Вид города. Расположение сел Графа Бобринского. Хороводы. Обряд надевания поневы на совершеннолетнюю девку. Обряды сватовства, свадебного поезда и встречи новобрачных.
Небольшой городок сей можно уподобить картине, составленной из яркого света и самой тёмной тени. На луговой стороне обширного пруда видишь собрание хижин и изб, крытых соломою; по другую сторону, на плоском холму великолепный дом Графа Бобринского и обширный сад, который в прошлом столетии почитался чудом здешнего края. Напрасно будем искать здесь следов прежней пышности и роскоши; но печать изящного вкуса надолго ещё останется неизгладимою.
В Богородицком уезде достойно примечания положение Графских сёл, прежде бывших экономическими. Некоторые из них, пересекая большую дорогу, идущую в Ефремов и состоя из 500 и даже 700 домов, тянутся двумя слободами на пять и более верст, по обыкновенному здесь направлению ручьёв и речек, от востока к западу или от запада к востоку. Плоские береговые возвышенности, оставленные для улиц и выгонов, отделяют одну слободу от другой по крайней мере на одну версту; сады, огороды, конопляники и гумны, примыкающие к дворам со стороны поля, также занимают длиннику на полверсты и более. Все эти угодья размежёваны на узкие продолговатые квадраты, обсаженные ивами и принадлежащие разным владельцам.
В больших сёлах каждая слобода имеет свои сборные места для хороводов; но хороводы сии, разделенные оврагом или рекою и отстоящие один от другаго на версту, иногда принимают общее участие в представлении какой-нибудь драматической сцены в их вкусе. Например, один хор в тысячу голосов кричит: "а мы просо сеяли"; другой отвечает ему: "а мы просо вытопчем". А как, по смыслу этой песни, последний должен выкупить у первого перенятых коней красною девицею, то и действительно выдаёт ему одну из пригожих своих девиц, провожая её с грохотом и криком с одной стороны реки на другую.
Вообще обычаи здешних крестьян отличаются своею странностию. Девки ходят здесь до 15 и до 16 лет в одних только рубашках, опоясанных красным шерстяным поясом; а по прошествии этого срока на девку надевают поневу (так, как у Римлян надевали на семнадцатилетнего юношу пурпуровую тогу). Обряд же надевания поневы совершается в день имянин девки, в присутствии всей родни её. В это время имянинница становится обыкновенно на лавку и начинает ходить из одного угла в другой. Мать её, держа в руках открытую поневу, следует за нею подле лавки и приговаривает: "вскоци дитетко, вскоци милое"; а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: "хоцу вскоцу, хоцу не вскоцу". Но как вскочить в поневу, значит объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься; то никакая девка не заставляет долго за собою ухаживать, да и никакая не делает промаху в прыжке, влекущего за собою отсрочку в сватовстве до следующего году. Пропить девку, на здешнем языке значит просватать её; потому что во время помолвки отец жениха обязан напоить наповал всю родню невесты от старого до малого. Жених в продолжение свадебных обрядов называется князем, а невеста княгинею. Торжественное их шествие в церковь под венец и из-под венца в дом жениха сопровождается самым шумным поездом. Обыкновенно впереди едут верхом поезжане по два в ряд, и сам жених рядом с дружкою, отправляющим должность церемониймейстера; за ними несколько троек с кибитками, из которых в первой сидит невеста с свахою, во второй хор девок, поющих без умолку свадебные песни; третья нагружена приданым, четвертая вином, пивом и съестными припасами. Кибитка, в которой сидит невеста со свахою, вся покрыта полотенцами. Наряд крестьян, участвующих в этом поезде, отличается также странностию: каждый из них имеет перекинутое через плечо полотенце; а жених украшен иногда и алою узкою лентою, в роде кавалерского знака отличия. Невеста до венца завешена покрывалом; а после венца тотчас заплетают ей волосы в две косы и убирают голову двурогою высокою кичкою. Две косы -- символ замужества; так как двурогая кичка и сшитая из нескольких разно-узорных и разноцветных полотнищ понева составляют обыкновенную принадлежность вообще Русских замужних крестьянок.
Из церкви весь поезд отправляется в том же порядке, как и прежде, в дом жениха. Тут встречают новобрачных с хлебом--солью ив вывороченных наизнанку овечьих тулупах; а иногда осыпают их овсом, предзнаменующим богатство и изобилие в будущем домашнем быту.