(Память обновления храма Святого Христа и Бога нашего Воскресения. Пролог Сент. 13)

Сегодня св. Церковь воспоминает освящение храма в честь Воскресения Христова, созданного равноапостольным царем Константином и матерью его Еленою в Иерусалим, на том месте, где, пострадал и умер наш Спаситель. Вот что сообщает нам церковное предание об этом событии.

Известно, что, по вознесении Господа на небо, место, на котором совершилось наше спасение, было часто оскверняемо людьми христоненавистными. Один из таковых, именно римский император Адриан, повелел засыпать гроб Господень землею и камнями; на Голгофе устроил идольское капище; над гробом Иисуса Христа поставил идола; где, был храм Соломонов, тоже воздвиг капище, и таким образом всячески старался истребить память Спасителя преимущественно на месте, где была принесена искупительная жертва, и чрез это уничтожить веру христианскую. Но Промысел Божий не допустил этого. Для распространения веры Христовой и для очищения и обновления святых мест, Он воздвиг благочестивых царей Константина и Елену и вложил им в сердце очистит все, святые места от скверн бесовских, обновить св. град Иерусалим, и на месте, страдания Спасителя построить величественный храм. Мать Константина, св. Елена, прибывши в Иерусалим, разорила все идольские капища, открыла крест и гроб Господень и, на месте обретения оных, заложила храм в честь Воскресенья Христова. Так как храм быль огромный и постройка его продолжалась долгое время, то св. Елене не пришлось дожить до окончания его. Дождался его окончания уже сын её, равноапостольный царь Константин. Когда храм был совершен, Константин повелел собраться в Иерусалим епископам со всех стран своей обширной империи, а также и из стран, сопредельных с Иерусалимом, и освятить новоустроенный храм. И храм был освящен, при великом стечении народа, 13 в сентября месяца; святые отцы, бывшие при освящении его, единодушно положили ежегодно всюду воспоминать в церквях событие освящения по подобию того, как и Соломон в Ветхом Завете узаконил во все лета праздновать день освящения устроенного им, при жизни его, первого храма Иерусалимского.

Рассказав теперь историю событий настоящего дня, мы в заключение желали бы дать вам назидание. Но какое же дадим? Ах, братие, лучше бы всего, думаем, было для вас, если бы вы, от воспоминания о храме рукотворенном, перенеслись сегодня мыслию и к другому храму, храму, который есть собственно — вы сами. Не весте ли, говорит Апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). И не вы ли, братие, суть церкви Бога живого, назданные на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольному Самому Иисусу Христу? (Ефес. 2, 19. 20). И если так, то вот мы и желали бы, чтобы вы обратили ныне мысль вашу и на самих себя и задали — б себе вопросы: чист ли храм души вашей? Достоин ли он того; чтобы Дух Божий жил в нем? Подлинно ли наздан он на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу? Не выбрано ли из-под него это основание и не положено ли самовольно другое? Не требует ли, наконец, и он обновления и освящения? Да, братие, мы от души желали бы, чтобы вы размыслили об этом. И если бы подлинно нашли в своем храме что-либо требующее исправления, обновления и освящения, то скорее бы, немедленно озаботились о таковом исправлении, обновлении и освящении. Аминь.