Вид города. Значение имени: Полтава. Домик, в котором Петр І-й отдыхал после победы. Александровская площадь. Колонна в память победы. Шведская могила. Крестовоздвиженский монастырь. Медная доска в соборной Церкви, изображающая Полтавскую битву, -- с надписью Рубана. Городской сад. Институт Благородных девиц.
Полтава стоит на холмах, образующих правый берег реки Ворсклы, и вместе с монастырём Крестовоздвиженским составляет прекрасную картину, открывающуюся за несколько ещё станций с луговой Харьковской дороги. Сколько великих мыслей пробуждает одно имя этого города, который на языке отечественном означает славу Петра Великого, величие возрождающейся России и ужас завистливым её врагам. -- Сказывают, что Наполеон, во время бегства своего из Москвы, рассматривая однажды карту западных Русских губерний и ища себе пути по течению Березины и Днепра, напал нечянно на Полтаву и, отдернув вдруг руку, сказал с беспокойством: "это дорога Карла XII..."*
Первый предмет, на котором останавливается внимание путешественника при въезде, со стороны Харькова, есть простое каменное здание с следующею надписью: "здесь Петр I отдыхал после победы Июня 27 дня 1709 года". Скромный сей памятник построен недавно на месте деревянного домика, пришедшего в ветхость и сломанного здешнею полициею для встречи Е.С. Князя Н.Г. Репнина, когда он назначен был Малороссийским Военным Губернатором.
Князь не мог скрыть своего неудовольствия, узнавши о таком неблагоразумном распоряжении полицейских чиновников; но они его не поняли: "Его Сиятельство думает, сказал один из них, что этот дом был, как обыкновенный дом, а в нём ничего не было и похожего". Истина неоспоримая, хотя и не нарочно сказанная!
Самая лучшая часть здешнего города есть обширная Александровская площадь, окружённая семью каменными домами, из которых один назначен для Военного Губернатора, а в прочих помещаются Присутственные места, Дворянское Собрание и Гимназия. Посреди площади стоит красивая из зеленой меди колонна, воздвигнутая в память Полтавской победы. Она опоясана несколькими обручами и в каждом из них по нескольку бердышей, увенчанных лавровыми венками; а подножие украшено барельефами, представляющими воинские доспехи и трофеи. Колонна поставлена на каменной площадке, поднимающейся на несколько ступеней и обнесённой копиеобразною железною решёткою; из-под решётки выходят с каждой стороны по две медных пушки, которые держат как бы на себе всю колонну и дают ей какую-то воздушную лёгкость. На колонне сидит орёл с распростертыми крыльями, готовый лететь в боковую сторону; с любопытством смотришь вперёд, куда устремлён взор его, и чрез боковую улицу видишь вдали так называемую Шведскую могилу, скрывающую в себе прах и победителей, и побежденных. Мысль художника новая и превосходная! -- Несмотря на огромность колонны, она казалась бы все ещё малою в сравнении с обширным пространством площади, её окружающей; но Государь Император, во время первого Высочайшего посещения Полтавы, заметив несоразмерность памятника с местом, приказал окружить его садами в Английском вкусе; чтР; и составило род Лондонского сквера, пересекаемого двумя перекрестными дорогами.
Шведская могила возвышается в виде кургана, на расстоянии пяти вёрст от города, -- на том самом месте, где решена участь Полтавской битвы, или, как сказал бы Гомер, где отец богов взвесил жребии двух царств -- и жребий России поднялся к звездному небу. На могиле находился прежде старый деревянный крест; предание сохранилось, что он поставлен был ещё Петром Великим, но по ветхости ныне заменён другим ему подобным.
Недалеко отсюда, над рекою Ворсклою, стоит Крестовоздвиженский монастырь. Архимандрит его имеет мантию с скрыжалями, на которых вышиты изображения Св. Великомученика Георгия и Св. Самсона Странноприимца, в память того, что победа одержана в день сего Святого.
В здешней соборной церкви хранится медная доска, представляющая Полтавское сражение; кем же и по какому случаю она выгравирована, видно из следующей надписи, сочиненной известным Рубаном:
Полтавской брани вид являет сей металл,
Как в день Самсонов Карл сражен Петром ниспал,
Сим сделал Бог с небес начало Русской славы.
