Положение Малороссии. Сосредоточенная населённость. Влияние местной природы на характер жителей.
Малороссия лежит большею частию на ровных местах, теряющихся в обширном и однообразном горизонте. Обнажённый и пустынный вид здешних полей происходит не от скудости в народонаселении, но от редкости сёл и местечек, в которых теснятся Малороссияне. Обыкновение сосредоточивать таким образом жилища, вероятно, осталось ещё от патриархальных времен, когда семейства имели нужду во взаимной помощи для защищения себя от враждебных соседей, от лютых зверей, от суровости стихий; и оно до сих пор сохранилось преимущественно на гладких поверхностях Европы, открытых вьюгам и вихрям.
В Малороссии причиною стесненной населенности можно считать и потребность воды; это доказывает самое расположение здешних посадов и местечек. Почти все они лежат вокруг озёр, которыми с избытком вознаграждается здесь недостаток источников и рек. Всех посадов считается в Черниговской губернии 14, в Полтавской 1; местечек в первой 34, в последней 74. Многие из них имеют от 5 до 10 т. жителей; в Решетиловке 11.522, в Новых Сенжарах 13.722, а в Беликах 14.062 души.
Давно замечено, что местная природа имеет сильное влияние на образование народного характера. В этом легко удостовериться из сравнения народов, живущих в разных климатах, имеющих разные промыслы и даже окружённых различными видами или местоположениями. Горные жители, восходя на вершины гор и спускаясь в глубину долин, всегда имеют перед собою цель, и для достижения этой цели принуждены употреблять беспрерывные усилия, которые в теле производят быстрое обращение крови, в душе пробуждают живость чувств и деятельность умственных способностей. Напротив того, житель равнин, теряясь и зрением и мыслию в неизвестности пространства, невольно переходит в состояние бездействия и усыпления. Горный Черкес и Донской Казак, упражняясь с малолетства в укрощении диких коней, привыкают к проворству, ловкости и хитрости, а пешеходец Малоросс идет ровными шагами рядом с волом, которым он управляет.
Простота Малороссийскаго крестьянина часто похожа бывает на легкоумие, о котором в самой Малороссии рассказывают множество забавных анекдотов. Всё редкое кажется ему новым, и всё новое необыкновенным. Удивление свое о встретившемся ему постороннем лице выражает он своему товарищу пантомимами с полною детскою уверенностию, что вы, не слыша его слов, не можете понять и его движений. От того, кто показался Малороссиянину почему-либо страшным, он бежит, как заяц, за плетень или за дерево, и спрятавши одно лицо, думает, что он и весь невидим.
Гостеприимство есть добродетель, родная всем племенам Славянским. В древние времена оно значило то же, что странноприимство; полагают, что у Славян был и особый божок для покровительства странникам. Странноприимство, в собственном смысле принятое, остаётся ещё доселе в России, где можно его встретить по крайней мере в хижине богобоязливого крестьянина; а в Малороссии, не имеющей гостнниц ни в селениях, ни в городах, даже и за деньги трудно найти пристанище.
Упрямство в этом Малороссиянина доходит иногда до жестокосердия, не смягчаемого ни просьбами, ни жалостию к путешественнику, оставляемому под открытым небом в ненастное время.