КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Жорж.

Людмила.

Вестник.

Режиссер 1-й.

Режиссер 2-й.

Горожане, горожанки, мешочники, мешочницы и матросы.

До начала действия перед сценой устанавливаются телефоны, направо и налево, которые соединяются проволокой с телефоном, находящимся сзади публики, в одной из верхних лож. После нескольких секунд световой сигнализации слышен звонок первого телефона, к которому подбегает один из режиссеров в пальто военного покроя и кожаной фуражке.

Главрежиссер (слышен только его голос сверху, сзади публики). Режиссер правого сектора?

Режиссер 1-й (справа у телефона). У телефона.

Главрежиссер. Готово?

Режиссер 1-й. Готово.

Главрежиссер. Где артиллерия?

Режиссер 1-й. Выступает на позиции.

Главрежиссер. Морская пехота?

Режиссер 1-й. Ждет сигнала.

Главрежиссер. Боевые слоны?

Режиссер 1-й. Кормят.

Главрежиссер. Кого?

Режиссер 1-й. Боевых слонов.

Главрежиссер. Что?! На охоту ехать -- собак кормить? Под арест после спектакля на трое суток! Режиссер 1-й. Есть, (Уходит.)

Слышен звонок левого телефона, к которому подбегает другой режиссер.

Главрежиссер. Режиссер левого сектора?

Режиссер 2-й. Я, я.

Голос из центра (за сценой). Товарищ главреж!

Главрежиссер. Кто перебивает?

Голос из центра. Нотная бумага...

Главрежиссер. Не смейте перебивать! Режиссер левого сектора!..

Режиссер 2-й. Я, я!

Главрежиссер. Балет оделся?

Режиссер 2-й. Оделся.

Главрежиссер. Сколько их всех?

Режиссер 2-й. Восемь тысяч.

Главрежиссер. С корифеями?

Режиссер 2-й. Да.

Главрежиссер. Жидковато! Докомплектовать до десяти тысяч.

Голос из центра. Товарищ главреж!

Главрежиссер. Не перебивайте, черт вас подери!

Режиссер 2-й. Из кого же докомплектовать балет? И так много больных!

Главрежиссер. Мобилизуйте в спешном порядке школы глухонемых.

Режиссер 2-й. Но позвольте...

Главрежиссер. Не рассуждать! Давайте отбой.

Слышен звонок. Режиссер 2-й уходит.

Голос из центра. Товарищ главреж! Не хватило нотной бумаги для оркестра! Музыкантам пожарных команд не по чем играть!

Главрежиссер. На сколько пюпитров?

Голос из центра. На семьсот.

Главрежиссер. Разлинуйте главный фасад дома купца Тиховздохова и перепишите партии!..

Голос из центра. Но...

Главрежиссер. Без рассуждений! Фанфары на месте?

Голос из центра. На месте.

Главрежиссер. Давайте артиллерийский сигнал!..

Слышны три громовых выстрела.

Фанфары!.. Вступление!..

Слышны зычные трубные звуки. Занавес поднимается.

КАРТИНА 1-я

(ГОРОД)

Пустая площадь. На заднем плане рельсы и проволока телеграфа. Налево лавка. Двери и окна заколочены. Вывеска: "Продлавка No 666". Направо учреждение с вывеской: "Товарообмен: город -- деревне, дерева -- городу". Выходит горожанин, и особой семенящей, дробной походкой хвостатого и становится перед лавкой в хвост. Он один, но он "хвост" и чувствует себя таковым. Стоит молитвенно, истово стоит. Приходит другой, другая, другие, в одиночку, парами, группами, и становятся в хвост. Хвост наконец заполнен, и начинаются эволюции хвоста, зигзагообразные, колючие, основанные на преломлении прямой линии без всякой округленности. Внутри хвостовые эволюции: перемена мест ("Моя очередь за вами. -- А моя за вами"). Все это с поклонами, приседаниями, книксами, кавалерскими приветствиями, но все колюче, все угловато. Футуристические движения.

Танец холода (Ой-ра).

Танец с бревном (мужчина и женщина соединены бревном, покоящимся на плечах у них). Тустеп. Лезгинка вокруг костра (с топором).

Хвост опять собирается у лавки. Дробная чечетка на месте. (Бег стоя).

