В Бриеннском училище Наполеон оставался до четырнадцатилетнего возраста. В 1783 году шевалье де-Кералио, инспектор всех французских военных училищ, особенно полюбивший этого талантливого ученика, разрешил ему поступить в Парижское военное училище, несмотря на его юный возраст и с некоторым снисхождением по экзаменам. Наполеон оказывал блестящие успехи только в изучении истории, географии и математики, и бриеннские монахи хотели продержать его у себя еще год для усовершенствования в латинском языке.

-- Нет, -- возразил им де-Кералио, -- я вижу в этом молодом человеке такие способности, которые следует развить как можно раньше.

Наполеон поступил в Парижское училище 17 октября 1784 года. Там он вскоре добился такого же превосходства, как в Бриенне, особенно в отношении математических наук.

Все профессора отдавали справедливость необычайным способностям Наполеона; только один профессор немецкого языка Бауэр, по предмету которого Наполеон не делал ни малейших успехов, ошибочно судил о нем. Этот профессор, ставивший знание немецкого языка выше всего, выказывал глубокое презрение к Наполеону. Однажды, когда этого, последнего не было на его месте во время урока, Бауэр осведомился о причине его отсутствия. Ему сказали, что Наполеон держит экзамен по артиллерии.

-- Да разве он знает что-нибудь? -- спросил профессор с насмешкой.

-- Как, сударь? -- ответили ему. -- Разве вы не знаете, что изо всех учеников нашего училища он самый сильный по математике?

-- Действительно, я уже слышал об этом; это даже заставило меня подумать, что математика дается только глупцам!

И так как ученики возмутились подобным суждением, он добавил:

-- Можете говорить, что угодно, но ваш Наполеон Бонапарт навсегда останется болваном!

Сделавшись консулом, Наполеон узнал об этом нелестном мнении своего прежнего учителя и великодушно отомстил ему, назначив его переводчиком современных языков при своем личном кабинете, с ежегодным содержанием в 8000 франков.

Но странное дело! Эта милость только еще более утвердила старого профессора в том самом мнении, которое он составил о своем ученике шестнадцать лет назад.