Письма, входящие в данную подборку, разнообразны. Они передают первую, непосредственную реакцию на знакомство с философией Федорова, содержат сведения о восприятии его идей как в ученых кругах, так и рядовыми, простыми людьми, касаются биографии мыслителя и его духовного облика.
1 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 386. К. 99. Ед. хр. 17. Л. 38. Сергей Александрович Поляков (1874--1948) -- инженер, переводчик, коллекционер, владелец издательства "Скорпион". С Федоровым познакомился через Н.Н. Черногубова. В 1902 г. субсидировал перепечатку рукописей Федорова для тома его сочинений в издательстве "Скорпион" (издание не было осуществлено).
2 Траурные объявления о кончине Н.Ф. Федорова и А. В. Евреинова, Суджанского предводителя дворянства, были помещены 16 декабря 1903 г. в разделе объявлений газеты "Русские ведомости" (No 345). Объявление о кончине Федорова было также помещено в этот день в газете "Московские ведомости" (No 344, в том же номере был напечатан и некролог Федорова Г. П. Георгиевского), а А. В. Евреинова -- в газете "Новое время" (No 9981).
3 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 386. К. 99. Ед. хр. 17. Л. 18.
4 В. Я. Брюсов был главным редактором журнала "Весы".
5 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 386. К/76. Ед. хр. 17. Л. 11--12. О Ю. П. Бартеневе см.: Pro et contra. Кн. 1. С. 988--989.
6 Речь идет о некрологе Н. Ф. Федорова, написанном H. H. Черногубовым; опубликован в No 1 журнала "Весы" (текст некролога: Pro et cont, Кн. I, С. 129).
7 Печатается по: РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 1. Ед. хр. 596. Л. 133.
8 В No 3 "Русского архива" за 1904 г. было опубликовано письмо Ф. М. Достоевского И. П. Петерсону от 24 марта 1878 г., явившееся откликом на присланное ему учеником Федорова изложение идей философа всеобщего дела. К публикации письма П. И. Бартенев сделал следующее примечание: "Не знаем, что на это отвечал Н. П. Петерсон" (Там же. С. 403). Тогда Н. П. Петерсон написал редактору "Русского архива" отдельное письмо, излагая историю своего обращения к Достоевскому и последующей работы Федорова над ответом писателю (опубликовано: Русский архив. 1904. Кн. 2. No 5--6. С. 300--301).
9 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 73. Л. 2. Петр Яковлевич Циркунов -- публицист, в 1900--1902 гг. принимал участие в полемике вокруг идей Н. Ф. Федорова в газете "Аехабад" (см.: Федоров. II, 439--441, Доп., 165--175).
10 По всей вероятности, одна из этих статей Петерсона -- "Истинный христианин нашего времени" (Туркестанские епархиальные ведомости. 1907. 15 авг.), вторая (полученная в рукописи) -- статья, посвященная чтениям работ Федорова в покоях преосв. Димитрия (Абашидзе) (см.: Рго et contra. Кн. 1. С. 381--390). Печатаемый фрагмент письма П. Я. Циркунова является откликом на сообщение Петерсона об этих чтениях.
11 Письма Петерсона В.В.Розанову печатаются по: РГАЛИ. Ф. 419. Оп.1. Ед. хр. 569. Данная единица хранения содержит 12 писем (хронологические рамки --1906--1916). На письмах имеются пометы Розанова. Письма Розанова Петерсону, за исключением одной маленькой записки, не сохранились. Об отношении В. В. Розанова к Н. Ф. Федорову см.: Гачева А.Г. "Повернуть все христианство от пятницы к воскресенью..." (В. В. Розанов и Н. Ф. Федоров) // Наследие В. В. Розанова и современность. М.: РОССИЭН, 2008).
12 Речь идет о статье В. В. Розанова "Памяти Ф. М. Достоевского" (Новое время. 1906. No 10730. 27 янв. (9 февр.)).
13 Петерсон упоминает статью публициста Лазаря Константиновича Попова (псевд. -- Эльпе), сотрудника "Нового времени", на протяжении ряда лет печатавшего в этой газете свои "Научные письма". Разбирая письмо В. С. Соловьева Л. Н. Толстому "о бессмертии и воскресении" (см. примеч. 55 к переписке Кожевникова и Петерсона), Л. К. Попов указывал на то, что идеи религиозного мыслителя перекликаются с теми выводами, к которым приходят сторонники "новейшего направления в естествознании", отстаивающие идею целесообразности эволюции, ее векторный, восходящий характер, роль духовного начала в возникновении и совершенствовании жизни. Вершиной этого совершенствования, полнотой проявления духовного в материальном и будет, подчеркивал автор статьи, бессмертие и воскресение.
14 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 40. Л. 1--2. Григорий Павлович Петерсон -- брат Н. П. Петерсона, врач, краевед. В 1870-х -- начале 1880-х гг. -- городской врач г. Керенска. Затем служил в Инсарском (до 1888 г.) и Саранском уездах уездным врачом. С начала 1880-х гг. занимался историей Керенского края, переняв эстафету у Федорова и Петерсона. Ряд собранных ими материалов использовал в "Историческом очерке Керенского края" (1882). Периодически печатался в "Пензенских губернских ведомостях", выступая главным образом со статьями краеведческого характера.
15 Речь идет о I томе "Философии общего дела".
16 Фрагменты писем В. А. Кожевникова Ф. Д. Самарину печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 265. К. 191. Ед. хр. 4.
17 Речь идет о Кружке ищущих христианского просвещения.
18 Печатается по: Толстой. 78, 48.
19 Н. П. Петерсон прислал Л.Н.Толстому свою брошюру "Правда о великом писателе земли русской -- гр. Л. Н. Толстом, к 55-летнему юбилею его литературной деятельности" (Новочеркасск, 1908), резко полемичную по отношению к религиозно-этическому учению писателя.
20 Брошюра содержала полемический разбор легенд Л. Н. Толстого "Ассирийский царь Ассархадон", "Три вопроса" и "Труд, смерть и болезнь".
21 Неточная цитата из 1 послания ап. Иоанна (1 Ин. 11:14--15).
22 Это и последующие письма Петерсона Л. Толстому печатаются по: Государственный музей Л. Н. Толстого (Далее ГМТ).
23 Петерсон вспоминает о своей встрече с Л. Толстым в апреле 1899 г. в Москве (описана в совместной статье Федорова и Петерсона "Разговор с Л. Н. Толстым": Федоров. IV, 33--37).
24 См. примеч. 122 к переписке Кожевникова и Петерсона.
25 Ошибка памяти. В Московский цензурный комитет статья Федорова представлялась Петерсоном в 1894 г. (см.: Федоров. Доп., 298--299; здесь же приведены суждения цензоров).
26 См. письмо Петерсона Кожевникову от 24 июня 1908 и примеч. 114.
27 Содействия Петерсону в публикации его статьи Л. Толстой не оказал.
28 О С. М. Северове см. примеч. 240 к переписке Кожевникова и Петерсона. Все письма Северова Петерсону, опубликованные в данном разделе, печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 43.
29 6 мая -- день рождения императора Николая II.
30 Публицист Михаил Осипович Меньшиков (1859--1918) с апреля 1901 г. был сотрудником газеты "Новое время", вел в ней рубрику "Из писем к ближним".
31 Здесь и далее в письмах Северова и других "Владимир Александрович" --В. А. Кожевников.
32 Фрагменты писем С. Н. Булгакова П. А. Флоренскому печатаются по: Архив священника Павла Флоренского. Вып. 4. Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергеем Николаевичем Булгаковым. Томск, 2001. С. 25--26.
33 См. примеч. 121 к переписке Кожевникова и Петерсона.
34 См. примеч. 122 к переписке Кожевникова и Петерсона.
35 См. примеч. 124 к переписке Кожевникова и Петерсона. 3(5 См. примеч. 26.
37 Печатается по: Толстой. 78, 154--155.
38 Письмо Толстого Кожевникову от 6 июня 1908 г. см.: Толстой. 78, 156. На это письмо Кожевников ответил 6 июля, что статьи разыскать пока не может, но, как только отыщет, пришлет (ГМТ).
39 Печатается по: Петерсон, 98. Николай Николаевич Гусев (1882-- 1967)- историк литературы, биограф Л. Н. Толстого, мемуарист. В 1907 г. стал личным секретарем Толстого, отвечал на ряд писем писателю.
40 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 386. К. 89. Ед. хр. 55.
41 Печатается по: Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997. С. 182.
42 Речь идет о статье С. Н. Булгакова "Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров)" (Московский еженедельник. 1908. 5 дек.).
43 Всеволод Евграфович Чешихин (1865--1934) -- писатель, юрист, музыковед, критик, публицист, автор "Истории русской оперы" (1902). Основатель и редактор-издатель международного ежемесячного журнала "Всемирный союз". Письма В. К. Чешихина Н. П. Петерсону печатаются но: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 74.
44 Печатается черновик письма Петерсона В. Е. Чсшихину, сделанный на обороте его письма от 6 января (Там же. Л. 4 об.).
45 Письма М. Н. Петерсона Н. П. Петерсону печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 42; к. 6. Ед. хр. 52. О M. H. Петерсоне см. примеч. 120 к переписке Кожевникова и Петерсона.
