Ошибочно было бы думать, что указанныя выше злоупотребленія свободою слѣдуетъ приписать тому обстоятельству, что адвокаты низшаго разбора не получили юридическаго образованія. Юриспруденція тутъ не при чемъ или, и того хуже, увеличиваетъ интензивность зла. Если полуголодный мелкій ходатай, ради снисканія дневнаго пропитанія, неразборчивъ въ дѣлахъ и въ своемъ бѣдственномъ положеніи имѣетъ оправданіе своего непохвальнаго поведенія, то въ совершенно иномъ положеніи находится ученый юристъ-адвокатъ, настолько эманципировавшійся отъ требованій порядочности, что считаетъ дозволеннымъ все за чертою, проведенною уголовными законами. И черту эту онъ понимаетъ съ тѣмъ схоластическимъ буквоѣдствомъ, которое характеризуется выраженіемъ: "interpretatio judaica". На бульварѣ нельзя водить собакъ, гласитъ законъ, стало быть, свиней и медвѣдей можно водить, заключаетъ такой ученый юристъ. Народное сознаніе Запада давно уже заклеймило такихъ юристовъ прозвищемъ: "böse Juristen", а у насъ: "крапивное сѣмя". Но это нисколько не мѣшаетъ такимъ эманципированнымъ адвокатамъ пользоваться и вліяніемъ, и почетомъ, и выдающимся положеніемъ. Ученый авторитетъ подобнаго адвоката дѣйствуетъ импонирующимъ образомъ даже на высшія судебныя учрежденія, которыя считаютъ его своимъ учителемъ (фактъ!) и, относясь неодобрительно къ его поведенію, тѣмъ не менѣе, внимательно и почтительно слушаютъ даже высшіе судьи (тоже фактъ!), когда онъ, для защиты правды или неправды, преподноситъ препарированную ad usum delphini ученую цитату. Когда нужно пользоваться постановленіями воинскаго артикула о незаконнорожденныхъ, онъ съ національною гордостью будетъ предостерегать судей отъ подражанія нѣмцамъ и, кстати, приведетъ стихъ изъ Любу шина суда: нехвадьно намъ правду у нѣмцевъ искать. Оказалось нужнымъ прикрыться иностраннымъ авторитетомъ, и сейчасъ перемѣнятся декораціи. Вся Европа смотритъ на васъ, говоритъ онъ. судьямъ, и тутъ на выручку явятся и Фостенъ, Эли и Бенжаменъ Бонстанъ и даже Барнавъ съ его фразою: "périssent toutes les colonies" и пр. Словомъ, у такого ученаго и талантливаго юриста, располагающаго всѣми чарами и пружинами юриспруденціи, но свободнаго отъ постоя какихъ бы то ни было нравственныхъ началъ, всегда есть на готовѣ, какъ у истыхъ послѣдователей Лойолы, обширный арсеналъ всевозможныхъ доводовъ по любому вопросу и pro и contra {Г. Марковъ былъ глубоко неправъ, когда на всю адвокатскую корпорацію смотрѣлъ какъ на сборище софистовъ, но существованіе выведеннаго имъ типа нельзя отрицать.}.
-- Каково же ваше мнѣніе?-- спрашивали однажды такого адвоката.
-- Мое мнѣніе то, какое окажется удобнымъ {Точь въ точь, какъ іезуитъ у Паскаля: "notre opinion n'est que probable, le contraire est probable aussi". Lettres provinciales, VIII, V, VI, VI.}.
Такимъ образомъ, откровенная торговля словомъ, знаніемъ возводится въ принципъ. Когда это дѣлаетъ мелкій адвокатъ, то тутъ бѣда не такъ велика. Но если такое антисоціальное ученіе провозглашается талантливымъ и ученымъ юристомъ, то трудно исчислить всѣ вредныя его послѣдствія. Еще Аристотель замѣтилъ въ своей политикѣ, что когда умъ и знанія не сопровождаются нравственнымъ развитіемъ, то знанія въ рукахъ человѣка могутъ причинить много зла.
Жизнь подтверждаетъ это давнишнее наблюденіе. Адвокатъ такого типа, пользуясь своимъ матеріальнымъ и нематеріальнымъ вліяніемъ, скажемъ прямо, тлетворно дѣйствуетъ на окружающую среду. Оффиціальнымъ знаменемъ, посредствомъ котораго онъ привлекаетъ къ себѣ адептовъ, служитъ все та же желанная и столь необходимая для адвоката свобода, о которой упоминалось выше. На эту удочку многіе попадаются, не всегда проникая въ истинный смыслъ зазываній сиренъ. Такихъ носителей идеи свободы поднимаютъ при жизни на щиты и по смерти вѣнчаютъ лаврами, думая, что тѣмъ служатъ службу своей корпорація.
"Какъ доблестный воинъ, собственною грудью защищалъ онъ завѣтные принципы роднаго учрежденія; на своихъ плечахъ вынесъ онъ независимость и свободу русской адвокатуры; исторія института никогда не забудетъ этой его заслуги",-- такъ недавно говорилъ одинъ изъ членовъ нашей корпораціи, присяжный повѣренный А. С. Шайкевичъ, надъ гробомъ умершаго товарища. Зная, что съ давнихъ временъ надъ свѣжею могилою умершихъ принято говорить о мнимыхъ и дѣйствительныхъ добродѣтеляхъ, принято говорить nil nisi bene, не слѣдовало слишкомъ строго относиться къ этой надгробной рѣчи въ честь борца за свободу, но та же мысль еще съ большею настойчивостью проводится въ спеціальной статьѣ, посвященной тому же покойному {См. статью г. Невядомскаго въ Журналp 3; и уголовнаго права 1884 г., No 6.} его помощникомъ.
