ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Стрюцкие и община.

Община и европеизм. Европеизм поддерж<ивает> общину, {поддерж<ивает> общину вписано. } ополчается на европейские { Было: народные} начала. Гонение на национальную партию.

NB. Община держит человека у земли. У нас страсть к бродяжничеству и к приключениям. Отделите каждого к своему клочку, и он всё заложит и продаст жиду. (Свели лесок.) Дайте власть -- не справитесь. Лучше держать в узде, в общине. В самоуправлении же могли бы быть сделаны изменения. { На полях рядом с текстом: Стрюцкие и община ~ сделаны изменения.-- запись: Община.}

Недоумения. Аксиома (последняя строчка декабр<ьского> No). Европействующие. Русские европейцы от роду. Это и есть их национальность. Вот первое разъяснение недоумения. { На полях рядом с текстом: Недоумения. Аксиома ~ разъяснение недоумения. -- помета: Здесь.}

"Новое время", 31 декабря. Среди газет и ж<урналов> из "Русского мира" о продаже "Голоса" турецкому посольству.

"Новое время", 31 декабр<я>. Пятница. О Фоме Данилове, унтер-офицере, замученном за веру кипчаками.

NB. О том, как великая идея передается таким душам, которые, по-видимому, и подозревать невозможно, что они заняты высшими идеями жизни: Фома-мученик, Влас, Жан Вальжан.

Основная ошибка нашей критики. Вот уже 30 лет. Мы прямо поставлены на самую низкую степень понимания дела в глазах Европы и настоящего просвещения. Наши консерваторы не возражали, киргизы, сами думали, что это так неважно. Направление, ярлык портит автора. Добрые и полезные человечеству чувства, но тут a priori решается, что такое добро и что полезное. Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличие взяточников, <с. 174> ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе. Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин и т. д.

Это в виде прибавления к критике.

Корнель и революция.

"Московск<ие> ведомос<ти>", 31 декабря, 76. Передовая, письмо Екатерины II к Цимерман и толки заграничной прессы о русских революционных движениях (valet rouge -- червонные валеты). Анекдот об англичанине, стрелявшем русских добровольцев.

Повреждения ума, а не сердца. Кирилловы, богочеловек, человекобог, необразованность от ничегонеделания. Непонимание современного человека. "Новь".

"Нов<ое> врем<я>", суб<бота>, 8 января (No 310?),-- фельетон Стасова об идеале и реализме. Любовь к человечеству. Идеал видит в слове, это важнее. Репины -- дураки, Стасов хуже.

NB. Сознание и любовь, что, может быть, и одно и то Же, потому что ничего вы не сознаете без любви, а с любовью сознаете многое (яблоко писаное) -- и проч.

Зато казенщина; Артемьева, Диккенс.

NB. Тирада об том, что чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками). Тогда-то, может быть, создастся этот тип в первый раз, которого теперь нет и который только в мечтах у всех русских самых даже противуположных направлений (славянофилы, националы, красные и проч.). Пора перестать стыдиться своих убеждений, а надо высказать их.

NB. Ошибка ума, а не сердца и проч.

Сатира (Щедрин), сами свое европейство уничтожающие. <с. 175>

NB. Идея. Заразить душу своим влиянием. Влас. Виктор Гюго.

NB. Пусть славяне будут накормлены нами пли европейцами, все равно, только б были накормлены. Иначе шовинизм. Совсем неправда, и нет шовинизма, ибо желал бы я, чтоб славяне были накормлены и облагодетельствованы лишь русскими, вовсе не шовинизм, ибо я вовсе не для выгод и не для тщеславия России желаю этого, а для выгод славян. Всякое отвоевание (хотя бы и кормом) славян Европою от нас будет им же во вред. Да и есть хлеб телесный { Было: животный} и хлеб духовный. Славяне-европейцы суть поляки, суть чехи, суть сербы, высшей интеллигенции. А желать накормить славян, конечно, хорошо, -- обратиться к Европе тоже недурно и проч. Как желает иной школяр (прямолинейность).

Ор<ест> Миллер, соединивший в себе славянофильство с европейничаньем.

Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть.

Яблоко. Любя яблоко, можно любить человека.

Французы, без вкуса, Lamart и Victor Hugo. Реализм, фотография. Фотография на себя не похожа -- и проч. { На полях рядом с текстом: Христианство есть доказательство со не похожа -- и проч. -- запись: Искусство. Стасов. Репин.}

Литке, расчет. (Мольтке). Неверие в народное движение. Пошел цинизм. Народ наш не кричит, не демонстрирует. (Стоял у Аничкова дворца.) Пошел цинизм. Крахи, паразиты. Кровь хороша. Сатирики.

92-я страница "Нови".

Наша демократия так же древна, как и Россия, а у тех с 89-го года (мысль Мещерского). Ответ автору "Нови".

ШТУНДА. Драгоценный сосуд. Обратятся в хлыстовщину. <с. 176>

Солдат, замученный за веру, с другой стороны, солдат с дочерью. Разврат. Что кого поглотит?

С уничтожением общины.

Разврат в высшем сословии. Штунда. {Штунда. вписано. } Отрицают народное движение. Разорвали с народом. Редсток. {Редсток. вписано. } К ним примкнули европействующие. К деспотизму. Мы свободны с начала русской земли. Европействующие хотят жидовства и разврата. Но есть уже сильно<е> ядро сознающих. { Далее было начато: Сатир<а>} Хотя у европействующих литература. Сатира. Подкладки нет. Нечего было бы сказать. Новь -- вот тайная мысль автора. Вот вам и Потугин! Вот подкладка сатиры Потугина. Нам нечего волноваться революцией, ибо мы уже 1000 лет как свободны.

Общечеловек. Россия -- новое слово. В том-то ее и национальность.

Речь шотландского ректора.

Высшее общество расшаталось и оглупело. И какие у него радости: comtesse {графиня (франц.). } такая-то (а за спиной дураками зовут друг друга). Напакостил такому-то.

То, что мне писали по поводу бессмертия души. И вообще пишут с вопросами. Высших убеждений, цели нет.

Идеализм и реализм.

Червонные валеты и проч. Выписка из октябрьского Дневника о том, как восторжествует цинизм.

Отрицают движение. Что же не кричал народ? Стало быть, не было движения.

К подвигу унтер-офицера Максимова пресса отнеслась сухо. Не нашего, дескать, мира. Эх, что защищать христианство. (Грановск<ий>. Крестовые походы. Общечеловеческое. А христианство не общечеловеческое. Эх свиньи.) Хотя бы честность и сила духа должны были поразить сердечно: этот унтер-офицер есть воплощение народа, с его незыблемостью в убеждении, и растленного нашего общества, с другой стороны. {растленного ~ стороны, вписано. } <с. 177>