46 3 июля 1909 г. M. H. Петерсон писал отцу: "Я теперь из Ф. О. Д. выписал места, где говорится о языке, и из филологических книг, которые у меня есть, привожу мнения согласные и не согласные с Н. Ф. Кончу -- пришлю" (НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 42. Л. 6--6об.). В архиве Н. П. Петерсона сохранилась статья M. H. Петерсона "О всемирном языке", датированная 17 июля 1909 г., где рассматривается мысль философа о создании единого языка через реконструкцию праязыка (Там же. К. 1. Ед. хр. 64).
47 Рим 14:22.
48 Обнаружить эту заметку В. Е. Чешихина нам не удалось.
49 По желанию (лат.).
50 Алексей Антонович Гинкен -- библиограф, член Санкт-Петербургского библиографического кружка, историк библиотечного дела. В 1911 г. напечатал в No 1 журнала "Библиотекарь" статью о Федорове под названием "Идеальный библиотекарь -- Николай Федорович Федоров (Краткая характеристика покойного как человека и библиотекаря, по литературным данным)". Письмо А. А. Гинкена Н. П. Петерсону печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 34.
51 Младший сын С. Н. Булгакова Ивашечка умер в Крыму 27 августа 1909 г. от дизентерии.
52 См. в наст, книге письма Кожевникова Петерсону от 20 сентября 1909 и Петерсона Кожевникову от 4 июля и 5 ноября 1909.
53 Кожевников В. А. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем (Христианское чтение. 1909. No 8--9; отд. изд.: Ч. 1--2. М., 1910).
54 Цитата из стихотворения В. А. Кожевникова "Цель жизни" (1898). Опубликовано: Русский вестник. 1898. No 11--12 (републикация: Федоров. III, 728). В стихотворении, написанном как своеобразный ответ пушкинскому "Жизнь, зачем ты мне дана?", Кожевников писал:
Жизнь дана нам для победы
Над природою слепой,
Что родит болезни, беды,
Голод, смерть в семье людской.
Жизнь дана нам для спасенья
Жизни всех земных сынов;
Жизнь дана для оживленья
Наших братьев и отцов.
55 Печатается по: Взыскующие града. С. 269.
56 О 1911 г. журнал "Путь" начал издание серии монографий "Русские мыслители". Вышли монографии о А. С. Хомякове, А. А. Козлове, Г. С. Сковороде. Были запланированы монографии о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, К. И. Леонтьеве, Н. С. Лескове, Н. Ф. Федорове и др. Книга Кожевникова о Федорове в данной серии переиздана не была.
57 Брошюра "К делу умиротворения, возбуждаемому нотою 12 августа 1898 г.", состоявшая из двух статей Федорова: "VI-я выставка Воронежского губернского музея..." и "Новая картина -- "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне..."",-- вышла в Воронеже без указания имени автора весной 1899 г.
58 Федоров, придававший особое значение Первосвященнической молитве Спасителя, видя в ней призыв к совершенному единению по типу Троицы, считал, что изображение этой молитвы нужно ввести в иконописный канон. Он предложил свое видение будущей иконы или фрески, и по этому проекту летом 1898 г. в Воронеже живописец и иконописец Л. Г. Соловьев написал эскиз иконы-картины. Об этом эскизе Федоров и писал во второй статьей, вошедшей в брошюру "К делу умиротворения...", а также вновь излагал свое видение иконы-картины Первосвященнической молитвы. Как можно заключить из письма С. М. Северова, он пытался подвигнуть А. Я. Сокола на написание такой иконы-картины.
59 Печатается по: ГМТ.
60 29 июня 1910 г. в газетах "Современное слово" и "Утро России" было опубликовано письмо Л. Н. Толстого в адрес Славянского съезда, который открылся в Софии 24 июня. В письме был поднят вопрос об основах единения людей, причем Толстой подчеркивал, что подлинное единение есть единение "всего человечества во имя основы, общей всему человечеству", а такая основа не может быть найдена ни в политике, ни в экономике, ни в культуре, а только в религии. В статье "Единение людей может ли быть целью жизни человеческой? " (Туркестанские епархиальные ведомости. 1910. 15 сентября) Петерсон, соглашаясь с этой мыслью Толстого, интерпретировал ее в духе учения всеобщего дела, подчеркивая, что и экономика, и культура, и все частные объединения, будь то семья, община или государство, могут вести к совершенному единению, если люди, их составляющие, проникнутся сознанием религиозного долга. При этом он полемически касался статьи М. О. Меньшикова "Все или ничего") (Новое время. 1910. No 12320. 1(14) июля), который подчеркивал, что вместо единения в человечестве с каждым годом растет и углубляется разъединение, и настаивал на неукоснительном исполнении "воли Бога и природы" (против этого смешения Бога со слепыми силами природы и восставал в своей статье Петерсон).
61 См. примеч. 161 к переписке Кожевникова и Петерсона.
62 Печатается по: Толстой. 82, 179--180.
63 "Бог есть любовь" (1 Ин 4:13). Говоря о любви как сущности Божества, ап. Иоанн при этом никак не заявляет, что "любовь есть Бог".
64 Просьбу не писать ему больше Толстой выражал в письме Петерсону от 14 сентября 1909 г. Сделано это было после получения от ученика Федорова письма от 1 сентября 1909 г., в котором, откликаясь на арест секретаря Толстого H. H. Гусева, Петерсон упрекал писателя в расхождении между проповедью и делами, в том, что тот не разделил ссылку с Гусевым. Учение Толстого было названо в письме "клеветой на истинное христианство", "играющим в руку <...> революционерам" {Петерсон, 115).
65 Письма студента Вс. Аничкова, уроженца г. Верного, в начале 1910-хгг. учившегося в Санкт-Петербургском университете, печатаются по: НИОР ТРГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 23.
66 "Библиография. Знание популярное, энциклопедическое, мнимое, и знание действительное; переход от мнимого знания к знанию действительному" // Философия общего дела. I, 681--684; Федоров. III, 230--233.
67 Речь идет о "Курсе физики" (4 т., 1892--1915), который был разработан физиком Орестом Даниловичем Хвольсоном (1852--1934) и содействовал поднятию уровня преподавания физики, в течение долгого времени оставаясь образцовым пособием для высшей школы.
68 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 24. Об А. П. Барсукове см.: Pro et contra. Кн. 1. С. 1001, примеч. 28.
69 А. П. Барсуков прислал Петерсону 22 книгу многотомного исследования Н. П. Барсукова "Жизнь и труды М. П. Погодина" (СПб., 1910).
70 Николай Александрович Демчинский (1851--1915) -- инженер, писатель, активно занимавшийся вопросами метеорологии. С 1907 г. являлся деятельным пропагандистом грядковой культуры хлебов.
71 Ошибка или описка Северова. Негативную реакцию на проект В. Н. Каразина "О приложении электричества к потребностям человека" выразил не А. А. Аракчеев, отнесшийся к его идее об искусственном вызывании дождя заинтересованно, а академик Н. Фусс (см.: Федоров. II, 261--262).
72 Землетрясение в Семиреченской области с эпицентром в г. Верный произошло 23 декабря 1910 г. Телеграммы о случившемся были напечатаны в российских газетах в тот же день (см., например: Новое время. 1910. No 12495. 23 дек.).
73 Имеется в виду притча о работниках в винограднике.
74 Об обычае безвозмездной помощи, всем миром, существовавшем в крестьянской общине, Федоров писал в статье "О значении обыденных церквей" (Философия общего дела. I, 689--694).
75 Рим 12:19.
76 См. примеч. 142 к переписке Кожевникова и Петерсона.
77 Какие именно заметки имеет в виду С. М. Северов, установить не удалось.
78 Книга о Федорове Бердяевым написана не была.
79 См. примеч. 50. Заметка, о которой говорит M. H. Петерсон, появилась в No 77 газеты "Русские ведомости" от 5 апреля 1911 г. в разделе "Библиографические заметки".
80 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 32. О К. П. Афонине См. примеч. 79 к переписке Кожевникова и Петерсона.
81 К. П. Афонин послал Петерсону фотографию наброска Л.О.Пастернака, сделанного с натуры в 1890-е гг. Набросок был воспроизведен в статье А. А. Гинкена "Идеальный библиотекарь" (См. примеч. 50).
82 Иван Иванович Алексеев (1885--1939) -- инженер, краевед. Родился в г. Богородске (ныне -- Ногинск Московской обл.), в 1910 г. окончил Императорское московское техническое училище, учась в котором увлекся учением Л. Толстого о непротивлении. С 1910-х гг. начал серьезно интересоваться идеями Федорова. Переписывался с Н. П. Петерсоном, общался с его сыном М. Н. Петерсоном. В 1920-е гг. состоял в переписке с М. Горьким, которому также писал о Федорове, и Н. А. Сетницким. Во многом под влиянием идей Федорова об отечествоведении и изучении "местной истории" возник интерес Алексеева к краеведению, в области которого он сделал очень много. Как писал его сын, А. И. Алексеев, "он исходил пешком весь Богородский уезд и не только его, но и все Восточное Подмосковье. Еще до революции отец помещал в газете "Богородская речь" статьи о памятниках истории и культуры края. В частности, он обнаружил в районе усадьбы Глинки надгробие на могиле Я. В. Брюса работы Мартоса. Он собрал сведения об истории строительства и открытия железнодорожной ветки к городу, о народоволке Т. И. Лебедевой, о матросе Железняке, о партизанах 1812 года" (Богородский край. 1997. No 1. С. 76). Был первым библиографом литературы о Богородском уезде. В 1922 г. по инициативе и при непосредственном участии И. И. Алексеева в Богородске был создан научно-педагогический институт краеведения. "Институт изучал экономику, быт, историческое прошлое и природные богатства края, выпускал печатный бюллетень "Богородский край" (вышло 8 номеров за 1928 г.)" (Там же). В 1925 г. познакомился с К. Э. Циолковским, переписывался с ним до самой смерти ученого, в 1935 г, начал переписку с Р. Ролланом. 18 февраля 1938 г. был арестован, 20 августа 1939 г. расстрелян.
