Отношения Мережковских с Василием Васильевичем Розановым (1856--1919) были длительными и нередко весьма конфликтными. Однако Гиппиус эти конфликты, чрезвычайно ранившие Розанова, старается затушевывать. Цитаты из книг Розанова "Уединенное" (СПб., 1912) и "Опавшие листья" ([Короб первый]. СПб., 1913) не раскрываются.
Шперк Федор Эдуардович (1872--1897) -- малоизвестный философ, друг Розанова.
Бывший учитель в провинции. -- Розанов преподавал в 1880--1890-е гг. историю и географию в гимназиях различных провинциальных городов -- Брянск, Елец, Белый.
Его жена -- Варвара Дмитриевна Бутягина. Падчерица -- Александра Михайловна Бутягина (ум. 1920). У Розановых было четыре дочери (одна умершая в младенчестве) и сын.
Не знаю, каким он был учителем. -- См.: "...учительство не было его призванием, и не к учительству тянулась его душа. Он чувствовал себя не на месте в этой роли" (Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. Пб., 1922, с. 11).
Дягилев Сергей Павлович (1872--1929) -- один из крупнейших деятелей русского искусства конца XIX и первой трети XX в., издатель журнала "Мир искусства".
Нурок Альфред Павлович (1860--1919) -- музыкальный деятель.
Старик Суворин -- Алексей Сергеевич Суворин (1834--1912) -- писатель, издатель газеты "Новое время", в которой постоянно сотрудничал Розанов. Гиппиус состояла с Сувориным в переписке, в 1904 г. он обещал поддержку журналу "Новый путь". Одно время Мережковский думал о сотрудничестве в "Новом времени" (см.: Максимов, с. 167--168).
Наконец, собрания... были разрешены. -- Первое Религиозно-философское собрание состоялось 29 ноября 1901 г.
Еп. Сергей Финляндский -- Сергий, епископ Ямбургский (в мире Иван Страгородский; 1867--1944),-- впоследствии -- патриарх Московский и всея Руси.
Арх. Сергий (в мире Иоанн Спасский; 1830--1904).
Митрополит Антоний (в мире Александр Вадковский; 1846--1912) -- церковный деятель и писатель, митрополит Петербургский и Ладожский с 1898 г.
Скворцов Василий Михайлович (1859--1932) -- чиновник Синода, редактор журнала "Миссионерское обозрение".
Тернавцев Валентин Александрович (1866--1940) -- впоследствии чиновник особых поручений при обер-прокуроре Синода, богослов. См. о нем: "Высокий, плечистый, но легкий, чуть-чуть расхлябанный, но не по-русски, а по-итальянски (как бы "с ленцой"), чернокудрый и чернобородый, он походил иногда на гигантского ребенка: такие детские у него были глаза и такой детский смех. Помню, как он пришел к нам в первый раз: сидел, большой и робкий, с мягкими концами разлетающегося галстука. Замечательна его талантливость, общее пыланье и переливы огня. Оратор? Рассказчик? Пророк? Все вместе. От пророка было у него немало, когда вдруг зажигался он заветной какой-нибудь мыслью. Мог и внезапно гаснуть, до следующей минуты подъема" ( ДМ, с. 94--95).
С громадной и страшной статуей Будды в углу. -- Читая статью Гиппиус "Перед запрещением" (Последние новости, 1931, 2 октября), где была схожая фраза, А. Н. Бенуа пометил на полях газетной вырезки: "Вовсе не Будда, а очень страшный (монгольский) шайтан, с рогами, клыками, весь мохнатый и огромного роста; он был спрятан за черной доской на мольберте, служившей для чертежей на докладах Географич<еского> Общ<ества>" (ЦГАЛИ, ф. 938, он. 2, ед. хр. 335). См. также: Б е н у а Александр. Мои воспоминания. Книги четвертая, пятая. М., 1980, с. 292--293.
"Живец" -- представитель так называемой "живой церкви", популярной в СССР в двадцатые годы.
Ефим Александрович Егоров (1861--?) -- секретарь Религиозно-философских собраний и журнала "Новый путь".
"Кудрявый Валентин" -- В. А. Тернавцев.
В Англию "о время войны ездила... такая неподобная тройка. -- В феврале -- марте 1916 г. группа русских журналистов (помимо названных Гиппиус в нее входили еще В. Д. Набоков и А. А. Башмаков) была в Англии и Франции. "Неоподобство" Чуковского и А. Н. Толстого состояло для Гиппиус в том, что они признали советскую власть.
Василевский He-Буква. -- См. примеч. к очерку "Одержимый".
Жена одного писателя петербургского. -- Речь идет об Аполлинарии Прокофьевне Сусловой-Розановой (1840-- 1918). См.: Суслова А. Годы близости с Достоевским. М, 192".
