Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста. Хранится: ЦГАЛИ, ф. 212, 1, 13, с. 68; см.: Описание, стр. 129. Опубликовано: Гроссман, Жизнь и труды, стр. 347.
Эпиграмма на Н. С. Лескова, роман которого "Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых (из записок княжны В. Д. П.)" печатался в 1874 г. в журнале "Русский вестник" (NoNo 7, 8 и 10) и вышел отдельным изданием в 1875 г., написана, судя по третьей ее строке ("Теперь ты пишешь в захудалом роде"), скорее всего в пору журнальной публикации этого романа. Эпиграмма продолжает полемику Достоевского с Лесковым, возникшую в 1873 г., когда Достоевский поместил в "Гражданине" (апрель, NoNo 15--16) рассказ Недолина "Дьячок", о котором в газете "Русский мир" (No 103) появился резко отрицательный отзыв Лескова в заметке "Холостые понятия о женатом монахе" (подпись: "Свящ. П. Касторский"). Отвечая на эту заметку в X главе "Дневника писателя" за 1873 г., озаглавленной "Ряженый", Достоевский правильно угадал, что автором "Холостых понятий о женатом монахе" (и более ранней заметки "О оевческой ливрее", также помещенной в "Русском мире", No 87 под псевдонимом "Псаломщик") был Лесков. В упомянутых заметках Лескова Достоевский -- в первой в качестве автора статьи о художественной выставке, во второй -- как редактор рассказа Недолина -- обвинялся в незнании церковного быта и установлений. Доказывая необоснованность этих упреков, Достоевский иронизирует над "священником Касторским" и утверждает, что, по мнению его, описание быта духовенства есть "нива", "угол", "доходная статья" лишь патентованных писателей, в частности "г-на Лескова".
Как и полемика 1873 г., эпиграмма на Лескова -- свидетельство различия творческих методов Достоевского и Лескова, остро осознанного обоими писателями в конце 1860-х--начале 1870-х годов. Еще в 1869 г. Лесков в рецензии на роман Достоевского "Идиот", опубликованной анонимно в "Вечерней газете" (No 1), отметил глубину психологического анализа, оценив ее как "внутреннее достоинство" романа, но в то же время в целом расценил его как "явление странное", а героев, представленных в крайних проявлениях их душевной жизни, как "лиц ненормальных". {См.: И. В. Столярова. Неизвестное литературное обозренио И. С. Лескова (Н. С. Лесков о Ф. М. Достоевском). "Ученые записки Ленинградского университета", No 339. Серия филологических наук, вып. 72, Л., 1968, стр. 224--229.
} Достоевский, напротив, в главе из "Дневника писателя", в которой он оспаривал возражения Лескова, подчеркивал, что "для повествователя, для поэта могут быть и другие задачи, кроме бытовой стороны; есть общие, вечные и, кажется, во веки неисследимые глубины духа и характера человеческого". И далее, излагая свое понимание литературного типа, Достоевский (явно имея в виду Лескова) писал о "современном" художнике, "дающем типы и отмежевывающем себе какую-нибудь в литературе специальность (ну, выставлять купцов, мужиков и проч.)..." У него "духовное лицо", "купец али солдат" говорят по подслушанному и записанному в тетрадке одними характерными словечками, "эссенциями, т. е. как никогда ни один купец и ни один солдат не говорит в натуре".
Роман Н. С. Лескова "Захудалый род", законченный в 1873 г., был посвящен теме оскудения дворянства, к которой писатель обратился после произведений, изображающих жизнь духовенства. Роман этот должен был привлечь особое внимание Достоевского в связи с тем, что и тема, и форма его ("записки") в какой-то мере перекликались с темой и формой изложения романа "Подросток", который Достоевский обдумывал и к работе над которым приступил в 1874 г. Критических отзывов на роман не появилось, но сам писатель в письме к А. С. Суворину от 11 февраля 1888 г. назвал его своей "любимой вещью", хотя она была "не замечена и публикой прочитана мало" (Н. С. Лесков. Собрание сочинений, т. 11. Гослитиздат, М., 1958, стр. 366). Для второго издания 1890 г. (в составе собрания его сочинений) Лесков значительно переработал этот роман и дописал заключительную, шестнадцатую главу второй части, в которой коротко рассказал о последующей судьбе героев. О творческих взаимоотношениях Достоевского и Лескова см.: В. В. Виноградов. Проблема авторства и теория стилей. Гослитиздат, М., 1961, стр. 487--556; Е. М. Пульхритудова. Достоевский и Лесков. В кн.: Достоевский и русские писатели, стр. 87--138 (здесь на стр. 125--131 см. параллель между романами "Захудалый род" и "Подросток". Ср. также "заметки" Н. С. Лескова "О куфельном хмужике и проч.", содержащие воспоминания о Достоевском и полемику с ним.-- П. С. Лесков. Собрание сочинений, т. И. Гослитиздат, М., 1958, стр. 134--156). Ср. выше, стр. 398.