Знакомство с книгами В. Солоухина и Б. Камова состоялось

Информирую читателей: книга Б. Камова "А. Гайдар: Мишень для газетных киллеров" мною прочитана и сопоставлена с "Соленым озером" В. Солоухина.

Совершенно согласна с Б. Камовым -- его описание жизненного пути А. Гайдара психологически достоверно и опирается на документально доказанные факты.

Чего никак не скажешь о книге "Соленое озеро" -- она носит в основном фольклорный характер.

В ходе тщательно проведенной исследовательской работы Б. Камов не нашел никаких доказательств причастности Голикова к преступлениям чоновцев в Хакасии. Рухнули домыслы и о других приписываемым ему армейских преступлении, в частности, при подавлении Антоновского мятежа в Тамбовской губернии, где, наоборот, именно по плану Голикова, поданному на имя командующего армией Тухаческого, удалось завершить восстание бескровно -- остатки антоновцев сдавались в плен под твердое слово о помиловании. И действительно -- были после добровольной сдачи оружия -- просто отправлены по домам.

Голиков выделялся проницательным, стратегическим умом, умел смотреть далеко вперед и при этом тщательно вникать в детали. Кроме того, он отличался, помимо личного мужества -- интеллигентностью и абсолютной честностью. Именно эти качества и выделяли командиры, продвигая юношу по службе. Поэтому начальство и послало Голикова в Хакасию для борьбы с отрядом И. Соловьева -- одного Голикова -- вместо отряда в 1500 человек, который просил штаб ЧОН Енисейской губернии. Отозвав его от учебы в Академии генштаба. Они догадывались, что в Енисейской губернии не хватает вместо сабель и пулеметов -- одной умной головы.

Местные власти были шокированы, увидев молодого посланца Москвы. И -- тут же невзлюбили его, приняв за ревизора.

Они полагали -- и не без оснований -- что до странности честный молодой человек сделает все как надо: разберется-таки с неуловимым Соловьевым и награбленным им золотом, про размеры которого ходили легенды. Причем, золото станет достоянием молодой Советской республики минуя чьи-то карманы.

Словом -- Голикову с самого начала ставили препоны "свои".

И он это -- прекрасно понимал и старался как мог -- отбиваться при помощи ума от "своих" и упрямо преследовать "чужих".

В ходе преследования "чужих" -- банды Соловьева -- дошло уж было до того, что Соловьев выдохся. И должен был под честное слово Голикова, заверенное Москвой -- сдаться. В этом случае его бойцы освобождались от ответственности и распускались по домам, а Соловьев -- сдав золото -- отправлялся в места заключения на максимально короткий срок.

То есть все шло к тому, что, как и в Тамбовской компании -- умение Голикова мыслить и переговариваться -- разрубит большой кровавый узел -- мирным путем.

Но это-то и не устраивало "своих".

Во-первых, такое простое и славное -- всего за 3 месяца -- завершение многолетней соловьевской войны маленьким отрядом посланца Москвы -- обнаружило бы их собственную военно-профессиональную несостоятельность. Так как с Соловьевым не могли справиться в Ачинско-Минуссинском районе не один год. И -- могли полететь их собственные карьеры -- как у военных, так и у руководства района и губернии.

А во-вторых -- все надеялись как-нибудь переполовинить золото Соловьева, про которое ходили легенды. (Этот миф был сильно преувеличен).

В третьих же, за отрядом Соловьева, возможно, стояли третьи силы -- по предположению Б. Камова, Соловьева могли выдвинуть и снабдить планом по отделению Хакасии от России -- страны Атланты. Соответственно, его могли прикрывать внедренные в ряды красных агенты западных спецслужб.

Таким образом -- Голиков оказался "один против всех".

И пал жертвой этого явно не равного противостояния.

План по мирной сдаче Соловьева был свернут, точнее, отодвинут -- еще на два года (позже Соловьев все-таки сдался другому красному командиру, но был в силу непродуманности операции, случайно либо, напротив, отнюдь не случайно застрелен, а золото же при этом, конфискованное лишь частично, по мелочам -- так и осталось не найденным).

Итак, 19 марта 1922 г. Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-минуссинского боевого района.

