1 "Слово" -- еженедельная парижская газета, выходившая с 26 июня 1922 по 19 февраля 1923 г. под редакцией С.Ф.Штерна, затем А.Анина. Полемика с Е.Д.Кусковой, в которой Гиппиус предполагала участвовать на страницах газеты "Слово", была связана с проблемой отношения к советской России и большевикам, которых Гиппиус категорически не принимала. Кускова Екатерина Дмитриевна (1869-1958), публицист, общественный деятель; в 1905 г. была избрана членом ЦК партии кадетов, но отказалась войти в партию; была редактором и постоянным сотрудником еженедельника "Без заглавия", где в 1906 г. опубликовала программную статью "Ответ на вопрос -- кто мы?", в которой выступала за блок всех левых сил России. В годы гражданской войны была противником любой диктатуры -- и большевиков, и белых, стремилась создать "третью силу". Входила в руководство "Лиги спасения детей", была членом Совета Политического Красного Креста. В 1922 г. вместе с мужем, С.Н.Прокоповичем, была отправлена в ссылку на север, затем выслана за границу. В эмиграции много печаталась, вместе с Милюковым вела переговоры о создании Республиканско-демократического центра; много сделала для организации общества помощи голодающим в России (Помгол), призывая "засыпать ров гражданской войны". Была противником планов военных интервенций в Россию.
В августе 1922 г. Кускова прочла доклад "Разногласия в русском вопросе" (опубл. в газ. "Руль"). Именно ответом на этот доклад была статья "Вопросы из публики. Письмо в редакцию", которую Гиппиус хотела опубликовать в газете "Слово" и которая затем (см. переписку Гиппиус и Милюкова ниже) появилась в газете "Руль", 1922, 10 сентября. Е.Д.Кускова в 1920-е годы публиковала многочисленные статьи о проблемах России и эмиграции: "А что внутри?" -- "Воля России", 1922, NoNo 6, 7; "Пестрые картинки" -- "Современные записки", 1922, No 12; "Русский голод" - там же, 1924, No 22; ""Мы" и "они". Обыденное" <...>. - "На чужой стороне", 1924, No 8, и др. Гиппиус была одним из самых яростных противников Кусковой и ее идей примирения и помощи советской России (см. газ. "Последние новости", 7 марта 1926 и др.)
2 Тимашев Н.С. (1886-1970) -- историк, профессор, председатель Отделения общественных наук в Русском народном университете в Праге (с 1923 г.), член Ученого совета Русского научного института в Берлине (создан в 1923 г.), автор работ о социальном устройстве и экономике Советской России и СССР ("Крестьянство и Советы" -- "Современные записки", 1928, т. 34; "Проблемы независимого суда" -- Там же, 1926, т.27; "Церковь и советское государство" -- "Путь", 1928, No 10 и др.). По своим общественно-политическим взглядам был близок к "примиренческой" позиции Е.Д.Кусковой. Очерк о нем см. в кн. Н.П.Полторацкого "Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX в." Tenafly, 1988.
3 Предложение написать о Есенине Гиппиус получила не случайно. Она писала о нем еще в 1915 г. -- "Земля и камень" -- "Голос жизни", 1915, No 17. С. 12.6 июля 1922 г. в газете "Последние новости" она опубликовала статью "Лундберг, Антонин, Есенин" (подпись Антон Крайний), где о Есенине говорилось в недоброжелательно-пренебрежительных тонах. Позже, после смерти Есенина, она написала очерк "Судьба Есениных" -- "Последние новости", 1926, 28 января, No 1772, где о поэте говорилось с большой долей сочувствия как о жертве. Судьба его, по мнению Гиппиус, пример того, чем грозит "безмерность, безволие и безответственность", нежелание защищаться от "соблазна самопотери" -- в условиях большевизма. В заключение статьи Гиппиус предлагает по-человечески пожалеть поэта -- "он не напрасно умер". В это же время, в письме от 1 апреля 1926 г., Гиппиус высоко оценивает статью о Есенине В.Ф.Ходасевича: "Ваш "Есенин" очень хорош" (З.Н.Гиппиус. Письма к Н.Н.Берберовой и В.Ф.Ходасевичу. Ardis / Ann Arbor. 1978. С.42).
4 Недоступно моему пониманию (фр.)
5 Манифесты Кирилловы -- возможно, речь идет о великом князе Кирилле Владимировиче, двоюродном брате Николая II, одном из претендентов на Российский престол. В 1924 г. в Кобурге (Германия) он провозгласил себя императором Всероссийским.
6 Познер Соломон Владимирович (1880-1946) -- журналист, общественный деятель, историк.
7 Гессен Иосиф Владимирович (1866-1943) -- один из лидеров партии кадетов, адвокат, публицист. Один из основателей и редакторов ежедневной газеты "Руль" (1920-1931). С 1921 по 1937 г. издавал "Архив русской революции" .
8 О разногласиях Милюкова и Кусковой см. в публикации М.Г.Вандалковской "В Вас я верю, но иногда Вам не верю..." Письма П.Н.Милюкова Е.Д.Кусковой. 1922-1936 гг. -- "Исторический архив", 2000, No 6. С. 142-157; 2001, No 1. С. 64-92.
