№ 1.
ПОСТАНОВЛЕНІЕ.
5 Марта 1920 г. № 249. Гор. Нарва.
Особая Комиссія по ревизіи тыловыхъ учрежденій и установленій бывшей С.-З. Арміи, въ составѣ Предсѣдателя Полковника Артюхова и Членовъ: Полк. Еремѣева, Надв. Сов. Телепнева, Полк. Пенхержевскаго, Подполковниковъ Матвѣева и Мацюлевича, Контролеровъ Жеребкова и Красильникова, Помощника Контролера Кешпера и Эксперта прапорщика Свѣтозарова, въ городѣ Нарвѣ, въ засѣданіи своемъ 5 марта 1920 г., выслушавъ телеграмму Предсѣдателя Ликвидаціонной Комиссіи С.-З. Арміи въ г. Ревелѣ Генералъ-Лейтенанта гр. Паленъ, сообщающую резолюцію на рапортъ Предсѣдателя Особой Комиссіи Наблюдающему за ликвидаціей Генералъ-Лейтенанту Глазенаппу отъ 24 февраля 1920 г. за № 179 об окончаніи работъ Комиссіи къ 25 февраля 1920 г., считаетъ своимъ долгомъ заявить, что, съ прекращеніемъ дѣятельности Комиссіи по ревизіи, расформировываются послѣднія и единственныя учрежденія, имѣвшія своей задачей борьбу съ могущими быть при ликвидаціи злоупотребленіями и для такихъ злоупотребленій нынѣ открывается полная возможность. Какъ на доказательства этой возможности Особая Комиссія указываетъ на слѣдующіе факты:
Со времени полученія Комиссіей отъ Генералъ-Маіора Лотова предписанія наблюденіи за ликвидаціей частей и учрежденій (предпис. Наштарма отъ 13 февр. 1920 г. за № 241):
1. Обнаружены злоупотребленія:
а) Въ Талабскомъ пѣх. полку, гдѣ казенное имущество было продано и вырученныя отъ продажи деньги были присвоены чинами, вѣдавшими и распоряжавшимися продажей означеннаго имущества (Подп. Бояринцевъ, Кап. Носковъ, Поруч. Рябининъ и др.).
б) въ авторотѣ, гдѣ имѣла мѣсто продажа казенныхъ горючихъ и смазочныхъ матеріаловъ, съ обращеніемъ вырученныхъ отъ таковой продажи денегъ въ свою пользу продавшими, а также подлоги и поддѣлка документовъ, оправдывающихъ расходъ означенныхъ матеріаловъ.
2. Комиссіей взыскано неоправданныхъ авансовъ:
въ Талабскомъ полку ..... 58 218 р. 67 коп.
(знаками Сѣв.-Зап. Прав.)
въ автоброневыхъ мастерскихъ ..... 6263 р.
(эсг. м. 3021 р. зн. Сѣв.-Зап. Прав. — 3242 р.)
3. Обнаружены излишне потребованныя и отпущенныя изъ Полевого Казначейства Управленіемъ Военныхъ Сообщеній 676.039 эст. мар, изъ коихъ по настоянію Комиссіи возвращено 200.000 эст. мар.
4. Обнаружена попытка увезти изъ Нарвы хранившійся въ Полевомъ Казначействѣ, безъ соблюденія Казначейскихъ правилъ, неизвѣстно кому принадлежащій, опечатанный печатью Генералъ-Квартирмейстера ящикъ, въ коемъ по вскрытіи оказалось около четырехъ съ половиною милліоновъ (4 500 000 р.) руб. въ валютѣ С.-З. Правительства и на ничтожную сумму эст. марокъ. Кромѣ того, Комиссіей предполагалось произвести повѣрку ликвидаціи частей и управленій въ районѣ ст. Іевве, при каковой, по дошедшимъ до Комиссіи свѣдѣніямъ, происходятъ злоупотребленія и хищеніе казенныхъ денегъ и имущества.
Однако, осуществить свои предположенія Комиссія не могла, ввиду полученія ею приказанія о ея расформированіи.
Подчиняясь означенному распоряженію Особая Комиссія постановила:
Дѣятельность свою прекратить тотчасъ по полученіи распоряженія о ея расформированіи, т.-е. 5-го марта 1920 г., но при этомъ заявляетъ, что она, будучи вынуждена закончить свои работы ранѣе вызываемаго обстоятельствами срока, не можетъ нести нравственной отвѣтственности за могущія возникнуть злоупотребленія при ликвидаціи отъ прекращенія ея функцій, какъ органа ревизующаго, производящаго разслѣдованія по преступленіямъ и слѣдящаго за исполненіемъ закона.
