Печатается по черновому автографу.
Хранится: ЦГАЛИ, ф. 212, 1, 16, с. 278; см.: Описание, стр. 130.
Первоначальная редакция (см. выше, стр. 33) печатается по черновому автографу: ИР ЛН, ф. 100, 29444. ССХб. 2.
Опубликовано: оконч. ред.-- ЛН, т. 83, стр. 629; первонач. ред.-- Д, Материалы и исследования, стр. 95.
Оба варианта этого стихотворного наброска датируются декабрем 1876 г. Поводом к их написанию послужило банкротство двух петербургских банкирских контор -- Баймакова и Лури, происшедшее в конце 1876 г.; в частности, о несостоятельности "Товарищества на вере Ф. П. Баймаков и Ко" сообщалось в "Биржевых ведомостях" от 4 декабря 1876 г. (No 335). В той же тетради, в которую занесен второй вариант стихов, содержится непосредственный отклик Достоевского на указанное событие, помеченный 5 декабря: "По поводу банкротства Баймакова. Уж одно то, сколько можно сделать прелестнейших банкрутств и всё свалить на правительство: "вот, дескать, объявило войну, бумаги упали, вот я и банкрут"". О прожектерстве Ф. П. Баймакова (1831--1907), бывшего в 1875--1877 гг. арендатором "С.-Петербургских ведомостей", писал в декабре 1876 г. во "Внутреннем обозрении" "Отечественных записок" и Г. 3. Елисеев, отмечая, что Баймаков, не имея "никаких собственных капиталов", "спокойно и светло смотрел в будущее, не верил возможности своего крушения", ибо "не допускал и мысли, чтобы правительство могло попустить рушиться его учреждению" и "смотрел на себя <...> не как на биржевого афериста, спекулянта и игрока, а как на благодетеля для людей с маленькими капиталами" (03, 1876, No 12, стр. 256).
Как "знаменья времени" наряду с "крахом" Баймакова и Лури в стихах упоминается увлечение спиритизмом, которое охватило широкие круги русского общества в середине 1870-х годов и было подкреплено авторитетами профессоров Петербургского университета -- зоолога Н. П. Вагнера и известного химика А. М. Бутлерова. В январском, мартовском и апрельском выпусках "Дневника писателя" за 1876 г. Достоевский уделил внимание спиритизму. Успех спиритизма автор "Дневника" объяснял тем, что в силу охватившего русское общество "беспокойства", "метаний", "искания" нравственной опоры, "каждая самая беспутная даже идейка, если только в ней предчувствуется хоть малейшая надежда что-нибудь разрешить, может надеяться на несомненный успех".
В стихах упомянуты полемические статьи H. H. Страхова, опубликованные под общим названием "Три письма о спиритизме" в NoNo 41--42, 43 и 44 "Гражданина" за 1876 г. от 15, 22 и 29 ноября (перепечатаны в его книге: Н. Страхов. О вечных истинах. (Мой спор о спиритизме). СПб., 1887).
Стр. 23. ...о всеобщем ерундизме.-- H. H. Страхов в "Письме первом" -- "Идолы" писал: "Люди вообще живут легкомысленно, без больших запросов и отчетов; но то легкомыслие, с которым относятся к спиритизму, выходит из ряда вон, превышает обыкновенную меру, и потому его можно выводить из свойств самого спиритизма" (Гр, 1876, No 41--42, стр. 981).
Стр. 23....и о гривенниках лишних, -- В третьем письме -- "Границы возможного" Страхов сравнивал спиритический сеанс с "экспериментом" с кучкой гривенников, разбитой на две в 11 и 19 монет. "Смотрите, -- писал Страхов, -- я их смешиваю в одну кучку и считаю, сколько вышло. Вы думаете, конечно, тридцать; оказывается, 31, т. е. один гривенник лишний". Далее он приводил еще несколько образцов подобных экспериментов с гривенниками, остроумно заключая: "Я могу сослаться на множество причин и могу дать моим опытам большое разнообразие. Например, я устрою у себя музыку и стану наблюдать, как будут складываться и разделяться гривенники под эту музыку..." (Гр, 1876, No 44, стр. 1057).