Письма И. И. Алексеева Н. П. Петерсону печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 657. Оп. 6. Ед. хр. 22. В архиве Петерсона хранятся черновики двух писем Алексееву и копия обширного письма от 24 декабря 1911 г., в котором он отвечает на вопросы своего корреспондента, ставимые им федоровскому учению.
83 См. примеч. 121 к переписке Кожевникова и Петерсона.
84 В г. Богородске в 1858--1864 гг. Н. Ф. Федоров работал учителем истории и географии местного уездного училища.
85 В Богородске Н. П. Петерсон прожил и проработал учителем арифметики и геометрии того же училища с середины марта 1864 г. по первую декаду марта 1865 г.
86 О брошюрах Петерсона См. примеч. 161 к переписке Кожевникова и Петерсона. Письмо Толстого -- письмо Толстого Петерсону от 5 октября 1910.
87 См. примеч. 172 к переписке Кожевникова и Петерсона.
88 В семье Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак хранится масляный этюд, по всей видимости, имеющий отношение к упомянутому проекту портрета Федорова. Однако законченный портрет маслом не известен. Известны два пастельных портрета философа. Один, выполненный по заказу Ученой коллегии Румянцевского музея, относится к 1919 г. и хранится в Российской государственной библиотеке, другой находится в семье Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак.
89 Кони А. Ф. Ф. П. Гааз. Биографический очерк. СПб., 1897.
90 См. примеч. 178 к переписке Кожевникова и Петерсона.
91 Статья И. И. Алексеева "Светлой памяти философа-праведника Н. Ф. Федорова" была напечатана в No 23--25 газеты "Богородская речь" от 17, 24 и 31 июля 1911 г. Основное внимание Алексеев сосредоточил на личности мыслителя, его подвижническом образе жизни, бескорыстной заботе о ближних, писал о нем как о педагоге и библиотекаре, подчеркивал его влияние на Толстого, Достоевского и Соловьева. При этом он опирался как на книгу Кожевникова, так и на его устные рассказы. Кожевников рассказал Алексееву, что Федоров "покупал на свои деньги для публичной библиотеки те книги, которых не оказывалось в ней. Желая же поощрить к большей аккуратности служащих библиотеки, устанавливающих обратно книги на полки, Н. Ф-ч платил двум из них по 3 руб. в месяц за правильную расстановку книг из своего и без того скудного жалованья" (Богородская речь. 1911. No 24. 24 июля). В последней части статьи, говоря о трудностях восстановления биографии философа, Алексеев обращался с призывом к жителям г. Богородска: "если бы <...> нашлись люди, помнившие Н. Ф-ча или учившиеся у него", они "могли бы своими воспоминаниями заполнить пробел в биографии смиренной личности мыслителя и хоть тем исполнить свой долг в деле восстановления образа Н. ф-ча в памяти людей" (Там же. No 25. 31 июля).
92 С Д. П. Кониси (См. примеч. 40 к переписке Кожевникова и Петерсона) И. И. Алексеев познакомился в пору своего увлечения толстовством. Состоял с ним в переписке. В 1914 г. написал статью "Небеса разные -- люди одни (мысли, встречи, воспоминания)" о связях с толстовцами-японцами (см.: Толстая. С. А. Дневники. М., 1936. С. 298).
93 И. И. Алексеев имеет в виду фрагмент рассказа "Вечер" бельгийского поэта и писателя Жоржа Роденбаха (1855--1898), активно переводившегося в России в эпоху символизма: Роденбах Ж. Полн. собр. соч. Т. II. М., 1910. С. 97.
94 Мария Константиновна (по другим сведениям -- Степановна) Лебедева, в девичестве Протопопова,-- жена Д.П.Лебедева, историка-архивиста, заведующего Отделением рукописей и славянских старопечатных книг Румянцевского музея, друга и сослуживца Н. Ф. Федорова. После смерти Д. П. Лебедева Федоров поддерживал теплые отношения с его семьей, навещая вдову и детей в Рязани и Егольниках. Письма М. Лебедевой Федорову опубликованы: Федоров. IV, 640--642. Письма Федорова к Лебедевой не разысканы.
95 Иов 42:17.
96 Философ и историк философии Николай Яковлевич Грот (1852--1899) в 1892 г. познакомил Д. П. Кониси с Л. Толстым. Можно предположить, что и с Федоровым он познакомил его в том же году.
97 Печатается по: Взыскующие града. С. 433.
98 Речь идет о Н. А. Бердяеве. Из-за его конфликта с книгоиздательством "Путь" монография о Федорове, заявленная в планах издательства, так и не была написана.
99 Указанный сборник планировался издательством "Путь", однако, по причине того же конфликта "Пути" и Бердяева, так и не состоялся (См. ниже письмо С. Н. Булгакова В. Ф. Эрну от 19 марта 1912).
100 Фрагменты переписки В. А. Кожевникова и П. А. Флоренского печатаются по: Вопросы философии. 1991. No 6. С. 92--127. ,
101 Вероятно, речь идет о кандидатском сочинении П. А. Флоренского "О религиозной истине" (1908), позднее легшем в основу его магистерской диссертации "ОДуховной Истине. Опыт православной теодицеи" (М., 1913. Вып. 1--2).
102 Архимандрит Серапион (Машкин) (1854--1905) -- церковный писатель, религиозный мыслитель. П. А. Флоренский познакомился с о. Серапионом в последний год его жизни, готовил к печати философский ТРУД о. Серапиона и работу о его жизни и творчестве.
103 В письме Флоренскому от 14 марта 1912 г. Кожевников сетовал на груды незаконченных работ. Одной из причин этого, помимо личных жизненных обстоятельств, работы в Кружке ищущих христианского просвещения, было и сотрудничество с Федоровым, а затем занятия его наследием: "Затем Ник. Фед. Федоров взял меня на свою работу; я не протестовал; помогал ему, писал, переписывал... Умер Н. Ф., завещавши мне свои рукописи; разбор их был медлителен и труден; издал 1-й том его; подготовил 2-й, издал свою книгу о нем; начал 2-ю часть ее... Все это взяло порядочно времени" (Вопросы философии. 1991. No 6. С. 95).
104 Печатается по: Взыскующие града. С. 457.
105 Речь идет о Н. А. Бердяеве.
100 Поездка Петерсона в Крым, где летом жил Кожевников, планировалась для совместной работы над подготовкой II тома "Философии общего дела".
107 Речь идет о Братстве святителей Московских (См. примеч. 276 к переписке Кожевникова и Петерсона).
108 Письма Петерсону Дмитрия Филипповича Попова, преподавателя истории и географии Пензенского реального училища, печатаются по: НИОР РГВ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 54.
109 Елизавета Павловна Добротина -- сестра И. П. Петерсона, заведующая женской прогимназией в Нижнем Ломове.
110 См. примеч. 19.
111 Фрагменты писем Е. Ы. Трубецкого М. К. Морозовой печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 171. Оп. 7. Ед. хр. 25.
112 Е. Н. Трубецкой работал в это время над монографией "Миросозерцание Вл. С. Соловьева".
113 Д.Ф. Попов планировал повидать Н. П. Петерсона в Нижнем Ломове, где Николай Павлович, направляясь в Крым, должен был остановиться на короткое время у сестры, Е. П. Добротиной. Встреча не состоялась.
114 Попытка Д. Ф. Попова увидеться с Петерсоном в Воронеже также окончилась безрезультатно.
115 М. Н. Петерсон цитирует книгу М. А. Новоселова "Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии)" (Вышний Волочек, 1902), составившую 1 выпуск издаваемой им серии "Религиозно-философская библиотека".
110 Трубецкой Е.Н. Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания // Вопросы философии и психологии. 1912. No 4.
117 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 27. Об И. П. Брихничеве См. примеч. к его статье "Дело Иисуса" в разделе "Из истории "Вселенского Дела"".
118 См.примеч. 219 к переписке Кожевникова и Петерсона.
119 Письма В. Н. Хомутского Н. П. Петерсону см. в антологии ниже.
120 Речь идет о бывшем секретаре Л. Толстого H. H. Гусеве.
121 Печатается по: Московский архив А. К. Горского и Н. А. Сетницкого. Письмо написано по следам разговора Нины Ивановны Дорофеевой, издательницы книг Брихничева, с Н. Н. Черногубовым о Н. Ф. Федорове. Визит Дорофеевой к Черногубову был связан с интересом И. П. Брихничева и А.К. Горского к идеям Федорова и их намерением издать сборник "Вселенское Дело".
