Вид Киева. Богомольцы. Переправа через Днепр. Киево-печерский монастырь. Собор Успения Пресвятыя Богородицы. Огромная колокольня. Особый род зодчества Собора. Внутренние его украшения и мощи Св. угодников. Крытые переходы. История основания дальних и ближних пещер. Монастыри Выдубицкий и Пустыно-Николаевский. Крещатик. Собор Св. Софии в Старом Киеве: остатки мозаика; драгоценные утвари; Софийская библиотека, древнейшая в России. Михайловский монастырь: великолепный местный образ; гробница Св. Великомученицы Варвары. Церковь трех Святителей; Десятинная Рождества Пресвятыя Богородицы и Св. Андрея Первозванного. Подол: Духовная Академия. Следы обширного населения древнего Киева.

Утро было тихое и ясное, когда мы выехали из селения Бровар. Через сосновый зеленеющий бор, на западной части небосклона, над серою грядою тумана, открылся Киев. Священный город стоял как бы на воздухе или на небе, и лучи восходящего солнца, горя на златоверхих его храмах, представляли зрлище величественное и на земле новое!

Дорога лежала через лес по глубокому песку; по сторонам шли молельщики и молельщицы, погруженные в размышления. Благочестие и набожность, которыми Русский народ велик и могуществен, принадлежат к отличительным чертам его. Прошло тысячелетие, и несмотря на пленение Батыево и Польское, он не забыл своего Иерусалима, от которого воссиял свет откровения для России. Многие из Русских женщин ещё в средних летах дают обет ходить ежегодно на поклонение святым мощам, обретающимся в Киеве, и в точности исполняют его до конца своей жизни. Во время дальнего, нередко по нескольку месяцев продолжающегося, путешествия, сии пилигримы именем веры везде находят себе готовую трапезу и отверстое пристанище. Странноприимные крестьяне, следуя учению Евангельскому: "странен бех и введосте мене", -- за всё это не требуют от них другого возмездия, кроме молитвы перед Святыми угодниками.

Через два часа снова показался Киев. На горах, образующих правый берег Днепра, возвышались монастыри Киевопечерский и Михайловский, Собор Святой Софии и церковь Андрея Первозванного; несколько выше, по течению реки, простиралась луговая часть города, известная под именем Подола. Широкий Днепр с яростию катил бурные волны; длинные и узкие суда боролись с грозною стихиею.

Когда мы отвалили от берега, -- робкие женщины, вздрагивая от сильного колыхания, беспрестанно крестились и в простых молитвах своих призывали на помощь Святых угодников. Между молельщиками сидел преклонных лет старец. Обнажив седую голову и устремив потухающий взор к святым пещерам, он прочитал дрожащим голосом стих Св. Дамаскина: "Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу твоему притек, вопию: отшли, Боже, возведи мя". Неожиданное применение этого стиха к настоящему плаванию, в устах путешественника, достигающего цели путешествия, и старца, оканчивающего число дней своих, -- было трогательно и разительно.

Киевопечерский монастырь стоит на горе, которая со стороны Днепра при подошве своей обсечена, а с прочих сторон защищается рвами, бастионами и полисадами. Эта крепость заложена в 1716 году Императором Петром I. Монастырские ворота расписаны ликами Святых угодников; внутри обители тянутся ряды низких келий с присадниками и цветниками. Широкий и гладкий из дикого камня тротуар ведёт в Собор Успения Пресвятыя Богородицы, стоящий на монастырской площади. Собор основан ходатайством Преподобных Антония и Феодосия и иждивением Варяга Симона, который прежде принадлежал к Латинской вере. Четыре Цареградских зодчих, строившие эту церковь, названную ещё Нестором подобною небеси, положили в основание её семь принесенных ими из Константинополя мощей Святых угодников (Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора), как бы во знамение семи столпов, на которых Божественная премудрость создала себе дом. Они же принесли и местную икону Божией Матери.

В 20 саженях к юго-западу возвышается великолепная и огромная колокольня, состоящая из четырёх этажей; из них второй украшен 32 колоннами Дорического ордена, третий 16 большими и 16 малыми столбами Ионического, а четвёртый -- 8 тройными Коринфскими. Колокольня эта построена в 1734 году Италиянским художником Шейденом; высота её с куполом 43 сажени с 2 аршинами и 2 вершками: следовательно, она превышает и Троицкосергиевскую, имеющую с куполом 41 сажень и 1 аршин, и Московскую Ивановскую, которая с крестом имеет 58 сажен 1╫ аршина.

