1 декабря 1913. Москва
1 д<екабря> 1913. Москва. И<она> П<антелеймонович>. Я только вчера имел возможность ознакомиться с Вашими 2 книгами162, и, признаюсь, они повергли меня в немалое смущение. Говорю не о художественной стороне Ваших произведений: с этой стороны многие из Ваших стихотворений признаю очень удачными и могу только пожелать дальнейшего роста Вашему дарованию. Смущен же я (буду откровенен!) в 1-й книге уж очень гордым и немирным тоном Вашего предисловияl63, a также и многими мыслями в самой книге. В сборнике же стихотворений -- смешана эротика, и часто жгуче чувственная, с религиозными стремлениями, и уж чересчур смелые образы с величайшим светом христианского восприятия. Я далек от неуместной выходки вмешиваться в свободу художественного творчества, каково бы оно ни было. Я только должен откровенно сказать, что обнаруженные свойства Ваших, произведений раскрыли для меня их несоединимость с духом, симпатиями и целями Н. Ф. Ф-ва. С его аскетическим отношением к чувственности, как и с его великою скромностью личною, совершенно несогласны черты, о которых я упомянул. И вот это-то и повергает меня в смущение: как можете Вы продуманно сочетать такие экстазы и такие приписываемые себе правомочия с последованием идеям Н. Ф.? Если Вы настаиваете на возможности такого сочетания, я понужден думать, что Вы неверно понимаете учение моего Старца, что Вы не только не вникли в дух его и цели, а далеко отстоите от них. А этот вывод заставляет меня с великим опасением смотреть и на то, как проектируете Вы вести Ваше "вселенское дело". Во всяком случае на основании предыдущего, я обращаюсь к Вам с решительною просьбою до выхода Вашего сборника164 не считать меня участвующим в Вашем деле каким бы то ни было образом и ни единым словом не упоминать в Сборнике, ни в каких-либо объявлениях о нем моего имени и фамилии в качестве лица, имеющего участие в вашем деле. К этому требованию меня обязывает та же искренность и прямота, которая, конечно, движет в данном случае и Вас и которую я, разумеется, вполне уважаю, хотя в данном случае и не могу разделять тех ее выражений, которые сказались в Вашем произведении. В уверенности, что просьба моя будет в точности выполнена, и в надежде, что Вы не истолкуете ее в каком-либо ином смысле, кроме того прямого, который здесь изложен, остаюсь с совершенным почтением В. К.
Н. П. ПЕТЕРСОН -- В. В. РОЗАНОВУ
15 декабря 1913. Зарайск
Милостивый Государь, многоуважаемый
Василий Васильевич!
Прочитал в Вашей статье "Идейные споры Л. Н. Толстого и Н. Н. Страхова" (No 13548-й "Нов<ого> Вр<емени>"), что Страхов писал Толстому: "Буду защищать искусство и науку из всех сил против вас (Толстого), Соловьева и против Николая Федоровича"165 (под последним Страхов разумел автора "Фил<ософии> Общ<его> Дела"), и мне стало очень горько, что Вы оставили это место без замечания, не объяснили, как был неправ Страхов в отношении Федорова, который сам всегда упрекал Толстого за его пренебрежительное отношение к науке. Так, на стр. 366 т<о-ма> 2-го "Фил<ософии> Общ<его> Дела", защищая науку против Толстого, Федоров говорит: "Обличение порока ученых составляет великую заслугу гр. Толстого; но эти обличения не должны переходить в отрицание самой науки; нельзя же кидать в печь шубу, когда завелись в ней блохи, -- по образному выражению самого гр. Толстого".
