Марина и Галя, каждая по-своему, рассказали Алексею Степанычу о посещении Гавриловых.
Галя рассказывала больше о том, как Лёня встретил известие о концерте и как он рассматривал ноты, а Марина — оба всём сразу: о Лёне, Шурике, их маме, а также о некоем Коле Гриненко, который мешает Лёне заниматься.
В рассказе Марины Коля выглядел каким-то таинственным и очень важным человеком.
Однако Алексей Степаныч выслушал её очень серьёзно и для чего-то записал в своём блокноте имя и фамилию Лёниного приятеля.
Девочки боялись, что Лёня не сдержит своего обещания. Но через два дня он пришёл на урок к Алексею Степанычу и, к удивлению всех присутствовавших учеников, сыграл очень неплохо разобранный концерт.
Алексей Степаныч встретил Лёню так спокойно, как будто видел его вчера, и ничего не сказал ему о прогуле. Только после урока он сказал Лёне, что пропущенный месяц надо наверстать и поэтому срок, дающийся обычно на разучивание этого концерта, ему приходится сократить вдвое.
— Ничего, справишься, — сказал он на прощанье. — А не то девочки помогут! — И он улыбнулся Марине и Гале.
Сегодня они были в классе в одно время.
Лёня передёрнул плечами и ничего не ответил. Было ясно, что ни о какой помощи девочек не может быть речи и что соревнование с девочками, устроенное хитрым Алексеем Степанычем, задело и его за живое.
Но какой сюрприз ждал девочек, когда Лёня вышел из класса!
— Ну так вот, дорогие мои, — сказал Алексей Степаныч, очень серьёзно глядя на девочек, — концерт придётся отложить. Возможно, что вы сыграете его в конце года, на экзамене. Я видел, что вы можете с ним сделать, — вы очень старались обе, и за это обеих хвалю. Концерт этот заставил вас сразу втянуться в занятия, напрячь все свои силы…
Он помолчал.
— А теперь, девочки, давайте его сюда — он пока для вас трудноват. А вот возьмите ноты: эти три пьесы ты сыграешь на ближайшем концерте, Марина, а эти вариации — ты, Галя. И нечего хмуриться — пьесы очень хорошие, получше всякого концерта, и выучить их надо очень быстро, за три недели.
Среди доставшихся ей нот Марина с удивлением увидела одну очень лёгкую пьеску — её ещё в прошлом году играла одна маленькая ученица их класса.
— Алексей Степаныч, — жалобно протянула она, — а зачем вы мне эту пьесу дали?
— Видишь, Марина, — сказал Алексей Степаныч, — я хочу, чтоб вы научились играть не только трудные, но и лёгкие вещи…
Что, непонятно? Ты думаешь: «Что же тут учиться лёгкому, когда я уже трудное играю?»
Так вот, лёгкие вещи нужно вам учиться играть АРТИСТИЧЕСКИ, при исполнении лёгких вещей вы должны быть уже не учениками, а настоящими музыкантами. Понятно? В этой маленькой арии ты должна дать и красивый, полный звук и тонкость оттенков. Тут уже должна быть музыка, а не ученическое исполнение трудных пассажей. Но не горюй о трудном. Другие две пьесы достаточно трудны — тебе придётся над ними немало потрудиться…
Ну, а ты, Галя, что молчишь?
Галя молча разглядывала свои вариации. Ей давно хотелось их сыграть, но всё же было немного обидно — ей казалось, что концерт у неё почти готов.
— А Лёня будет играть наш концерт? — спросила она, опустив глаза.
— Будет. И на первом же школьном вечере, — ответил Алексей Степаныч.
— Ну да, ведь он уже в шестом классе, — примирительно сказала Марина. — Только, Алексей Степаныч, знаете, нам ведь ещё надо к шефскому концерту готовиться! Как вы думаете, успеем?
— Видите, как хорошо, что я переменил программу! — сказал, улыбаясь, Алексей Степаныч. — Ведь концерт этот для праздничного вечера не годится. И уж там вы обе не могли бы играть одно и то же. А пьесы ваши, наоборот, очень подходят.
— Можно я к ним прибавлю ещё одну русскую песню? — спросила Марина.
— Конечно. Очень хорошо будет. Когда разберёшь — принеси.