9 Отношение Гиппиус к Борису Викторовичу Савинкову (1879-1925), эсеру, террористу, писателю, которого она в начале его творческого пути опекала, редактировала его книги и называла своим учеником, менялось на протяжении 1920-х гг. Высшая восторженная оценка его личности и поведения относится к июлю-августу 1917 г, времени т.н. "Корниловского" мятежа. Охлаждение начинается в Варшаве после эмиграции, в 1922-1925 гг. Гиппиус не может простить Савинкову "заигрывания" с большевиками и Советами, а неумением правильно оценить коварство большевиков и ЧК объясняет гибель Савинкова в 1925 г. в застенках ЧК.
10 Заметка Гиппиус о Ремизове -- возможно, рецензия "А.Ремизов. Николины притчи", которая была опубликована в "Современных записках", 1924, No 22 за подписью А.Крайний.
11 Речь идет о письмах из России, которые Гиппиус регулярно получала и частично публиковала в эмигрантской печати. Сестра -- Гиппиус Татьяна Николаева (1877-1957), живописец и график. О судьбе оставшихся в России сестер Татьяны и Натальи см. в воспоминаниях Б.Филиппова "Всплывшее в памяти" -- "Новый журнал", т. 171. С. 251--258, а также в статье "Воспоминания о сестрах Гиппиус" Сергея Мантейфеля -- альм. "Чело", Новгород, 2000. No 1 (17). С. 38-47.
12 Брешковская (Брешко-Брешковская) Екатерина Константиновна (1844--1934) -- революционерка, одна из организаторов и лидеров партии эсеров; имела огромный авторитет в кругах революционеров и прозвище "бабушка русской революции"; многие года провела в тюрьмах и ссылках. В 1919 г. эмигрировала. Сотрудничала в газете Керенского "Дни". О белом движении и генерале Корнилове писала в статьях и книге "Россия на переломе". 1927. В июле-августе 1917 г. Брешковская должна была войти в правительство, которое предполагалось в России после введения военного положения и состав которого определяли глава Временного правительства Керенский, управляющий военным министерством Б.В.Савинков и верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов. В последний момент Керенский, не доверявший Корнилову и Савинкову, отказался от введения военного положения, генерал Корнилов был объявлен мятежником и смещен с поста главнокомандующего. Брешковскую, судя по записи в дневнике Гиппиус от 12 августа 1917 г., Савинков должен был встретить на вокзале с извинениями в связи с неудавшимся переворотом. В дальнейшем, после Октябрьской революции, Корнилов сформировал и возглавил Добровольческую армию, в феврале 1918 года выступил с нею в 1-й Кубанский поход и погиб при штурме Екатеринодара. Милюков был не согласен с Брешковской в оценке белого движения, считал его бесперспективным, о чем неоднократно писала газета "Последние новости".
13 Статья Гиппиус в газете "Руль" -- возражение Е.Д.Кусковой, которое ей не удалось напечатать в газете "Слово". Статья ее о Ландау появилась в газете "Общее дело", 1922,13 января. С. 2--3 и явилась откликом на статью философа и публициста Григория Адольфовича Ландау "Происхождение смуты", опубликованную в газ. "Руль", где Ландау утверждал: "Все, принимающие Февральскую революцию, должны также принимать и торжество большевиков".
14 Утверждения-лозунги Е.Д.Кусковой -- "Большевики -- наши дети" и "Октябрьская революция -- национальна" -- вызвали оживленную полемику. В газете "Последние новости" 17 сентября 1922 г. ей возражал Милюков: Кускова хочет действовать на сознание русского читателя посредством шокинга, построенные ею логические парадоксы: большевики -- дети русской истории, мы -- дети русской истории, следовательно -- большевики наши дети -- не убедительны. "Я не хочу быть папой Коллонтайши!" -- заявляет Милюков.
15 Гласберг (или Глазберг) -- петербургский знакомый Мережковских, в доме которого на Васильевском острове в октябре 1917 г., накануне Октябрьской революции, происходило совещание представителей различных кружков интеллигенции, описанное Гиппиус в ее статье "Вопросы из публики" и ранее -- в дневнике 1917 г. (см. З.Н.Гиппиус, Синяя книга, -- Дневники, т.1. М., 1999. С. 577-579). Речи Кусковой на совещании и после него ("в автомобиле") произвели на Гиппиус впечатление чрезмерно длинных и сентиментальных, в частности, в изображении доброты русских солдат в Петербурге накануне большевистского переворота. Гиппиус была не согласна с мнением Кусковой, что интеллигенция не должна бороться с большевиками, т.к. это дело армии, "а "наше" дело, значит, работать внутри, говорить на митингах, убеждать, вразумлять, потихоньку, полегоньку свою линию гнуть, брошюрки писать..." (С. 578). Гиппиус не согласна с оценкой ситуации и с призывом сохранять пассивную позицию: "Завтра эти "солдатики" в нас из пушек запалят, мы по углам попрячемся, а она -- митинги? Я не слепая, я знаю, что от этих пушек никакие манифесты интеллигентские не спасут, но чувство чести обязывает нас вовремя поднять голос, чтобы знали, на стороне каких мы пушек, когда они будут стрелять друг в друга" (С. 578). Е.Д.Кускова, по мнению Гиппиус, тогда выражала безвольную позицию Временного правительства, Гиппиус же была на стороне Б.В.Савинкова и генерала Л.Г.Корнилова, сделавших попытку активно противостоять большевикам.