А уже через неполные 3 месяца -- отряд Соловьева готовился сдаться при посредничестве этого новоявленного, как снежный ком свалившегося на голову -- "мальчишки" Голикова!

Власти Ачинско-Минуссинского района были столь шокированы, что завели 2 июня того же года на Голикова ставшее теперь знаменитым дело N 274. Они наконец пустили в ход придерживаемые до того доносы, которые с первых дней регулярно писали на нового командира с чьей-то легкой руки его сослуживцы -- как командиры, так и подчиненные.

Но и доносы -- не содержали компромата, который бы всерьез дискредитировал Голикова как личность и командира. Да, он допустил однажды в очень сложных условиях три не санкционированных расстрела, но на фоне того, как вели себя чоновцы в крае и до, и после появления тут Голикова -- это в условиях военного времени было сущим пустяком. Как раз по доносам -- Голиков оправдался.

И -- тем не менее -- от командования его отстранили и временно исключили из партии, хотя кто-то требовал и расстрел.

Однако санкции на расстрел -- Москва не дала.

Гайдар просто был отстранен, а после -- уже в сентябре -- подал рапорт о том, что желает продолжить свою прерванную учебу в московской Академии Генштаба.

Но учебу продолжить не удалось -- на медкомиссии выявился невроз.

Вот и все, что было -- согласно исследованиям биографа А. Гайдара -- Бориса Николаевича Камова.

Остальное -- остается на совести людей, целенаправленно разрушающих память русского народа о своих лучших сынах, среди которых Аркадий Гайдар был личностью далеко не последней, ведь выросшие на его книгах тимуровцы -- сражались с фашистами всех толков -- как внешними, так и внутренними. С настоящими, а не носящими ярлык "фашист", -- играющими в жестокое взрослые игры фашистами, которые истребляют в человеке все самое лучшее, доброе, романтичное. Это им -- противопоставляли тимуровцы свои добрые, честные и открытые игры Детей.

Возможно, что это действительно -- все, что было...

Но меня зацепил один любопытный факт, на который Б. Камов, осветив его, не обратил должного внимания.

Оказывается, Голиков раскрыл один из секретов взнуздания мистической веры местного неграмотного населения, выросшего среди культуры шаманов -- в якобы святость миссии Соловьева. Тот просто напросто дурачил хакасцев при помощи своих двойников. Четыре отряда во главе с человеком, внешне одетым, как Соловьев, похожего на него и внешностью, иногда появлялись при налетах одновременно в четырех разных концах раскинувшейся на 10 000 квадратных километров тайги.

Вот и распространялась среди хакасов со скоростью звука молва -- Соловой вездесущ!

Б. Камов рассказывает о первом большом рапорте начальству в Красноярске Аркадия Голикова так:

"ЧТО НАПИСАЛ А. П. ГОЛИКОВ:

О населении: Советскую власть не любит. Многие жители, особенно хакасы, по преимуществу поддерживают Соловьева.

О противнике: Соловьев -- талантлив. Население темное. Такое сочетание позволило атаману создать великолепную разведку. На него работают старики, калеки и даже дети.

Соловьев, особо отмечал Голиков, применяет (в 1922 году!) методы психологической войны. "...То, что среди населения создаются чуть ли не легендарные представления о неуловимости банды (Соловьева. -- Б. К.) и ее вожаков, имеет серьезное основание", -- подчеркивал Голиков.

Методов было много. Главным среди них стал такой: атаман завел двойников.

Реально это означало вот что: в один и тот же день и час сразу в четырех селениях появлялись четыре отряда Соловьева во главе с "самим". Это наводило мистический ужас на местных жителей и делало Соловьева неуловимым для чоновских отрядов: его никто не выдавал. Население, напуганное сверхъестественным могуществом атамана, помогало Соловьеву чем только могло...

Малограмотный казачий урядник Иван Соловьев, этакий Ползунов военной стратегии, самоучкой изобрел один из перспективнейших приемов психологической войны и большой политики -- игру в двойников. А восемнадцатилетний начальник- боевого района этот сверхсекретный прием разгадал, что сильно упростило для комбата его нелегкую командирскую жизнь.

Для Аркадия Петровича, как для интеллектуала и военного специалиста, это была большая победа. Тем более, что Иван Николаевич пользовался двойниками уже года полтора, наводя ужас на неграмотных хакасов и порождая тупую озабоченность у местного начальства, которое не могло понять, как это у Соловьева все так ловко и победоносно получается.

