Указная деятельность государей не прервалась ни на один миг с изданием Уложения. Наоборот, она еще усилилась, и по многим причинам. Прежде всего Уложение не затронуло очень многих сторон правительственной и судебной деятельности. Затем применение на практике правил Уложения вызвало целый ряд недоумений и вопросов, которые разрешались прежним порядком казуистических докладов. Наконец, вопреки исконному стремлению законодательной власти, ярко сказавшемуся еще в Уложении, - "чтобы то все Уложенiе было прочно и неподвижно", - ее деятельность все решительнее выступает на новый путь творческой роли в законодательстве, подготовляя почву для преобразовательной деятельности Петра Великого. Старое борется с новым, но мало-помалу уступает дорогу новому. Целый ряд указов издается по почину приказов, которые в практике постоянно встречались с казусами, решение которых их затрудняло, так как "того въ Уложеньи не написано". Но рядом с этим издаются целые частные уложения, как бы в замену отдельных глав Уложения. Таковы, например, статьи "о татебныхъ, разбойныхъ и убiиственныхъ делахъ" 1669 г., числом 128, в исправление и дополнение XXI и XXII гл. Уложения (ПСЗ. N441). Таковы же "Новоуказныя статьи о поместьяхъ" 1676 г. и "Новоуказныя статьи о поместьяхъ и вотчинахъ" 1677 г. (Там же. N633, 700) или "Новоуказанные статьи о чернослободскихъ и беломъстцовыхъ дворахъ" 1686 г. (N1157). Но что особенно важно, законодатель начинает открыто выражать желание "на лучшее преуспевати", обращает внимание на то, "како многое злодейство привниде во обычаи человеческiе" (N 122), ставит себе целью искоренение таких злодейств, а в преуспеяниях к лучшему ставит себе в образец окрестные государства. В Новоторговом уставе 1667 г. правительство задается целью, "чтобъ Московскаго государства и порубежныхъ городовъ великiя Россiи торговые люди имели свободные торги, какъ годится быти, чего и во всехъ государствахъ окрестныхъ, въ первыхъ государственныхъ делъхъ свободные и прибыльные торги, для сбора пошлинъ и для всенародныхъ пожитковъ мiрскихъ, со всякимъ береженьемъ остерегають и въ вольности держать" (N 408). А при Федоре Алексеевиче устав о призрении бедных задуман "по новымъ еуропскимъ обычаямъ".