16 Цузамменбрухнеры -- разрушители, от нем. die ZusammeNoruch -- крушение, катастрофа.
17 "Речь" -- ежедневная политическая, экономическая и литературная газета, издаваемая кадетской партией в Петербурге в 1906--1917 гг.
18 "Кусочки" из "Хромой Ани" были напечатаны в журнале "Современные записки", 1923, No 17. С. 206-248 под загл. "Маленький Анин домик". В переводе на франц. -- "La Maisonnette d An'a" -- "Mercure de France",1923, CLXY. P. 611-662. Мемуарный очерк вошел в кн. "Живые лица", Прага, изд. "Пламя", 1925, т. 1. Воспоминания Анны Александровны Вырубовой (псевд. Танеева A.A.) -- "Страницы моей жизни" -- "Русская летопись", Париж, 1922, No 4.
19 "Советский батюшка (А.Введенский)" -- мемуарный очерк Гиппиус, был напечатан в газете "Последние новости", 1923, 1-18 февраля, No 869 и 11-20 февраля, No 870. Речь идет о студенте с Васильевского острова А.Введенском, который появился в петербургских религиозно-философских кругах в 1908-1909 гг. и, пользуясь тем, что его путали с известным профессором Алекс.Ив. Введенским, начал делать карьеру религиозного проповедника. После Октябрьской революции, в годы террора и расправ с выдающимися деятелями церкви, Введенский призывал своих прихожан и прихожанок ("братчиц") к веселью и радости, украшал свои проповеди стихами Игоря Северянина, что, по мнению Гиппиус, было "новым распутинством". "Советскому батюшке" она противопоставляла высокий пример митрополита Вениамина, убитого большевиками, против которого А.Введенский "показывал" на суде. "Была народная молитвенная тишина в митрополите Вениамине. И не было ее в священнике Введенском", -- писала Гиппиус.
20 Игорь Платонович -- Демидов (1873-1946), член партии кадетов, активный помощник Милюкова в газете "Последние новости".
21 Все стали бы поступать как она хочет. (фр.).
22 Воспоминания Андрея Белого в начале 1920-х годов печатались в журнале "Эпопея", издаваемом им в Берлине с апреля 1922 по июнь 1923 г., под загл. "Воспоминания о Блоке" (NN 1-4). Отношение Белого к Мережковскому было неровным, от почтительного и уважительного до ернически-насмешливого. Этот оттенок сохранился и в поздних воспоминаниях, -- в частности, в главе "Мережковские" книги "Начало века", где Белый объявляет сочинения и идеи Мережковского плодом коллективного творчества "общины", "кооперации": "А в гостиной Антон, Дима, Зина "запрели" над темою спешно заказанной ему статьи; <...> Дима, Антон, Зина, Тата ему подадут, точно мед, за него продуманный материал; отведав его, свистнет, уйдет, а с утра -- застрочит фельетон, где сбор книжный мыслей у Гиппиус, у Философова, у Карташова: невиннейше выступит; "община", кооперация, или -- поставка сырья <...>" (А.Белый. Начало века. М., Худ. лит., 1990. С. 465.).
22а Herriot Eduard (1873--1957) -- мэр г. Лион, посетивший Россию в 1922 г. и приветствовавший большевиков, о чем написал в газете "Известия". Возмущенное письмо Гиппиус к Херриоту -- газ. "Gaulois", Париж, 29 ноября 1922 г.; цитаты из него -- Dupod by the Soviet. M.Herriot in the Bolschevist Trap. // The Times. London. 30 November 1922. P. 11.
23 Статьи Владимира Соловьева в "Вестнике Европы" печатались в 1890-е гг. В лагерь Де Местра и Тональда -- в лагерь реакции. Де Местр Жозеф (1753-1821) -- французский философ и писатель, враг Великой форанцузской революции, ярый клерикал. Profession de fua (фр.) -- кредо.
24 Morcellage (фр.) -- разделение. Приват захе -- частное дело (от немецк. die privat Sache).
25 Как к этому относиться. (фр.)
26 Карловацкий собор -- русский заграничный церковный собор в Сремских Карловцах 8/21 ноября -- 19 ноября/2 декабря 1921 г., принявший послание к "чадам Русской Православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим". На этом Соборе было избрано Высшее Церковное Управление за границей во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). В России этот Собор не был признан, 22 апреля/5 мая 1922 г. был издан Указ патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Высшего Церковного Управления.
27 Die Weltanschaung (немецк.) -- мировоззрение. Die höchste Kraft am kleinsten Punkt (немецк) -- высочайшую силу в мельчайшей точке.