Всѣ дѣла, въ коихъ Комиссія нашла признаки совершенныхъ военно-служащими преступленій, и по коимъ есть возможность привлечь лицъ, совершившихъ преступленіе, къ отвѣтственности — передать Военному Прокурору Эстонской Республики для возбужденія противъ сихъ лицъ уголовнаго преслѣдованія, таковыя же дѣла о лицахъ, не принадлежащихъ къ составу Арміи — передать Гражданскому Представителю б. Правительства С.-З. Области Россіи Горну, всѣ же прочія дѣла сдать, по указанію Ликвидаціонной Комиссіи.
Кромѣ того Комиссія постановила: составить заключеніе о причинахъ развала С.-З. Арміи, по результатамъ своей дѣятельности, по разслѣдованію преступленій изъ наблюденій за жизнью тыла Арміи, почерпнутыхъ изъ ревизій отдѣльныхъ частей и учрежденій. Къ сему заключенію составить списокъ признанныхъ Комиссіей опороченными, хотя бы противъ нихъ и не возбуждалось уголовнаго преслѣдованія, но коль скоро эти лица тѣмъ или инымъ образомъ были причиной развала Арміи и чью службу въ Арміяхъ Комиссія считаетъ недопустимой. Каждому Члену Комиссіи выдать по одному экземпляру заключенія и списка и равнымъ образомъ по одному экземпляру препроводить секретнымъ порядкомъ: б. Командующему С.-З. Арміей Ген.-Лейт. Глазенаппу, Русскому Военному Представителю Ген. отъ Кавалеріи Краснову, Предсѣдателю Ликв. Ком. Ген.-Лейт. гр. Паленъ и Предсѣдателю Ревельской Особой Комиссіи Ген. — Лейт. Баіову.
Предсѣдатель Особой Комиссіи Полковникъ Артюховъ.
Полковникъ Еремѣевъ.
Полковникъ Пенхержевскій.
Члены: Надворный Совѣтникъ Телепневъ.
Подполковникъ Матвѣевъ.
Подполковникъ Мацюлевичъ.
Контролеръ А. Жеребковъ.
Помощникъ Контролера А. Красильниковъ.
Экспертъ — Прапорщикъ Свѣтозаровъ.
ЗАКЛЮЧЕНІЕ.
Особой Комиссіи по ревизіи тыловыхъ учрежденій и установленій С. 3. Арміи, на основаніи результатовъ своей дѣятельности по раскрытію злоупотребленій и наблюденія за жизнью Арміи, вынесеннаго отъ ревизій.
Приказаніемъ Командующаго С.-З. Арміей отъ 30 ноября за № 371 и 6 декабря 1919 г. за № 386 были образованы двѣ Комиссіи: одна въ г. Ревелѣ, а вторая въ г. Нарвѣ для всесторонняго освѣщенія плохой работы тыловыхъ учрежденій Арміи, повлекшей за собою ея неуспѣхи на фронтѣ.
Приступивъ со 2 декабря 1919 г. къ выполненію своей задачи и исполненію возложенныхъ на нее обязанностей, первая Комиссія начала съ ревизіи находящихся въ г. Нарвѣ и ея окрестностяхъ тыловыхъ учрежденій Этапно-Хозяйственнаго Отдѣла, Интендантства и Военно-Санитарнаго Управленія, разсматривая въ о же время поступающія въ Комиссію жалобы и донесенія и производя по нимъ разслѣдованія, насколько это оказалось возможнымъ по условіямъ ограниченія во времени работъ Комиссіи. При этомъ Комиссія съ несомнѣнностью установила крупныя злоупотребленія отдѣльныхъ лицъ, служившихъ, какъ въ Интендантствѣ, такъ и въ Штабахъ отдѣльныхъ воинскихъ частей, каковыя лица обогащались за счетъ Арміи. Въ отношеніи этихъ лицъ Комиссія возбудила уголовное преслѣдованіе, при чемъ нѣкоторыя изъ нихъ уже присуждены Военнымъ Судомъ къ опредѣленнымъ наказаніямъ (Шахуринъ, Безсоновъ, Сержантъ), а въ отношеніи тѣхъ, о коихъ дѣла не могли быть закончены во время приказа о расформированіи Арміи, разслѣдованія продолжались, а затѣмъ о нихъ было сообщено эстонскимъ властямъ для привлеченія ихъ къ уголовной отвѣтственности (Аксаковъ, Козловъ, Знаменскій и др.). Корыстное злоупотребленіе отдѣльныхъ лицъ, въ значительной степени разстраивавшее снабженіе Арміи, могло бы не проявиться въ столь широкихъ и пагубныхъ для Арміи размѣрахъ, если бы со стороны лицъ, стоявшихъ во главѣ отдѣльныхъ тыловыхъ частей, было бы проявлено болѣе энергіи, предусмотрительности, знанія и опыта въ ихъ отвѣтственной руководящей работѣ. Между тѣмъ Комиссіи пришлось установить, что продажи интендантскихъ грузовъ на желѣзной дорогѣ при слѣдованіи ихъ отъ Ревеля до Нарвы могли бы быть устранены или въ значительной степени уменьшены принятіемъ самыхъ элементарныхъ мѣръ для охраны и своевременнаго учета тѣхъ грузовъ, что расхищеніе бѣлья, одежды и медикаментовъ въ госпиталяхъ,і аптекахъ могло бы и не быть при отсутствіи излишней довѣрчивости къ низшему персоналу и наличности строгаго учета этихъ вещей; что безпошлиннаго провоза частныхъ грузовъ по желѣзнымъ дорогамъ подъ видомъ интендантскихъ могло бы не быть при условіи болѣе внимательнаго и добросовѣстнаго отношенія къ выдаваемымъ удостовѣреніямъ на провозъ таковыхъ грузовъ и т. п.
