Догадки об основании Тулы. Три прежние города: Каменный, Деревянный и Земляной. Памятники древности. Примечательные здания. Оружейный завод. Оружейные мастера. Сравнительное исчисление населения Тулы в конце XVII столетия с нынешним. Гимнастические забавы: плавание, беганье на коньках, кулачный бой. Травля звериная, травля гусей и голубиная охота. Серенады или вечерние хоры. Гулянье в праздничные дни. Обновляхи. Моды женщин и мущин. Нравы. Образованность духовенства. Церковное пение.
Первоначальное местоположение древних городов южной и средней России достойно особенного внимания. Почти все они строились или на западных, или на северных берегах протекающих мимо них рек. Очевидно, что в самом начале они были не что иное, как укрепления против варваров, стремившихся на Россию сперва с востока и потом с юга.
Тула служит исключением из сей общей системы построения; она находится на левом или южном берегу Упы. Из договорной грамоты Великаго Князя Димитрия Иоанновича Донского с Рязанским Олегом* видно, что Тула при Царице Тайдуле была местопребыванием Баскаков, собиравших с России подать, а вероятно, и основана была ими, а не Русскими. Знаменитый Историограф наш думает, что и самое название города произошло от имени Капчакской Царицы Тайдулы, но что Русские впоследствии обратили сие имя в Тулу, так как Хаджи-терхан в Астрахань.
Нетрудно было бы открыть сродство и Тульской реки Упы с Литовским словом упь и Криво-Ливонским уппа, означающими реку, если бы вместе с тем можно было доказать, что Кривичи в древности простирались в самую внутренность Тульской губернии, или что они заимствовали это слово от другого племени, Славянского или Финского, там обитавшего.
Из бумаг, хранящихся в губернских архивах, видно, что Тула состояла прежде из трех городов: Каменного, Деревянного и Завитая или Земляного. Каменный, старого дела, на левом берегу Упы, с 4 проезжими и 5 глухими башнями, простирался на 468 (а по нынешнему измерению на 490) сажен, имея в вышину по кровлю 5 саж. с 2 арш. и в толщину 1 сажень с 11 вершками. По башням и воротам расставлены были Московского и Немецкого литья медные и железные пищали. На большой Спасской башне висел вестовой колокол, а внизу её под каменным сводом, равно как и под Никитскою башнею, хранились пороховая казна, ядры, кирки, карабины, латы, медные трубы, знамена и другие крепостные принадлежности и орудия. Деревянный город, построенный по повелению Великого Князя Василия Иоанновича в 1509 году, облегая Каменный со всех сторон, кроме Упы, на пространстве 1071 сажени, имел 5 башен проезжих и 14 глухих. Он рублен был в две стены, башни в четыре, а круглая Крапивенская в шесть стен с тремя боями и с железными воротными затворами. Каменная крепость в 1784 году возобновлена; а от деревянной не осталось почти никаких следов, кроме нескольких зданий. Самое древнее из них мужеской монастырь св. Иоанна Предтечи, с каменною оградою, построенный Тульскими боярами и посадскими людьми за избавление города от нападения Крымского Хана Девлет-Гирея, при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче. Монастырь девичий Успения Пресвятыя Богородицы и Соборная Казанская Церковь построены Царем Алексеем Михайловичем. Завитай, или Земляной город копали боярские дети и служивые люди, также по грамоте Царя Алексея Михайловича в 1649 году. На валу было три башни деревянные с проезжими воротами и пять глухих, насыпанных из земли. За чертою Земляного города начинались слободы; их было семь на городской стороне и три на Московской за рекою Упою.