Во время болезни Варвары Дмитриевны. -- С 1910 г. и до конца жизни жена Розанова была тяжело больна.
У меня от того времени одно осталось. -- См. в неизданных отрывках из дневника Брюсова: "Розанов удивительно рассказывая раз о своей прошлой жизни, о своей первой жене. Она была любовница Достоевского. Р. был тогда мальчик. Она хотела, чтобы он б<ыл> только ее amant (любовник. (фр.) (Прим. ред.)), но он хотел жениться. Она скоро возненавидела его. Изменяла открыто. Писала на него доносы. Не терпела его присутствия. "Бывало, умываюсь, гов<орил> он, и слезы вместе с водой так и утираю полотенцем" (ГБЛ, ф. 386, к. 1, ед. хр. 16).
"Гоголь и о. Матфей" -- исследование Д. С. Мережковского "Судьба Гоголя" (НП, 1903, N 1--3), отдельное издание, под загл. "Гоголь и черт" -- М., 1906. Под названием, упомянутым Гиппиус, был читан реферат Мережковского на Религиозно-философском собрании (НП, 1903, N" 5).
"Мистическая роза на груди церкви" -- имеется в виду статья Минского "О двух путях добра" ("Северные цветы. Третий альманах изд-ва "Скорпион". М., 1903).
"Миква" -- обряд женского очищения у иудеев. О его понимании Розановым см.: Розанов В. Юдаизм.-- НП, 1904, N 8. Отклик Гиппиус -- статья "Вечный жид" (НП, 1904, N 9).
Денница -- т. е. Люцифер, дух зла.
"Темный лик" -- книга Розанова "Темный лик. Метафизика христианства" [СПб., 1911].
Осенью 1902 года. -- О возникновении журнала "Новый путь" см. наиболее подробно: Максимов, с. 129--169.
Довели без долгов до 1906 года. -- Это утверждение неточно: в 1903 г. НП оказался в чрезвычайно трудном финансовом положении, а в конце этого года перешел в ведение группы "идеалистов". Перцов отказался от редакторства летом 1904 г., его сменил Д. В. Философов. С 1905 г. журнал выходил под названием "Вопросы жизни".
Денег у нас не было никаких. -- Гиппиус снова неточна: "Первоначальный денежный фонд "Нового пути" <...> составился из двух взносов: Перцова (3000 р.) и еще одного близкого к духовенству лица (В. А. Тернавцева -- Н. Б.) <...> (2000 р.). К концу июня 1903 г. в кассу журнала поступило еще 3000 р., пожертвованных М. А. Морозовым. Этими тремя взносами, в общей сложности составившими 8000 р., исчерпывался весь принадлежащий "Новому пути" капитал вплоть до приглашения группы Булгакова" (Максимов, с. ,163).
Пирожков Михаил Васильевич (1867--1927) -- издатель, предоставлявший "Новому пути" помещение и взявший на себя на первых порах техническое обслуживание журнала. Впоследствии -- издатель книг Мережковского.
Семенов (Семенов-Тянь-Шанский) Леонид Дмитриевич (1880--1917) -- поэт, впоследствии ушедший "в народ". Убит крестьянами у себя на хуторе в Рязанской губернии. См. подробнее: Минц З. Г. Л. Д. Семенов-Тянь-Шанский и его "Записки".-- Ученые записки Тартуского гос. университета, вып. 414. Тарту, 1977.
Пяст (Пестовский) Владимир Алексеевич (1886--1940) -- поэт, переводчик, теоретик стиха и художественного чтения.
У В. Иванова однажды везде "православие" обратилось в "католичество". -- Эпизод верификации не поддается: единственное прозаическое сочинение Вяч. Иванова, печатавшееся в НП, -- исследование "Эллинская религия страдающего бога", в котором ничего подобного нет.
Эти места мы тщательно вычеркивали -- см. в письме Гиппиус к П. Перцову от 14 апреля 1903 г.: "Из Розанова самовольно выну все неприличные, неуместные статьи и даже не скажу ему ничего. Я его не боюсь" ( Максимов, с. 185).
Куда-нибудь в Кострому. -- Перцов мог уезжать и в Кострому, и в Казань, откуда был родом.
Победоносцев... запретил Религиозно-философские собрания -- 5 апреля 1903 г.
