Курганы. Городища. Сторожевая линия против Татар. Предания о набегах татарских. Кудеяр разбойник. Басни о заколдованных кладах; -- о хороводе, превращённом ударом грома в группу камней. Остатки языческих обрядов. Частные источники Русской Археологии. Царский колодезь.

Красивая Мечь в истории нашего отечества известна тем, что герой Донской преследовал до берегов её Монголов, разбитых на Куликовом поле.

Два или три кургана, встречающиеся в окрестностях села Маслова, можно почитать памятниками сего их вторжения; или других подобных. Надобно думать, что в направлении от юга к северу прежде было много курганов, но что все они срыты землепашцами, сеющими на них хлеб.

Многие называют курганы Татарскими могилами. Но какого же времени? После Куликовской битвы Монголы, преследуемые победителями, едва ли имели довольно времени для отдания последнего долга своим товарищам; а о других битвах на берегах Мечи, кажется, не упоминается в наших летописях ни слова.

Простой народ просто приписывает эти насыпи каким-то богатырям. Не были ли они почетным местом для Ханских шатров или для их знамён и сигналов, и не назывались ли прежде по-Русски шоломена? Хотя почтенный наш Историограф переводит шоломя высотою, однако из летописей видно, что это были не просто высокие места, а как бы нарочно устроенные и укреплённые: "Царь же Мамай с тремя с темными князи взыде на место высоко, на шоломя, и ту сташе, хотя видети кровопролитие". Ещё один вопрос: не служили ли курганы Монголам или Нагайским Татарам указателями пути во всех здешних местах, не имевших прежде никакого населения? По крайней мере, достойно замечания, что как упомянутые курганы, один подле деревни Ведмины, а другой в селе Козьем, так и третий Богородицкого уезда в селе Никитском подле речки Непрядвы, находятся на местах самых возвышенных, как бы нарочно избранных для обозрения окрестностей или для указания дороги, в роде маяков. Старожилы уверяют, что они, распахивая курганы, находили в них иногда военные орудия. Удивительно, что наши Археологи (не смотря на значительные пособия, полученные некоторыми из них от Правительства для подобных исследований), до сих пор ещё не проникли в их внутренность и даже не объяснили собственного значения этого слова на языке Татарском*.

В селе Маслове, на левом берегу Красивой Мечи, достопримечательна ещё одна гора, называемая городищем, упоминаемая под сим же именем и в некоторых старинных актах. С северной стороны, как приметно, городище защищаемо было валом и лесом, а с южной -- отлогим утёсом, состоящим из глины и камней и омываемым рекою. Подобное ему есть ещё Епифанского уезда в селе Себине над Доном. Нельзя согласиться с предположением Г. Ходаковского, чтобы все такого рода городища относились к глубокой древности и служили во времена язычества местом жертвоприношений. По крайней мере, этого нельзя сказать о Себинскоми Масловском: потому что места сии находились в степях и едва ли в древние времена были обитаемы.

Нельзя почитать их и остатками городов, опустошённых здесь Татарами. Хотя один духовный Сановник, путешествовавший в Грецию с Митрополитом Пименом в 1389 году, в записках своих и упоминает, что около Дона он видел следы сих городов ( Кир Михайлов и другие), присовокупляя, что они были прежде красны и нарочиты зело видением **; но как согласить их развалины с площадками городищ, имеющими в окружности только несколько сажен и похожими более на временные становища?

Мне кажется, Россия, простираясь мало-помалу на юг, имела некогда на Красивой Мечи свою границу и сторожевую линию. Течение её от запада к востоку, крутые берега и на берегах пригорки, покрытые лесом, много к тому способствовали. Соседственные села и деревни по большой части носят название воинское, как то: стрельцы, сторожи, солдатское. Масловское городище и город Ефремов, находящиеся на северном берегу сей реки, -- может быть, составляли укрепления этой линии. При том же большая часть жителей здешних селений в ландратских книгах 1710 и 1717 годов названы рейтарами, а самые округи станами ***.