Между прочим, примечательны здесь два земляные вала: один из них, пересекаемый Упою, находится в двух верстах ниже Тулы; обыкновенно почитают его остатком плотины, насыпанной в 1607 году войском Царя Василия Шуйского, по совету боярского сына Сумина-Кровкова, для того, чтобы наводнением выгнать из города скрывавшиеся в нём скопища злоумышленников; -- другой, начинающийся в самом городе, идет по направлению Киевской дороги, и верстах в семи от города углубляется в засеку. Он, как уверяют, простирается на весьма значительное расстояние. Кем и когда насыпан этот вал, неизвестно; сохранилось только предание, что он служил границею России и оплотом против набегов Татарских. Подобные валы есть в Рязанском, Козловском и Тамбовском уездах. Начало Тульского может быть отнесено к XVI столетию, когда в Тульском уезде, при Царях Иоанне Васильевиче и Феодоре Иоанновиче, сделаны были для защиты от набегов Татарских засеки и на засеках разные укрепления. В 7146 году (1638 от Р.X.) Марта в 27 день, по получении известия о преднамереваемом вторжении в Россию Крымских Татар, отправлены были Царем Михаилом Феодоровичем в Тульскую Заупскую Малинову засеку Воевода Семен Васильевич Волынской и Голова Степан Карцов для обозрения прежних укреплений и для устроения новых, или, как сказано в наказе: "И тое Тульские засеки вдоль и поперег и на Тульской засеке всяких крепостей дозрить и описать подлинно, -- и учинить Семену и Степану середи засечного лесу в черте вдоль на одиннадцати верстах на семи сот на трех саженях завал лесной, а поперег по засеке на двадцати на пяти саженях; -- а в которых местех на засеке болота и озера и всякие крепкие места, и теми будет крепостьми Татаром и без лесного завалу и без земляново валу чрез засеку пройти не мочно, и Семену и Степану в тех местех завалу лесново и земляново валу не делать".
Далее в том же наказе предписано было: "Семену и Степану жить на засеке с великим береженьем не оплошно и сторожи держать в день и в ночь на высоких деревьях и для ясаку по деревьям держать кузовы с берестою и с смольем, и смотря по вестем, велети кузовы с берестою и с смольем зажигать, чтоб воинские люди к засеке безвесно непришли и дурна какова неучинили". -- "А если Семен и Степан против Государева указу засеку всякими крепостьми не укрепят или засечным делом замешкают, а с сошных и с даточных и с уездных людей учнут имать посулы и поминки, а после про то сыщетца, и Семену Волынскому и Степану Карцову от Государя быть казнену смертью, а поместья их и вотчины велит Государь отдать с роздачею бесповоротно мимо жены ево и детей и роду и проч."**.
Из произведений зодчества, по огромности и красоте своей, занимают в Туле первое место колокольня Успенского Собора с вызолоченным шпицем и кладбищенская церковь всех святых, построенная на самом возвышенном месте, вне города. -- Экзерциц-гауз, присутственные места, набережная и шлюзы из дикого камня, плотина против Чулковой слободы и несколько зданий на Оружейном заводе могут также считаться украшением Тулы.
Из заводских зданий, по внутреннему устройству вододействующих машин и по огромному их размеру, обращают особенное внимание стальная или молотовая с восьмью горнами и восьмью молотами, калильня, тягольня, для растягивания стали в прутья, точильня о 16 Английских точилах, чёрная вертельня для просверливания стволов и многие другие. Нельзя без изумления смотреть на эти необычайные силы природы и рук человеческих. Шум воды, движущей падением своим огромные колеса, -- стук молотов; колеблющих ударами основание земли, -- визг точильных камней, сыплющих огненные клубы, -- пылающие горны, раздуваемые огромными мехами, -- невнятные вопли и чёрные лица работников, бегающих с раскалённым железом, -- всё это невольно заставит забыться и подумать, что сам Вулкан куёт здесь молниеносные перуны Российскому Громовержцу.
Казённые кузнецы устроены были особою слободою на правом берегу Упы,ещё по грамотам Царей Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича Годунова; но Оружейный завод основан уже вследствие указа Петра Великого, данного 15 февраля 1712 года Князю Григорью Ивановичу Волконскому. Первые вододействующие машины устроены были простым кузнецом Сидоровым и солдатом Ораниенбургского баталиона Батищевым, изобретшим между прочим разные машины, для отделки стволов. В царствование Екатерины Великой делаемы были разные улучшения завода; но важнейший период его начинается с 1817 года, со времени назначения главным его механиком Англичанина Джона Джонса. Доктор Гамель свидетельствует, что искусственная часть Тульского завода находится ныне на такой степени совершенства, какая не существует даже на лучших ружейных фабриках в Англии.
Огнестрельного оружия выделывается здесь в обыкновенное время ежегодно до 70.000 и белого до 25.000; а в случае нужды может быть приготовляемо несравненно большее количество.
Цеховых ружейных мастеров считается до 30.000; а всех, по седьмой ревизии, мужеского пола 7071 и женского 6913 душ, да приписных крестьян в Тульской и Калужской губерниях 3562 души мужеского пола.
Оружейные мастера делают между прочим физические и математические инструменты, ножи, самовары, разные галантерейные вещи; и с отменным искусством режут печати на стали и на камнях. О переимчивости, способностях и остроумии их рассказывают множество занимательных анекдотов.