Легкость наживы, хотя бы на незначительныя суммы, создаваемая при наличности этихъ условій для отдѣльныхъ, явно злонамѣренныхъ лицъ, съ одной стороны, создавала соблазнъ и увеличивала группу лицъ съ неустойчивыми нравственными убѣжденіями и понятіями о долгѣ, вызывая у нихъ желаніе къ обогащенію и уменьшая въ нихъ дисциплину и воинскій духъ, а, съ другой стороны, — создавала неравенство, а также недостатокъ въ снабженіи отдѣльныхъ частей и лицъ на фронтѣ, вызывала справедливыя нареканія на оставшихся въ тылу и постепенно приводила Армію къ ея разложенію.
Однако, не одни только корыстныя злоупотребленія въ тылу и пассивное отношеніе нѣкоторыхъ стоявшихъ во главѣ учрежденій лицъ содѣйствовало разложенію Арміи.
Не касаясь обсужденія оперативныхъ плановъ, которые также могли вліять на неуспѣхъ военныхъ дѣйствій, и, конечно, сыграли весьма крупную роль, Комиссія считаетъ также одной изъ причинъ разложенія Арміи и систему, принятую вначалѣ партизанской войны, при каковой системѣ отдѣльныя воинскія части получали иногда довольствіе на средства того населенія, землю коего они случайно занимали, въ зависимости отъ хода военныхъ дѣйствій, и тѣмъ самымъ воспринимали мысль о возможности безнаказаннаго пользованія во время войны чужимъ имуществомъ. Равнымъ образомъ создавала увѣренность въ безнаказанности и практиковавшаяся въ то время, да и впослѣдствіи система, или вѣрнѣе безсистемность реквизицій, совершаемыхъ, какъ начальниками крупныхъ войсковыхъ соединеній, такъ равно и младшими начальниками, вызывая невольно у солдатъ подражаніе.
Означенныя мысли о безнаказанномъ пользованіи чужимъ имуществомъ или возможности легко избѣжать уголовнаго возмездія могли получать распространеніе еще и потому, что судебное преслѣдованіе не могло осуществляться немедленно же вслѣдъ за совершеннымъ преступнымъ дѣяніемъ изъ за подвижности отдѣльныхъ воинскихъ частей и частаго перехода отдѣльныхъ, населенныхъ мѣстностей въ руки непріятеля. Слѣдствіемъ этого явилось то, что жалобы о совершенныхъ преступленіяхъ поступали къ судебнымъ властямъ зачастую тогда, когда воинской части въ этой мѣстности уже не было, вслѣдствіе чего не было возможности установить виновное въ отношеніи преступленія лицо и не было возможности провѣрить правильность сдѣланнаго заявленія путемъ допроса свидѣтелей, имѣвшихъ пребываніе въ мѣстности, которая къ этому времени бывала захвачена непріятелемъ. При такихъ условіяхъ у лицъ, совершившихъ преступленіе, не только не создавалось увѣренности въ неизбѣжности наказанія, но, наоборотъ, являлась полная надежда на возможность избѣжать наказанія, каковая надежда побуждала ихъ къ совершенію дальнѣйшихъ правонарушеній и умножала преступный элементъ, разлагавшій Армію.