28 Вейнингер Отто (1880--1903) -- австрийский философ. О его теориях Гиппиус писала в статьях "Зверебог" // "Образование", 1908, No 8. С. 19--27; "О любви" (1. "Любовь и мысль", 11."Любовь и красота")// "Последние новости", 1925,18 июня, No 1579,25 июня, No 1585; 2 июля, No 1591.
Бергсон Анри (1859--1941) -- французский философ, автор теории интуитивизма и оригинальной концепции времени. Одной из работ философа -- "Два источника нравственности и религии" -- 19 января 1933 г. было посвящено заседание общества "Зеленая лампа". La durée (фр.) -- продолжительность.
29 Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920) -- философ, правовед, профессор Московского университета, публицист, общественный деятель. Один из основателей партии кадетов. Сторонник идеи "православного Возрождения" 1900-х гг. О статьях Евг. Трубецкого в "Русской мысли" Гиппиус писала на страницах журн. "Голос жизни", 1915, No 3. С. 5-6. В дневнике Гиппиус характеризует Трубецкого как "честного церковника" (Гиппиус. Дневники. Т. 1. М., 1999. С. 489).
Богучарский В. (Базилевский-Богучарский, наст. фам. Яковлев Василий Яковлевич, 1861-1915) -- историк, издатель, в том числе издатель-редактор журнала "Былое". В дневниках Гиппиус содержится очень высокая оценка человеческих и гражданских качеств Богучарского: "Богучарский -- удивительно хороший человек. Он -- "приемлющий" войну, он один из тех, кто рвался "делать", помогать России, сжав зубы, несмотря на правительство и... деланию этому все время правительство мешало. Ведь даже стариннейшее Вольно-экономическое о<бщест>во закрыли!" (28 апреля 1915 г., Дневники, Т. 1. М., 1999. С. 396). По определению Гиппиус, Богучарский принадлежал к той группе интеллигенции, которая, являясь "левой", "радикальной", ни к революционерам, ни к кадетам не пристала, а может быть отнесена к "поправевшим социал-демократам". (Там же. С.399).
30 "Чемряки" -- религиозная секта "Ответвления Старого Израиля", созданная старцем А.Г.Щетининым. В "Русской мысли" Гиппиус активно сотрудничала с 1894 г., см. об этом в настоящем издании, с. 358--382, в статье М.Паолини "Критическая проза З.Н. Гиппиус 1899--1917 гг."
31 Струве Петр Бернгардович (1870-1944) -- философ, экономист, историк, публицист; в 1890-е гг. теоретик "легального марксизма", член РСДРП и автор манифеста этой партии, затем член партии кадетов и член ее ЦК. Редактор и руководитель журналов "Освобождение", "Русская мысль", участник и инициатор сборников "Вехи", "Из глубины". Один из идеологов Белого движения. В эмиграции издавал журнал "Русская мысль" и газету "Возрождение".
32 Леруа Олав -- католический священник и философ.
33 Paul Claudel -- Клодель Поль (1868-1955), французский поэт. Мистагогия -- мистическая сила. M'est si desagréable (фр.) -- мне так неприятна.
34 Сохрани вас бог (фр.).
35 Пешехонов Алексей Васильевич (1867-1933) -- общественный деятель, публицист, один из организаторов и лидеров партии народных социалистов, министр продовольствия Временного правительства. 5(18) января 1918 г. был избран председателем Учредительного собрания.. С 1920 г. в эмиграции. Флоттантный -- от фр. flottant -- неустойчивый, неуверенный. Entre quatre yeux (фр.) -- между нами.
36 Мои извинения, дороги месье, и верьте мне, я вас прошу, ваша поклонница мало опасна (фр.).
37 Гиппиус имеет в виду газету "Дни", выходившую с 29 октября 1922 г. в Берлине, затем в Париже под ред. А.Ф.Керенского.
38 "Прокламации" для А.Ф.Керенского Гиппиус писала в период наибольшей их духовной близости и ее веры в его историческую роль для России -- в 1915-начале 1917 гг. Адвокат Керенский был тогда представителем Трудовой группы в Государственной думе, защищал идею революционного оборончества в Мировой войне, считая, что поражение России приведет ее к экономической гибели, отстаивал тезис о спасительности революции для государства и боролся за объединение всех живых, творческих сил страны во имя революции. Возглавив Временное правительство, был одним из инициаторов создания коалиционного кабинета, объединяющего левые демократические силы, включая кадетов. Об одном из эпизодов, когда Гиппиус участвовала в создании коллективной "записки" по вопросу о необходимости революционного воздействия на царское правительство во время войны, она рассказывала в дневнике за май 1915 г: "Помню, как твердокаменный Ник. Дим. Соколов завел длинную шарманку о ... федерализме. Дмитрий о самодержавии (не в практических тонах), Карташев свое, Керенский, конечно, свое и верное, но сбивчиво, и только бегал из угла в угол, закуривал и бросал папироску, загорался и гас. М. поручено было составить записку по существу вопроса, я взялась помогать <...>. Записку мы, однако, написали. В очень осторожных тонах, не помню ее точно, помню лишь, что там говорилось о некоторых допустимых и при войне действиях на правительство, но революционного порядка, в виду того, что положение ухудшается, что если даже во время войны не будет никаких неорганизованных, стихийных внутренних вспышек, -- а они возможны, -- то после войны пожар неизбежен, а чтобы он не был стихийным, -- об организованном деле надо думать теперь же. Уже с этого момента". (Дневники. Т. 1. С.400).
