отдела Славянского благотворительного комитета (НВр, 1877, 11 января, No 313) сообщалось, что 11 членов подали протест против прочитанного на заседании 5 декабря 1876 г. доклада председателя кн. Васильчикова "О помощи славянам", в котором говорилось о необходимости обратиться к европейским странам с призывом о пожертвованиях. Лица, подписавшие протест, считая "обращение для оказания помощи славянам к содействию более богатых европейских народов неприличным и оскорбительным для достоинства русского народа", настаивали на том, что "помощь славянам должна быть оказана исключительно Россиею, без вмешательства европейской нации". С резкими возражениями выступил профессор Петербургского университета О. Ф. Миллер, который заявил: "Истинная гуманность состоит в признании человеческого достоинства за всеми нациями. Вот это-то мы и должны разъяснить европейским нациям. Мы хотим, чтобы за славянским миром были признаны права на самостоятельное развитие. Мы обращаемся к нашим братьям, потому что западные народы действительно паши братья, со словами: "Помогите вашим страдающим родственникам". На Западе есть много людей, усвоивших себе широкий взгляд на дело гуманности! Узкий национализм -- это великое зло. <...> Обращение за помощью к другим нациям содействует развитию между народами той тесной связи, которую имел в виду Хомяков, выражая пожелание, чтобы развилось "племен святое братство!"".
Стр. 228. Lamart. -- Ср. отзыв Достоевского о французском поэте-романтике и политическом деятеле Альфонсе де Ламартине в февральском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г. (наст. изд., т. XXIII, стр. 55--56).
Стр. 229. ... солдат с дочерью. -- См. примеч. к стр. 226 к словам "Солдат и Марфа".
Стр. 229. Выписка из октябрьского Дневника о том, как восторжествует цинизм. -- См. наст. изд., т. XXIII, стр. 160--161.
Стр. 229. К подвигу унтер-офицера Максимова... -- Максимовым по ошибке назван Ф. Данилов.