122 Рисунок посмертной маски Федорова был опубликован в No 1 журнала "Весы", сопровождая публикацию фрагмента "О письменах", портрет-набросок с натуры -- в No 2 вместе со статьей философа "Астрономия и архитектура". Фотографии для редакции "Вселенского Дела" были сделаны, и изображение посмертной маски было напечатано в 1 выпуске сборника,
123 Аутентичный вариант этого высказывания Федорова см. в черновом письме Кожевникову от конца марта -- начала апреля 1902 г. (Федоров. IV, 462). Поводом к нему послужила работа Кожевникова над "Очерками современного католицизма" (две главы исследования "Политические притязания и надежды современного католицизма" и "Политический католицизм в Германии" были напечатаны в журнале "Русский вестник" (1901. No 12; 1902. No 1).
124 Удивительно, как оправдалось здесь опасение Федорова, что Черногубов не преминет пожаловать его в атеисты. Непонятно и сближение идей Федорова с неизменно критикуемыми им системами А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, равно как и следующее ниже заявление о том, что Федоров "не признавал ни православия, ни самодержавия".
125 H. H. Черногубов ошибается -- См. примеч. 1 к его воспоминаниям о Федорове (Pro et contra. Кн. 1. С. 1033). Искажает он и причины, и время своего расхождения с В. А. Кожевниковым, фактически произошедшего сразу после смерти Федорова, в период обсуждения вопроса о том, как поступить с его рукописями.
126 речь идет о вдове поэта А. К. Толстого Софье Андреевне Толстой и ее племяннице Софье Петровне Хитрово, с которыми Соловьев сблизился в 1876--1877 гг. по возвращении из поездки в Египет. С С. А. Толстой Соловьев состоял в доверительной переписке, а С. П. Хитрово глубоко любил.
127 Речь идет о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой (1864--1918). После убийства супруга (4 февраля 1905 г.) распустила двор и посвятила себя благотворительности. В 1907 г. создала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. 11 апреля 1910 г. приняла постриг, стала настоятельницей обители. По ее инициативе в обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют для девочек, бесплатная столовая для бедных.
128 Данное письмо И. П. Петерсона Е. Н. Трубецкому открывало эпистолярный этап их полемики по поводу взаимоотношений В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова. Поводом к полемике послужила публикация на страницах того же журнала (1912. No 4) статьи Трубецкого "Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания", представлявшей собой главу из подготовляемой им книги "Миросозерцание Вл. С. Соловьева" (Т. 1--2. М., 1913), в которой Трубецкой поставил своей задачей преодоление утопий -- "утопий социального реформаторства", "национального мессианства", "посюстороннего преображения вселенной", составлявших, по убеждению автора, ахиллесову пяту мировоззрения Соловьева. В главе "Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания" он стремился представить истоки соловьевского синтеза, движимого стремлением превратить вопрос о смысле жизни из отвлеченно-философского в религиозно-практический, напрямую связать его с вопросом о смысле и задаче истории (помимо Федорова Трубецкой рассматривал здесь немецкую мистику, религиозно-философские взгляды славянофилов, Чаадаева, Достоевского).
В главке "Соловьев и Федоров" Трубецкой относил религиозно-философские переклички двух мыслителей (нравственное истолкование догмата Троицы, концепция всеединства, стремление "распространить идеал царствия Божия на природу" и др.) к общехристианскому фундаменту их миросозерцания и подчеркивал, что основные идеи Соловьева сложились независимо от Федорова. Более того, если "в понимании конечной цели всеобщего воскрешения оба мыслителя сходятся", то мысли Федорова "о научных путях и способах достижения этой цели не оставляют ни малейшего следа в миросозерцании Соловьева" (Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 4. С. 278).
Статья Трубецкого вызвала полемический отклик Петерсона. Свою "Заметку по поводу статьи кн. Е.Трубецкого "Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания"" он отправил самому Трубецкому с просьбой о напечатании этого текста в "Вопросах философии и психологии". В начале 1913 г. Трубецкой сообщил Петерсону о своей договоренности с Л. М. Лопатиным, редактором журнала "Вопросы философии и психологии", что заметка и его, Трубецкого, ответ на нее будут напечатаны весной или осенью (НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 63. Л. 5). Так и произошло, Оба текста, статья Петерсона и ответ Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове", были опубликованы в 1913 г. в No 3 указанного журнала в рубрике "Полемика".
Петерсон в своей заметке сосредоточил основное внимание на тезисе Трубецкого о том, что, сходясь в области религиозных целей, мыслители расходились в области средств. Апеллируя к письму Соловьева Федорову от 12 января 1882 г. (точная дата письма тогда известна не была, и письмо датировалось учениками мыслителя то 1882 г., то "половиной восьмидесятых годов" -- Кожевников, 317), написанному под впечатлением от чтения рукописи Федорова, в которой излагалась не только цель, но и средства всеобщего дела, Петерсон настаивал на том, что Соловьев принял проект Федорова целиком: по его собственным словам, "безусловно и без всяких разговоров". "Заявляя же о том, что поговорить нужно о первых практических шагах к осуществлению проекта, Соловьев признает, следовательно, что принятый им проект должен и может осуществляться такими именно способами, которые указаны в рукописи, т. е. естественными, научными. Из этого видно, что, по крайней мере тотчас по прочтении рукописи, и Соловьев был увлечен реализмом Федорова" (Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 3. С. 407). Кроме того, ученик Федорова рассказывал о контактах Соловьева и Федорова в первой половине октября 1891 г., незадолго до выступления Соловьева с рефератом "О причинах упадка средневекового миросозерцания": "Соловьев уговаривал Николая Федоровича составить призыв к общему делу вместе, причем брался записать то, что продиктует ему Федоров", был назначен день для совместной работы, однако в этот день Соловьев не пришел, "а прислал письмо, в котором извещал, что обстоятельства публичного свойства воспрепятствовали ему быть у него" (Там же. С. 409). В завершение статьи Петерсон приводил обширную выписку из III части "Вопроса о братстве" (Федоров. I, 146), где речь шла об оправдании истории, представавшей делом "осуществления "Благой вести"" ("Воскресение Христа есть начаток всеобщего воскрешения, а последующая история-продолжение его"), а регуляция природы рассматривалась как часть христианского задания человека в мире.
Трубецкой в своем ответе Петерсону, опираясь на неверную датировку первого письма Соловьева Федорову, продолжал настаивать на том, что нельзя "говорить о влиянии Федорова" на Соловьева "ранее середины восьмидесятых годов". Разговор об отношении Соловьева к Федорову он вел па идейно-философском фоне второго, теократического периода, при незыблемом убеждении, что ни в первом, ни тем более в третьем периоде никакого влияния Федорова на Соловьева быть не могло. Категорически отрицал философ и всякую возможность близости двух мыслителей в подходе к проблеме осуществления воскресительного идеала. По утверждению Трубецкого, Федоров намеревался "воскресить тело непрославленное, душевное", Соловьев же говорил о воскресении "прославленного, духовного тела". В доказательство того, что воскрешение у Федорова не предполагает ни духовно-телесного преображения человека, ни коренного изменения законов природного естества, Трубецкой приводил цитаты из второго письма Соловьева Федорову (также неверно датировавшегося в то время серединой 1880-х гг.). По утверждению Трубецкого, Соловьев в своем письме "ставит Федорову на вид, что богочеловеческое дело воскрешения должно быть понимаемо не как одностороннее действие человека, а как совместное, совокупное дело совершенного Бога и совершенного человека" (Вопросы философии и психологии. 1913. Кн.З. С. 418, 419). Интерпретируя подобным образом письмо Соловьева, Трубецкой тенденциозно перетолковывал федоровские пометы на его полях и сознательно умалчивал о фразе Соловьева "С этим вы, конечно, совершенно согласны -- это Ваша собственная мысль", недвусмысленно указывающей на то, что, рассуждая о необходимости воскрешения людей "в должном виде", Соловьев не только не спорил с Федоровым, но просто пересказывал собственные утверждения философа всеобщего дела (подробнее см.: Pro et contra. Кн. I. С. 574--578).
Письмо Петерсона от 21 июля 1913 г. явилось ответом на статью Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове". Уточняя датировки писем Соловьева Федорову, сообщая ряд неизвестных данных к истории их взаимоотношений, он посвятил основную часть письма ответу на критические замечания Трубецкого в адрес воскресительного проекта. Однако, реагируя на главный и в высшей степени несправедливый упрек своего оппонента -- в том, что у Федорова имманентное воскрешение обходится без преображения физического естества человека, он позволил себе в высшей степени произвольные суждения, не находящие опоры в текстах философа. Вместо того чтобы указать на очевидные аберрации в филиппике своего оппонента и продемонстрировать на конкретных примерах, насколько важным для Федорова в воскресительном процессе был именно момент преображения и духовно-телесного состава человека, и мира в целом, Петерсон пустился в произвольные фантазии. По его утверждению, Федоров якобы полагал, что умершие воскресают в прежних телах, но затем, с помощью своих потомков, достигших полноты обожения, преображают свою плоть в "тело духовное".
Такая интерпретация, разумеется, не могла удовлетворить Трубецкого и лишь обострила его предубеждение против идей Федорова, вызвав письмо от 28 июля, в котором автор монографии о Соловьеве упрекает Петерсона, а вслед за ним и Федорова в непризнании идеала "новой твари" (о том, что на деле позиция Трубецкого по вопросу о воскрешении не противоречила позиции Федорова, См. примеч. 230 к переписке Кожевникова и Петерсона).
