(Слово от Патерика о Филагрии монахе, иже найди тысячу златниц и возврати погубившему. Пролог Сент. 13)
Случается, братие, что некоторые из вас находят потерянные ближними вещи или деньги. Как должно поступать вам — нашедшим — с ими последними? Когда потерявшего нет на — лицо, то представляйте найденное, по закону, власти, а когда потерявший на — лицо и вы несомненно уверитесь и убедитесь, что никто иной, а именно тот, который перед вами, потерял то, что вы нашли; то, в таком случае, советуем поступать вам так же, как поступали и Святые. А как они поступали, то покажет вам пример нижеследующий.
Жил в Иерусалиме инок Филагрий, который занимался рукоделием и питался от труда рук своих. Однажды, когда он был на торжище, чтобы продать сработанное им, он увидал лежащую на земле сумку, в которой была тысяча золотых монет. Филагрий поднял эту сумку и, увидав в ней золото, сказал самому себе: не следует мне уходить отсюда; ибо потерявший здесь золото, непременно сюда же и должен придти. И предположение старца-инока оправдалось. Подлинно потерявший деньги тотчас пришел к месту, где Филагрий поднял их, и плакал о потери своей. Филагрий остановил его и в целости сейчас же возвратил ему тысячу златниц. Получивший обратно потерю, в свою очередь, удержал Филагрия и стал предлагать ему денежную награду; но старец не хотел и слышать о ней. Тогда человек тот громко начал кричать к народу: "придите скорее и посмотрите на этого старца! Придите и посмотрите, какие есть люди у Бога!" Филагрий же, не желая слышать похвалы себе, не желая быть узнанным и не терпя вообще славы человеческой, сейчас же, услышав только первые слова потерявшего деньги, скрылся в народе и затем вышел и из города.
Итак, братие, видите, как Святые поступали при находках: так, что тотчас же возвращали найденное ими потерявшему; ничего, от него не требовали из найденного и, возвративши оное, скорее бежали от того, кому возвратили, чтобы избежать славы человеческой и не потерять награды от Бога. И как поступали Святые, так, повторяем, советуем поступать и вам. Ибо, в противном случай, т. е. если вы утаите найденное, тогда, не говоря уже об ответственности пред Богом, которой вы подвергнетесь за утайку, вы и вообще, пожалуй, и сами не замечая того, можете сделать страшное зло. Вы нашли, положим, деньги: но кто знает может быть, у потерявшего они были последними? И, может быть, вследствие потери их, у него останется голодною целая семья? Или, спаси Бог, он придет в отчаяние? Или, может быть, он потерял чужое, и его сочтут вором, лишат честного имени и жестоко накажут? Все это, братие при находках, вы должны иметь в виду и потому найденное тотчас возвращать. Да и хорошо ли, помимо этого, вообще-то жить чужим добром? Нет, братие, худо, очень худо. Ибо слово Божие неложно говорит: горе созидающему дом свой с неправдою (Иер. 22, 13)! Г оре умножающему себе, не сущая его (Аввак. 2, 6)! Аминь,