Если верить рассказам здешних старожилов, то деды и даже отцы их в своём детстве были ещё свидетелями набегов Татарских. По их словам, при появлении варваров обыкновенно скрывались на дубах или прятались с своим имуществом в пещерах, вырытых в лесе. От смутных этих времен сохранилось здесь множество трогательных преданий, и между прочим так рассказывают об одном Священнике: "В летний праздничный день, во время самой обедни, вдруг послышался топот коней и раздались нестройные вопли. Народ бросился из церкви, чтобы скрыться в оврагах. Между тем Священник, вероятно, боявшийся одного только Бога, продолжал приносить жертву о спасении своей паствы. Варвары вторглись в олтарь, схватили его и отвели в отдаленные свои улусы. Несколько лет томился он в плену, лил слёзы на реках чуждых о своём Сионе, -- и пастырь словесных овец стерег табуны лошадей. Однажды, посыпав седины пеплом, пел он дрожащим голосом следующий стих: "аще забуду тебя, Иерусалиме, забвенна буди десница моя". Кто-то из Русских вельмож, проезжая мимо с своею дружиною, вслушался в знакомые ему звуки и расспросив страдальца об его участи, возвратил его на родное пепелище".

Соображаясь с подробностями рассказа, должно отнести это происшествие к началу осьмнадцатого века. Весьма вероятно, что Крымские Татары продолжали набеги свои до царствованияПетра Великого, и что ужасный Кудеяр, известный доселе в Тульской, Тамбовской, Рязянской и даже в Смоленской губерниях, был начальником табора Татарского. Простой народ приписывает ему и самое устройство Масловского и Себинского городищ и думает, что в них, равно как и в окрестностях, должны храниться заколдованные клады.

Сказания о кладах, по происхождению своему восточные, распространены в целой Европе. На запад они принесены, вероятно, Маврами, а в Россию перешли, может быть, от Татар или от других Азиатских народов, живших с нею в соседстве.

В числе народных басен есть много и таких, которые заключают в себе смесь языческих поверий с Христианскою религиею. Например, об одной группе камней, на берегу Красивой Мечи, в упомянутом выше селе Козьем, сохраняется в народе сказка, совершенно сходная с Греческим мифом о превращении Ниобы и детей её; и именно, будто бы когда-то в Троицын день целый хоровод во время пляски превращен был ударом грома в камни. Главный камень этой группы, теперь уже испорченный временем, имел некоторое сходство с всадником на коне, чтР, вероятно, и было поводом к басне.

Уверяют, что в некоторых местах Тульской Губернии, в лесах при камнях, совершаются народом доселе обряды, похожие на языческое жертвоприношение. Желательно, чтобы они описаны были теми лицами, которые имеют случай собрать об них подробные сведения. Не нужно напоминать, сколько могут быть важны сии сведения в археологическом отношении.

Тульская губерния вообще, кажется, не богата древними письменными памятниками, и в особенности южные уездные города её, как вновь населенные и доселе ещё называемые степными. Но Археологам нашим предлежат богатые и ещё непочатые сокровищницы: жалованные грамоты и выписи в руках частных владельцев и при древних сельских церквах, владеющих так называемою писцовою землёю.

Из урочищ в окрестностях Красивой Мечи достоин особенного замечания Царский колодезь, находящийся верстах в 13 от Ефремова на прекрасном, окружённом борами месте, в селе Бороломах, по большой Богородицкой дороге.

Он назван так потому, что Великий Петр, во время путешествий своих в Воронеж, имел обыкновение при нём останавливаться. Желательно, чтобы этот колодезь украшен был приличным ему памятником, или, по крайней мере, предохранён был от порчи построением над ним павильона или часовни.

* Слово Курган происходит от Персидского существительного [далее одно слово по-персидски, весьма нечётко набрано -- А.Б. ] Гур-х?не, сложнаго из гур (могила) и хане (дом). Замечание Ф.Ф. Шармуа.

** Истор. Госуд. Росс. Том V, примеч. 130.

*** В одной грамоте 1686 года упоминается и о Себимском стане в Епифанском уезде; станы были также и в других уездах здешнего края.