Прошу Вас, прочтите всю статью, откуда это выражение взято, на стр. 362--398-й 2 т<ома> "Ф<илософии> Об<щего> Дела", под заглавием -- "Неделание ли или же отеческое и братское дело". -- Не раскаетесь, если прочтете, время у Вас будет не потеряно. Статья эта была написана в самом начале последнего десятилетия XIX века, посылалась анонимно Толстому, а затем предполагалось ее напечатать, но цензура запретила печатание. -- Какое значение придавал Федоров науке, видно из следующего места 1-го т<ома> "Фил<ософии> Об<щего> Дела", на стр. 143--144: "Стараясь уяснить себе, почему за воскресением Христа не последовало и всеобщего воскрешения, мы имеем целью не христианство оправдать от мнимого противоречия, как это делают верующие в могущество цивилизации и неверующие в силу христианства, а спасти от унижения историю, возводя ее до осуществления "Благой Вести", т. е. мы обвиняем ученых, защищая их собственные труды, осуждаем их за неверную оценку, за умаление стоимости их же трудов, за то, что они унижают свое дело, считая его бесцельным". <...> О великом значении искусства говорится, между прочим, в выписках из ненапечатанных еще статей Федорова в письме, которое я послал месяца полтора тому назад г-ну Энгельгардту, который ничего мне не ответил и в "Новом Времени" не отозвался на это письмо. <...>
Считаю нужным предупредить Вас, что некто Иона Брихничев, один из расстриженных священников, издававший в Москве "Новое Вино", почему-то проникся уважением к Н. Ф. Федорову и готовит какой-то сборник в память его. И мы с В. А. Кожевниковым имели неосторожность дать Брихничеву одну статейку, напечатанную в 1897 г. в Воронежской газете "Дон" и которая будет напечатана в 3-м томе, и еще одно письмо ко мне, написанное еще в семидесятых годах прошлого столетия166. Дали мы это Брихничеву потому, что в компании с ним по изданию сборника участвует некто Горский, о котором известный Вам Флоренский отзывается очень хорошо, как о человеке чрезвычайно чистом. Но потом я прочитал произведение Брихничева "Огненный Сеятель"167, произведение бессодержательное и величайшей наглости, свидетельствующее, что Брихничев с произведениями Федорова совсем незнаком. Это заставляет опасаться, что образ Н. Ф. Федорова в сборнике, издаваемом Брихничевым, будет искажен. О чем я и счел нужным предупредить Вас.
Душевно Вам преданный
Н. Петерсон.
15/XII 1913 г. Адрес мой: Г. Зарайск, Рязанской губ., Николаю Павловичу Петерсону.
В. А. КОЖЕВНИКОВ -- П. А. ФЛОРЕНСКОМУ
23 декабря 1913. Москва
<...> Спасибо Вам и автору статьи о Федорове в Декабр<ьской> книжке168. Статья серьезная, дельная и для выяснения значения Федорова очень полезная. Хорошо вышло сопоставление этой статьи со следующею и даже с 3-ю (Соловьевскою)169. Декабрьская книжка вообще очень интересна. <...>
В. А. КОЖЕВНИКОВ -- П. А. ФЛОРЕНСКОМУ
28 декабря 1913. Москва
Дорогой Отец Павел!
Будьте добры распорядиться выслать наложенным платежом декабрьскую книжку "Богосл<овского> Вестника" по адресу: в Зарайск Рязанс<кой> губ<ернии> Его Пр<евосходительст>ву Николаю Павловичу Петерсону. Он очень заинтересован статьею о Н. Ф. Федорове. <...>
М. М. КРОТКОВ -- Н. П. ПЕТЕРСОНУ170
Конец декабря 1913. Санкт-Петербург
Многоуважаемый Николай Павлович!
Литературы про Николая Федоровича Федорова решительно никакой нет. А это обстоятельство для выяснения объективной оценки учения Н. Ф. имеет немалое значение; благодаря чему является возможность неверно понять и ложно перетолковать действительные его взгляды. Ну это, разумеется, все такие трудности, с которыми всегда приходится встречаться при разработке вопросов, еще совершенно не обследованных. Но дело не в этом. Даже и то, что пока написано про Н. Ф. (я разумею опыт изложения его учения Владимира Александровича Кожевникова), приходится разыскивать днем с огнем. В нашей Академической библиотеке этой книги не имеется. Просил выписать ее, но когда это сделается -- неизвестно. В публичной библиотеке был раза 4, там ее все ищут и просят зайти потом как-нибудь. Время же, разумеется, не ждет и идет само собой. Не зная, где в настоящую пору находится Владимир Александрович, я решил обратиться к Вам с просьбой -- не можете ли Вы, Николай Павлович, выручить меня из беды -- достать необходимую книгу171.
Кстати еще -- сообщите (если только я Вас не затрудняю всем этим), не вышел ли 3 т<ом> Федорова. Мне передавали, будто вышел. Сам я всегда просматриваю библиографические новости за каждый месяц и там не встречал. Справлялся и в Публичной библиотеке -- но безуспешно.
Н. Ф. с каждым днем все более и более увлекает меня. Удивляюсь глубине и оригинальности мысли этого смиренномудрого старика с сердцем Евангельского дитяти. Хотелось бы видеть его портрет. Не сохранился ли он?
Если можете, Николай Павлович, то, пожалуйста, исполните мою просьбу, за что буду бесконечно благодарен Вам.
Уважающий Вас Михаил Кротков.
Адрес мой: СПб. Духовная Академия.
