Подземельный город в Величковских копях. Костел в Краковском зЮмке: гробница Св. Станислава; гробницы королей; памятник Иоанна Собиеского. Придел с Русскими надписями над образами. Шерстяные картины. Курган для памятника Генералу Костюшке. Церкви и монастыри Р. Католические; Русская церковь. Воспоминание о хитрости Французов, прокравшихся в женском платье в зЮмок, и о поступке с ними Суворова.
Говорят, что соляные копни Величковские принадлежат к чудесам природы. Без огня -- они подобны адским пещерам; -- с огнём -- царство волшебниц. Что ни шаг, то очарование; в одно мгновение являются и исчезают, разрушаются и зиждутся великолепные храмы Греческие, пышные дворцы царские, прозрачные замки Русалок. Природа здесь играет и творит: материалы её хрустали, яхонты, рубины, алмазы. Таково действие отражения лучей! Я видел вчера город Величко, лежащий на самых сводах огромных пропастей; но, к крайнему моему сожалению, соляные копни были закрыты, по случаю Католического праздника пятидесятницы*.
Вольный город Краков разделяется новою и старою Вислами на три части: правая сторона новой Вислы называется городком Цесарским; остров получил название, по Жидам, городка Жидовского; а весь левый берег составляет городок Немецкий. В последнем находится огромный костёл, достопримечательный по великолепию Королевских гробниц. Он стоит на горе, в замке Королевском. Внутри костёла прежде всего обращает внимание серебряная гробница Св. Станислава, осенённая богатым балдахином. Перед гробницею олтарь, на котором совершается обедня. От западных врат до восточной части храма по обеим сторонам устроены внутренние галлереи, поддерживающие свод здания простыми столпами. За галлереями, как подле южной, так и подле северной стены, множество приделов, и в каждом приделе гробницы Королей, Королев и Епископов. Некоторые довольно древни, другие сооружены в XVII и XVIII столетии. На каждой гробнице находятся статуя, бюст, герб или атрибуты усопшего. Между статуями древними и новыми почти такое же различие, какое между Египетскими и Греческими. Первые имеют характер тяжести и недвижимости; последние отличаются движением и красотою. Графиня Потоцкая, опирающаяся на гробницу супруга, подобна плачущему гению. Древние статуи -- мертвецы, лежащие в гробах и держащие в руках скипетр и державу. Среднее место между ними занимают статуи, лежащие на одном боку и опирающиеся рукою на гроб. Подле дверей западных, с правой стороны, воздвигнута недавно гробница одному Епископу (Солтыку), бывшему пленником Русским. На балдахине представлена в барельефе карета с четырьмя конями, в которой он отправлен был в Россию. Памятник Иоанна Собиеского, вделанный в одну из колонн против главного олтаря, достоин этого героя. Мысль художника проста и превосходна. Знамена, латы и другие военные брони давят поверженных Турков; и слава с трубою парит над трофеями. На памятнике следующая надпись: "Cui regnum gloria militaris peperit, Polonorum amor stabilivit, qui Tircicam lunam crucis vexillo minitantem a Christianorum finibus ita prospere fortiterque pepulit, ut venisse, vidisse vicisseque unum idemque illi fuerit". Т.е. В память того, кому воинская слава даровала трон, а любовь Поляков утвердила его, кто Турецкую луну, угрожавшую знамению креста, отразил от пределов Христиан с таким мужеством и быстротою, что придти, увидеть и победить было для него одно и то же. В одном из приделов, над образами, писанными в куполе alfresco, в роде нашего Корсунского письма, видно несколько Русских надписей; над одним образом слово Црьствия, над другим Арханьгели, над третьим Власти. Таким же образом исписана одна хартия, держимая Святым; но, по высоте купола и повреждению письма, нельзя разобрать её. П.И. Кеппен относит эти надписи к началу XIV века, т.е. до пожара, бывшего в здешней церкви в 1320 году**. К сожалению, остатки прежней живописи, кроме означенных образов, все забелены, по приказанию Епископа Солтыка. Это поставляет в затруднение сделать какое-либо заключение о самом назначении Русского придела; построен ли он был для Грекоунитов или собственно для Православных, принадлежавших ко Двору, а может быть, и к Королевской фамилии, -- вопрос сей, хотя и важный, кажется, остаётся ещё неразрешённым.
