Паровой двигатель послужилъ основаніемъ для механической тяги, но ввиду большого веса, приходящагося, на индикаторную силу, осуществить механическое движеніе оказалось возможнымъ лишь при условіи возведенія рельсоваго пути. Дальнейшія широкія переспективы для механическаго движенія открылись со времени изобретенія двигателя внутренняго сгоранія: малый его весъ (на индикат. силу), быстрота пуска и компактность высококалорійнаго горючаго (бензина) дали возможность применить механическое движете не только по грунтовымъ дорогамъ (автомобилизмъ), но и но воздуху. Примененіе гусеничнаго хода дало возможность еще более расширить сферу примененія механической тяги на местности, допуская движеніе механическихъ повозокъ вне дорогъ, не взирая на препятствія ввиде канавъ, крутостей до 45 % и др.
Изъ предыдущихъ очерковъ мы ознакомились, какъ возникли и продолжаютъ совершенствоваться различные типы боевыхъ повозокъ. Въ великую войну, какъ мы видели, массовое примененіе получили танки, въ значительно меньшей степени бронеавтомобили. Это въ области чисто боевой. Неизмеримо въ большей степени были использованы механически средства передвиженія на западномъ фронте для массовой переброски войскъ съ оперативными целями. Первый удачный опытъ такой переброски былъ произведенъ французами во время перегруппировки къ левому флангу во время Марнской операціи 1914 г. Въ то время французская армія располагала совсемъ небольшимъ числомъ грузовыхъ машинъ (около 1.000), но польза принесенная ими оказалась настолько громадной, что были приложены все старанія къ увеличенію ихъ числа, такъ что къ концу войны у французовъ было уже 92 тысячи грузовыхъ автомобилей. При прорыве немцевъ въ 1918 г. у Суасона съ 27/V по 15/VІ французы перевезли въ раіонъ прорыва на автомобиляхъ 63 дивизіи, а по жел. дор. — 41 дивизію.
Это собственно и было началомъ моторизаціи войскъ. Дальнейшія стремленія техники были направлены къ замене конной тяги полевыхъ батарей механическою. Къ настоящему времени имеется два типа моторизованной артиллеріи: въ первомъ образце конная запряжка съ передкомъ заменена тракторомъ или грузовымъ автомобилемъ, съ которымъ и сцепляется орудіе. Во второмъ образце орудіе помещено въ самомъ тракторе съ гусеничнымъ ходомъ, имеетъ броневую защиту и представляетъ собою, по наружному виду, какъ бы разновидность танка, но огонь ведетъ, какъ обыкновенное орудіе съ неподвижной позиціи.
Сочетаніе такихъ тракторныхъ или моторизованныхъ батарей съ пехотой, перевозимой на грузовикахъ и представляетъ собою моторизованную часть, обладающую большой подвижностью и большимъ радіусомъ действій, превышающими даже форсированныя нормы конныхъ частей. Но съ другой стороны такія моторизованныя части обладаютъ весьма посредственною вездеходностью, завися отъ качества дорогъ и мостовъ. По местности же они, какъ правило, двигаться не могутъ. Это, впрочемъ, относится лишь къ грузовикамъ, перевозящимъ пехоту и грузы. Батареи обыкновенно имеютъ гусеничное шасси, безъ чего оне были бы очень ограничены въ свободе выбора огневыхъ позицій.
Изъ изложеннаго явствуетъ, что подвижность моторизованныхъ частей чисто оперативнаго характера, т. е. они пользуются механической тягой лишь для подвоза къ полю сраженія, а за темъ превращаются въ обыкновенную пехоту и ведутъ бой нормальными тактическими методами. Придаваемыя имъ броневыя соединенія соображаютъ свои действія съ действіями пехоты какъ обычно.
Обладая скоростью превышающею скорость движенія пехотной колоны по крайней мере въ 4 раза, моторизованная часть будетъ въ состояніи использовать элементъ внезапности, напр. при неожиданномъ появленіи на фланге, создать угрозу тылу и въ другихъ случаяхъ, представляющихся въ условіяхъ маневренной войны. Въ позиціонной войне для ликвидаціи неожиданнаго прорыва, моторизованныя части могутъ быстро сосредоточиться къ месту боя съ другихъ участковъ фронта, причемъ люди прибываютъ неутомленными форсированными маршами.