Хмурый малый в кожаной фуражке, с подвязанной щекой прикрепляет к лавке плакат: "Сегодня выдачи не будет". Окаменение хвоста.

На крыльце "Товарообмена" появляются мешочники.

Коллективный хоровой диалог между мешочниками и горожанами.

Диалог скандируется всем хором, разом, в униссон.

Мешочники. Давайте вещи на обмен. Свезем в деревню. Привезем продукты.

Горожане. А чего давать вам, ироды? Все проели. Нет у самих ни черта.

Мешочники. Срезайте пуговицы, на муку сменяем.

Горожане. Брюки свалятся.

Мешочники. Веревочкой подвяжите.

Горожане. А где ее взять, веревочку-то?

Мешочники. Руками придержите, зато мука будет.

Горожане, в строе хвоста, гуськом направляются в Товарообмен и в том же строе выходят оттуда через другую дверь, уже без пуговиц. Справа налево по рельсам проходит поезд, нагруженный пуговицами. На паровозе надпись: "Город -- деревне".

КАРТИНА 2-я

(ДЕРЕВНЯ)

Та же сцена, но без декоративных приставок первой картины. На сцене хоровод крестьян (одеты затейливо, например во фраке при лаптях и пр.).

Появление мешочников. Мешочники и деревенские выстраиваются в две шеренги. На мотив, ритм и рисунок хороводного пляса "А мы просо сеяли, сеяли":

Мешочники

А мы пуговки, пуговки привезли.

Ой дид ладо, пуговки привезли.

Деревенские

Черта ли нам в пуговках, пуговках,

Ой дид ладо, в пуговках, пуговках.

Мешочники

А какого же надобно вам рожна?

Ой дид ладо, надобно вам рожна?

Деревенские разделяются на два хора.

Мужской

Ты тащи комод нам, да с музыкой.

Ой дид ладо, с музыкой, с музыкой.

Женский

Нам давай духи, да подухаристей,

Ой дид ладо, духи, да подухаристей.

Хоры соединяются.

Мешочники

Дали бы мучицы за пуговки,

Ой дид ладо, за пуговки, пуговки.

Деревенские

Будет вам за пуговки с маслом шиш,

Ой дид ладо, с маслом шиш, с маслом шиш.

Смятение мешочников. Торжество деревенских.

Русская пляска.

КАРТИНА 3-я

Скромная комната городской четы. Горожанка, вздыхая, пилит дрова на козлах. Бросила работу, села за стол и задумалась. Монолог и диалог через плакаты, которые поднимают справа и слева очередные режиссеры.

Монолог горожанки. О, мон дье, как я устала. А Жоржа все нет и нет. Милый Жорж, он стоит с утра в хвосте. Сегодня будут выдавать продукты в обмен за наши пуговицы. Вот уж поедим сегодня вдоволь. Же ве манже. Но где же Жорж? О, боже мой. Не изменяет ли он мне с какой-нибудь мешочницей. Где же Жорж? А вот и он!

Жорж (входит). Людмила!

Горожанка. Жорж!

Жорж. Цыпочка моя! (Бросает пустой мешок.)

Горожанка. Мой помпончик! Но где же продукты?

Жорж. Ничего не вышло, киска. Привезли назад пуговицы.

Горожанка. И ничего не привезли взамен?

Жорж (показывая последовательно три слога тремя плакатами). Ни-че-го.

Горожанка (та же игра). И-ди-от.

Жорж. Не раздражайся, крошка, лучше пришей скорее назад твои и мои пуговицы.

Горожанка. Чем, изверг?

Жорж. Иголкой и ниткой, разумеется. Ты ведь должна была получить по ордерам.

Горожанка. Ничего не выдали. А ордерами пуговиц не пришьешь.

Жорж (задумчиво). Да, ордерами пуговиц не пришьешь.

Горожанка. Пупсик мой!

Жорж. Моя кукушечка!

Горожанка. Ну, давай пилить дрова.

Жорж. Пилить так пилить!

Пилят и целуются.

Жорж. Но, чу!

За сценой шум.

Горожанка. Но, чу!

Шум, крики, оркестр. Стены рушатся. Вдвигается нос иностранного парохода.

Вестник (в рупор). Ура! Пришел пароход! Десять тысяч тонн иголок и ниток!

Людмила и Жорж (вместе поднимают общий плакат). Мы спасены!

Общий танец "матлот".

Занавес

(1913, 1923)