Любопытно, что после Соловьева ту же игру продолжили Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, Бен Ладен и только недавно пойманный (проданный за 25 000 000 долларов своими же) и вскоре казненный Саддам Хусейн...

...Сообщив о своем главном открытии, Аркадий Голиков нанес товарищам по работе еще несколько сокрушительных ударов.

Коллегам-командирам он разъяснил: "Оперативные приемы, пахнущие стратегическим духом, не приведут ни к чему".

Это был первый удар.

Второй оказался еще сокрушительнее.

Голиков объяснил коллегам-командирам одну из главных причин их поражений в войне с Соловьевым: командиры-чоновцы не потрудились за два года "обзавестись собственной агентурной разведкой". (Б. Камов "Аркадий Гайдар: мишень для газетных киллеров").

Странно, подумала я -- опять двойник. И на сей раз -- двойник, и, причем, не один -- Соловьева.

А ведь я в самом начале своего литературно-психологического расследования (анализа нравственного облика А. Гайдара и его творчества, а также тайны его псевдонима) предположила, что двойник был у Голикова -- некий красный командир по прозвищу Хайдар, который и запомнился хакасам как "Архашка Хайдар". И что именно этот архаровец и вершил вместе со своим отрядом преступления над крестьянами, которые народная молва приписала Голикову.

Это мое предположение мне и самой казалось подвисшим в воздухе, бездоказательным. Оно просто вырисовалось перед моим внутренним взором при анализе материалов -- как интуитивная догадка.

Теперь же догадка -- получила материальную основу: на той войне с отрядом И. Соловьева в качестве отвода глаз, военной хитрости -- применялись двойники! И не просто двойники командира, но и двойники отрядов во главе с командиром, появлявшиеся одновременно сразу в нескольких местах. Это было -- орудием ведения психологической войны -- главного орудия Соловьева, который, в отличие от красных "отцов-командиров", был личностью неординарной.

Таким образом, у Голикова, который тогда еще не был Гайдаром, и его отряда -- тоже мог появиться отряд-двойник (или несколько отрядов-двойников), который и грабил, безбожно истязал местное хакасское население.

С какой целью?..

Ответ очевиден: с целью беспроигрышной, окончательной дискредитации Голикова.

Эту операцию-подлог, скорей всего, и осуществили, как следует из внимательного анализа сложившейся картины, "свои" -- объединившиеся в единой порыве с властями Ачинско-Минуссинского района Енисеевского Края красные "отцы-командиры" -- всадив нож в спину посланцу генштаба Москвы.

Причем, этот нож -- Голиков вложил им в руки сам, подав в свое время вскоре после вступления в должность рапорт о том, что Соловьев пользуется системой двойников. Вот "отцы-командиры", не долго думая, и создали двойника-Аркашку Голика-Хайдара, помять о кровавых расправах которого, отразившаяся даже в фольклоре, народная молва до сих пор приписывает Гайдару.

На глазах неграмотных хакасских крестьян -- просто развернулась чья-то подлая и жестокая игра. И то, что всякая война -- зло! -- не вызывает возражений. Но на этой злой войне -- оказываются все настоящие мужчины. Так как если не воюешь ты, то -- воюют против тебя. И -- все оказываются от мала до велика в этой войне, в этой мясорубке... Вот идет по дороге в  родное село чудом оставшийся в живых, вопреки вести о гибели, вернувшийся с фронта солдат Бумбараш из повести Гайдара 'Бумбараш' -- а кругом красные, белые, зеленые, махновцы и т.д.. И -- все воюют со всеми. А ему -- не хочется уже воевать. Хочется отсидеться в стороне... Но пока он отсиживается, гибнут его близкие, соседи, односельчане... И  правыми оказываются мальчишки, которые идут воевать в надежде прекратить эту войну и построить мир без войн. Да, была такая вот наивная мечта у Гайдара -- война за то, чтоб -- не было больше войны. Да, мальчишеская и святая мечта.

Вот таких мальчиков и подставляют те, кто греют на войне руки. Такие, как его командиры в Хакасии.