Какъ не сочувствовать такому герою? Вѣдь, свобода для адвокатуры -- это тотъ жизненный нервъ, при которомъ только и мыслимо существованіе адвокатуры. Какъ не почтить того человѣка, который отстоялъ грудью такую свободу? Не легко досталась эта адвокатская свобода европейскимъ націямъ, не легко дается она и намъ.
Но что слѣдуетъ разумѣть подъ адвокатскою свободою? Объяснимся. Особенному стѣсненію адвокатура подвергается въ дѣлахъ, въ которыхъ заинтересованы сильные міра сего, или въ дѣлахъ о политическихъ преступленіяхъ. Исторія знаетъ примѣры, когда адвокаты являлись мужественны" защитниками этого первѣйшаго права подсудимыхъ,-- права имѣть защитника, и нерѣдко отстаивали они это право цѣною личной безопасности, защищая законъ отъ произвола. Барристеръ Inner temple'а, потомъ главный судья сэръ Эдуардъ Бокъ долго, но напрасно доказывалъ королю Iакову право подданныхъ судиться на основаніи закона. Разгнѣванный монархъ воскликнулъ: "Но, въ такомъ случаѣ, я стою я иже закона, а утверждать это могутъ только крамола и измѣна".-- "Ваше величество,-- почтительно, но твердо отвѣчалъ Бокъ,-- Брактонъ говоритъ: геі non debet esse sub homine sed sub deo et lege" { Юридическій Вѣстникъ 1880 года, No 8. А. Стояновъ: "Англійская адвокатура".}.
Не только средняя, но и новая исторія Франціи знаетъ немало примѣровъ нарушенія адвокатской свободы. Не только при Наполеонѣ I, который полагалъ, что слѣдуетъ couper la langue у адвокатовъ, осмѣливающихся критиковать его правительство, но и Наполеонъ le petit, какъ его называлъ В. Гюго, стремился къ ограниченію свободы адвокатской трибуны. Но французская адвокатура съумѣла отстоять свою независимость. Въ извѣстныхъ процессахъ изгнанниковъ и Орсини Жюль Фавръ произнесъ замѣчательныя по смѣлости и убѣдительности рѣчи, которыя, по распоряженію правительства Наполеона, не могли быть напечатаны въ газетахъ {См. Юрид. Вѣстн. 1880 г., No 12. Ст. Фортунатова.}. Еще болѣе замѣчательна была рѣчь Гамбетты и Араго въ процессѣ газетъ Reveil и др., по поводу сбора денегъ на памятникъ Бодэну. Въ блистательной рѣчи Гамбетта смѣло заклеймилъ преступниковъ 2 декабря. "Гдѣ были 2 декабря,-- спрашивалъ онъ,-- Тьеръ, Ремюза и всѣ честные люди? Въ Мазасѣ, въ Венсенѣ и на дорогѣ въ Ламбессу, въ Кайенну ограбленныя жертвы честолюбиваго бѣшенства" {Тамъ же, ст. Фортунатова. 1881 г., No 8.}. Попадались, хотя очень рѣдко, среди французскихъ адвокатовъ и такіе, которые измѣняли своему долгу и переходили на сторону обвиненія. Такъ было въ процессѣ итальянца Піапори, покусившагося на жизнь Наполеона III. Парижскій совѣтъ исключилъ этого адвоката за измѣну долгу, но правительство вскорѣ вознаградило его орденомъ почетнаго легіона и мѣстомъ предсѣдателя суда. Такъ отстаивали передовые люди свободу адвокатскаго слова, которое англичане считаютъ одною изъ основъ своихъ вольностей наравнѣ съ свободою печати и свободою парламентскихъ дебатовъ { Юрид. Вѣстн. 1871 г., NoNo 5 и 6.}.
Отстаивать свободу въ такомъ смыслѣ достойно всякаго честнаго адвоката, видящаго назначеніе своей профессіи не въ исключительномъ обдѣлываніи своихъ дѣлишекъ, а въ посильномъ служеніи общественнымъ интересамъ.
Но на ряду съ этою свободою, существующею ради торжества правосудія, ради охраны интересовъ общества, можетъ существовать и существуетъ и другая свобода, можетъ быть, не безвыгодная для адвокатовъ, но едва ли желательная для общества. Въ силу свободы, понимаемой въ такомъ смыслѣ, требуютъ, чтобы адвокатъ могъ безъ контроля съ чьей бы то ни было стороны и по собственному усмотрѣнію отдавать свои познанія и талантъ на служеніе истинѣ и лжи, правдѣ и неправдѣ, защищать завѣдомо-неправое дѣло, отстаивать именемъ закона завѣдомо-безнравственныя домогательства. Такую свободу тоже иные отстаиваютъ. Вотъ почему, во избѣжаніе всякихъ недоразумѣній, слѣдуетъ выяснить, о какой свободѣ идетъ рѣчь въ помянутыхъ выше панегирикахъ въ честь доблестнаго защитника адвокатской свободы.
Для лицъ, слѣдившихъ за судебною практикою послѣднихъ лѣтъ, будетъ понятно, о какой именно свободѣ идетъ рѣчь въ данномъ случаѣ, если скажемъ, что восхваляемый боецъ за свободу никто иной, какъ умершій въ прошломъ году А. В. Лохвицкій...