Колонны храма покрыты тафтою малинового цвета; а стены от западных врат до гробницы Станиславовой украшены шестью огромными картинами, представляющими историю Иосифа Прекрасного. Братья Иосифовы, Египтяне, стада овец и ландшафты вытканы из разноцветной шерсти очень искусно; вероятно Гобеленовой фабрики. Это трофеи Собиескаго, отнятые им у Турков. Наружность костёла самой простой готической архитектуры; виды с большой его башни очень хороши; она стоит над крепостью и над горою. Колокол Сигисмундов, показываемый здесь за редкость по величине, можно отнести к разряду самых обыкновенных колоколов Московских.
Поляки готовят великолепный памятник любимому своему Генералу Костюшке, которого они называют последним Поляком. В полмиле от города, на высоком холму, насыпан с несколькими уступами круглый курган. На нём будет поставлена статуя этого Генерала; ваянием её занимается знаменитый Торвальдсен. Место для памятника выбрано самое лучшее, со всех сторон открытое, так что можно его видеть отвсюду за четыре и за пять миль.
На главной Краковской площади стоит небольшая каменная церковь, обсаженная деревьями. Поляки уверяют, что она существовала ещё до основания города. Костелы Св. Марии и двунадесяти Апостолов отличаются огромностию и украшениями. В Кракове есть также очень много монастырей мужеских и женских. Польские монастыри и церкви славились прежде вообще богатством; но более прочих костёл Королевского замка. Пользуясь большими доходами и обладая несметными сокровищами, он имел все способы к сооружению тех великолепных памятников, которые служат ему теперь украшением. Железо, медь, свинец и мрамор доставляемы были из местечка Келчи, лежащего в пяти милях от Кракова. Нынешние костеланы тяжело вздыхают о том изобилии, в котором утопали их предместники.
Здесь есть также Русская церковь, небольшая, простой архитектуры, и может быть, самая древняя. Служба в ней отправляется только в день Пасхи и в некоторые двунадесятые праздники приезжающим из села Священником.
Самая лучшая часть Кракова есть городок Немецкий; улицы здесь чистые, домы каменные и высокие, бульвары очень красивые. Один из бульваров проведён до самой Костюшкиной могилы. Королевский Замок, стоящий в этой части, был театром военных действий во время войны конфедератной. Быстрый Суворов, сдав его полковнику Штакельбергу, полетел к Келчи поражать отряды неприятелей. Штакельберг не Ринальд, но одна пригожая Полька была для него Армидою. Она опутала его цветочными цепями амура и до того вскружила ему голову, что упросила разрядить ружья и свесть часовых. Этого недовольно; Русские офицеры приглашены были в маскерад одним Поляком и танцовали под командою своего неосторожного начальника. В эту самую ночь Французы, присланные министром Шуазёлем на помощь к конфедератам, перерядясь в белое женское платье, прокрались к укреплениям, изрубили неусыпных Козаков и овладели замком. Суворов решился выручить его осадою и приступом, сделал два пролома, принудил Французов сдаться и велел им выйти тем же нечистым проходом, которым они прошли в замок. "Вот вам наказание за вашу хитрость, -- сказал военнопленным победитель, -- а вот вам награда за вашу храбрость", -- примолвил он, возвращая офицерам шпаги***.
Суворов везде одинаков; во всем быстр и неожидан: в действиях, в мыслях, в слове.
* Из этих копней образовался целый подземельный город с улицами, переулками, площадями и храмами. Есть даже план этого города, но, как уверял меня один из чиновников завода, план сей хранится у Директора втайне. -- В копни спускаются по длинной отлогой лестнице, а поднимаются посредством вСрота, в большом чану.
** Список Русским памятникам, стр. 119.
*** См. Жизнь Суворова или собрание писем и сочинений его, изд. С. Глинкою, 1819 года.