А. РИМСКО-КАТОЛИКИ*

I. Об отторжении западных областей России Литвою и Польшею

Выше сказано, что Подольская и Волынская губернии населены Поляками, Русскими и Евреями. Под именем Поляков разумеется здесь небольшое число Русских, изменивших веру, нравы и язык своих предков, во время пленения этого края Польшею и в особенности со времени распространения в нём владычества двора Римского. Напрасно они чуждаются имени своего отечества; здесь всё говорит об нём: и урочища, и города, и памятники, и самое большинство православного народонаселения; даже и жители Галиции, издавна поставленные судьбою политики под чуждую зависимость, помнят доселе, что они члены великого семейства Русского.

Язык Литовцев и Латышей служит доказательством, что и сии народы не что иное, как Славяно-Руссы или древние наши Кривичи, перемешанные с Готфами и Финнами. В языке собственно Литовском, по заключению Витсона, удержано Славянских слов ?, в Латышском ╫, а в Прусско-Литовском ?.

Литовские народы были данниками России с XI века до второй половины XII и даже до XIII; дань, которую они платили, состояла из шкур, лык и банных веников**. В начале XIII столетия, пользуясь внутренними раздорами Князей Русских и нашествием на Россию Монголов, они не только успели сами от неё отложиться, но начали постепенно отторгать и все прочие западные её области. Эрдивилл в 1217 году, воюя с Русскими, завладел Брестом, Гродном, Дрогичином и принял титул Князя Новогрудского. Гедимин присоединил к своим владениям Княжество Пинское, землю Витебскую и всю нынешнюю Белоруссию, именуясь Великим Князем Литовским и Русским. Волыния, Подолия, страны Днепровские и вся древняя земля Вятичей (нынешняя Орловская губерния c частию Калужской и Тульской) также завоеваны были Литовцами, а Галиция и Ладомирия покорились Польше.

Во всех этих странах, в продолжение нескольких столетий, не было другой Христианской веры, кроме Православия. Лучи его проникли в самую Литву и несколько времени сияли даже на престоле Великих Князей Литовских. Славный Ольгерд был Грекороссийского исповедания; он умер в 1377 году схимником, по убеждению своей супруги Иулианы и Печерского Архимандрита Давида, приняв в крещении имя Александра, а в монашестве Алексия, чтобы загладить свое прежнее отступление от веры Иисусовой***.

* При составлении статей о Римскокатоликах и Грекоунитах, руководством служили История Государства Российского, Карамзнна, -- История об Унии, Бантыш-Каменского, -- указы и другие обнародованные акты Правительства.

** Fasces frondeos, quibis in balneis sudorem provocare solebant. Гарткнох. De re nummaria Prussorum.

*** Карамз. Истор. Государ. Росс. III. V. стр. 35 и 52.