Кромѣ всего вышеизложеннаго несомнѣнно повліяло на умноженіе преступнаго элемента и на увеличеніе преступности почти полное отсутствіе какого либо ревизующаго органа или учрежденія, коему были бы предоставлены права для пресѣченія злоупотребленій, на обязанности котораго лежало бы контролированіе дѣятельности отдѣльныхъ должностныхъ лицъ и тѣмъ самымъ пресѣченіе злоупотребленій въ самомъ ихъ зачаткѣ. Судебный аппаратъ не пользовался всей полнотою присущей ему власти, а зачастую и просто отсутствовалъ во многихъ частяхъ войскъ, иногда даже въ весьма крупныхъ соединеніяхъ (какъ напр. корпусъ). Вся власть была сосредоточена въ рукахъ военныхъ начальниковъ, а потому сплошь и рядомъ взглядъ на преступленіе вообще не былъ единъ во всей Арміи, а мѣнялся въ зависимости отъ взгляда того или иного начальника отдѣльной части, и нерѣдко поступокъ, почитавшійся въ одной части преступленіемъ, въ другой вызывалъ похвальбы. Особенно ярко это выявлялось въ вопросахъ о реквизиціяхъ и конфискаціяхъ, каковыя въ нѣкоторыхъ частяхъ были строжайше воспрещены, тогда какъ въ другихъ не только разрѣшались, но даже поощрялись.
Населеніе занимаемыхъ С. 3. Арміей областей, ожидавшее съ приходомъ Бѣлыхъ Войскъ водворенія законности и правового порядка, оказалось подчиненнымъ волостнымъ комендантамъ, людямъ, въ большинствѣ случаевъ, совершенно не соотвѣтствующимъ своему назначенію и весьма мало пригоднымъ къ занятію административныхъ должностей. Между тѣмъ, этимъ должностнымъ лицамъ была предоставлена вся власть въ волости, какъ административная, такъ и судебная и полная самостоятельность въ своихъ дѣйствіяхъ при отсутствіи какого-либо надъ ними контроля. Судебныя учрежденія вовсе не существовали и населеніе не имѣло никакихъ установленій, въ которыя оно могло бы обратиться за защитой своихъ правъ. Конечно, это не могло не вызвать неудовольствія въ средѣ населенія и поэтому, когда были мобилизованы въ августѣ и сентябрѣ жители мѣстностей, занятыхъ Арміей, то въ рядахъ ея появилось громадное количество людей недовольныхъ, служившихъ прекрасной почвой для большевистской, анти-бѣлоармейской агитаціи и при малѣйшемъ неуспѣхѣ поддававшихся разложенію.
Вышеизложенныя причины, по мнѣнію Комиссіи, и довели Армію до разложенія и полнаго распада, и потому Комиссія заключаетъ, что развала Арміи могло бы не быть, если бы были своевременно созданы въ пей органы, задачей которыхъ было бы пресѣченіе преступленій, а преступныя дѣянія, уже совершенныя, карались всею силой законной власти и если бы представители команднаго состава стояли всегда на точкѣ строгой законности и своимъ примѣромъ и дѣйствіями воспитывали чувство законности и долга въ умахъ своихъ подчиненныхъ.
Приложенія: 1) Приказы объ учрежденіи Особой Комиссіи; 2) Списокъ лицъ, дѣятельность коихъ признана Комиссіей вредной и препятствующей ихъ службѣ въ Бѣлыхъ Арміяхъ.
Предсѣдатель Особой Комиссіи Полковникъ Артюховъ
Полковникъ Еремѣевъ
Полковникъ Пенхоржевскій.
Надворный Совѣтникъ Телепневъ.
Члены: Подполковникъ Матвѣевъ.
Подполковникъ Мацюлевичъ.
Контролеръ Жеребковъ.
Контролеръ А. Красильниковъ.
Помощникъ Контролера Кешнеръ.
Экспертъ Прапорщикъ Свѣтозаровъ.
«5» Марта 1920 г.
№ 250.
Г. Нарва.
Членъ-дѣлопроизводитель
Полковникъ Пенхержевскій.
№ 2.
Переводъ.
Копія.[217]
Эстонская Республика
Министерство Иностранныхъ Дѣлъ.
Меморандумъ Эстонскаго Правительства Верховному Совѣту.
Въ отвѣтъ на ноту Верховнаго Совѣта отъ 4 дек. 1919 г. изъ Парижа, переданную Эстонскому Правительству черезъ посредство Начальника Французской Миссіи въ Эстоніи, Эстонское Правительство имѣетъ честь дать нижеслѣдующее объясненіе.
Всегдашнимъ стремленіемъ правительства Эстонской Республики было идти навстрѣчу всѣмъ пожеланіямъ союзныхъ и дружественныхъ государствъ по^ столько, посколько это совмѣстно съ жизненными интересами Эстонскаго Правительства и народа.
Въ данномъ случаѣ Эстонское Правительство также приняло бы всѣ мѣры для удовлетворенія желаній Верховнаго Совѣта. Но, исполняя это, Эстонское Правительство не можетъ не считаться съ существующими условіями, при которыхъ ему приходится работать въ данный моментъ. Эстонскій народъ, защищающій самостоятельность и благосостояніе своего государства, былъ принужденъ въ теченіе болѣе года поддерживать съ сверхчеловѣческими усиліями кровавую борьбу съ превосходящими его во много разъ военными силами Совѣтской Россіи.
