Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста.

Хранится: ЦГАЛИ, ф. 212, 1, И, л. 14 (с. 25).

Опубликовано: Описание, стр. 128; ЛН, т. 83, стр. 316.

В собрание сочинений включается впервые.

Датируется (по положению в рабочей тетради) мартом 1875 г.

Павел Алексеевич Козлов (1841--1891) -- поэт, переводчик Байрона, А. де Мюссе, а также польских поэтов -- Ю. Словацкого и других. Достоевский познакомился с ним и его женой Ольгой Алексеевной (урожд. Барышниковой) не позднее января 1873 г. Об этом свидетельствует запись, сделанная писателем 31 января 1873 г. в альбом О. А. Козловой.

Еще до личного знакомства с Козловым, состоявшегося после возвращения Достоевского в Петербург из-за границы (8 июля 1871 г.), имя его могло стать известно Достоевскому по публикации стихотворении П. А. Козлова в "Заре" (1871, No 2, стр. 253--254). В 1873--1874 гг. Козлов печатался также в "Гражданине" в период редактирования Достоевским "газеты-журнала" В. П. Мещерского.

В конце 1874 г. (или в начале 1875-го) Козлов обратился к Достоевскому с просьбой принять участие в "Литературном сборнике" "беллетристического содержания", который он намеревался издать (см. письмо П. А. Козлова к Достоевскому, без даты -- ГБЛ, ф. 93, II. 5. 84). Другое известное нам письмо Козлова к Достоевскому от 20 февраля 1873 г., связанное с участием Козлова в "Гражданине", хранится там же (см.: Описание, стр. 405).

Кроме данного наброска, с планами повести или рассказа, обдумывавшихся для Козлова, связаны две другие записи в тетрадях, содержащих подготовительные материалы к "Подростку":

1) "Против этих людей есть другой несносный тип, для художественных чистая казнь, тип, не менее необразованный и малосведущий [чем], как и "художественные", но зато необычайно точный. Ему до поэтической сущности рассказа нет дела, и не заметит даже ее медведь Собакевич, не умилится, подлец, а не пропустит и не даст соврать, привяжется: где, когда, в котором году, да тогда и не было Суворова, да это и не Александр Иванович, а Павел Игнатьевич, да тот и не служил в таком-то году, а, напротив, был директором соляных дел и проч." -- с припиской на полях: "Может быть, для повести Козлову" (паст, изд., т. XVI, стр. 41).

2) "ЛИЦО: (тип). Мечтатель о том, как он едет в вагоне, говорит, и все дамы благодарят его. Или о том, как он поступает с женой, обманувшей его. Всегда, после страшных жестокостей, оказывается, что он прощает всех и все счастливы. Фельдмаршал. Унгерн-Штернберг (подробнейше описать)" {Комментарий к записи "Унгерн-Штернберг" см.: наст. изд., т. VII, стр, 406.} -- с припиской на левом поле: "В рассказ Козлову Февр<аль>" (наст. изд., т. XVI, стр. 49).

Обе приведенные заметки свидетельствуют, что уже в начале 1875 г. писатель серьезно обдумывал предложение Козлова, собираясь удовлетворить его просьбу, не раз возвращаясь к ней и колеблясь, какой из зафиксированных в его рабочих тетрадях в процессе обдумывания "Подростка" сюжет обработать для задуманного Козловым сборника. Тем не менее к 1 марта обещанные повесть или рассказ не были написаны. Об этом свидетельствует письмо Достоевского к Козлову из Старой Руссы от 1 марта 1875 г.: "В Сборнике Вашем принять участие я готов бы со всею охотою, но успею ли? Я задавлен работой по печатающемуся в "Отеч<ественных> записках" большому моему роману, {Имеется в виду "Подросток".} и так будет до осени. Если успею, то доставлю что-нибудь непременно, но, во всяком случае к самому позднему сроку, т. е. не раньше августа. Двух-трех листов доставить тоже ни за что не могу. Вещица может быть в один печатный разве лист, немного менее или более листа". Достоевский определял тут же размер гонорара -- 350 руб. за лист. Ответ Козлова на это письмо не сохранился.

Задуманная повесть так и не была осуществлена Достоевским, да и самый "Литературный сборник" П. А. Козлова не состоялся.

Стр. 6. Дрезденская Мадонна, Лизав < ета > Кузьминишна.-- Сходная запись ("Лизавета Кузьминична и дрезденская Мадонна") содержится в позднейшей рабочей тетради Достоевского (No 15) конца 1875 -- первой половины 1876 г. в перечне тем для мартовского выпуска "Дневника писателя" за 1876 г. Возможно, что в обеих записях имеется в виду не "Сикстинская мадонна" Рафаэля, а дрезденская копия с картины Г. Гольбейна младшего "Мадонна с семьей бюргермейстера Я. Мейера", упоминаемая в романе "Идиот" (см.: наст. изд., т. VIII, стр. 65 и примеч.-- т. IX, стр. 434). Лизавета Кузьминична -- очевидно, дрезденская знакомая Достоевских (возможно, их служанка или няня Л. Ф. Достоевской).

Стр. 6. Страхов. Сватовство ~ Я на вас женюсь. По-видимому героем полуанекдотического рассказа, отраженного в данной записи, должен был стать философ и критик H. H. Страхов (1828--1896), а сюжетом -- история несостоявшегося его сватовства, в какой-то мере, хотя и отдаленно сходная с историей подобного же несостоявшегося сватовства Кознышева в "Анне Карениной" Л. Толстого (ч. VI, гл. 4--5): после сытного обеда старый холостяк Страхов по нерешительности не смог подавить своих колебаний и "не объяснился" с невестой, на которой его хотели женить хозяева дома, пригласившие их для этой цели к обеду.

Указанный эпизод "Анны Карениной" был опубликован впервые в журнале "Русский вестник" (1877, No 1), через два года после того, как данный сюжет был зафиксирован Достоевским. Оба замысла возникли, таким образом, независимо друг от друга, да и герои их имели совершенно разных прототипов: по предположению мемуаристов и биографов Л.Н.Толстого, в основу истории несостоявшегося объяснения Кознышева с Варенькой лег скорее всего эпизод из биографии брата писателя С. Н. Толстого, не решившегося сделать предложение сестре С. А. Толстой, Т. А. Берс (впоследствии по мужу Кузьминской).

Впрочем, еще в подготовительных материалах к "Бесам" (1870) встречается наметка эпизода: "как хотел жениться и не женился Гр<ановски>й" (см.: наст. изд., т. XI, стр. 92).

Неприятные Достоевскому черты бытового и писательского облика его друга H. H. Страхова, отраженные в настоящей записи, иронически обрисованы в позднейшей характеристике Страхова, данной в рабочей тетради 1876--1877 гг.: "Он сидит на мягком, кушать любит индеек, и не своих, а за чужим столом". О Страхове и его сложных взаимоотношениях с Достоевским см.: А. С. Долинин. Ф. М. Достоевский и H. H. Страхов. В кн.: Шестидесятые годы, стр. 238--254; Л. М. Розенблюм. Творческая лаборатория Достоевского-романиста. ЛН, т. 83, стр. 16--23; Г. М. Фридлендер. Наука о Достоевском сегодня. РЛ, 1971, No 3, стр. 15--16; В. Я. Кирпотин. Достоевский, Страхов и Евгений Павлович Радомский. "Знамя", 1972, No 9, стр. 224--231; No 10, стр. 224--238.