По описи 1685 года, всех дворов в Туле было 533, жителей 1141, церквей 8 каменных и 11 деревянных. Доходу с разных статей собиралось в Царскую казну З25 рублей, 4 лтына и 2 деньги, и подушного оброку 185 рублей, 3 алтына и 1 деньга. Ныне народонаселение города с оружейными мастерами возросло уже до 35 000 душ обоего пола; церквей каменных 28, домов каменных 250, деревянных 2900, фабрик и заводов около 80.
Тула разделяется на три части: на Градскую, Московскую или Оружейную и Чулкову слободу. Две последние населены оружейными мастерами, в первой живут мещане и купечество. Разные промыслы и занятия образовали в них разные характеры. Оружейные мастера трудолюбивы, ловки, проворны; и в особенности отличаются удальством в гимнастических забавах, как то в плавании, в беганьи на коньках и в кулачном бою. Большую часть времени они проводят на заводе, в мастерских или в кузницах перед горнами; а в жаркие летние дни часы отдыха посвящают купанью. Нельзя не удивляться их отважности, когда они бросаются головою в реку с сваи, с моста и с шлюз четырех- или пятисаженной высоты. На воде они довольно легки и употребляют почти все доселе известные способы плавания; хотя не учатся им по правилам и даже не подозревают, что есть для них правила и школы. Как же скоро Упа покроется льдом, то начинается беганье на коньках; и некоторые из бегунов с отличною ловкостию выводят на льду буквы, слова и разные узоры. Мимоходом заметим, что коньки и ходули известны были во мно-гих местах России исстари и, кажется, должны быть отнесены к народным Русским забавам; может быть, потому-то они до сих пор и были пренебрегаемы нашим высшим сословием. Но чем не шутит своенравная мода? Она захотела -- и тотчас в Москве и Петербурге всю прыткую молодежь подковала коньками или подняла на огромные ходули. Отчего же произошла эта перемена в приличиях вкуса? Оттого, что Англичане и Французы назвали сии забавы громким именем гимнастики; а перенимать у иностранцев и подражать им, в чём бы то ни было, не почитается ли у нас обязанностию каждого благовоспитанного человека?..
Что касается до кулачных боёв, они продолжаются всю зиму по воскресеньям и оканчиваются в понедельник первой недели великого поста. Во всё это время Тула разделяется на две стены, на Московскую и Градскую; каждая имеет своих богатырей и своего атамана. Не могу умолчать об одном из них, которому за необыкновенную его силу дано прозвание Родимого. Не ожидайте от него ни ловкости Римских бойцов, ни искусства Английских боксеров; это просто огромная движущаяся махина: но, говоря Русскою иперболою, -- голова у него с пивной котёл, между бровями пядень, между плечами косая сажень. Главная квартира Родимого, в день битвы, в питейном доме на Хопре; и он не иначе оставляет её, как по усиленным только просьбам присылаемой к нему депутации. Часто одно появление его вливает мужество в его дружины и приводит в колебание противную сторону; когда же он вступает в дело, то самые ловкие бойцы валятся вокруг его, как снопы. Иногда победа его оканчивается триумфом. В таком случае победителя поднимают на носилки и несут на Хопер, между тем как записные покровители кулачного боя бросают ему в шапку медные и серебряные венки, т.е. деньги с изображёнными на них венками.
Травля звериная и травля гусей принадлежат к любимым здешним зрелищам; а охоту голубиную можно назвать господствующею страстию вообще Тульских граждан; нет почти ни одного дома, в котором бы не было стада голубей и голубятни. Часто в ясный летний день весь горизонт бывает покрыт стадами сих птиц, и на всех кровлях увидите охотников, машущих длинными шестами. Лучшими же голубями почитаются те, которые делают на лету несколько пируэтов или оборотов вокруг себя.
Достойны замечания здешние серенады, даваемые летом Оружейными мастерами. Они собираются обыкновенно вечером на берегу Упы или на улице и поют хором духовные оды Ломоносова, старинные псальмы, кантаты; и заключают свои собрания известным польским: Александр и Елисавета. Стройность хоров, составленных почти всегда из голосов отборных, производит при тишине ночи самое резкое впечатление. Вообще оружейные мастера имеют особенную склонность к пению и к поэзии; так что некоторые из них, не зная даже и грамоты, очень правильно рифмуют песни и кладут их на голоса. Любимый род их песен есть сатирический, которого начало надобно искать в наклонности их к насмешкам.