Письмо от 21 июля 1913 г. Петерсон предназначал для печати, однако опубликовать его в журнале "Вопросы философии и психологии" не удалось. В январе 1914 г. письмо было отправлено П. А.Флоренскому с просьбой поместить его в журнале "Богословский вестник" (См. ниже письмо Петерсона Флоренскому). Затем, по совету Флоренского, Петерсон переработал его в статью "По поводу статьи кн. Е. Н. Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове"" и вновь послал в "Богословский вестник". Однако статья так и не была напечатана (оригинал ее сохранился в Московском архиве А. К. Горского и Н. А. Сетницкого). Позднее Петерсон предпринял еще ряд попыток к публикации статьи, неизменно оканчивавшихся неудачей.
Текст письма печатается по копии рукой Ю. В. Петерсон: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 18.
129 Перерабатывая письмо Е. Н. Трубецкому в статью, Петерсон исправил эту неверную датировку: "...в настоящее время нашлось письмо от 12 января 1882 года [речь идет о письме Федорова Петерсону -- Федоров. IV, 216], из которого видно, что в этот день, т. е. 12 января, Соловьев возвратил Н. Ф-чу рукопись, прочитав которую Соловьев обратился к Н. Ф-чус письмом, напечатанным в книге В. А. Кожевникова, под заглавием "Николай Федорович Федоров", стр. 317--318, в котором Соловьев называет Федорова своим учителем и признает учение Федорова -- "первым движением человеческого духа по пути Христову со времени появления Христова"" (Петерсон Н.П. По поводу статьи кн. Е. Н. Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове" // Московский архив А. К. Горского и Н.А.. Сетницкого).
130 Цитата из чернового письма Федорова Н. А. Энгельгардту (Федоров. IV, 389).
131 См. примеч. 215 к переписке Кожевникова и Петерсона. Данный эпизод приводится и в письме Петерсона Кожевникову от 24 декабря 1897 г, (Федоров. IV, 610).
132 То, что Петерсон называет письмом, является заметкой "Как назвать год, когда среди лета пели Пасху, исполняя пророчество Серафима?" (Федоров. IV, 165).
133 О смысле у Федорова этой фразы и неразрывной связи в его системе идей воскрешения и преображения См. ниже в статье С. Г. Семеновой и А. Г. Гачевой "Н. Ф. Федоров и мифы о нем". Как выясняется из статей и заметок Федорова о Соловьеве, вошедших во II и предполагавшихся для III тт. "Философии общего дела", Федоров в вопросе о преображении был даже радикальнее Соловьева (см. вступит. статью к антологии, а также Федоров. II, 138; IV, 81--82).
134 Данное Петерсоном толкование представления Федорова о воскресительном процессе превратно и не находит себе соответствия в текстах мыслителя. См. примеч. 133.
135 Точная цитата: "Я есмь воскресение и жизнь". Ин 11:25.
136 Рим 7:15.
137 Ин 3:8.
138 Цитата из чернового письма Петерсона Кожевникову, написанного после 8 мая 1902 г. (Федоров. IV, 464).
139 В опущенном в данной публикации начале письма Петерсон, в частности, свидетельствовал, что 2-е письмо Соловьева Федорову было написано, по всей видимости, летом 1882 г., когда Соловьев "собирался приехать к своему приятелю князю Д. Н. Цертелеву, в Липяги, Спасского уезда, Тамбовской губернии, в тридцати верстах от г. Керенска, где жил я, а у меня гостил Н.Ф. Федоров, -- Соловьев и хотел из Липягов навестить нас в Керенске" (ЫИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 18).
140 Печатается по: НИОР. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 63. Л. 3--3об. Ответ на письмо Петерсона от 21 июля 1913.
141 Печатается по копии: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 64. Л. 1об.
142 1 Кор 15:41.
143 Детерсон ссылается на свою статью "Философия общего дела" (Петерсон, 6).
144 Внизу листа приписка рукой Н. П. Петерсона: "На это письмо ответа не получено".
145 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 328. К. 6. Ед. хр. 13. Алексей Фролович Филиппов -- журналист, редактор. В 1900 г. возобновил издание журнала "Русское обозрение" (1901. Вып.1; 1903. Вып. 1--3). В 1910-х гг. был редактором "Нового журнала для всех" и одним из ведущих сотрудников еженедельника "Дым отечества". С Н. Ф. Федоровым был хорошо знаком по библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев.
146 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 10. Ед. хр. 28. Л. 63--66. Об иеромонахе Виталии (Старкове), бывшем помощнике Н. П. Петерсона по церковно-приходской школе грамоты в г. Верном, см. письмо Петерсона Кожевникову от 20 августа 1913 г. В архиве Петерсона хранятся еще два письма ему иеромонаха Виталия (Старкова) от 7 мая и 3 октября 1916 г.
147 Речь идет о статьях Федорова "Наука и искусство", "Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?", "Искусство подобий (мнимого, художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)", "Коперниканское искусство", "Музей, его смысл и назначение" (Философия общего дела. II, 238--244, 398--473; Федоров II, 228--236, 340--437).
148 Иез 37:4--10.
149 Первая цитата -- Мф 28:20, вторая -- Мф 18:20.
150 Сохраняем в этом и ряде других случаев написание слова "мир" в старой орфографии: "мир" -- антоним войны, строй, порядок и "мір" -- вселенная.
151 Речь идет о священнике Михаиле (Колобове), служившем в г. Верном и Асхабаде, редакторе неофициальной части "Туркестанских епархиальных ведомостей", члене духовной консистории, церковном публицисте.
152 См. примеч. 128.
153 В. А. Кожевников неточен в определении того, что именно подвигло Е. Н. Трубецкого поставить дилемму: "Федоров или Евангелие ". См. в данной подборке переписку Петерсона и Трубецкого и комментарий к ней.
154 С. Н. Булгаков.
155 О какой именно статье Петерсона идет речь, установить не удалось. Возможно, это "Исповедание веры признающего воскрешение при участии самого человека" (См. примеч.183).
156 Михаил Николаевич -- M. H. Петерсон.
157 Письма В. Н. Хомутского H. II. Петерсону и его статья "Призыв жизни" печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Кд. хр. 72. Василий Николаевич Хомутский (Хамуцкий, Хомуцкий) -- крестьянин села Пехлец Рязанской губернии, бывший толстовец. После знакомства с идеями Федорова отказался от толстовства. Его имя встречается в переписке Кожевникова и Петерсона и письмах Петерсону Д. Ф. Попова. Так, последний писал Петерсону в конце января: "Адрес крестьянина: станц. Рязан-Уральск ж.д. Кораблино-Пехлецкому крестьянину Василию Николаевичу Хомутскому: виделся с ним на Рождество, еще нашелся у него сотоварищ, вполне понявший Н. Ф. Федорова и теперь его изучающий..." (НИОРРГБ. Ф. 657. К. б. Ед. хр. 54. Л. 14). Как сообщал Кожевников Петерсону, Хомутский посетил его в Москве в сентябре 1913 г., и Владимир Александрович посоветовал ему написать, как он пришел к Федорову (см. письмо Кожевникова Петерсону от 10 октября 1913 г.). Статья "Призыв жизни" и была исполнением этого совета. В ней слышен голос тех "неученых"), людей крестьянского, земледельческого сословия, которым, по убеждению Федорова, идея всеобщего дела должна быть внятна прежде всего.
158 В.А. Кожевников и Н. П. Петерсон.
159 В своей статье Хомутский опирается на IV часть "Вопроса о братстве...", где представлен образ идеальной общины всеобщего дела, вставшей на путь регуляции природы и воскрешения и потому сумевшей дать настоящее решение продовольственного вопроса: "Голод и смерть происходят от одних и тех же причин, а потому вопрос о воскрешении есть вопрос и об освобождении от голода. Человек, чтобы быть обеспеченным от голода, должен настолько познать себя и мир, чтобы иметь возможность производить себя из самых основных начал, на которые разлагается всякое человеческое существо; а чрез это он не только приобретет возможность, но и станет в необходимость воспроизвести и все умершие существа" (Философия общего дела. I, 276--277; Федоров. I, 250).
160 "Санитарный вопрос" -- один из фрагментов IV части "Вопроса о братстве..." (Философия общего дела. I, 276--281; Федоров. I, 249--253).
161 Черновик письма В. А. Кожевникова И. П. Брихничеву с отказом от сотрудничества в сборнике "Вселенское Дело" печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 43. Л. 52--52 об. Поверх текста простым карандашом рукой Кожевникова сделана надпись: "Передано ему M. H. Петерсоном лично в Москве 2 дек<абря> 1913 г. Копия того же числа послана А. К. Горскому в Одессу".
162 Речь идет о сборнике проповедей И. П. Брихничева "Огненный сеятель" (М., 1913) и его стихотворном сборнике "Капля крови" (М., 1912).
