48. О состоянии коноплеводства и коноплеводной кооперации края.
Заслушав доклад крайЗУ и крайконоплеводсоюза, президиум Средневолжского краевого исполнительного комитета отмечает:
1. Отмечает значительное снижение посевных площадей, занятых под посевы конопли в крае (1928 г. 115.400, 1929 г. — 97.500, 1930 г. — 95.000) Коноплеводство в результате в крае приобретает ярко выраженный потребительский характер и не обеспечивает пеньковой маслобойной промышленности, сокращает экспортные возможности и создает затруднение в целом ряде отраслей народного хозяйства (лесное, рыбное, шпагат, технические ткани и т. п.).
2. Основными причинами резкого падения состояния коноплеводства являются:
а) чрезвычайно слабое наличие и развитие в коноплеводной отрасли сельского хозяйства социалистических элементов (не имеется ни одного коноплеводного совхоза), посевы в колхозах занимают всего только 6,48 га, посевы как правило, не обобществлены, вследствие чего коноплеводство представляет из себя крайне неустойчивую отрасль сельского хозяйства;
б) примитивные, не знающие механизации, приемы обработки конопли при негигиенических условиях и высокой затрате труда, неизученности организации и работы предприятий на первичной обработке конопли, отрицательно влияли и влияют на коноплеводство;
в) отдаленность и оторванность пеньковой промышленности от своей сырьевой базы, отсутствие деловой связи пеньковой промышленности с опытно–исследовательскими учреждениями и коноплеводной кооперацией края, безучастность пеньковой промышленности в вопросах индустриализации коноплеводства и в особенности в деле создания новых и усовершенствования выпущенных машин по коноплеводству;
г) явно недостаточное финансирование агропроизводственных предприятий по коноплеводству, неизученность вопроса об улучшении породы конопляных семян, слабая тракторизация коноплеводных районов, в осуществлении контрактации имеется ряд нездоровых явлений (недовыполнение договоров в части обязательств контрактующей организации);
д) слабая организация научно–исследовательской работы по вопросам агротехники и семеноводства и крайне ограниченное число специалистов по коноплеводству.
Президиум крайисполкома постановил:
1. Контрольные цифры посевных площадей на 1931 г. в размере 1450 га по конопле и 48.800 га по льну с распределением их по секторам (в совхозах 3.600 га, в колхозах 92.900 га, в индивидуальном секторе 49.100 га) — утвердить.
2. Предложить крайЗУ при развертывании МТС в правобережье особо учесть нужды коноплеводного хозяйства, обеспечивая специализированные коноплеводческие районы тракторами в интересах развертываемого коллективного коноплеводства на поймах рек и в полевых условиях.
3. Предложить крайЗУ, крайконополеводсоюзу и райисполкомам при отборе земельных угодий под посевы конопли: на усадебных землях конопли должны занять не менее 75 % усадьбы, по районам товарного коноплеводства не менее 60 % и по остальным районам не менее 30 % за счет вытеснения других культур и в частности картофеля в полевые земли.
4. Обратить внимание на решительное укрепление посевов конопли, как на усадебной земле, так и в поле и на поймах, при чем все агропроизводственные мероприятия н кредиты, предназначенные на посевы конопли в полевых севооборотах и поймах, сосредоточить исключительно в колхозах. Вместе с тем предложить крайколхозсоюзу совместно с крайколхозсоюзом немедленно приступить к отбору по районам товарного коноплеводства колхозов в целях специализации их на коноплеводной отрасли сельского хозяйства, обеспечив эту специализацию соответствующим комплектом агропроизводственных и организационных мероприятий.
5. Предложить райисполкомам контрольную цифру посевных площадей конопли и льна немедленно довести до колхоза, села и отдельного двора и издать обязательные постановления, запрещающие земли, отведенные под посевы конопли, занимать другими культурами, особенно на усадьбах.