Руденко гражданин усерднейший Полтавы,
Которого отец в сей самой битве был
И вольность чрез Петра из плена получил,
В благодарение Всевышнему Сиону,
Устроил каменный священный храм Самсону,
В хвалу ж Петровых дел, грядущих в память дней,
Средь стен отечества поставил образ сей.
"В 69 лето от победы под Полтавою, от создания мира 7286 года, от Рождества Христова 1778 года, в благополучное царствование Екатерины Алексеевны вторыя Импер. Всерос."
"Сражение Июня 27 дня 1709 года на день Преподобного Самсона Странноприимца, коего образ изображён молящийся Иисусу Христу о ниспослании с небес победы, чтР и последовало к счастию всей России".
Выгравирована под смот. Импер. Акад. Наук Патрикием Балавиным. Надпись сочинил Г. Рубан Надворный Советник в С. Петербурге.
На месте вала и стены, служивших укреплением Полтавы, ныне устроен бульвар, который, начинаясь от крутобережья Ворсклы, идёт дугою к летнему саду и к Институту благородных девиц. Сад состоит из высокого леса и из тенистых аллей. С площадки, украшенной цветником, открывается излучистое течение реки, имеющей с одной стороны ряд зеленых холмов, с другой пересекаемую рощами песчаную равнину. Покрытый кустарником скат горы отделяет сад от виноградника, где около 30 мальчиков, обучающихся садоводству, разводят на грядах, вместе с виноградными лозами, и другие плодоносные деревья южного климата.
Дом Института благородных девиц стоит на том возвышении, с которого Екатерина II любовалась видами окрестностей Полтавы. Сей Институт пользуется высоким покровительством Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны (ныне Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны) и состоит под непосредственным смотрением Княгини Варвары Алексеевны Репниной, которой он обязан своим основанием.
Чтобы судить о пользе и важности этого заведения, надобно иметь понятие о скудных средствах частного воспитания женского пола в Малороссии. В здешнем крае, как и в Великой России, оно обыкновенно поручается Француженкам и Французам, с тою разностию, что сюда выписываются иногда, вместе с обветшалыми модами, такие Французы и Француженки, которым нет сбыту в столицах, по причине их необразованности или сомнительной нравственности. Из рук таких менторов, как золото из рук Жидов, по необходимости должны выходить благородные девицы с уменьшением существенной ценности своих талантов, с пустыми блёстками ума и с ветренною лёгкостию сердца. Притом и всякий просвещенный иностранец нашёл бы здесь, при воспитании детей, большие затруднения к удовлетворению своим филанптропическим чувствам, -- и особенно в тех домах, где всё просвещение ума ставится в приобретении одного навыка щеголять Французскими каламбурами, и всё образование сердца в изучении Французских приёмов, употребляемых в обществе, и в прыгании экосеса, вальса и мазурки, nec plus ultra!
Много потребно усилий, чтоб победить сии предрассудки; но рано или поздно просвещение над ними восторжествует. Воздвигнутые отеческими попечениями мудрого Правительства Университет в Харькове для юношей (а ныне, благодарение Богу, и другой Университет Св. Владимира в Киеве) и Институты в Полтаве, в Харькове и Одессе для благородных девиц служат залогом великих надежд.
Я имел случай видеть Полтавский Институт, и не могу без удовольствия вспомнить об его устройстве, об успехах девиц в науках, искусствах и рукодельях, и в особенности о способах нравственного их образования, которое должно утешать всякого благонамеренного гражданина. Княгиня В.А. Репнина, движимая одною любовию к отечеству, без всяких личных видов и с совершенным самоотвержением, заботится о цвете прекраснаго пола, как Виргилиев вертоградарь о своих летораслях, не для настоящего времени, а для будущего. Пламенная признательность девиц, изъявляемая откровенною их преданностию к своей благодетельнице и детским вниманием к назидательным её урокам, -- признательность, которую они понесут в свои семейства с искренними благословениями, сама по себе уже есть чистейшее и полное возмездие для души благородной.
* Об этом упоминает Граф Сегюр, в своей истории похода 1812 года.