Взгляды Керенского и Гиппиус совпадали по ряду вопросов, в частности по вопросу о необходимости заключения мира с Германией в марте 1917 г. Категорически расходились они с Милюковым, заявившим в этот момент корреспондентам, что России нужны проливы и Константинополь. Гиппиус и Мережковский консультировали Керенского при составлении "правительственной декларации" марта 1917 г. "К сожалению, Дмитрий <Серг. Мережковский> вернулся от Керенского какой-то растерянный и растрепанный, и без толку, путем ничего не рассказал. Говорит, что Керенский в смятении, с умом за разумом, согласен, что правительственная декларация необходима. Однако не согласен с манифестом 14 марта, ибо там есть предавание западной демократии.(Там есть кое-что похуже, но кто мешает взять только хорошее?) Что декларация правительством теперь вырабатывается <...> Нет покоя, все думаю, какая возможна бы мудрая, новая, крепкая и достойная декларация пр<авительст>ва о войне, обезоруживающая всякие Советы -- и честная. Возможна?" (Там же. С. 504-505). Реально написанная декларация правительства не удовлетворила Гиппиус своей "хлипкостью" "безвластностью" и "жалким оборончеством". Она полагала, что должны быть жестко высказаны требования условий мира с Германией, проявлена реальная забота об армии, об установлении там "твердых линий свобод", в пределах которых "сохраняется сила армий как сила". В последний раз Гиппиус и ее ближайшее окружение пытались повлиять на Керенского летом 1917 года, когда положение на фронтах ухудшалось с каждым днем -- немцы взяли Ригу, русская армия отошла на линию Чудское озеро -- Псков. Керенскому было написано программное письмо -- "Можно бы, конечно, покороче и посильнее, если подольше думать, -- но ладно и так. Сказано, что нужно. Все те же настоятельные предложения или "властвовать или передать фактическую власть "более способным", вроде Савинкова, а самому быть "надпартийным" президентом российской республики (т.е. необходимым "символом"). Подписались все. Запечатали моей печатью, и Л. унес письмо". (Там же. С. 545-546). По свидетельству Д.В.Философова, Керенский 23 августа 1917 г. лично пришел в дом Мережковских поблагодарить их за письмо. К этому времени Гиппиус относится к Керенскому уже весьма критически, не может простить ему колебаний и неумения твердо держать власть в руках. "Керенский -- вагон, сошедший с рельс. Вихляется, качается болезненно и -- без красоты малейшей. Он близок к концу, и самое горькое, если конец будет без достоинства. Я его любила прежним (и не отрекаюсь), я понимаю его трудное положение, и помню, как он в первые дни свободы "клялся" перед Советами быть всегда "демократией", как он одним взмахом пера "навсегда" уничтожил смертную казнь..." (Там же. С. 536).
Манифест для Чернова Гиппиус писала 1-2 января 1918 г. Чернов Виктор Михайлович (1873--1952) -- один из основателей парии эсеров, в 1917 г. министр земледелия Временного правительства. 5(18) января 1918 г. избран председателем Учредительного собрания. В дневнике Гиппиус от 1--2 января записано: "Теперь, однако, пора здесь сказать кое-что с ясностью. Спросить себя (и ответить), почему я помогаю эсерам? Почему сижу до 8 ч<асов> утра над их "манифестами" для Учредительного Собрания, над их "нотами", "прокламациями" и т.д.? Илюша <Фондаминский> приходит, как Никодим, поздно ночью, уже с заднего крыльца. Приносит свою отчаянную демагогию и вранье (в суконных словах), а я все, это же самое, пишу сызнова, придаю, трудясь, живую форму. Зачем я это делаю?" (Дневники. Т. 2. С. 34). Далее Гиппиус отвечает на этот вопрос: в настоящее время главным является лозунг "Вся власть Учредительному собранию!" и отстранение от власти большевистских Советов. Она не верит в реальную возможность этого, т.к. большевики основательно подорвали доверие народа к эсерам и самой идее Учредительного собрания. Она не верит и в Чернова, который "мало чем лучше Ленина". Но в настоящий момент главная задача -- свалить большевиков, и только у эсеров есть один процент возможности успеха, хотя все их поведение с апреля по ноябрь 1917 г. она считает преступным. 4 января 1918 г. Гиппиус дорабатывает текст манифеста: "Кое-где прибавить, кое-где убавить, кое-что иначе сказать... Будет ли еще у них большинство? Эсдеков почти нет. Кадеты переарестованы". <...> Никакой победы над большевиками завтра не будет же. Но если бы хоть надлом?.. <...> Душа в тисках. Сжата болью, все нарастающей. Господи!., и нет слов. <..> Не хочу я больше писать. Не могу я больше ничего сказать. И знать-то дальше я уже ничего почти не желаю." (Там же. С. 39). 5 января Учредительное собрание открылось, эсеры провели в председатели Чернова, вскоре должен был быть прочитан написанный Гиппиус манифест: "У<чредительное> С<обрание>, открывшись сего числа и т.д., объявляет, что приняло всю власть в свои руки. У<чредительное> С<обрание> постановило: О мире... О земле... О воле... и повелевает..." До сих пор никакого "викжелянья" не заметно. Этот "мой" манифест написан так, что его не допускает".
