Площади, публичные памятники и бассейны.
Один Французский путешественник, бегая по улицам Петербургским зимою, вдруг увидел перед театром разведённые огни и остановился. Будучи тонким наблюдателем климата и обычаев Русских, он начал искать причину этого необыкновенного явления; думал, соображал, и наконец написал в своём путешествии, что в Петербурге, во время зимы, топят даже самые улицы. А я заметил в Вене совсем тому противное. Так как город сей десятью градусами ближе к югу, нежели Петербург, и состоит весь из узких переулков, задавленных огромными домами; то можете вообразить себе, как бывает здесь жарко и душно в продолжение лета. Что же сделали Австрийцы? Они построили почти на всех площадях бассейны и фонтаны. Для чего? Видно, для того, чтоб не задохнуться от жару и иметь при всяком случае возможность обливаться холодною водою, как обливаются в Русских банях... Странное дело! Француз пишет всё, что попадется ему на мысль, и целая Франция ему верит; а у Русского путешественника невольно дрогнет рука при малейшей прикрасе, при каждой реторической фигуре; не говорю уже об извитиях поэтических.
Итак, оставляя все прикрасы, скажем просто, что Венские площади по изобилию воды, по устройству водоёмов и роду памятников, их украшающих, достойны особенного нашего внимания.
Колонна Святой Троицы на Грабенской площади есть памятник обета, принесенного Богу Императором Леопольдом I в 1672 году, в то самое время, как язва опустошала Вену. На плоском и широком подножии поднимается огромная треугольная пирамида, обвитая облаками и покрытая девятью хорами или группами Ангелов. Наверху пирамиды представлена Святая Троица, седящая на позлащенных облаках. Император Леопольд стоит на коленах при подножии колонны и взоры его обращены к небу. На горе, сгромождённой из камней и составляющей переднюю сторону памятника, изображена торжествующая Вера. Грозный посланник неба, вооружённый пламенным мечом Архистратиг, поражает чудовище тартара, язву -- и она падает к ногам Веры. Барельефы, которыми покрыто подножие, представляют сотворение первого человека, семейство Ноево, спасённое от потопа, Святого Духа и Тайную Вечерю. Вся эта колонна сооружена из белого Зальцбургского мрамора и имеет до 66 футов высоты. Художник Штрудель хотел изобразить в ней целую поэму, то есть и небо, и землю, и ад; но, несмотря на достоинства барельефов и положение Ангелов, которые работаны с большим тщанием, весь этот памятник, рассмаириваемый в целом, представляет картину слишком пеструю и многосложную: это смесь ваяния разных родов и разных эпох.
Грабенская площадь есть не что иное, как широкая и длинная улица. По концам её находятся два фонтана, украшенные двумя чугунными статуями работы Фишера, из которых одна представляет Св. Леопольда, другая Св. Иосифа.
Площадь, называемая Верхним рынком, также имеет довольно изрядный мраморный памятник, воздвигнутый в 1732 году Императором Карлом VI. Внутри храма, поддерживаемого четырьмя колоннами, совершается торжественное обручение Св. Иосифа с Мариею. Между тем как первосвященник осеняет святую чету благословением, над куполом парит Святый Дух, в виде голубя, увенчанного золотыми лучами. При каждой колонне стоит Ангел. Храм, сооружённый бароном Фишером в Греческом вкусе, прост и красив; но статуи, деланные Венецианцем Антоном Конрадини, довольно посредственной работы. По сторонам памятника находятся два фонтана с мраморными бассейнами.
Первые марграфы Австрийские жили сперва в Медлинге, а потом в Каленберге; но Генрих II, прозванный Язомирготтом, полюбил Вену, начал украшать её зданиями и в половине двенадцатого столетия построил в ней дворец или замок. Дворец давно уже не существует; а место, на котором он находился, и теперь называется Дворцовою площадью (Hof). Набожный Леопольд I украсил и эту площадь памятником веры: бронзовою колонною, в двадцать четыре фута высоты, с пятью бронзовыми статуями. Наверху представлена Святая Дева Мария, попирающая дракона; по углам мраморного подножия четыре Ангела поражают адских чудовищ. По сторонам памятника находятся также два фонтана, украшенные двумя чугунными группами. Одна из них представляет Австрийскую монархию в виде женщины в венце, обнимающей гражданина и держащей свиток с следующими словами: Franciscus Primus. Растроганный гражданин, положа левую руку на сердце, правую на свиток, клянётся своей матери в верности. При ногах его эмблемы наук и искусств с надписью: In fide unio, in unione salus (в верности единодушие, в единодушии спасение). Группа другого фонтана составлена также из двух фигур. Гений, покровительствующий Австрии, указывая рукою на небо, как бы хочет сказать стоящему подле него земледельцу: жди свыше награды за труды твои (Auspice numine faustus). Обе эти группы отлиты в 1812 году бароном Фишером.
Огомный мраморный водоём на Новой площади (Neu Markt) достоин особенного примечания. Посреди его на крутом подножии, как на троне, представлена женщина, означающая благоразумие. Она окружена четырьмя младенцами: у каждого из них под плечом рыба, извергающая воду. В 1801 году к сей чугунной группе прибавлены ещё четыре чугунные статуи, в образе двух мущин и двух женщин. Это четыре Австрийских реки: Дунай, Энс, Марна и Лейта, льющие из урн своих воду. Величина их натуральная; положение живописное. Они работаны Доннером.
Водомёт на узкой и неправильной площади Францисканской также украшен бронзовою статуею Моисея, работы Фишера. К сожалению, во многих из сих произведений ваяния замечается такая странность, которая, при нынешнем состоянии художеств, уже ни под каким предлогом не должна быть терпима. Я разумею то неприличие и безобразие костюмов, которыми большая часть статуй на площадях и в церквах изуродованы. Часто видите Пророков и Апостолов, одетых в платье монахов Капуцинского или другого ордена. Простосердечные Католики думают, что и Св. Предтеча и Моисей также были Капуцинами и ходили в капишонах, с стриженною головою и с полуобритою бородою. По крайней мере Папы и Католические монахи, как приметно, старались всеми возможными средствами уверять чернь, что они ведут свой род от праотцев Ветхого Завета.
Говоря о водоёмах, мы уже видели, что на каждом из них устроены водомёты. Без этого рода устроения граждане Венские, -- заметим уже не шутя и без преувеличения, -- могли бы задохнуться от известковой пыли, от воздуха, спёртого в узких улицах между высокими домами, и от самого жара, продолжающегося здесь гораздо долее, нежели в наших северных городах. Вода проведена сюда, посредством подземных труб, из деревни Оттакринг и из других ближних селений. Местоположение Вены очень тому благоприятствует; потому что с запада и юга она окружена горами и возвышенностями.