Студенту IV к<урса> Мих. Мих. Кроткову.
С. Н. БУЛГАКОВ -- П. А. ФЛОРЕНСКОМУ
20 января 1914. Москва
<...> Я не успел Вам еще сообщить, что в редакц<ионном> заседании Пути решено с рукописью Голованенко172 познакомиться (это хочет сделать Григорий Алексеевич173, но предварительно я переговорю об этом с Вами). Само по себе это есть не отказ и имеет некоторый шанс за принятие, но я не знаю, удобно ли такой ответ сообщить молодому автору, особенно ввиду возможного отказа. <...>
М. М. КРОТКОВ -- Н. П. ПЕТЕРСОНУ
21 января 1914. Санкт-Петербург
Глубокоуважаемый Николай Павлович!
Письмо Ваше от 12 января получил только сегодня 21-го. Причина тому та, что оно пришло в мое отсутствие.
Удивляюсь, почему Ваш сын не получил посланное мною письмо с уведомлением о получении книги В.А.Кожевникова. Письмо я послал на следующий же день, как только дошла до меня книга. Вместе с письмом к Вам снова отправляю сегодня вторичное письмо к Вашему сыну. Книга Кожевникова мне пока нужна. В настоящее время приступил к писанью кандидатского сочинения, поэтому иногда приходится адресоваться к ней за справками. Как работа закончится, немедленно же ее вышлю Вам в Зарайск. Покорнейше прошу поэтому немного подождать.
Весьма благодарен Вам, доброжелательный Николай Павлович, за Ваше любезное предложение прислать мне копию с письма Трубецкому174. Для меня ответ Ваш, конечно, интересен и, если не затруднит Вас исполнение этого предложения, то я с удовольствием желал бы познакомиться с Вашим полемическим ответом.
Статью Голованенко175 я прочитал бегло, прямо с дороги из дома. Декабрь я не жил в Петербурге, а в глухой провинции, где "Богословского Вестника" не выписывают. Об этой статье я узнал от В. А. Кожевникова, когда проездом через Москву (20 янв.) зашел к нему.
A propos176 В.А.Кожевников был болен воспалением легких. Теперь уже почти поправился и ходит.
Благодаря в высшей степени поверхностному чтению статьи многого не могу сказать о ней. Мне только кажется, что хорошо, что находятся люди, интересующиеся Н. Ф. Федоровым и рассматривающие его под своим углом зрения. Точка зрения может оказаться хотя и неправильной, но учение Федорова от этого нисколько не пострадает; напротив, благодаря всестороннему освещению оно рельефно выделится на общем фоне религиозно-философских систем, а в возникших полемических спорах лучше раскроется та истина, которая незаметно для большинства скрывается в Философии общего дела.
Что касается Голованенко, то мне кажется, что он не совсем прав, когда, рассматривая Философию общ<его> дела главным образом с гносеологической стороны, забывает отметить нравственную сторону учения Федорова. Между тем философия Федорова как раз ценна в нравственном отношении. И если бы Голованенко выставил на первый план нравственную сторону, то гностицизм Федорова (которому он был противник) в глазах Голованенко получил бы совершенно иное значение...177
Извиняюсь за причиненное Вам, хотя и невольно, независимо от меня, беспокойство.
Уважающий Вас студент
Михаил Кротков.
Кстати, не знаете ли, Николай Павлович, вышла ли книга Брехничева178 и где ее можно достать? Я до сих пор никак не могу узнать что-нибудь про нее.
СПб. Духовная Академия Студент IV курса
Мих. Мих. Кротков.
Н. П. ПЕТЕРСОН -- П. А. ФЛОРЕНСКОМУ179
Январь 1914. Зарайск
Павел Александрович!
Вместе с сим заказною бандеролью посылаю Вам мою заметку по поводу статьи г-на Голованенко в "Богословском вестнике"180. Очень был бы рад, если бы Вы нашли возможным напечатать ее, конечно, с ответом, как напечатана моя заметка в "Вопросах философии и психологии"181. Для большего выяснения того, о чем трактуется, считаю необходимым послать Вам копию моего письма к князю Трубецкому, посланного ему по напечатании моей заметки и ответа на нее182. В конце письма я предупреждаю кн. Трубецкого, что письмо мое может быть напечатано, -- но письмо это не напечатано и не может быть напечатано, потому что Владимир Александрович Кожевников нашел неудобным его печатать. Посылаю Вам и мое исповедание веры, написанное год тому назад после одного заседания в кружке М. А. Новоселова183. Если Вы найдете нужным, то оно могло бы быть напечатано.