Разгон Учредительного Собрания Гиппиус восприняла как крушение всех своих надежд на революцию. "Ее манифест" зачитан не был.
39 "Центр -- это я" (фр.). Гиппиус подразумевает известную формулу абсолютизма, фразу Людовика XIV "Государство -- это я".
40 Винавер Максим Моисеевич (1863-1926) -- журналист, издатель, общественный деятель; кадет, член Государственной Думы. В эмиграции издавал газету "Еврейская трибуна" на трех языках, литературное приложение к газете "Последние новости" -- "Звено", воспоминания, сборники статей.
"Дневник журналиста" Гиппиус публиковала в 1914 г. в с.-петербургской газете "День", изд. с 1912 по 1918 г. В газете "Звено" в 1923 г. были опубликованы три стихотворения Гиппиус и ее рассказ "Пестрый платочек". Позже она публиковала здесь литературно-критические обзоры, а в 1926--1927 гг. две статьи на смерть Винавера: "Его вчерашняя слава (М.М.Винавер)" -- 31 октября 1926, No 196 и "О свободе (Речь на собрании памяти М.М.Винавера 17 декабря 1926 г.)" -- 9 января 1927 г., No206.
41 Тихон (Белавин Василий Иванович, 1865--1925) -- патриарх; 19 января 1918 г. обратился к верующим с посланием, в котором предавал анафеме "творящих кровавые расправы" как извергов рода человеческого. В 1920-е гг. отношения патриарха Тихона с советской властью были сложными. См. об этом: Демидов И.П. "Патриарх Тихон и советская власть". // "Современные записки", 1922, No 11 .Тихон был решительным противником большевистских репрессий по отношению к церкви, изъятия церковных ценностей, расправ с церковнослужителями. Не принимал он и т.н. "обновленцев" церкви, поддерживающих и прославляющих власть большевиков.. В мае 1922 г. Тихон был заключен под домашний арест в Донском монастыре. В мае 1923 г. 2-й Всероссийский Поместный Собор лишил Тихона звания патриарха, однако сторонники Тихона не согласились с этим решением. 16 июня 1923 г. Тихон обратился к Верховному суду РСФСР с письмом, в котором отмежевывался от контрреволюции и просил о помиловании. Постановлением ЦИК СССР от 21 марта 1924 г. дело против патриарха Тихона было формально прекращено. По свидетельству современника (Б.Зайцев), похороны Тихона в 1925 г. были грандиознее и многолюднее, чем похороны В.И.Ленина. Эмигрантская печать откликнулась на смерть Тихона многочисленными статьями: Православный. "Патриарх Тихон" -- "Своими путями". Прага, 1925, No 6/7; Трубецкой Г.Н. "Памяти святейшего патриарха Тихона". -- "Путь", Париж, 1925, No 1 и др. См. также: архимандрит Сергий (Шевич Кирилл Георгиевич). "Тихоновская Россия и эмиграция". -- "Вестник РСХД, 1927, No 7; его же -- "Сошел ли митрополит Сергий с пути патриарха Тихона" -- там же, 1928, No 9; Без подп. "Допрос патриарха Тихона на процессе "54". - Вестник РСХД, 1972, No 103. В 1975 г. No 115 "Вестника РСХД" был целиком посвящен патриарху Тихону (см. статьи С.Н.Булгакова, Э.Н.Бакуниной, А.Рождественского, Н.А.Струве и др.).
42 Шпенглер Освальд (1880-1936) -- немецкий публицист и философ. В 1921 г. в Берлине вышла его книга "Прусская идея и социализм" (изд. С.Эфрона), в 1922 г. в изд. "Берег" в Москве сб. "Освальд Шпенглер и закат Европы". Статьи о философии Шпенглера печатались в 1920-е гг. в газете "Руль", в журн. "Русская мысль" и др.
43 "Русская газета" -- еженедельная, затем ежедневная газета, выходившая в Париже с 23 апреля 1923 по 7 июня 1925 гг. под ред. Г.А.Алексинского, Е.А.Ефимовского и А.И.Филиппова. Орган русской национально-патриотической мысли; выступала против большевиков и всех левых, разрушивших Россию, партий и конкретно против Милюкова, Керенского, Чернова и пр. На страницах газеты печатались обличения их как клеветников "на все русское", которые отравляют русское общество "разлагающими статьями". "Русская газета" вела ожесточенную полемику с "Последними новостями". А.И.Куприн и К.Д.Бальмонт печатались на ее страницах, Куприн, в частности, поместил здесь более шестидесяти произведений.