Наружностью своею Успенский Собор похож на наши Кремлёвские, и так же увенчан семью шарообразными золотыми главами. Мимоходом заметим, что следы этого рода зодчества, первоначально принесённого к нам из Греции, а потом Аристотелем из Италии, видны на храмах Св. Марка в Венеции и Св. Антония в Падуе; но он не принадлежит ни к Готическому, ни к Византийскому, а вероятно есть подражание вкусу Индийских пагодов, с которыми имеет разительное сходство. Желательно, чтобы археологи точнее определили его происхождение.

Иконостас большой церкви -- Греческой живописи по золотому полю; царские серебряные врата сооружены иждивением Графа Бориса Петровича Шереметева и сына его Сергея Борисовича. За правым крылосом в кипарисной, оправленной серебром раке лежат указательный палец Архидиакона Стефана и глава Великого Князя Владимира. Тут же в двух кипарисовых таблицах положены частицы мощей всех Преподобных Чудотворцев Печерских. За левым крылосом в серебряной раке лежат мощи первого Митрополита Киевского Михаила; в трапезе с правой стороны находится гроб Преподобного Феодосия. Под левым крылосом покоится прах знаменитого нашего Полководца Графа Петра Александровича Румянцова Задунайского.

Не в дальнем расстоянии от Собора находится типография для церковных книг с драгоценными церковными утварями. Длинная крытая галлерея в 64 сажени, украшенная внутри разными изображениями из жизни Святых угодников, спускается по скату горы к тому месту, где стоит древняя церковь Воздвижения Честнаго Креста, из которой вход в ближние пещеры. Крытые переходы, устроенные на каменных арках и простирающиеся на 91 сажень, ведут через глубокой овраг к храмам Рождества Пресвятыя Богородицы и Зачатия Св. Анны, стоящим над дальними пещерами.

На этом холму, по сказанию Нестора, первоначально был большой лес, как и в прочих окрестностях Киева. В княжение Великого Князя Ярослава Владимировича некто Иларион, Берстовский Священник, муж учёный и постник, ископал здесь пещеру в две сажени и приходил в неё для пения часов и для тайного моления. По избрании Илариона в сан Митрополита к Святой Софии, пещера сия оставалась в запустении до того времени, пока основал в ней свое жилище Великий Антоний. Он родом был из Любеча, монашеский образ принял на горе Афонской. Слава о строгом и постном житии его распространилась в земле Русской, так что и сам Великий Князь Изяслав Ярославич с своею дружиною приходил к нему для принятия благословения.

Вскоре пустыня его обратилась в обитель; число постриженных им в монашество братий возросло до двенадцати; с ними он ископал в пещере церковь и кельи. Для управления сим братством Антоний поставил Игумена Варлаама; а сам, по склонности своей к уединенной жизни, удалился на противоположную, отделяемую оврагом, гору и положил основание там другим пещерам, называемым ближними.

Антоний сорок лет не выходил из первого и 16 лет из последнего подземелья, не переставая, однакоже, напутствовать братий своими мудрыми советами. С его благословения они построили церковь Успения Пресвятыя Богородицы над дальними пещерами и по его же ходатайству Великий Князь уступил им всю гору, занимаемую ныне Лаврою. Вскоре на этой горе сооружена была большая церковь Успения, построено множество келий и огорожен монастырь столпами. "Многие монастыри, -- говорит Нестор, поставлены князьями, боярами и богатством, но не таковы, как сей, сооружённый без злата и сребра, одними слезами, пощением и молитвою Антония".

Ниже Печерской Крепости, в трех верстах от неё, у малого Днепровского порога на утёсе, стоит Выдубицкий монастырь, примечательный как по красоте своего местоположения, так и по древности. Название свое он получил будто бы от того, что по низвержении В. К. Владимиром в Днепр Перуна, приверженные к древнему суеверию, гонясь за плывущим идолом, кричали ему: выдыбай, и что он выброшен был на берег волнами на том месте, где ныне монастырь. Соборная церковь его, во имя Архангела Михаила, основана первоначально ещё В. К. Всеволодом в 1082 году.

Подле Печерской Крепости, на дороге, ведущей к Крещатику, находится Пустынно-Николаевский, І-го класса, монастырь. Он имеет три церкви внутри и две вне ограды. Одна из них стоит на нижнем уступе горы к Днепру, в Угорском урочище, на месте, называемом Оскольдовою могилою. Полагают, что первоначально она построена была ещё во время язычества вельможею Ольмом и что в ней погребена была Благоверная Княгиня Ольга, которой гроб впоследствии перенесен В. К. Владимиром в Десятинную церковь. В 1036 году учреждён был здесь девичий монастырь; в XII столетии он обращён в мужеский; несколько раз был разоряем Половцами и Татарами; и только около 1696 года переведён из Угорского урочища на нынешнее место.