Ничего не подозревавшему о такой подставе юному интеллигенту эта внезапно открывшаяся картина ужасного предательства своих, а главное -- невинно пролитой ими крови ни в чем не повинных людей -- стоила здоровья. Это в дни следствия -- началась его болезнь. Она стала следствием внезапно раскрывшихся перед его мысленным взором фактов. А не наоборот, как пытались это представить "отцы-командиры". Не болезнь стала причиной жестокой, разнузданной деятельности "мальчишки Голикова". "Мальчишкой Голиковым" -- был другой человек.

Почему же эта история с двойником не попала в документы?

Мне думается, что именно ввиду экстраординарности совершенных злодеяний -- экстраординарности даже для военного времени -- ведь дело являлось, по сути, геноцидом хакасского народа (осуществленной кучкой службистов в своекорыстных целях) -- этот материал скрыли, взяв с А. Голикова и других в него посвященных -- подписку о неразглашении.

Но даже если бы такой материал, содержащий свидетельства разных лиц против А. Голикова и был бы найден в архивах, то Голиков-то своей вины не признал (за исключением трех случаев расстрела заложников, когда кто-то был застрелен при попытке к бегству, как то показывает Б. Камов).

Как же в таком случае Голикову удалось избежать расстрела?

Cкорее всего, за него действительно заступился знавший его лично Тухачевский (с помощью плана Голикова на Тамбовщине был бескровно завершен последний этап подавления Антоновского мятежа) и все было списано -- на действительно начинавшуюся болезнь.

Стало принято объяснять болезнь Гайдара и его больную совесть -- якобы совершенными им в бытность в армии военными преступлениями.

Но -- подумайте -- разве мог бы человек, которого мучает совесть за армейские преступления, так любить армию до конца жизни? Так всю жизнь стремиться к ней -- стремиться вернуться в строй? Так красиво и поэтично писать о ней -- о Красной Армии?

Почему через все его книги -- проходит светлый образ Красной Армии -- и ее лучшие командиры смелы, чисты, благородны?

Да с таким грехом-грузом на душе у человека бы перо не поднялось идеализировать армию и все армейское!... А Гайдар -- поет Красной Армии Гимн!

И везде -- везде прослеживается одна и та же ситуация в его книгах -- честного, благородного человека, часто еще мальчишку -- подставляют волки в овечьих шкурах. Те, которые рядятся в своих. В 'Военной Тайне' -- начальник стройки, которого Сергей принимает за своего, оказывается предателем -- который и убивает его сына Альку. В 'Судьбе барабанщика' -- мальчишку водит за нос бандит, притворившийся его родным дядей.... В 'Графских развалинах' мальчика-беспризорника подставляет якобы благодетель - отпрыск князя, бандит. Мальчиша- Кибальчиша -- Мальчиш-Плохиш. Тимура -- может подставить Квакин, но, слава Богу, перевоспитывается...

ВОТ ЧТО МУЧАЛО ГАЙДАРА помимо всего прочего (другие, более глубинные его страхи и тревоги я попыталась реконструировать в первой части этой статьи): страх обознаться в очередной раз и опять столкнуться с оборотнями в погонах.

Некий человек, наводящий на всех ужас, назвался Хайдаром-Голиковым. Его все ненавидят как Шайтана. Он оговорил Голикова.

А Голиков его переиграл -- он стал ХОРОШИМ ГАЙДАРОМ. С Большой буквы. И показал образ светлой Красной Армии -- в которую верил и лелеял в мечтах и будущих солдат и офицеров, которых -- он растил, пестовал своими книгами.

Кроме того, его книги призваны научить мальчишек выживать среди мира горя, крови, грязи, подлости и оставаться чистыми.

На мой взгляд, версия о наличии за спиной ничего не подозревающего А. Голикова его двойников или системы двойников -- разрешает противоречие между документально доказанной Б. Камовым непричастностью будущего писателя к инкриминируемым ему преступлениям и -- народной молвой, отразившейся как в хакасской фольклоре, так и рассказах очевидцев, Эти семейные рассказы в годы Советской власти тихо передавались из уст в уста потомкам и всплыли уже после перестройки, когда замалчивание могло было быть безбоязненно нарушено.