Эстонское Правительство обращалось много разъ къ Мирной Конференціи, а также и къ Правительствамъ союзныхъ и дружественныхъ державъ съ настоятельной просьбой оказать эстонскому народу въ его героической борьбѣ противъ силъ Совѣтской Россіи, кромѣ щедро оказываемой матеріальной и военной помощи, также помощь политическую, обезпечивъ ему самостоятельность его государства.
Подобное признаніе дѣйствовало бы на поднятіе духа и храбрости Эстонской Арміи въ своей противобольшевистской борьбѣ; оно дало бы возможность Эстонскому Правительству заключенія конвенціи съ Балтійскими и другими государствами, оно облегчило бы Эстонскому Правительству развитіе его внѣшней торговли и оздоровленіе экономической жизни, урегулировавъ финансовую политику, оно дало бы Эстонскому народу увѣренность, что панрусскія правительства Колчака и Деникина и русская Сѣверо-Западная Армія, сражающаяся подъ ихъ знаменами, которыя всегда высказывали враждебныя отношенія къ самостоятельности окраинныхъ государствъ, въ частности къ Эстоніи, достигнувъ власти, не напали бы на Эстонію, не нарушили бы ея независимости, за которую нашъ народъ проливалъ свою кровь и приносилъ неисчислимыя жертвы.
Надо признать, что ни Мирная Конференція, ни союзныя и дружественныя Правительства не удовлетворили до сихъ поръ просьбы о признаніи самостоятельности Эстоніи. Напротивъ, начальники и все Командованіе Русской Сѣверо-Западной Арміи не переставали повторять, что они расчитываютъ уничтожить самостоятельность Эстоніи при первой имъ представившейся возможности.
Тѣмъ не менѣе Эстонское Правительство и армія со своимъ верховнымъ командованіемъ, удовлетворяя союзныя и дружественныя Правительства, оказывали активную помощь С.-З. Арміи до тѣхъ поръ, пока Русская С.-З. Армія сражалась противъ военныхъ силъ правительства Совѣтской Россіи. Но когда, въ теченіе послѣднихъ недѣль, подъ давленіемъ войскъ Совѣтской Россіи, С.-З. Армія, дезорганизованная и деморализованная, отошла къ границамъ Эстоніи въ раіонъ позиціи нашей арміи, возникъ серьезный вопросъ для Правительства и Главнокомандованія Арміи, а именно, возможно ли допустить, чтобы массы враждебныхъ и деморализованныхъ военныхъ наводнили бы тылъ эстонской арміи.
Чтобы оцѣнить важность этого вопроса съ точки зрѣнія Эстонскаго Правительства и Главнокомандованія Арміи, нужно принять во вниманіе, кромѣ привходящихъ обстоятельствъ, съ одной стороны характеръ и настроеніе С.-З. Арміи, съ другой — отношеніе Эстонской Арміи и народа къ С.-З. Арміи.
Не надо забывать, что это бывшій Сѣверный Корпусъ, который служилъ основой для русской С. 3. Арміи. Этотъ корпусъ былъ сформированъ въ 1918 г., во время нѣмецкой оккупаціи на средства и попеченіемъ оберъ-командованія.
Когда въ началѣ этого 1919 г. русскіе большевики начали военныя дѣйствія противъ Эстонской Республики и заняли Псковскую Область, Сѣверный Корпусъ былъ разбитъ при первомъ же столкновеніи съ красной арміей и былъ принужденъ отступать, чтобы спасти остатки своей арміи…
Тогда же нѣкоторыя воинскія части, подъ командованіемъ кн. Ливена ушли въ Курляндію. Другой отрядъ, въ составѣ приблизительно 3500 чел., спасся на Эстонскую территорію, гдѣ поступилъ подъ защиту Эстонской Арміи, — которая побѣдоносно наступала. Поведеніе Сѣв. Корпуса на Эст. территоріи было съ самаго начала подозрительнымъ. Какъ разъ въ тотъ моментъ, когда Эстонія-сосредоточивала всѣ свои силы для изгнанія со своей территоріи кровожадныхъ массъ большевиковъ, стали циркулировать слухи и появляться признаки, доказывающіе, что намѣренія командировъ Сѣвернаго Корпуса — было движеніе на Ревель съ цѣлью сверженія Временнаго Правительства, затмевавшаго феодальные элементы прибалтійскихъ нѣмцевъ и, при помощи этихъ же нѣмецкихъ элементовъ, захватить власть въ Эстоніи. Только благодаря энергичнымъ мѣрамъ, принятымъ Эстонскимъ Главнокомандованіемъ и Временнымъ Правительствомъ, такія печальныя неожиданности были предотвращены. Въ то же. время тотъ фактъ, что отряды Сѣвернаго Корпуса, находящіеся въ тылу эстонской арміи, подъ ея защитой употребляли свое оружіе исключительно для грабежей въ деревняхъ и терроризированія жителей, способствовало возникновенію чувства обиды въ народныхъ массахъ.