Печерский монастырь и прилегающая к нему часть города с Государевым дворцом и садом известны под именем Нового Киева, который от Старого и от Подола отделяется большим оврагом. В нижней части оврага есть колодезь, называемый Крещатиком; предание сохранилось, что в нём крещены дети Великого Князя Владимира. Подле колодезя, покрытого павильоном, воздвигнут в 1802 году 5 Сентября небольшой обелиск Великому Владимиру.

Старый Киев лежит на горе, простирающейся к северу от оврага. В нём каждое место ознаменовано или святынею, или историею. Собор Святой Софии стоит на том поле, где Ярослав с дружинами Варягов и Новогородцев разбил и рассеял в 1036 году полчища Печенегов. Самая церковь с Митрополиею основана через год после этой победы, в одно время с городскою стеною, имевшею золотые ворота*. По свидетельству Нестора, Ярослав украсил Святую Софию серебром, золотом и сосудами церковными. Следы первоначального её великолепия видны ещё на стенах олтаря, покрытого богатою мозаикою. Сей драгоценный и древнейший памятник Русских художеств достопримечателен, как чистотою отделки, так и своею огромностию. Он занимает целые три яруса; в первом из них представлены лики Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и прочих вселенских учителей, числом 10; во втором престол с дарами, осеняемый Ангелами, и Спаситель, подающий хлеб шести Апостолам, с Греческою надписью: Λάβετε, ϕάγετε, τῦτόμυ ἐςἰ τὸ σῶμα τὸ ὑπὲρ ὑμῶν κλώμενον ἐις ἄϕεσιν ἁμαρτιῶν; т.е. Приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; а с противоположной стороны Спаситель, предлагающий чашу также шести Апостолам и с Греческою же надписью: Πίετε ἐξ ἀυτῦ πάντες, τῦτόἐςι τὸ αἶμάμυ, τὸ Τῆς καινῆς διϑήϰης; т.е. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя, нового завета и пр. В третьем ярусе образ Божией Матери с распростертыми руками. В главном куполе самой церкви над царскими вратами образ Христа с четырьмя по углам Евангелистами. Вообще грунт этих икон золотого цвета, лица беловатого, волосы и бороды седого, платье одного цвета с лицем, Евангелие черного, золотого и красного; рисовка и положение фигур принадлежат к стилю обыкновенной Греческой живописи. Нижние части мозаики в олтаре поновлены; предание сохранилось, что они были разрушены Батыем.

Внутренность храма представляет род небольшого лабиринта, состоящего из галлерей, простенков, столбов и арок; в промежутках расставлены Гробницы Великих Князей и между прочим мраморный гроб Ярослава Владимировича; всех приделов внизу и на хорах 18.

Наружность церкви без колонн и без фронтонов, с продолговатыми и круглыми окнами; олтарь с пятью полукружиями; купол увенчан золотыми главами.

Из золотых и серебряных утварей Софийского Собора достойны примечания сосуды, пожалованные Царями Иоанном и Петром Алексеевичами, Царевною Софиею Алексеевною, Императрицею Екатериною II и Императором Александром І. Последние работаны в 1814 году в Париже мастером Бриенне. Из Архиерейских митр замечательны одна кованая из золота и украшенная яхонтами, рубинами и изумрудами с алмазным наверху крестом; другая жемчужная с алмазами и драгоценными камнями. Сверх того в Архиерейской ризнице есть 10 алмазных панагий и несколько саккосов и других облачений, унизанных жемчугами и дорогими каменьями.

При Софийском Соборе есть библиотека, заключающая около 1000 редких книг, печатных и рукописных, на Еврейском, Греческом, Латинском, Польском, Славянском, Русском, Немецком и других языках. Её можно назвать матерью Русских библиотек; по свидетельству Нестора, ещё Ярослав Владимирович положил здесь многие книги, переведенные с Греческого и подлинные.

Главный олтарь Златоверхо-Михайловского монастыря также покрыт мозаикою, представляющею тайную вечерю, но с одиннадцатью только Апосптолами и двумя Ангелами. Здесь достопримечателен местный образ Михаила Архангела, принесенный в дар Государем Императором Александром Павловичем в 1816 году; он великолепно украшен бриллиантами. Посреди церкви стоит богатая серебряная гробница с мощами Св. Великой мученицы Варвары. Они принесены в Киев Греческою Царевною Варварою, дочерью Алексея Комнина, бывшею в замужстве за Великим Князем Святополком II. Подле гробницы рассыпаны на блюдах золотые и серебряные кресты и кольцы. Молельщики и молельщицы получают их, за небольшие вклады в церковь, как для ношения при себе, так и в воспоминание своего посещения сей святыни.