163 Во введении к сборнику "Огненный сеятель" И. П. Брихничев бросал резкие упреки в адрес мира, исказившего заветы Христа. Господь приходит с проповедью "да будут все едино", люди же, в лице власть имущих, выбрасывают других "на голод и нужду, распространяют клевету, вырывают почву под ногами". Девятнадцать веков назад они обменяли на Него "более близкого" им "по духу" Варавву, а Ему, принесшему "Жизнь и Свет, -- поднесли крест и гвозди, терния и укус, смешанный с желчью". "Но-- вы забыли. "Милорды, я пришел сообщить вам новость". Кроме вас существует еще Мир Божий, и хотите вы или не хотите этого -- вы ответственны за все и за всех" (Брихничев И. П. Огненный сеятель. М., 1913. С. 5--6).
164 Речь идет о сборнике "Вселенское Дело".
165 Цитата из письма Н. Н. Страхова Л. Н. Толстому от 5 февраля 1892 г. Статья В. В. Розанова (Новое время. 1913. No 13544. 24 нояб.; No 13548. 28 нояб.), в которой она была приведена, строилась на разборе переписки философа и писателя.
166 См. примеч. 251 к переписке Кожевникова и Петерсона.
167 См. примеч. 162 и 163.
168 В No 12 "Богословского вестника" за 1913 г. была напечатана рецензия С. А. Голованенко на I--II тома "Философии общего дела".
169 Вслед за рецензией на "Философию общего дела" в том же номере "Богословского вестника" шла рецензия С. А. Голованенко на книгу С. Н. Булгакова "Философия хозяйства", разбирая которую, рецензент указывал на родство позиций Федорова и Булгакова: оба стремятся решить вопрос о "взаимоотношении Церкви Небесной (Триединство как догмат-заповедь) и Церкви Земной (Триединство как исполнение заповеди)", оба внимательны к проблеме хозяйства, религиозно осмысляют проблему труда человека в мире. При этом если Федоров говорит о воскрешении отцов и предков, то Булгаков обращает главное внимание на проблему воскрешения всей природы. Следующая рецензия, автором которой был H. M. Соловьев, "Несколько слов о "философствованиях" проф. Мечникова", была посвящена критическому разбору книги Мечникова "Сорок лет искания рационального мировоззрения", и прежде всего его отношения к смерти, в которой ученый видел абсолютный конец каждой личности, но при этом полагал, что в глубокой старости в человеке исчезает страх смерти, а, напротив, возникает даже естественное стремление к ней. Против идей Мечникова H. M. Соловьев выдвигал Воскресение Христово и приводил цитату из статьи Соловьева "Христос воскрес! "
170 Письма студента Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Михайловича Кроткова Н. П. Петерсону печатаются по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 45.
171 Книгу Кожевникова о Федорове Петерсон M. M. Кроткову прислал.
172 Речь идет о серии статей Голованенко о философии Н. Ф. Федорова. П. А. Флоренский рекомендовал эту серию книгоиздательству "Путь".
173 Григорий Алексеевич Рачииский (1859--1939) -- религиозный публицист, председатель Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, член редакции книгоиздательства "Путь".
174 Н. П. Петерсон предлагал M. M. Кроткову прислать копию своего письма Е. Н. Трубецкому от 21 июля 1913 г., в котором он полемизировал со статьей философа "Несколько слов о Соловьеве и Федорове (Ответ Н. П. Петерсону)".
175 См. примеч. 168.
176 Кстати (лат.).
177 В рецензии на I том "Философии общего дела" С. А. Голованенко выдвинул на передний план гносеологический аспект учения всеобщего дела, указывая на стремление Федорова к "жизненному знанию", на имманентизм и проективизм его мысли, для которой неразрывны слово и дело, субъект и объект, на связь в его творчестве гносеологии с онтологией: "У Федорова -- философия общего дела, а не общих понятий; поскольку мысль -- проект дела, она -- философия деловых понятий, явно излучающих свой онтологический свет. В философии Федорова гносеологическое вырастает из онтологического, вырастает прямо и свободно". Далее в результате критического разбора ряда положений учения всеобщего дела С. А. Голованенко приходил к странному выводу о том, что Федоров ставил знак равенства между воскрешением и познанием (по словам рецензента, "в познании -- самое воскрешение, самая сущность жизни и смерти") и, следовательно, его "борьба с рационализмом" превращалась в "утонченный гностицизм" (Богословский вестник. 1913. No 12. С. 842).
178 Речь идет о 1 выпуске сборника "Вселенское Дело". И. П. Брихничев был одним из его составителей и редакторов.
179 Переписка П. А. Флоренского и Н. П. Петерсона печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. Л. 6. Ед. хр. 71.
180 Петерсон послал Флоренскому возражение на рецензию С. А. Голованенко (См. примеч. 168).
181 Речь идет о статье Н. П. Петерсона "Заметка по поводу статьи кн. Е. Трубецкого -- "Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания"..." и ответной статье Е. Н. Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове", напечатанных в No 3 "Вопросов философии и психологии" за 1913 г.
182 Речь идет о письме Петерсона Е. Н. Трубецкому от 21 июля 1913 г.
183 Текст "Исповедания веры признающего воскрешение при участии самого человека" сохранился в архиве Н. П. Петерсона (ИИОР РГБ. Ф. 657. К. 1. Ед. хр. 5). Приводим фрагменты этого текста:
"<...> Христос нисходил на землю ради нашего спасения и, думается, -- не может быть спора, что Христос приходил спасти нас именно от последствий греха, искупленного Его страданиями и смертью,-- от последствий греха, т. е. от смерти, и от смерти не духовной только, но и телесной, ибо Христос воскрес во плоти человеческой и вознес нашу плоть одесную Отца небесного. Объяснять же спасение, ради которого приходил Христос, как-то духовно, было бы умалением Христова дела, обращением христианства в иллюзию. -- Вопрос заключается в том, почему же спасение еще не совершилось, и как может и должно быть осуществлено наше спасение от смерти?
Спасти нас может только Бог, Создатель наш, но это спасение может быть совершено двояким образом: или без участия нас в нашем собственном спасении, без участия нас в самом деле спасения, или же при нашем в нем, в деле спасения, участии.
Мы говорим не о таком участии, которое состоит в делании правды, в исполнении лишь правил нравственности, за что спасение даруется, а не самими нами созидается, мы говорим об участии в самом устроении нашего спасения, в самом деле устроения нашего тела, чтобы оно стало бессмертным носителем бессмертного духа, и в деле воссоздания тел умерших, дабы они были бессмертными жилищами бессмертных душ. До сих пор наше тело было "бессознательным произведением наших пороков", как это говорится на стр. 61-й т<ома> 1-го "Фил<ософии> Общего Дела", а "должно быть наше тело нашим делом, но не эгоистическим самоустроением, а делом, чрез возвращение жизни отцам устрояемым". <...>
Если бы Господь хотел спасти нас без нашего в том участия, в таком случае зачем бы Ему было сходить на землю, принимать плоть человеческую, страдать, умереть? И без всего этого Он мог бы одарить нас бессмертием, или всех, или только некоторых, приятных Ему (Деян. X, 35), а также и воскресить достойных этого. Но при этом мы навсегда остались бы бессильного тварью, существами презренными. Есчи же Господь удостоил нас своим пришествием, восприял нашу плоть, подверг себя страданиям и принял самую смерть, -- становится очевидным, что нам уготована иная участь, Господь не хочет, чтобы мы навсегда остались тварью, рабами,-- своим пришествием, смертью и воскресением Он указал нам возможность из твари стать сынами Божиими.
<...> Принять на себя труд изучения тех сил, от коих зависит жизнь и смерть,-- труд управления этими силами. Это невозможно для каждого в отдельности, но доступно, надо полагать, согласию всех людей, всего рода человеческого, объединенного в Боге во исполнение молитвы Господа Нашего Иисуса Христа -- "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Иоанн. XVII, 21). При таком единстве всех, при единстве всего рода человеческого в Боге, может ли быть что-либо недоступное нашей мощи?!.. К объединению в деле всеобщего воскрешения и призывал нас Спаситель, положивший и начало этому на тайной вечери, ибо, как говорится на стр. 133 т<ома> 1-го "Фил<ософии> Общ<его> Дела", "христианство есть объединение живущих для воскрешения умерших, т.е. соединение в любви ядущих и пиющих для возвращения к трапезе любви отшедших; затем и едят и пьют, чтобы иметь силу возвратить к жизни умерших. Христос, соединив при своем отшествии поминовение или любовь к Себе (что значит ко всем отшедшим) с питанием, с тем, что дает жизнь и силу на труд, заповедал собрать всех живущих к этой вечери любви, любви к Нему, как ко всем умершим, такой любви, которая отдает все силы жизни для того, чтобы увидеть и услышать Его, Спасителя Нашего, со всеми отшедшими". <...>
После вознесения Христа -- Нашего Спасителя апостолы и ученики Его могли только свидетельствовать о Нем, об Его воскресении и тем приобщать уверовавших к трапезе любви, объединяющей, закрепляющей в единосущии с Нашим Спасителем наш братский во Христе союз, таинственно приобщающий уверовавших к жизни вечной, на что апостолы и получили дар Святого Духа. Этим и объясняется, почему первая христианская община все дело свое полагала только в проповеди Евангелия, т. е. в призыве к делу спасения, приступить же к осуществлению его, самого дела спасения, не могла по громадности этого дела, требовавшего и сил громадных, которых еще не было, не было и надлежащего знания для выработки средств, способов к осуществлению великого дела всеобщего воскрешения.