Особенное вниманіе на организацію и тактическое использованіе моторизованныхъ частей обращено во Франціи, которая въ великую войну, какъ сказано, имела большой опытъ примененія оперативныхъ перевозокъ войскъ на грузовыхъ автомобиляхъ, давшій блестящіе результаты: безъ преувеличенія можно сказать, что благодаря грузовымъ автомобилямъ французская армія не разъ выходила изъ очень опаснаго положенія. Поэтому вполне понятно, что у Французовъ упрочилась вера въ оперативную целесообразность автомобильныхъ перевозокъ.
Англичане и американцы въ этомъ отношеніи пошли еще дольше. Они нашли возможнымъ увеличить тактическую самостоятельность моторизованной части настолько, чтобы она была въ состояніи выполнить боевое заданіе, используя подвижность не только въ смысле подвоза къ месту боя, но также и въ самомъ бою, другими словами, чтобы пехотная часть, въ случае необходимости, могла бы вести бой съ повозокъ во время хода, не отставая отъ броневыхъ частей. Для этого понадобилось придать повозкамъ кроме оперативной также и тактическую подвижность, т. е. способность движенія по местности вне дорогъ.
При этихъ условіяхъ тактическая природа соединенія значительно разнилась отъ моторизованныхъ частей французскаго типа, въ отличіе отъ которыхъ они названы механизированными частями.
Главная боевая роль въ механизированной части выпадаетъ на броневыя силы.
Въ англійской арміи каждой пехотной дивизіи придана механизированная бригада следующаго состава:
1) Танковый батальонъ — около 50 машинъ средняго типа;
2) пехотно пулеметный баталіонъ перевозимый на бронированныхъ гусеничныхъ машинахъ, допускающихъ пулеметную стрельбу во время хода;
3) артиллерійская моторизованная группа (дивизіонъ);
4) рота бронеавтомобилей, 2 роты танкетокъ (главнымъ образомъ для разведки);
5) воздушная эскадрилья и
6) инженерная рота и рота связи, какъ и пехота — на транспортныхъ машинахъ.
Общій составъ бригады — около 1500 бойцовъ, около 300 машинъ, около 100 орудій 37-114 мм. колибра, около 300 тяжелыхъ и 50 легкихъ пулеметовъ.
Поистине — апофеозъ военной техники. Принимая во вниманіе, что въ составъ механизированныхъ бригадъ входятъ танки и бронеавтомобили новейшихъ системъ(8), маневренная и боевая способность ихъ весьма высока. Огонь ведется не только на месте, но и въ движеніи (кроме моторизованныхъ батарей). Среднюю скорость всей бригады, считая, что часть пути проходится вне дорогъ, можно считать до 15 кил. въ часъ при благопріятныхъ условіяхъ грунта и дорогъ, следовательно разстояніе въ 60 кил. можетъ быть покрыто въ 4–5 час. Ночью движеніе медленнее.
Изъ изложеннаго видно, что механизированный части — родъ войскъ, могущій принести громадную пользу въ условіяхъ маневрной войны, для неожиданныхъ нападеній на неизготовившагося или не вполне изготовившагося противника, т. е. во время совершенія имъ походнаго движенія, разворачиванія боевого порядка, удара по открытому флангу или въ обходъ фланга на тылы, въ преследованіи, при отходе — для короткихъ ударовъ по наседающему противнику, въ обороне ударъ по прорвавшемуся противнику, въ позиціонной войне — действія въ глубине расположенія противника после удавшагося прорыва фронта.
Таковы главныя боевыя свойства механизированныхъ частей. Надо однако заметить, что какъ бы ни были высоки техническія данный машинъ, все же они находятся въ большой зависимости отъ состоянія дорогъ, грунта, a следовагельно и погоды. Въ условіяхъ русскаго бездорожья и продолжительной распутицы, примененіе механизированныхъ частей часто будетъ совершенно невозможно.
Борьба съ механизированными частями. Если по совокупности условій возможно ожидать налета механизированныхъ частей противника, то следуетъ быть на чеку уже за 3–4 перехода отъ его главныхъ силъ, такъ какъ при благопріятныхъ условіяхъ это разстояніе можетъ быть пройдено въ 4–5 часовъ. Отсюда ясно — важность разведки всякаго рода для заблаговременнаго выясненія наличія у противника механизированныхъ частей на данномъ участке, a затемъ ихъ движенія. Главное средство борьбы — артиллерія и крупноколиберные пулеметы. Въ общемъ же средства борьбы и отраженія аналогичны темъ, которыя применяются противъ танковъ.