Руководствуясь сильнымъ желаніемъ Союзныхъ и Дружественныхъ Правительствъ, Эстонское Правительство взяло на себя продовольствованіе Сѣв. Корпуса, подчиненнаго съ военной точки зрѣнія Главнокомандующему Эстонской Арміи. Этотъ послѣдній провелъ въ немъ надлежащую реорганизацію и помогъ ему образоваться въ боеспособную военную силу, такъ что весной 1919 г. Сѣв. Корпусъ, при помощи Эстонскихъ войскъ, смогъ предпринять свою военную операцію противъ Петрограда. Тогда же ген. Лайдонеръ, Главнокомандующій Эст. Арміей, сложилъ съ себя права командира Сѣв. Корпуса, который, развернувшись въ С. 3. Армію, развивалъ свое побѣдоносное наступленіе къ востоку отъ Ямбурга, имѣя составъ въ нѣсколько десятковъ тысячъ человѣкъ.
Къ сожалѣнію, нужно признать, что командиры русской арміи скоро показали неспособность къ поддержанію порядка и поднятію боеспособности ихъ Арміи, сообразно обстоятельствамъ. Такъ же они не сумѣли создать и поддержать въ тылу Арміи твердый государственный порядокъ. Недостаточно было терроризовать мирное населеніе. Нужно было понять стремленіе народа, пережившаго всѣ волненія революціи. У командировъ русской Арміи не доставало здраваго смысла, чувства равновѣсія и хладнокровія, необходимаго государственнымъ людямъ. Но это были качества, которыхъ политическіе дѣятели и командиры арміи не выказывали даже въ моментъ созданія Сѣверо-Западнаго Правительства, послѣ крушенія первой операціи противъ Петрограда. Несостоятельность С.-3. Арміи, какъ боеспособной силы, и неспособность ея командировъ, какъ государственныхъ организаторовъ, выяснились съ наибольшей очевидностью въ моментъ окончательнаго крушенія С. 3. Арміи, послѣ ея послѣднихъ операцій противъ Петрограда.
Правительство Эстоніи, эстонскій народъ и армія, которая, помогая С. 3. Арміи и принимая участіе въ стратегической задачѣ, начала наступленіе противъ большевистской арміи въ раіонѣ Красной Горки и на Псковскомъ фронтѣ, убѣдились, что никакая помощь, ни танки, ни другой матеріалъ, щедро доставленный С. 3. Арміи союзными и дружественными Державами, не могли придать ей боеспособность.
Однако, командиры С. 3. Арміи, доказывая свою несостоятельность, какъ боеспособная сила, никогда не отказывались отъ ихъ высоко-политической игры.
Также признано, что русская С. 3. Армія поддерживала сношенія съ русской Западной Арміей, которая, подъ командованіемъ Бермонта, принимала участіе во всѣхъ махинаціяхъ нѣмцевъ и балтійцевъ, а также въ военныхъ дѣйствіяхъ нѣмецкаго ландвера противъ Эстонской республики. Одновременно ясно для Эстонскаго Правительства, что даже командирамъ С. 3. Арміи не были чужды германскія интриги, что установлено въ особенности судебнымъ слѣдствіемъ по дѣлу Сенатора Недгардта, который совмѣстно съ германскими военными попробовалъ прошлымъ лѣтомъ наладить прямое сообщеніе со Штабомъ Сѣверо-Западной Арміи при помощи аэроплана.
Кромѣ того, командованіе С.-З. Арміи назначало на отвѣтственные посты реакціонеровъ, дружественно расположенныхъ по отношенію нѣмцевъ и провозглашавшихъ по отношенію окраинныхъ государствъ и ихъ народовъ возстановленіе Великой Россіи. Эти элементы выказывали глубокую враждебность по отношенію Балтійскихъ окраинныхъ государствъ и въ особенности по отношенію самостоятельности Эстоніи, какъ государства. Вслѣдствіе этихъ намѣреній даже русскіе солдаты стали выказывать враждебныя тенденціи по отношенію къ Эстоніи. Командиры С.-З. Арміи, въ частности, открыто высказывали угрозы по адресу Эстоніи, утверждая, что послѣ взятія Петрограда они двинутся на Ревель.