Памятуя, однако, слова Господа Христа Спасителя нашего, что Он есть истина, путь и живот, святая Православная церковь наша отождествила свое служение с Пасхою страдания и с Пасхою Воскресения, в которых выразилось служение и Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и в Страстной Седмице, неразрывно связанной с седмицею Пасхальной, Православная церковь начертала "полный нравственный кодекс, т. е. план или проект, воскрешения, повторив его сокращенно и в прочих пятидесяти неделях, особенно же в неделях двух триодей, постной и цветной, имеющих глубокое нравственно-воспитательное значение <...> Пятидесятикратное повторение обряда в трояком проявлении (догматическом, этическом и эстетическом), т. е. переживание всех добродетелей: раскаяния во всякой мысли нечистой (Великая Среда -- день раскаявшейся блудницы, "чин мироносицы вземшей"), братотворения у поминальной трапезы (Великий четверг), сострадания (Великий пяток), соумирания (Великая Суббота) и наконец, сорадования в воскресении (Велик День),-- все это имеет цель педагогическую -- преобразовать ветхого человека в сына человеческого, а имеете и в сына Божия..." Но все это оказывается пока бессильным, бессильным преобразовать самую жизнь нашу во всех ее проявлениях <...>
Что же нужно, чтобы это великое орудие, т. е. многократное богослужебное повторение, произвело бы благотворное на нас действие, объединило бы нас нее в храмовой только службе, но и в жизни? Объединение состоится, очевидно, лишь тогда, когда будет сознана цель, и сознана непререкаемо, когда будет установлено, к чему люди призваны, не в отдельности каждый, а все в совокупности, когда будет установлено, в чем наше общее дело, и притом такое дело, которое способно захватить всю нашу жизнь, не ограничиваясь храмовою лишь службою,-- такое дело, которое способно обратить на служение себе всю внехрамовую деятельность нашу, всю внехрамовую действительность. Если бы не было одного общего у всех призвания, дела, доступного только общему труду всех, то зачем нужно было бы объединение людей? Устанавливаемое же церковью единство во Христе предполагает именно одно общее у всех, одинаково всем дорогое и любимое дело, требующее соединенного усилия всех. <...>
<...> Христианство должно захватить всю жизнь людей, проникнуть во все отправления, в которых жизнь проявляется, а наука и искусство должны быть средствами осуществления христианства. Христос указывает цель -- спасение от смерти, а наука должна изыскивать средства к спасению, искусство же должно найти пути, способы применить указанные наукою средства к делу спасения от смерти и всех зол, сопряженных со смертию и ведущих к ней. Придя, таким образом, от смерти в жизнь, пересоздав свои тела и воссоздав, воскресив умерших, т. е. перейдя от смерти в жизнь, мы и на суд не придем, по слову Нашего Спасителя (Иоанн. V, 24)".
184 См. примеч. 102.
185 Речь идет о серии статей С. А. Голованенко об учении Федорова, публикация которых началась с апрельской книги "Богословского вестника" за 191 4 г.
186 В рецензии на "Философию общего дела" С. А. Голованенко обвинял философа в магизме и утверждал, что в учении Федорова "вместе с умалением идеи спасения, воскресения -- отстраняется христианская надежда" ("Богословский вестник". 1913. No 12. С. 840).
187 Иван Григорьевич Щеглови т ов (1861--1918) -- в 1906--1915 гг. министр юстиции, председатель Государственного совета.
188 Владимир Карлович Саблер (1845--1929) -- статс-секретарь, в 1911--1915 гг. обер-прокурор Святейшего Синода.
189 Речь идет о статье Петерсона "По поводу статьи кн. Е. Н. Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове"" (См. примеч. 128).
190 В "Богословском вестнике" указанная статья Петерсона напечатана не была.
191 П. А. Флоренский, столкнувшись с трудностями публикации серии статей С. А. Голованенко о Федорове в "Богословском вестнике", пытался провести ее через книгоиздательство "Путь".
192 См. примеч. 173.
193 Превосходящая сила, непреодолимые обстоятельства (лат.).
194 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 386. К. 83. Ед. хр. 39. Черновик письма--Московский архив А. К. Горского и Н. А. Сетницкого.
195 Речь идет о 1 выпуске "Вселенского Дела" (Одесса, 1914).
196 В сборнике "Вселенское Дело" была помещен ответ Брюсова на анкету редакции под заглавием "О смерти, воскресении и воскрешении" (см. в наст. антологии ниже).
197 О статье доктора медицины В. К. Недзвецкого "Метампсихоза", помещенной в сборнике "Вселенское Дело" в разделе "Приложения" (С. 31--42, вторая пагинация) против идеи переселения душ выдвигалась идея личности, которая, стоя на гребне рода, носит в себе "несколько индивидуальностей", предков, оставивших в ней свой след.
198 В сборнике "Вселенское дело" (С. 140--207) под псевдонимом "Р. Манновский" была помещена первая часть работы Горского "Тяга земная" о жизненных и идейных взаимоотношениях В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова.
190 Статья Вяч. Иванова "О границах искусства", представлявшая собой доклад в московском Религиозно-философском обществе и публичную лекцию в Петербурге (1913), была напечатана: Труды и дни. 1913. No 7. Далее Горский отсылает к полемике В. Я. Врюсова с Вяч. Ивановым и А. Блоком по вопросу о символизме: статья Брюсова "О "речи" рабской, в защиту поэзии" ("Аполлон". 1910. No 9), настаивавшая на том, чтобы видеть в символизме метод искусства, а не орудие теургии, была направлена против статей Вяч. Иванова "Заветы символизма" и А. Блока "О современном состоянии русского символизма" (обе: Аполлон. 1910. No 8).
200 Солнечный путь. Южный альманах. Кн. 1 / Под ред. Леонида Баткиса. Одесса, 1914. В альманахе, помимо лиц, перечисленных Горским ниже, приняли участие И. Брихинчев, сам Горский (под псевд. "А. Горностаев"), Г. Иванов, Н. Клюев, З. Гиппиус.
201 См. примеч. 249 к переписке Кожевникова и Петерсона.
202 Помимо своего ответа Трубецкому (См. примеч. 174) Петерсон прислал Кроткову свою статью по поводу рецензии С. А. Голованенко на "Философию общего дела" и заметку Федорова "Как назвать год, когда среди лета пели Пасху, исполняя пророчество Серафима..." (опубликована: Федоров. IV, 165--168).
203 Речь идет о No 12 журнала "Бюллетени литературы и жизни" (февраль 1914), в котором появилась статья Петерсона "Идея всеобщего спасения от смерти". Кроткое получил его от Петерсона в конце марта -- начале апреля 1914 г.
204 Философия общего дела. II, 8; Федоров. II, 44.
205 15 марта 1914 г. Петерсон отправил Розанову рукопись своей статьи "По поводу статьи кн. Е. Н. Трубецкого "Несколько слов о Соловьеве и Федорове"" с просьбой при возможности напечатать ее в "Новом времени". Статья напечатана не была, и от С. М. Северова Петерсон узнал, что Розанов в телефонной беседе с ним сказал по поводу этой статьи, что "статья для "Нового Времени" велика и что "Новое Время" не может сделаться миссионером идей Федорова". Тогда 7 июня 1914 г. он написал Розанову вторично, и тон его письма был горек и резок: "Ваше опасение, как бы не сочли "Новое Время" миссионером идей Федорова, для меня совсем непонятно, -- разве напечатание одной статьи, содержащей притом довольно важные биографические сведения Ж таком лице, как В. С. Соловьев <...> разве напечатание такой статьи может быть названо миссионерством?!.. Отказ же напечатать статью не будет ли зажиманием рта говорящему не то, что желательно взявшим в свои руки ключи разумения?!..
Теперь я окончательно убедился, что Вам не только антипатично, как Толстому, по, может быть, даже весьма противна "религия дела", которая составляет предмет всех произведений Федорова, -- религия истинно православная. Для всех наших писателей, "этих иностранцев, пишущих о России", как их называет Федоров, доступна и понятна только религия чувства, которая находит свое крайнее выражение в американских ревивалях, тогда как религия дела, религия, повторяю, истинно православная, выражавшаяся когда-то, в моменты высших подъемов, в построении обыденных храмов, ныне совсем забытых", им чужда (РГАЛИ. Ф. 419. Оп. 1. Ед. хр. 569. Л. 10 об.--11). В ответ на это письмо Розанов написал Петерсону (письмо это не сохранилось, далее Петерсон отчасти касается его содержания).
206 См.: Pro et contra. Кн. 1. С. 143.
207 Речь идет о журнале "Вопросы философии и психологии", где была напечатана полемика Трубецкого и Петерсона.
208 См. примеч. 254 к переписке Кожевникова и Петерсона.
209 Речь идет о падчерице В. В. Розанова А. М. Бутягиной, авторе статьи о Федорове в "Новом времени" (См. примеч. 207 к переписке Кожевникова и Петерсона).
210 Черновик письма Н. П. Петерсона Ф. Д. Самарину печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 13.
211 Речь идет о черновых материалах к статье-обращению Федорова к Александру Алексеевичу Кирееву (1833--1910), общественному деятелю, представителю позднего славянофильства (см.: Федоров. IV, 123--127). Поводом к обращению послужила полемика А. А. Киреева с С. Н. Трубецким по вопросу о славянофильстве, имевшая место в 1895 г. Сохранился также текст чернового письма Федорова Кирееву (Федоров. IV, 291-193).