В Туле нет почти ни одного бульвара, но в праздничные и воскресные дни все улицы превращаются в места народного гулянья. В это время по всем улицам движутся группы мущин и перед каждым домом сидят на прилавках разряженные женщины. Приличие требует, чтобы девушки не показывались на свет; но любопытство, обыкновенная слабость женского пола, заставляет их искать в заборах старые или провертывать новые скважины, чтобы смотреть на проходящих. Взрослую девушку можно рассмотреть здесь только великим постом, в то время, когда она, под именем обновляхи, сопровождаемая бегущими впереди и позади маль-чиками и девочками, выходит в церковь для исповеди. Размалеванное белилами лице и чёрные зубы почитаются здесь красотою нежного пола. В особенное уважение принимается тучность тела; и чтобы скрыть недостатки свои в этом отношении, Тульские женщины обыкновенно нанизывают на себя от полудюжины до дюжины исподних юбок. Бархатная или штофная малинового цвета коротенькая епанечка, вся в сборах и без рукавов, есть общее их верхнее одеяние. А наряды мущин состоят в гродетуровом распашном халате, в ситцевой рубашке, в голубых китайчатых шароварах и в пуховой или шёлковой шляпе, которая надевается всегда набекрень. Бороды обриты и волосы у всех обстрижены в скобку; а некоторые из щёголей белятся и румянятся, подобно женщинам. Нет ничего неприятнее, как слышать разговаривающих между собою здешних женщин. Одни слова они повышают и тянут, другие понижают и скрадывают, и при-том не разводя зуб и закрывая верхнюю губу нижнею почти при каждом слове. За званым столом они сидят, как куклы; и всё движение их состоит в том, чтоб подергивать накрахмаленные и распущенные рукава рубашки. Если просватают здесь девушку, то подруги её ходят ночью по улицам хороводом, бьют в медный таз и с самым неприятным визгом поют свадебную песню: "ты заря ли моя зорюшка".
Нравы Тульских граждан вообще похожи более на иностранные, нежели на Русские. Гостеприимство, столь свято почитаемое в Москве и во всей России, по-видимому, не пользуется равным уважением в Туле. Ворота с утра до вечера и с вечера до утра почти везде заперты. Чтобы войти в дом, надобно позвенеть в колокольчик; а по звону колокольчика, старая служанка, высунувшись в калитку, пробормочет суровым голосом, что хозяин её спит или нет его дома. Слушая всегда и везде один и тот же ответ, невольно подумаешь, что вся Тула спит непробудным сном или нет её дома. Впрочем, причиною такого обращения надобно полагать не чуждение общежития и людскости, а одну только хозяйственную расчётливость; от того что Тульские граждане почитают большим неприличием отпустить принятого гостя, не удовольствовав его напитками, и в особенности чаем, который подают здесь во всякое время дня и ночи.
Самое образованное сословие в Туле есть духовенство, которое пишет и говорит хорошо по-Латыни, и в особенности любит заниматься богословием, философиею и словесностию.
В числе примечательнейших лиц между духовными сановниками не только здешними, но и вообще Русскими, можно наименовать покойного Профессора Богословия и Кафедрального Протоиерея Уара Ненарокомова, обладавшего необыкновенным даром импровизации на чистом языке Латинском. Уверяют так-же, что конспект богословских наук, представленный им в Комиссию Духовных Училищ, почитается доселе одним из лучших.
Образованием своего вкуса в духовном красноречии Тульское духовенство много обязано бывшему здесь Епископу (впоследствии Архиепископу Казанскому и Симбирскому и потом Тверскому) Амвросию, одному из первых духовных витий нашего времени. Сей почтенный Архипастырь, покровитель наук и искусств, не менее споспешествовал и к усовершенствованию здесь церковного пения, приводившего всех в восторг и умиление***.
* Древн. Росс. Вивлиоф. 1, 90.
** Подлинный наказ сей, со всеми изложенными в нём подробностями, можно видеть в прибавлениях к описанию Тульского Оружейного завода, Г. Гамеля.
*** Один Лютеранский Епископ, посетивший Тульский собор во время Архиерейского служения, не мог удержаться от слёз. Забыв различие вероисповеданий, он то же сказал об Архиерейском хоре, что некогда философы Владимировы о хорах Константинопольских: "мне казалось, что я перенесён был на небо и слышал пение Ангельское".