Всѣ вышеуказанные факты извѣстны во всѣхъ подробностяхъ Эстонской Арміи, а также и широкимъ массамъ населенія. Это враждебное настроеніе русскаго имперіализма по отношенію къ независимости Эстоніи, какъ государства, всегда освѣщалось эстонской прессой, которая, благодаря всеобщему образованію населенія, имѣетъ большое вліяніе на умы арміи и народа.
Такимъ образомъ глубокое недовѣріе по отношенію къ С.-З. Арміи распространилось въ рядахъ эстонской арміи и въ массахъ населенія. До тѣхъ поръ, пока С.-З. Армія принимала участіе въ военныхъ дѣйствіяхъ противъ большевиковъ на русской территоріи, она разсматривалась, какъ союзная. Надѣялись, что даже, если С.-З. Армія послѣ одержанныхъ побѣдъ пожелала бы повернуть свое оружіе противъ Эстоніи, мы всегда были бы въ состояніи защищаться противъ «бѣлыхъ» войскъ русскихъ, такъ же, какъ это мы дѣлали противъ красныхъ войскъ. Эстонская Республика могла бы также надѣяться, что союзныя и дружественныя Правительства не остались бы безразличными, видя русскихъ имперіалистовъ, повернувшихъ свое оружіе противъ Эстоніи. Теперь, когда русская С.-З. Армія, деморализованная и дезорганизованная, отступила въ паникѣ послѣ своей послѣдней экспедиціи противъ Петрограда до границъ Эстонской Республики, положеніе вещей сильно измѣнилось. Было бы безумнымъ самоубійствомъ, по мнѣнію раздраженнаго общества и эстонской арміи, разрѣшить такимъ дезорганизованнымъ и враждебнымъ массамъ перейти границы Эстонской Республики, а тѣмъ болѣе собраться въ тылу эстонской арміи, которой нужны всѣ ея силы для отраженія бѣшенныхъ атакъ военныхъ силъ русскихъ совѣтовъ.
Было очевидно для Эстонскаго Правительства, что пребываніе русской С.-З. Арміи въ тылу эстонской арміи вызвало бы бунтъ въ эстонской арміи, слѣдствіемъ чего было бы крушеніе нашего фронта, что вызвало бы смуты и безпорядокъ во внутренней жизни Республики и дало бы свободный доступъ большевистскому движенію въ Эстонію и оттуда на западъ.
Для предупрежденія всего этого Эстонское Правительство объявило порядокъ, по которому всѣ воинскія части русской С.-З. Арміи, дезертирующія съ противобольшевистскаго фронта и спасающіяся на Эстонскую территорію были бы обезоружены. Личный составъ разоруженныхъ войскъ разсматривался бы, какъ иностранцы, подчиненные распоряженіямъ Министра Внутреннихъ Дѣлъ.
Разоруженные отряды русской С.-З. Арміи были сосредоточены въ Вирскомъ уѣздѣ (Везенбергѣ) въ окрестностяхъ Нарвскаго фронта и размѣщены въ деревняхъ и имѣніяхъ, гдѣ они могутъ устроиться въ гигіеническихъ условіяхъ. Американская продовольственная Миссія взяла на себя удовлетвореніе Сѣв.-Зап. Арміи продовольствіемъ, какъ она это дѣлала до сихъ поръ, такъ какъ Эстонская Республика не имѣетъ достаточнаго количества зерна для удовлетворенія насущныхъ нуждъ своего народа. Продовольствованіе русской С.-З. Арміи, какъ фактически и раньше, находится въ рукахъ американской продовольственной Миссіи.
Эстонскія военныя и гражданскія власти дѣлаютъ все, что они находятъ возможнымъ и нужнымъ сдѣлать. Имъ совершенно невозможно снабжать части русской С.-З. Арміи одеждой, т. к. Эстонское Правительство не имѣетъ ея въ достаточномъ количествѣ. Сверхъ того, С.-З. Армія была богато снабжена продовольствіемъ и обмундированіемъ Союзными Дружественными Державами.
Эстонское Правительство отнюдь не намѣрено распустить въ данный моментъ личный составъ воинскихъ частей русской С.-З. Арміи, пока потребности зимней стоянки этого не потребуютъ.
Не исключена возможность того, что для предоставленія имъ возможности заработка, Эстонское правительство окажется принужденнымъ разсѣять ихъ по другимъ округамъ, т. к., принимая во вниманіе самый малый запасъ продовольствія, Эстонское Правительство не можетъ допустить, чтобы столь большія массы кормились бы, не давая въ обмѣнъ свою работу. Сверхъ того, принимая во вниманіе настоящія обстоятельства и господствующее настроеніе въ Эстонской Арміи и обществѣ, Эстонское Правительство никакъ не можетъ предположить, что до тѣхъ поръ, пока политическія и военныя обстоятельства на территоріи Эстоніи этого не потребуютъ, оружіе было бы отдано С.-З. Арміи и она была бы реорганизована въ боеспособную часть.