212 См. примеч. 256 к переписке Кожевникова и Петерсона.
213 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 58.
214 См. примеч. 211.
215 Речь идет о M. H. Петерсоне.
216 См. примеч. 270 к переписке Кожевникова и Петерсона.
217 Письмо отправлено не было (см.: Вопросы философии. 1991. No 6. С. 147).
218 15 июля 1915 г. отмечалось 900-летие со дня кончины св. равноап. князя Владимира.
219 Так в оригинале.
220 Речь идет о статье Н. П. Петерсона "Христианство Н. Ф. Федорова, автора философии Общего дела" (об истории ее создания см. письмо Кожевникова Петерсону от 2 апреля 1915 г. и письма Петерсона Кожевникову от 8 апреля и 10 мая 1915 г. и комментарии к этим письмам). Статья была отправлена Флоренскому 4 мая 1915 г.
221 Речь идет о статье С. А. Голованенко "О характере религиозного учения Н. Ф. Федорова (Ответ Н. П. Петерсону)", посвященной брошюре Петерсона "О религиозном характере учения Н. Ф. Федорова" (М., 1915). Статья не была напечатана. Ее рукопись ныне хранится в личном фонде Голованенко в НИОР РГБ (Ф. 582. Карт. 2. Ед. хр. 4. Л. 23--50).
222 См. примеч. 292 к переписке Кожевникова и Петерсона.
223 Речь идет о статье Н. А. Бердяева "Пророчества Н. Ф. Федорова о войне" (Биржевые ведомости. 1915. No 15027. 15 авт.).
224 См. примеч. 94 к переписке Кожевникова и Петерсона.
225 Показания Н. Ф. Федорова по делу Д. В. Каракозова в настоящее время обнаружены в ЦИАМ богородским краеведом А. Н. Масловым. Показания Н. П. Петерсона хранятся в ГАРФ (Ф. 272. Оп. 1. Ед. хр. 21).
226 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 59. Л. 1--2 об. Н. С. Созонтов -- инженер, уроженец г. Верного, где и познакомился с Н. П. Петерсоном, заинтересовавшим его идеями Федорова.
227 В фонде Петерсона сохранилась машинопись статьи Н. С. Созонтова, предназначавшейся для отправки в газеты "Новое время" и "Русское слово": "Меры борьбы с половодьем и заливанием рек, и с истощением почвы" (Там же. Л. 5--5 об.). Указывая на то, что причиной половодья является тающий весной снег, Созонтов предлагал собирать этот снег и, присыпая его землей и мусором, устраивать искусственные ледники. Таким образом, подчеркивал он, возможно будет предупредить быстрое и одновременное таяние снега: снег будет таять постепенно, в течение весны и части лета, влага будет просачиваться в почву и увлажнять ее. Кроме того, устройство искусственных ледников позволит избежать вымывания из почвы полезных веществ.
228 28 апреля 1917 г. Н. С. Созонтов выслал Петерсону свою работу "Культурно-хозяйственные вопросы" (Там же. Л. 6--21), в которой предлагался ряд мер по борьбе с безводием, с разливами и вскрытием рек, с циклонами, предупреждению обезлесивания. Центральное место в работе заняла проблема создания искусственных ледников. Н. С. Созонтов подробно описывал технологию их создания, указывал на значение снегохранилищ в деле орошения, предупреждения половодья, борьбы с сыпучими песками, лесными пожарами, видел в создании искусственных ледников один из шагов к будущей регуляции климата. Во введении к работе Созонтов писал: "К сожалению, люди мало еще прониклись сознательным интересом к явлениям природы; они смотрят на многие из них как на стихийные силы, не поддающиеся разумному воздействию, а в то же время уже достаточно имеют примеров использования природных сил. <...> Жаль, что неограниченный разум и всесильная энергия людей выступают на работу только под беспощадными ударами тех законов природы, которые должны быть в их руках орудием против вредных ее сил. Хотя человек и называет себя "царем природы", но он, жалкий раб ее, терпит лишения от всех ее прихотей и падает бездыханным только от разрядившегося над ним электричества" (Там же. Л. 7об.).
229 В комментарии к публикации данного текста в "Вопросах философии" высказано интересное предположение: "Данная заметка Флоренского, собственно, не является письмом. Это запись скудных биографических сведений о Н. Ф. Федорове. В письме от 31 июля 1916 г. Кожевников пишет, что "рад встретить <...> сочувствие" со стороны Флоренского к составлению жизнеописания Федорова. Вероятно, Флоренский не только "сочувствовал", но и хотел принять участие в этом деле" (Вопросы философии. 1991. No 6. С. 149).
230 Как следует из других источников, старший брат Федорова Александр Федорович Федоров (1828--1897) служил присяжным поверенным в Санкт-Петербурге.
231 Письмо Н. П. Петерсону публициста А. А. Мощанского, автора статьи "Мысли и предсказания Н. Ф. Федорова" (Русская мысль. 1914. No 12), печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 6. Ед. хр. 76. Л. 1 -- 3.
232 0 какой статье Петерсона идет речь, не установлено.
233 Эта статья Мощанского о Федорове неизвестна.
234 Черновое письмо Петерсона к П. А. Сергеенко (См. примеч. 121 к переписке Кожевникова и Петерсона) печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 1. Ед. хр. 32. Л. 4 об.
235 О А. Л.Волынском и его интересе к идеям Федорова см.: Pro et contra. Кн. 1. С. 1065--1069.
236 Речь идет о П. А. Сергеенко, см. выше письмо к нему Петерсона, датируемое летом 1917 г.
237 Из этого упоминания следует, что Петерсону удалось издать отдельной брошюрой свое возражение на статью С. Н. Булгакова ""Проект" воскрешения в уч<ении> И. Ф. Федорова" (См. примеч. 304 к переписке Кожевникова и Петерсона). Однако обнаружить в библиотеках России эту брошюру пока не удалось.
238 В сейфе Купеческого банка В.А.Кожевников хранил рукописи Федорова. Очевидно, Петерсон собирался взять у А. В. Кожевниковой все остающиеся у нее бумаги Федорова, однако сделано это не было, и архив Федорова погиб вместе с архивом Кожевникова.
239 Намерение издать III том "Философии общего дела" в Петрограде не было осуществлено.
240 Речь идет о статье Федорова "Антиномия эгоизма и альтруизма..." (См. примеч. 1 к письму Кожевникова о последних часах жизни Федорова // Pro et contra. Кн. 1. С. 981).
241 Печатается по: РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 1073. Патриарх Тихон (Белавин) (1865--1925) -- патриарх Московский и всея Руси (с 1917). Избран Поместным собором Русской Православной Церкви. Копия обращения Петерсона патриарху сохранилась в фонде А. Л. Волынского, черновик обращения -- в личном фонде Петерсона в НИОР РГБ. 19 апреля 1918 г. Петерсон писал в Москву M. H. Петерсону: "Посылаю тебе, дорогой друг мой, копию письма Патриарху, которое я отправил еще 2-го апреля, т. е. семнадцать дней тому назад, но никакого отзвука на это письмо не получил. Посылаю также два экземпляра заметки "Что такое православие?", а также статейку в газете "Асхабад", которая приложена к письму Патриарха под заглавием "О свободе совести". Прилагаю и статейку "Что такое свобода совести", по поводу которой написана статья "О свободе совести". Покажи все это Остроумову, не согласится ли он напечатать все это в "Миссионерском Сборнике", а прилагаемые печатные статейки перепечатать" (НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 29. Л. 7).
242 Обе статьи принадлежали Н. П. Петерсону. Первая сохранилась в РГАЛИ в фонде А. Л. Волынского, вторая -- в личном фонде Петерсона в НИОР РГБ.
243 Речь идет о статье Г. П. Георгиевского "Из воспоминаний о Николае Федоровиче (К 40 дню кончины)" (Московские ведомости. 1904. 23--26 янв.).
244 Цитата из статьи Федорова "Проект соединения церквей", во второй части которой приводится разбор реферата B.C. Соловьева.
245 Статья "О свободе совести" (Асхабад. 1902. No 8. 8 янв.), напечатанная в рамках "Асхабадской полемики" (см. Федоров. Доп., 165--175), была написана не Федоровым, а самим Петерсоном.
246 1 Кор 1:19.
247 Эта статья принадлежала Н. П. Петерсону.
248 Статья H. П. Петерcона "Что такое православие" (без окончания) сохранилась в личном фонде А. Л. Волынского в РГАЛИ (Ф. 95. Оп.1. Ед. хр. 1018).
219 Оригинал поврежден (оторвана часть листа). В квадратных скобках текст, восстановленный по смыслу.
250 Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 657. К. 5. Ед. хр. 29. Л. 8--8 об.
251 Н. П. Петерсон с женой, дочерью и внучкой выехал в Звенигородку летом 1918 г. Там, в Звенигородке, 4 марта 1919 г. Николай Павлович скончался.
252 Речь идет о статье Федорова "Музей, его смысл и назначение".
253 Елизавета Павловна -- Е. П. Добротина, сестра Петерсона.
254 Люба -- Любовь Николаевна Петерсон, в замужестве Рутковская (1893--1991) -- младшая дочь Н. П. Петерсона.