6. Принимая во внимание положительный опыт использования пойменных земель под посевы конопли в Лунинском районе и колоссальное наличие пойменных земель в крае, признать реальным и безусловно необходимым посев на поймах в 1931 г. 6.500 га конопли. Учитывая возможность обработки пойменных земель только тракторной тягой — предложить крайЗУ и трактороцентру обеспечить организацию не менее 8–10 тракторных МТС в коноплеводных районах, приступив немедленно к подготовке соответствующих условий для работы МТС.
7. Поручить крайЗУ проработать вопрос о возможности организации льноводных совхозов, в частности одного в Лунинском районе на базе уже разработанной поймы.
8. Обязать крайСНХ проработать вопрос о возможности выработки машин по первичной обработке конопли с целью их массового распространения.
9. Решительно поставить перед правительством вопрос о понуждении Главленкомом НКЗ СССР принять меры к срочной достройке Лунинского пенькообрабатывающего завода, а равно обязать трест «Льнопенькообработка» обеспечить строительство в 1931 году в Средневолжском крае не менее 5-ти пенькообрабатывающих заводов.
10. Предложить райисполкомам, и крайконоплеводсоюзу повести решительную борьбу с употреблением конопляной и льняной тресты на топливо и кровлю крыш, а равно принять меры к решительному сокращению растила тресты по земле при условии наличия достаточных водоемов.
11. Настаивать перед Главленкомом СССР и льноконоплеводцентром об отпуске средств в агрофонд коноплеводной кооперации, при этом предусмотреть необходимый отпуск средств из краевого бюджета на опытно–показательные участки н коллективные опыты.
Поручить крайЗУ совместно с крайконоплеводсоюзом и опытными станциями определить сумму затрат по местному бюджету и войти по этому вопросу с предложением в президиум крайисполкома.
Одновременно настаивать перед Главленкомом о включении Анучинской опытно–сельско–хозяйственной станции в сеть зональных станций по коноплеводству с отнесением ее содержания на госбюджет.
12. В целях стимулирования посева конопли признать необходимым сохранить льготы 1931 г. по с. х. налогу, осуществляемые в 1930 г. для посевщиков конопли и включением сдаваемых семян конопли в планы хлебозаготовок. Принимая во внимание имеющиеся случаи обложения посевов конопли в текущую хлебозаготовительную кампанию зерновыми культурами, предложить крайторготделу устранить подобные явления и принять меры к немедленному их исправлению.
13. Считая существующую систему определения качества и покупки пеньки по группам не соответствующей интересам коноплеводства, настаивать перед НКТ СССР об изменении означенной системы определения качества и покупки пеньки по сорту, что создает условия для улучшения качества пеньки.
14. В виду слабой изученности вопросов коноплеводства, как в отношении культуры конопли, так и в отношении обработки продуктов коноплеводства, предложить крайЗУ обеспечить организацию и надлежащую постановку научно–исследовательской работы в крае.
15. Отмечая отсутствие точного учета посевных площадей, урожайности и товарности конопли и льна, предложить крайплану упорядочить вопросы и порядок учета основных показателей коноплеводства (площади, урожайности, товарности).
16. Предложить краевым коопсоюзам в районах товарного коноплеводства на закрепленных за системой Льноцентра участках, обеспечить соответствующее осуществление агропроизводственных мероприятий по коноплеводству на основе специального соглашения с крайконоплеводсоюзом и под руководством последнего.
17. Поручить крайфинотделу ознакомиться с финансовым положением коноплеводной кооперации и определить размеры необходимой ссуды. Вместе с тем довести до сведения Главленкома при НКЗ СССР и НКТ СССР, что установленное комиссионное вознаграждение по коноплеводным операциям делает эти операции нерентабельными, а систему убыточной.
18. Исходя из напряженности хозяйственной базы для работы коноплеводной кооперация, предложить крайторготделу, при регулировании коноплеводного рынка, обеспечить за коноплеводной кооперацией достаточную, для осуществления задач последней, базу, и в точности проследить за соблюдением Райсоюзами установленных штатов и смет.
19. Предложить крайЗУ и Крайконоппеводсоюзу через 3 мес. доложить крайисполкому о выполнении настоящего постановлений
Председатель Брыков.
Зам. секретаря Варженинов.