Церковь трех Святителей, называвшаяся прежде Нагорною Св. Василия, основана Великим Владимиром на том холму, где стоял идол Перун и прочие Славянские кумиры. Хотя в разные времена она была неоднократно разрушаема и возобновляема; однако нижняя часть стены, состоящая из кирпичей, имеющих особую форму, служит ещё свидетельством глубокой её древности.

Десятинная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы основана, по свидетельству Нестора, в 989 году, и получила название свое от того, что Великий Князь Владимир определил ей десятую часть всего своего имения и всех доходов Государственных. Это почти единственный пример в истории Русской церкви; между тем как в возвращенных от Польши губерниях Католическое духовенство до сих пор во многих приходах пользуется этою податию и в особенности хлебною и сноповою десятиною, которую ксендзы получали даже от крестьян, исповедующих господствующую веру.

Полагают, что Десятинная церковь была очень обширна, но после междуусобных браней и нашествия Батыева остался один только придел. На внешней стене, с южной стороны, видно несколько больших Славянских букв, -- следы бывшей надписи, которой смысл сделался загадкою для антиквариев. Нельзя ли открыть ключа её в древних канонах и молитвах Пресвятой Богородице?**

Не в дальнем расстоянии от сей церкви, знаменитый поборник православия, Митрополит Петр Могила в 1656 году нашел в разрытой, по его приказанию, небольшой яме два мраморных гроба; из надписей оказалось, что один из них принадлежал Великому Владимиру, а другой -- супруге его, Греческой Царевне Анне. В первом найдена глава, которая сперва положена была в церкви Преображения Господня, а потом в Киевопечерском Успенском Соборе. Церковь Андрея Первозванного стоит на самом высоком холму Старого Киева, выдающемся в виде мыса на север и обсеченном с одной стороны дорогою, с другой -- крутым скатом горы. Она основана в 1744 году, в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, на том месте, где прежде была деревянная церковь Воздвижения честнаго Креста и где, по древнему преданию, Апостол Андрей водрузил первое знамение веры -- животворящий крест. К подножию храма ведут широкие каменные ступени; с площадки, на которой он стоит, открывается один из великолепнейших видов: Подол с церквами и монастырями, излучистое течение Днепра, обширный лес с озёрами, оставшимися после полноводия, и синеющие вдали боры.

Подол есть населеннейшая часть Киева. В нём находятся монастыри: Вознесенский Фроловский, девичий 1-го класса; Греческий Екатерининский, мужеский 2-го класса, и Братский училищный, также 2-го класса мужеский. В последнем помещается Духовная Академия. Первое основание этому заведению положил Константинопольский Патриарх Иеремия, на пути своём в Москву, в 1588 году, когда, под названием Патриаршей ставропигии, заложил здесь Богоявленскую церковь и при ней школу для обучения детей церковному уставу и письму. С 1613 года, по завещании сей школе вдовою Мозырского маршалка Анною своего дома и усадьбы, стали обучать здесь языкам Еллинскому, Латинскому и Славянскому. С 1631 года Митрополит Петр Могила, устроив для училища особое здание и отделив на содержание его большую часть своего имения, прибавил к языкам учение риторики, философии и богословия на языке Латннском. Петр I, определив содержание ректору и учителям, предоставил обучение в Академии одним юношам Православного исповедания. В 1799 году назначено на содержание Академии около 12.000 рублей. Ныне она образована по тому же уставу и на том же положении, как С.-Петербургская и Московская. Нет нужды напоминать о великой пользе, принесенной Киевскою Академиею отечеству. В ней образовались не только большая часть святителей нашей церкви, но и многие государственные сановники. Короче сказать: до учреждения университетов Киев был, в точном смысле, Русскими Афинами.

В Киеве, почти во всех частях его, -- в Новом, Старом, в Подоле, на горе Щекавике и окольных пригорках, везде видны следы древних жилищ, строений и кладбищ. Всё это удостоверяет в свидетельстве Немецкого летописца Дитмара, современника Владимирова, что в Киеве, великом граде, находилось тогда 400 церквей, созданных усердием новообращенных Христиан, и восемь больших торговых площадей. Адам Бременский также называл Киев главным украшением России и даже вторым Константинополем.

* Из всеподданнейшего отчёта Министра Внутренних Дел за 1835 год видно, что живущий в Киеве чиновник 5 класса Лохвицкий, занимаясь изысканием древностей, открыл место, где существовали Ярославовы золотые ворота, и что Его Императорское Величество соизволил на отпуск ежегодно из казны по 1500 руб. для продолжения начатых Лохвицким изысканий древностей в Киеве и единовременно 2917 руб. 20 коп. на очищение Ярославовых ворот.

** По мнению Н.М. Карамзина, нельзя узнать значения сих букв потому, что доска составлена из трех обломков. Ист. Гос. Рос. Т. I, примеч. 473.