44 Tout comme (фр.) -- здесь: все в порядке (букв.: одно и то же)
45 Дерзость (фр.).
46 Статья Гиппиус "Оправдание свободы" // "Современные записки", 1924, No 22. С. 293-315.
47 Республиканско-демократическое объединение создано Милюковым в 1924 г. на основе "Парижской демократической группы партии народной свободы" (1921-1924).
48 Что это стоит делать (фр.).
49 Вишняк Марк Вениаминович (1882-19750 -- политический деятель, публицист, член партии эсеров. В Париже опубликовал книгу "Черный год. Публицистические очерки", 1922, активно печатался в "Современных записках", одним из организаторов и редакторов которых являлся и где вел постоянные рубрики "На родине и на чужбине" и "На родине". Статья Вишняка "Оправдание равенства" была опубликована в "Современных записках", 1924, No 22.
50 Фондаминский Илья Исидорович (псевд. Бутаков, 1880-1942) -- публицист, общественно-политический деятель, член партии эсеров и ее ЦК. Был комиссаром Временного правительства на Черноморском флоте, депутатом Учредительного Собрания. С 1918 г. в эмиграции. Один из создателей и руководителей "Современных записок" и издательства при этом журнале. Проводил политику примирения авторов различных политических убеждений, напечатал в журнале историко-философские очерки "Пути России". Погиб в Освенциме.
51 Мария Самойловна -- Цетлин, урожд. Тумаркина, в первом браке Авксентьева) -- член партии эсеров, жена М.О.Цетлина (псевд. Амари). В эмиграции в Париже в доме Цетлиных собирались ведущие литераторы и политические деятели (кадеты и эсеры). В 1923 г. Цетлины издавали журнал "Окно" (NoNo 1-3), в будущем явились одними из создателей "Нового журнала".
52 Диалог Гиппиус "Общеизвестное" -- "Последние новости", 1925, 8 апреля, No 1520.
53 Возможно, Гиппиус имеет в виду газету "Время", Берлин, 1919--1925, где печатались публицистические очерки Баяна (И.Колышко) "Обломки" (в том числе о Мережковском, З.Гиппиус, Милюкове, Розанове) и др.
54 О чем-то не заслуживающем внимания (фр.).
55 "Аспиранты" -- статья Гиппиус "Аспиранты. Вокруг "Тайны" С.Р.Минцлова" -- "Последние новости", 1925, 22 февраля. No 1482. 26 февраля в той же газете, No 1485, появилось "Письмо в редакцию" -- "Вокруг "Тайны" С.Р.Минцлова" подписанное Гиппиус, H.A. Бердяевым, А.И.Куприным, В.П.Вышеславцевым, И.И.Манухиным и Д.С.Мережковским. Минцлов Сергей Рудольфович (1870--1936) -- прозаик, журналист, историк, страстный библиофил. В 1921--23 гг. в "Современных записках" печатался роман Минцлова "За мертвыми душами", изданный отдельной книгой в Берлине в 1925 г. В 1924 г. там же -- "Из снов земли" (NoNo 19-21); в сб. "На чужой стороне" -- "Петербургский дневник" (1924, No 8, 1925, NoNo 9, 10); в журн. "Своими путями" -- заметки "Русские писатели о современной русской литературе и о себе" (1926, No 10/11).
56 Начиная с 28 июля 1925 г. Гиппиус регулярно печатала в "Последних новостях" обзоры журнала "Современные записки" за подписью Антон Крайний.
57 Статья Гиппиус "О женах" -- "Последние новости", 1925, 30 июля, No 1614.
58 Возможно, речь идет о книге Ивана Александровича Ильина (1883--1954), религиозного мыслителя и ученого-правоведа, "О сопротивлении злу силою", Берлин, 1925. Ильин полемизирует с теорией непротивления злу, утверждая, что любовь, добро, терпение могут противостоять злу и что иногда надо прибегнуть к принуждению и насилию, а непротивление может оказаться безнравственным. Книга вызвала широкую полемику, в которой приняла участие и Гиппиус -- статья "Предостережение", -- "Последние новости", 1926, 25 февраля, No 1800.
59 Михаил Андреевич -- Осоргин (псевд., наст. фамилия Ильин, 1878-1942), прозаик, эссеист, публицист. Занимал принципиально нейтральную позицию человека вне партий, сотрудничал в изданиях Керенского, Милюкова и др., с 1926 г. начал публиковать в "Современных записках" главы романа "Сивцев Вражек", получившего отрицательную оценку Гиппиус. Faèon de parle (фр.) -- форма выражения. Ainsi soit-il (фр.) -- да будет так.
60 Статья Гиппиус "Точка. Ответ Кусковом" -- "Последние новости". 1926,7 марта, No 1810.