Архимандрит Михаил (в мире Павел Семенов; 1874 -- 1916) -- публицист, впоследствии старообрядческий епископ. 29 октября 1916 г. Гиппиус записывала: "Умер в Москве старообрядческий еписк. Михаил (т. н. Канадский) <...> Это был примечательный человек. Русский еврей. Православный архимандрит. Казанский духовный профессор. Старообрядческий епископ. Прогрессивный журналист, судимый и гонимый. Интеллигент, ссылаемый и скрывающийся за границей. Аскет в Белоострове, отдающий всякому всякую копейку. Религиозный проповедник, пророк "нового" христианства среди рабочих, бурный, жертвенный, как дитя беспомощный, хилый; маленький, нервно возбужденный, беспорядочно быстрый в движениях, заросший черной круглой бородой, совершенно лысый. <...> И как завершенно он кончил жизнь! Воистину "пострадал", скитаясь, полубезумный, когда "народ", его же "демократия" -- ломовые извозчики -- избили его, переломили 4 ребра и бросили на улице; в переполненной больнице для бедных, в коридоре лежал и умирал этот "неизвестный". Не только "демократия" постаралась над ним: его даже не осмотрели, в 40-градусном жару веревками прикрутили руки к койке,-- точно распяли действительно" ( Дневники, с. 137--138).
"Башня" -- квартира Вяч. Иванова в Петербурге на Таврической улице, где еженедельно проходили так называемые "среды". См. о них: Бердяев Н. Ивановские "среды".-- Русская литература XX века, ч. II, т. III. M., 1916.
Написал брошюру "Когда начальство ушло". -- Книга (более 400 страниц!) издана в 1910 г.
"Литературная" дама -- Людмила Николаевна Вилькина, вторая жена Н. М. Минского.
А какое же там, в Откровении, христианство? -- Ср.: "Никакого нет сомнения, что Апокалипсис -- не христианская книга, а -- противохристианская" (Розанов В. Избранное. MЭnchen, 1972, с. 453).
Синоптики -- авторы синопсисов, т. е. кратких последовательных изложений каких-либо предметов, относящихся к истории или религии. Здесь, очевидно, имеется в виду сокращенное изложение толкований Священного писания, принадлежащее отцам церкви.
Флоренский Павел Александрович (1882--1937) --богослов, философ, ученый-естественник широкого профиля. Литературовед и поэт Д. С. Усов 15 июля 1927 г. писал собирателю литературных материалов Е. А. Архиппову: "Архив В. В. Розанова находится в Сергиевом Посаде у П. А. Флоренского, который распорядился вынести его в сарай, говоря, что "он не выносит аромата этих рукописей" (ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 78).
Ольга Александровна Флоренская (1890--1914?).
Дочь Розанова, монахиня, покончила с собой -- см.: "Вера Васильевна Розанова умерла в 1919 году весной вскоре после смерти отца. Покончила с собою..." (Литературная учеба, 1989, N 2, с. 120).
"Апокалипсис" -- книга "Апокалипсис нашего времени", выходившая отдельными выпусками в 1917--1918 гг. (10 выпусков). Первый вышел 15 ноября 1917 г., т. е. сразу же после Октября.
Встреча Розанова с войсками. -- Такого рассказа в "Апокалипсисе нашего времени" не обнаружено.
Сын их умер. -- О судьбе сына Розанова (1899--1918) Гиппиус передает неверные слухи. См. примечания В. Г. Сукача к публикации "Сахарны" (Литературная учеба, 1989, N 2).
Меньшиков Михаил Осипович (1859--1918) --расстрелян в Валдае, а не в Вышнем Волочке.
Напишите Горькому. -- Письмо Гиппиус Горькому от 11 ноября 1918 г. не опубликовано, хранится в архиве Горького. См.: Контекст 1978. М., 1978, с. 327.
Х<овин> Виктор Романович -- публицист, литературный критик, издатель, владелец книжного магазина. Издававшийся им журнал "Книжный угол" систематически пропагандировал творчество Розанова.
Первое письмо Розанова, написанное в декабре 1918 г. см.: Вестник литературы, 1919, N 8, а также: Литературная учеба, 1990, N 1, где опубликованы и другие предсмертные письма Розанова. Воспоминания Т. В. Розановой об отце, где подробно пишется о его последних днях, см.: Русская литература, 1989, N 3--4.
О "холоде" его предсмертном потрясающие слова. -- См. письмо Розанова, адресованное "Литераторам" и посланное 17 января 1919 г.: "Нашим всем литераторам напиши, что большe всего чувствую, что холоден мир становится и что они должны больше и больше (стараться) как-нибудь предупредить этот холод, что это должно быть главной их заботой" (Вестник литературы, 1919, N 5, с. 8; "заграничная газета", в которой перепечатано это письмо.-- Накануне, 1922, 1 апреля).
Наверно, писал он Горькому. -- Письмо Розанова Горькому от 20 января 1919 г. (видимо, неотправленное) опубликовано: Вестник литературы, 1919, N 8. Другие письма были опубликованы Горьким: Беседа, 1923, N 2.