При такихъ обстоятельствахъ Эстонское Правительство не можетъ упускать изъ виду, въ связи съ общей безопасностью своей страны, гарантіи, которыя могли бы быть даны признаніемъ независимости Эстонской Республики и обезпеченіемъ этой независимости въ будущемъ панрусскимъ правительствомъ Колчака и Деникина, подъ флагомъ котораго ведетъ борьбу С.-З. Армія, съ одной стороны, и признаніемъ Эстоніи «de jure» Союзными и Дружественными Державами, или ихъ именемъ Верховнымъ Совѣтомъ.
Такое признаніе со стороны Союзныхъ и Дружественныхъ Правительствъ имѣло бы результатомъ слѣдующее: русскія Правительства совмѣстно съ русскими Арміями, поддерживаемыми Союзными и Дружественными Правительствами, не посмѣли бы повернуть оружія противъ Эстонской Республики, и оно дало бы увѣренность эстонскимъ народу и арміи, увеличивъ энтузіазмъ послѣдней въ ея борьбѣ съ превосходными силами большевистскихъ войскъ; такое признаніе установило бы международныя отношенія Эстоніи, которая могла бы заключить соглашеніе съ сосѣдними балтійскими государствами объ организаціи единаго фронта противъ Совѣтской Россіи; Эстонія имѣла бы возможность улучшить свои финансы, консолидируй свою внѣшнюю торговлю и легче. получая военное снаряженіе.
Чтобы имѣть возможность ясно установить свое отношеніе къ остатку С.-З. Арміи, или рѣшить, какое принимать участіе въ случаѣ ея реорганизаціи, Правительство Эстоніи принуждено просить Верховный Совѣтъ не отказать сообщить ему, согласенъ ли онъ признать независимость и автономію Эстоніи. Опредѣленное рѣшеніе этого вопроса со стороны Верховнаго Совѣта крайне необходимо Правительству Эстоніи въ данный моментъ, чтобы опредѣлить свои отношенія съ Правительствомъ Совѣтской Россіи.
Благодаря помощи Союзныхъ и Дружественныхъ Державъ эстонскій народъ велъ въ теченіе болѣе года ожесточенную и кровавую борьбу съ превосходными силами большевиковъ. — Народъ и Національная Армія сдѣлали сверхчеловѣческія усилія во имя идеи самостоятельности страны. Къ тому же два мѣсяца тому назадъ Совѣтское Правительство сдѣлало Эстонскому Правительству мирное предложеніе, открыто заявляя, что оно готово признать самостоятельность и автономію Эстоніи и отказаться отъ всякихъ наступательныхъ, дѣйствій противъ нея.
Принимая во вниманіе чрезвычайно тяжелое экономическое положеніе страны, послѣ болѣе чѣмъ пятилѣтней войны, и принимая во вниманіе утомленность Національной Арміи и страстное желаніе народа освободиться отъ тяжелаго бремени постоянной войны, Правительство Эстоніи не можетъ отклонить это мирное предложеніе, не давши повода къ предположенію, что оно совершенно безразлично къ окончанію войны.
Принимая во вниманіе всѣ Эти обстоятельства, Правительство открыто заявило о своемъ рѣшеніи принять предложеніе Правительства Совѣтской Россіи и начать въ Юрьевѣ переговоры съ ея представителями.
Въ то же время Эстонское Правительство объявило, что эти переговоры не имѣли цѣлью установленіе между Эстонской Республикой и Совѣтской Россіей мира въ полномъ смыслѣ этого слова, но лишь прекращеніе состоянія войны, тогда какъ всякія сношенія дипломатическія, консульскія, почтовыя, а также путей сообщенія и торговыя должны были согласоваться съ принципами, принятыми Союзными и Дружественными державами въ отношеніи Республики Совѣтской Россіи, т. к. во всѣхъ этихъ отношеніяхъ Эстонская Республика желала бы дѣйствовать въ полномъ согласіи съ Союзными и Дружественными Державами.
По этимъ причинамъ Эстонское Правительство желало бы знать какъ можно скорѣй мнѣніе Верховнаго Совѣта по всѣмъ вышеизложеннымъ вопросамъ, дабы быть въ состояніи урегулировать справедливымъ образомъ свои отношенія къ С.-З. Арміи, а также принять твердую позицію въ мирныхъ переговорахъ съ представителями Совѣтской Россіи.
Дана въ Ревелѣ 16 Декабря 1919 г.
Премьеръ-Министръ (подпись) Тениссонъ.
Министръ Иностранныхъ Дѣлъ (подпись) Биркъ.