Несколько дней спустя после знакомства Иконникова с Розой Самойловной, к нему в номер зашел Филатов. Он был чем-то расстроен, и Иконников сразу это заметил.

И, когда Филатов присел на диван и начал рассеянно вертеть в пальцах бахрому салфетки, Иконников спросил:

-- Что это у тебя такой вид сегодня? Совсем не весенний.

Филатов сделал гримасу и процедил сквозь зубы:

-- Нет, ничего. Просто меня этот художник расстроил!

-- Какой художник?

-- Спириденко! Ах, да, ведь ты с ним незнаком! -- спохватился Филатов. -- Тут, видишь ли, к Рудзевичу заходит один художник, пропойца, из бывших людей. Когда-то он был хорошим иллюстратором. Говорят, много зарабатывал. И вот, постепенно, дошел до дна.

-- Чем же он мог тебя расстроить?

-- Своими разговорами. Сидит он у нас сейчас в номере. И ужасно скверная у него привычка: куда бы ни пришел -- всюду заводит разговоры о самоубийстве.

Филатов помолчал, а затем поднялся.

-- Хочешь, пройди, послушай его?

Иконников сегодня был не в духе, и ему разговоры на эту тему не улыбались. Но Спириденко заинтересовал его, и он пошел к Рудзевичу. В номере была обычная обстановка: самовар, водка, колбаса и ходящий по номеру с заложенными за спину руками Рудзевич. И рябой студент был тут же, а рядом с ним, около стола, сидел средних лет штатский, одетый бедно. Когда-то красивое лицо его было теперь испито и обрюзгло, а большие мешки под глазами, небритые щеки и подбородок, делали, его похожим на старика. И только глаза были молоды, большие, черные, с опухшими от бессонных ночей веками и длинными ресницами. Он пришел, очевидно, без пальто, в одном пиджаке с поднятым воротником, который он все время конфузливо поправлял, прикрывая им выглядывавшую ночную сорочку. Рукава его пиджака были коротки и обнажали худые руки, красные от холода, с грязными ногтями на длинных, тонких пальцах.

Когда Иконников вошел, он развязно поднялся и первый протянул студенту руку:

-- Художник Спириденко! Бывший иллюстратор и карикатурист!

-- Почему бывший? -- спросил Иконников, присаживаясь.

Сел и Спириденко, опрокинулся на спинку стула и сказал мягко, как бы щадя Иконникова:

-- По многим соображениям! Во-первых, спился и потерял способность творить, быть же ремесленником и не хочу, да и не могу.

Он протянул Иконникову дрожащие руки...

-- Видите? Все время мессинское землетрясение! Разве на этой зыби карандаш удержится? Затем -- костюм у меня такой, что ни в одну порядочную редакцию не пустят. А в-третьих, плевать я на всех хочу, ибо талант никогда не должен унижаться!

Он обернулся к Рудзевичу.

-- Так продолжим наш разговор! Вот ты, Казимир, говорил, что самоубийство есть трусость? А чем ты это докажешь?

-- И доказывать нечего! Эка невидаль пустить себе пулю в лоб, или повеситься! Один момент -- и все кончено! А ты вот попробуй-ка, поживи, да покувыркайся в этом грязном болоте -- в жизни! Тот же, кто бежит от жизни -- трус! Ясно, как соленый огурец!

-- Конечно, коллега прав, -- поддержал Иконников. -- Только трусы кончают самоубийством, или ненормальные люди! Для борьбы с жизнью нужны храбрость, сила воли и ясный ум. А для самоубийства этого ничего не нужно.

Спириденко вдруг привскочил на стуле и ударил кулаком по столу.

-- Врете вы все!.. Вот вы-то именно и есть трусы, ибо согласитесь лучше ползать на брюхе перед давящей вас пятой, чем поднять мятеж духа и заглянуть неустрашимо в лицо смерти.

-- Так почему же вы сами не покончите самоубийством? -- вырвалось невольно у Иконникова.

Спириденко пристально на него посмотрел:

-- Не беспокойтесь, я это сделаю! Вы не думайте, я не провокатор.

-- Я этого вовсе и не думал! -- сконфузился Иконников -- Это был просто вопрос, подсказанный логикой.

Спириденко помолчал немного, закурил папиросу и продолжал:

-- Я не хочу кончать сейчас с собой только потому, чтобы не подумали, что Спириденко испугался нужды, испугался того дна, на которое опустился. Я покончу с собой только тогда, когда буду в лучших условиях, чем теперь. А это, весьма возможно, в скором времени и будет.

-- Тогда приходи за мной! -- вдруг сказал Рудзевич, и было непонятно: говорит ли он серьезно, или шутит.

Иконников с удивлением на него посмотрел: Рудзевич был серьезен. Спириденко же принял это, как должное.

