Безъ малаго двадцать лѣтъ существуетъ русская адвокатура и что же? Самый жизненный, самый кардинальный для нея вопросъ,-- вопросъ о томъ, возможна ли, мыслима ли честная адвокатура,-- остается спорнымъ, неразрѣшеннымъ даже въ теоріи, даже in abstracto. Что честная адвокатура, имѣющая въ виду не личныя, частныя цѣли только и интересы кліентовъ, но и общественную пользу, интересы правосудія, желательна и полезна, противъ этого никто, конечно, не споритъ, но утверждать, что такая адвокатура немыслима въ дѣйствительности, неосуществима на практикѣ и идетъ въ разрѣзъ съ организаціонными законами ея; утверждать, что адвокатура, по природѣ своей, всегда вноситъ въ храмъ правосудія торгъ совѣстью и тайный безнаказанный подкупъ суда {Ср. Русскій Вѣстникъ 1884 г., No 1.},-- это значитъ не имѣетъ понятія ни объ исторіи адвокатуры, ни о цѣляхъ и задачахъ, поставленныхъ ей жизнью и закономъ. Долго останавливаться на подобныхъ сужденіяхъ не стоитъ: ихъ уродливость слишкомъ очевидна для всѣхъ.
Несравненно большаго вниманія заслуживаетъ другой оттѣнокъ воззрѣній, не страдающій такою грубою парадоксальностью, но не менѣе вредный для правильнаго развитія адвокатуры, какъ учрежденія, имѣющаго свои особыя обязанности предъ обществомъ. Это направленіе, имѣющее адептовъ и въ судѣ, и въ адвокатурѣ, не отрицая возможности для адвоката честнаго служенія правосудію, не придаетъ этому обстоятельству существеннаго значенія, считаетъ его хотя и желательнымъ, но не необходимымъ, считаетъ его предметомъ роскоши, безъ котораго легко обойтись. Мало того, оно возстаетъ противъ обязательности для адвоката слѣдовать правиламъ честности. Предъявлять адвокату такія- требованія значитъ, по увѣренію представителей этого направленія, покушаться на столь необходимую для адвоката свободу дѣйствій и убѣжденій. Свобода! О, кто не падетъ ницъ предъ этимъ вѣщимъ словомъ! Но кто, вмѣстѣ съ тѣмъ, не вспомнитъ тѣ безчисленныя и безконечныя злоупотребленія, которыя творились и творятся во имя этого понятія? Не слѣдуетъ забывать, что il y a fagots et fagots; все дѣло въ томъ, какъ понимать свободу. Когда кулакъ-милліонеръ возстаетъ противъ вмѣшательства власти въ отношенія его къ рабочимъ, во имя чего онъ отстаиваетъ свои эксплуататорскія вожделѣнія? Во имя свободы, прославленной поэтами обагренной кровью тысячей благороднѣйшихъ гражданъ всего міра. Во имя чего ростовщикъ-кровопійца возражаетъ противъ узаконенныхъ процентовъ? Во имя той же, дорогой, но часто оскверняемой свободы. Во имя той же желанной свободы и адвокатъ можетъ требовать абсолютной свободы въ принятіи и веденіи всѣхъ дѣлъ, безъ всякаго контроля со стороны общественной власти. И такое требованіе, дѣйствительно, заявляется и заявлялось нѣкоторыми адвокатами очень громко, очень претенціозно, съ тою самоувѣренностью и фанатизмомъ, которые свойственны всѣмъ ложнымъ ученіямъ, построеннымъ на правильномъ въ самомъ себѣ основаніи.
Было время, когда господствовала такая свободная отъ всякихъ нравственныхъ обязанностей адвокатура. Много ли она принесла пользы обществу? Справимся съ исторіею. Извѣстно, что французское учредительное собраніе, увлекаясь ложно понятою идеею свободы, упразднило адвокатскую корпорацію и предоставило адвокатамъ полную свободу дѣйствій. Нежелательныя для общества послѣдствія не заставили себя долго ждать; Ріу, въ засѣданіи совѣта 105, такъ описывалъ установившіеся при такой свободѣ порядки: "Безчестные шарлатаны занимаютъ прихожія всѣхъ судебныхъ учрежденій и безсовѣстно обираютъ своихъ кліентовъ. Эти подлыя кровопійцы (sansues infames) сбираютъ каждый день контрибуціи съ гражданъ" { Jules Leberquier: "Le barreau et la défense". Rev. d. deux Mondes 1884, 15 Novembre.}.
Обратимся къ домашнимъ примѣрамъ. Въ чемъ другомъ, но въ недостаткѣ свободы нельзя было упрекнуть нашу дореформенную адвокатуру. Не будемъ говорить о томъ времени, когда велѣно было этихъ размножителей "негожихъ дѣдъ, бивъ кнутьемъ, отсылати и впредь къ суду не пущати". Возьмемъ эпоху, какъ разъ предшествовавшую судебной реформѣ. "Видя свой интересъ въ возможно большемъ количествѣ поручаемыхъ имъ дѣлъ,-- писалъ въ 1861 году покойный Деннъ,-- и имѣя при этомъ множество конкуррентовъ, ходатаи по дѣламъ должны, разумѣется, безразлично браться за всякое дѣло, не разсуждая о томъ, правое ли оно или неправое, тѣмъ болѣе, что они отвѣчаютъ предъ закономъ за веденіе неправаго дѣла". "Такое отношеніе ходатая къ своему довѣрителю,-- продолжалъ почтенный юристъ,-- унижаетъ достоинство человѣка, потому что онъ подчиняется совершенно чужой волѣ и часто бываетъ защитникомъ неправды, лжи, обмана, ложно истолковывая законъ, для того, чтобы дать господство неправдѣ; въ этомъ заключается главнѣйшая причина, почему ни одинъ порядочный человѣкъ не возьмется за ходатайство по дѣламъ" { Журналъ Министр. Юстиціи 1861 г., No 12.}.
Ее не зачѣмъ даже обращаться къ историческимъ справкамъ; вспомнимъ то, что писалось всего лѣтъ десять тому назадъ, когда свободная адвокатура процвѣтала вполнѣ и не была еще обложена гильдейскимъ или патентнымъ сборомъ.
О такихъ свободныхъ адвокатахъ полтавскій губернаторъ писалъ въ 1870 г. въ своемъ всеподданнѣйшемъ рапортѣ слѣдующее: "Многіе изъ нихъ не стѣсняются никакими мѣрами, для пріобрѣтенія насущнаго хлѣба и съ этою цѣлью возбуждаютъ населеніе къ разнымъ спорамъ и искамъ, большею частью приводятъ тяжущихся къ тѣмъ печальнымъ результатамъ, что они, по неосновательности затѣянной тяжбы, не выигрывая ее, дѣлаютъ только затрату на судебныя издержки и по предварительно заключеннымъ условіямъ удовлетворяютъ подстрекателей за хожденіе по дѣламъ". О тѣхъ же адвокатахъ предсѣдатель Нижегородскаго окружнаго суда писалъ: "Для нихъ правота или неправота иска -- дѣло часто второстепенное; главное же дѣло -- полученіе вознагражденія съ той или другой стороны" { Журн. гражд. и угол. права 1873 г., No 3.}. Вотъ къ чему приводитъ предоставленіе адвокатамъ абсолютной свободы и изъятіе ихъ дѣйствій изъ-подъ контроля общественной власти.