Марина кончила заниматься, положила на место скрипку — и в ту же минуту приоткрылась дверь и вошёл Васька.
Ваську в семье у Марины называли музыкальным котом. Почётное это прозвище кот получил от Марины в насмешку — за свою явную нелюбовь к музыке.
Когда он приехал этим летом к Марине на дачу — ещё совсем маленьким, глупым котёнком, с разъезжающимися в стороны лапками, — он очень испугался незнакомых для него звуков Марининой скрипки и кинулся под кровать. Марина со смехом его оттуда вытащила и заставила слушать.
Васька мотал головой и жалобно мяукал.
С тех пор он всегда, заслышав звуки настраиваемой скрипки, соскакивал с дивана и недовольно уходил.
Только один раз, забыв о своей неприязни к музыке, он разрешил себе поиграть Марининым смычком, опущенным на пол, — повидимому, не догадался, что это и есть одно из орудий, производящих ненавистные для него звуки.
Марина не раз его стыдила, рассказывая о том, какой хороший кот живёт в музыкальной школе, как этот кот ходит на все концерты и как он слушает игру ребят, сидя на стуле в первом ряду.
Но Васька слушал рассказы об этом примерном коте так же невнимательно и с оттенком недоверия, как бывало слушала сама Марина, когда была поменьше, мамины рассказы о какой-то очень хорошей девочке, которая всё успевает сделать и у которой всё всегда чистое и аккуратное.
Сейчас музыкальный кот вошёл в комнату, мягко ступая своими бархатными лапками, поднял усатую морду с чёрным пятнышком на носу и мяукнул.
Это могло означать, примерно, следующее: «Ты уже кончила? Не пора ли меня покормить?» Или ещё короче: «Молочка! Мяса!»
Марина схватила музыкального кота на руки и покружилась с ним по комнате, хотя кот был явно не расположен к танцам.
— Васька, я буду играть на фабрике! На тон-ко-су-кон-ной… Понимаешь?
Васька недовольно тряхнул головой и, изловчившись, прыгнул на пол.
«Мяу!» — настойчиво повторил он и засунул лапу под книжную полку.
— А, игрушку потерял! — догадалась Марина. — Так бы сразу и говорил. А то я думала — ты кушать хочешь.
Она засунула руку под полку и вытащила оттуда чёрный мячик. Васька сейчас же покатил его по полу — прямо под ноги вошедшей маме.
— Так, дочка моя забавляется, — сказала мама.
— Мамочка, это не я, это Васька забавляется! — закричала Марина, вскакивая с места и целуя мать. — Что ты принесла, ма?
— Я вам обоим подарки принесла — тебе, Васька, колбаски, а тебе, Марина, вот что…
— И мне колбаски — почему одному Ваське? — запротестовала Марина и замолчала, развернув мамин подарок.
Это была толстая тетрадь нот, в коричневом переплёте. На переплёте было вытиснено золотом: «Развлечение русского скрипача».
— Мама, откуда ты достала?
— Это мне для тебя подарили.
Марина даже покраснела от радости и стала жадно перелистывать ноты.
— Мама, ты даже не знаешь, как это хорошо! — сказала она. — Ведь тут русские песни — это мне сейчас так нужно!
— Именно сейчас? — удивилась Елена Ивановна.
Узнав о готовящемся вечере в Берёзовой и о том, что Марина хочет играть там свой концерт и выучить русскую песню, Елена Ивановна отсоветовала ей решать это без Алексея Степаныча.
— Знаешь, Мариша, концерт у тебя не готов, — сказала она. — До Октябрьского праздника ещё, правда, порядочно времени… Ну, посмотрим, как ты его сыграешь на школьном концерте. Ведь одно дело — школьный, ученический концерт, а другое дело — торжественный, в Октябрьские дни.
— Да, я понимаю, — вздохнула Марина. — Но что же мне там сыграть?
— Попроси Алексея Степаныча разучить с тобой что-нибудь из этих русских песен.
— Нет, я сама должна! — сказала Марина.
— Ну, сама. Ещё лучше.
— А он потом меня прослушает. Какие тут песни есть хорошие!
— Значит, ты довольна моим подарком?
— Ой, ещё как! И Васька доволен… Васька, ты где?
А музыкальный кот в это время уплетал колбасу и, кажется, уже не свою порцию.
— Ах ты негодник! — закричала Марина. — Ну вот, за это сейчас ещё два часа играть буду!
И она снова взялась за скрипку и с увлечением принялась разбирать песни из принесённого мамой сборника.
Действительно, при первых же звуках скрипки Васька недовольно поёжился и удалился, унося в зубах недоеденный ломтик колбасы.