-- Хорошо! Я тогда за тобой приду!

Наступила большая, тяжелая пауза. Монотонно ходил из угла в угол Рудзевич, сумрачно сидел на диване Филатов, и было слышно, как тяжело дышит Прохоров. Скверно себя чувствовал и Иконников. Будто одно, общее горе заползало в эту комнату и спаяло сердца присутствующих одной скорбью.

-- Странные иногда бывают на свете случаи! -- заговорил опять Спириденко. -- Вот сегодня хоронят одну молодую девушку, которая третьего дня отравилась. Она жила в том же доме, где я, и потому я всю эту историю знаю. Была она дочерью купцов, людей довольно состоятельных и почтенных. Но мещане они были и по рождению и по духу. И в семье атмосфера была невозможная. Бедную девочку держали в ежовых рукавицах. И вот, наконец, просватали. В это воскресенье должна была состояться ее свадьба.

Иконников вздрогнул и насторожился. Что-то знакомое было для него в рассказе художника.

-- Ну! -- чуть не крикнул он. -- Что же дальше?

-- А дальше, стряслась над девицей беда. Собственно не беда, а так... Я даже не знаю: как это назвать. По-моему, просто девчонка пошалила. Перенес ее где-то через лужу студент. И нужно же было случиться, что в это время по этой улице ехал жених и...

Иконников вскочил со стула, бледный, как полотно. И казалось ему, что он летит в какую-то бездну, и словно откуда-то издалека долетают до него слова Спириденко:

-- Жених приехал к ее родителям и, говорят, отказался жениться. Да что с вами, -- вдруг привстал художник, -- вам... дурно?

К Иконникову подбежали товарищи и усадили его на диван. А он смотрел на них блуждающими глазами и бормотал, как во сне:

-- Нет... нет... я ничего! Право же ничего! Боже мой, как все это ужасно!

-- Дай ему воды, Филатов! -- крикнул Рудзевич.

Но Иконников уже пришел в себе.

-- Не надо, -- сказал он, откидывая дрожащей рукой со лба волосы. -- Меня просто взволновала вся эта история. Уже прошло!

Он встал, оправил тужурку и спросил Спириденко, стараясь придать своему голосу спокойный тон:

-- Вы говорите ее сегодня хоронят? Где?

-- Отпевают в церкви Рождества, что в Палашевском переулке. А где будут хоронить, не знаю.

-- Я пойду, немного пройдусь, -- сказал Иконников. -- У меня ужасно начала болеть голова, может, улица меня освежит.

-- Пойдем вместе, -- поднялся Филатов.

Иконников подумал.

-- Пойдем, пожалуй!

Студенты вышли.

-- Что это с ним? -- спросил Спириденко. -- Уж не он ли, чего доброго, переносил ее?

-- Все может быть! -- ответил Рудзевич. -- А, впрочем, какое нам дело!

Минут через пять Спириденко ушел, заняв у Рудзевича двугривенный. Ушел вскоре и Прохоров, и Рудзевич остался один. Походил немного по номеру, потом подошел к окну и стал кормить, через форточку, крошками голубей. И не слышал, как в номер кто-то вошел.

-- Казимир Францевич!

Рудзевич оглянулся и увидел Розу Самойловну. Она стояла около стола и улыбалась.

-- Чем это вы занимаетесь?

-- Да вот, кормлю птичек божьих! Присаживайтесь!

Курсистка присела.

-- Так вы раздевайтесь! Снимайте шляпку, кофточку.

-- Нет, нет... я ненадолго! Я зашла попросить у вас последний альманах. У вас, кажется, был.

-- К сожалению, его вчера взял Прохоров. Но как только принесет -- я вам дам.

Она поглядела на стол и укоризненно покачала головой.

-- А вы... все пьете?

Рудзевич ходил по комнате.

-- Как видите!

-- И бросить не можете?

-- Не могу!

-- Вот как? А если бы, -- по лицу курсистки пробежала судорога. -- Если бы я вас попросила бросить?

-- Не получилось бы никакого результата!

Она вспыхнула.

-- Ну... а если бы вас попросила об этом... любимая вами девушка?

-- У меня такой нет!

Рудзевич отвечал резко, словно откалывая топором фразы. Очевидно, ему был неприятен этот разговор.

На глаза курсистки набежали слезы. Она незаметно смахнула их и поднялась.

-- До свиданья! Так, пожалуйста, когда Прохоров принесет альманах -- я первая кандидатка.

Рудзевич подошел к ней.

-- Обязательно! Так куда же вы спешите? Посидите.

-- Нет, мне пора! Ведь я только на минуточку!

Она пожала ему руку и вышла. Рудзевич сделал стремительное движение, к двери, словно желая воротить курсистку, но остановился, а затем опять зашагал по номеру.

И глубокая складка легка у него между бровями...