61 Журнал "Путь" -- орган русской религиозной мысли, под ред. Н.А.Бердяева выходил в Париже с сентября 1925 по март 1940 г. В начале 1926 г. там появились статьи Бердяева "Спасение и творчество: о двух пониманиях христианства" (No 2), "О духовной буржуазности" (No 3), "Ответ на письмо монархиста" (там же).
Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) -- философ, литературный критик, профессор философии, крупнейший представитель интуитивизма и персонализма в России. В 1922 г. был выслан из России с группой философов. В журнале "Путь", 1926, No 2 -- статья Лосского "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии" и "Преподобный Сергей Радонежский и Серафим Саровский. По поводу книги Б.Зайцева и книги Вл. Ильина"; No 3 -- "Преемники Вл. Соловьева".
62 О стихах Н.Оцупа Гиппиус писала в июне-июле 1926 г. Оцуп Николай Авдеевич (1894-1968) -- поэт, критик и мемуарист, в 1920 г. вместе с Н.С.Гумилевым, М.Л.Лозинским и Г.В.Ивановым основал Новый Цех поэтов. Он издал две книги стихов -- "Град", 1921, переиздан в 1923 в Берлине, и "В дыму", Берлин, 1926. В эмиграции в 1920-е гг. его стихи и рассказы печатались в изданиях "Современные записки" (1924, No 22, 1926, No 27, 28, 1927, No 30, 33 и далее; "Беседа", 1923, No 2, 1024, No 5; "Эпопея", 1923, No 4; "Новый дом", 1926, No 2; "Звено", 1927, No 3 и др. В июле 1926 г. Гиппиус сообщала из Канн В.Ф.Ходасевичу о том, что пишет статью о нескольких поэтических книжках, в том числе об Оцупе, и очередной обзор журнала "Современные записки" -- "со смесью уныния, сожаления и отвращения"; о рассказе Оцупа, который ей прислал Ходасевич -- "Вашего Оцупа я, извините, и одолеть не могла <...>. О своих делах не пишу, ибо они из рук вон плохи. Висящие на мне авторы почти меня задушили, но все-таки ничего от меня не получили. И, кажется, не получат. Вы мне помогли кое-как справиться с Оц<упом> и Тер<апиано>, но я прибавила Шаховского, которого, конечно, Мил<юков> выкинет, грудью защитит, как защитил уже Винавера, выкинув из Адамовича все, кроме "казенных восхвалений" (Гиппиус. Письма к Н.Н.Берберовой и В.Ф.Ходасевичу. С. 46.) Статьи Гиппиус о поэзии в "Последних новостях" -- "Поэзия наших дней", 22 февраля 1925 г., "Стихи, ум и глупость", 22 июля 1926 г., а также соответствующие разделы в обзорах журналов "Современные записки", "Новый Дом", "Версты" и др. После опубликования отзыва о стихах Оцупа Гиппиус спрашивала Н.Н.Берберову в письме от 26 июля 1926 г.: "Как вы думаете, не обиделся ли Оцуп на мои кисло-сладкие похвалы? Я так давно все это написала, что сама забыла, а теперь вижу, что Терапиано у меня вышел как-то нежнее..." (Там же. С. 5).
63 Конечно, сохраняя известные пропорции (фр.) Р.Д.О. -- Республиканско-Демократическе Объединение. Д.С.М. -- Дмитрий Сергеевич Мережковский. Хвалебная статья Гиппиус о Милюкове -- в варшавской газете "За свободу" 3 июля 1926 г.
64 "Синяя книга" -- дневник Гиппиус за 1914-1918 гг. Отдельным изданием книга вышла в Белграде, изд. "Русская библиотека" 1929 г. Во вступлении к ней Гиппиус подчеркивала отличие дневника, "современной записки", от воспоминаний: "Дневник -- само течение жизни", поэтому автор не вносит в тест исправлений и не скрывает имена "живых людей". В ноябре 1927 г., начав готовить текст дневника для печати, Гиппиус дала его целиком прочесть В.Ф.Ходасевичу на предмет возможных купюр, но не согласилась с его предложениями (в частности, изменить суждение о М.Горьком). Остались неизменными эпизоды и оценки, связанные с Керенским, Милюковым и др. Изъяты страницы о "личном", о самых близких друзьях (И.Фондаминском).
65 Тернавцев Валентин Александрович (1866--1940) -- богослов, чиновник Синода, один из организаторов и активных участников Религиозно-философских собраний (с 1901 г.) вместе с Мережковскими, Философовым, Карташевым, В.Розановым и В. Миролюбовым. В кн. "Дмитрий Мережковский" Гиппиус вспоминала о Тернавцеве как об "одном из замечательных людей того момента". Он был эрудитом в богословии, блестящим оратором, пророком, сторонником и проповедником хилиастического учения, что сближало его с Мережковским. Докладом Тернавцева открылось первое религиозно-философское собрание 29 ноября 1901 г. Отчеты о первых собраниях были напечатаны в новом, созданном при участии Тернавцева журнале "Новый путь" (No 1 -- ноябрь 1902 г.). В апреле 1903 г. собрания были запрещены синодальной властью, запрещены и отчеты о собраниях зимы 1902--1903 гг. в журнале "Новый путь".