Кроме того -- и это не менее важно -- образ прекрасного человека и писателя Аркадия Гайдара -- вновь обретает -- при таком прочтении событий его жизни -- прежнюю цельность.

Ибо от него отделяется несправедливо наложенный на него -- его черный двойник.

Нет, как и в случае С. Есенина -- Черным человеком больших русских писателей были отнюдь не химеры их якобы расстроенного, заливаемого алкоголем порочного воображения. С помощью Черного человека Система во все времена -- боролась с своими лучшими противниками, объявляя их -- именно их -- сподвижниками темных сил. Их даже иногда называли -- попросту безумцами:

"Черный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живешь водолазовой.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай".

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой.

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

...........................

"Черный человек!

Ты прескверный гость!

Это слава давно

Про тебя разносится".

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу...

(С. Есенин "Черный человек")

"Очень хочется крикнуть: "Идите к чертовой матери!" Но сдерживаешься. А то переведут еще вниз в третье отделение, а там у меня за одну ночь украли папиросы и разорвали на раскурку спрятанную под матрац тетрадку.

За свою жизнь я был в лечебницах раз, вероятно, 8 или 10 -- и все-таки это единственный раз, когда -- эту Хабаровскую, сквернейшую из больниц, -- я вспомню без озлобления, потому что здесь будет неожиданно написана повесть о Мальчише-Кибальчише.

Вообще в лечебнице до черта всякой сволочи. Главврач, завхоз и др. -- это банда паразитов, самоснабжающаяся за счет больных. Выйду из больницы -- шарахну по ним хорошенькую статью поядовитей". (Из дневника А. Гайдара, Хабаровск, 20 августа 1931 г.).

А. П. Гайдар -- так ярко шарахнул своей Сказкой о Мальчише-Кибальчише и его Военной Тайне, что голос его Мальчиша -- прорвал сквозь громаду лет заслон из всех врагов -- как "чужих", так и "своих". Назло всем Плохишам, готовым продать за тридцать серебренников -- за банку варенья и килограмм печенья (так и хочется сказать -- мифическое соловьевское золото) не только Мальчиша, но собственную душу, не говоря уже о Родине.

Его твердое Слово, не отличающееся в чем-то главном, насущном от его земных дел -- оказалось сильней.

Итак, на основе одних и тех же фактов можно занять как адвокатскую, так и прокурорскую позицию. Все зависит от контекста -- личности, эпохи, обстоятельств и т.д. -- сквозь призму которых и рассматривают обычно документально подтвержденные факты.

Несмотря на то, что биограф Гайдара Б.Камов доказал, что в документах отсутствуют указания на совершенные А. Голиковым военные преступления в месяцы его службы в Хакасии, а также доказал -- то, что эта тема нарочно муссируется определенными кругами для того, чтобы очернить, оклеветать писателя, открытым остается вопрос о том, почему в памяти хакасов запечатлелся крайне негативный образ командира Голикова?

Да, эти свидетели могли быть подсадные, обманутые и обманывающие -- со стороны хакасов.

Но откуда все-таки идет такая молва и откуда взялся такой фольклор у хакасского народа? Нет доказательств, что Солоухин сам сочинил этот фольклорный отрывок про убийцу-Голикова, который приведен у него в книге.

Да, Солоухин выполнял чей-то заказ. Он, может быть, был очень дрянным человеком, как предполагает официальный биограф Гайдара Б. Камов.

Но при этом -- он мог искренне верить в то, что Гайдар соответствовал тому отрицательному образу командира Голикова, который запечатлелся в хакасском фольклоре. И эта вера и служила для него основой и оправданием. То есть ему было плевать на факты, так как он считал, что чоновцы не оставляли следов, а фольклор и память народная -- вещь упрямая, против нее не пойдешь.

Это противоречие -- между документально достоверной биографией А. П. Гайдара как необычайно честного, благородного, чистого, умного, талантливого, интеллигентного человека и его образом красного бандита-карателя, оставшимся в народной памяти хакасов -- и снимает, на мой взгляд, найденная интуитивным путем версия о наличии у Голикова и его отряда двойника или системы двойников (подобно тому, как были двойники у Соловьева).

Что же касается истории о двух капитанах, которая образно прослеживается как сквозная тема во многих произведениях А. П. Гайдара, то, на мой взгляд, если первым -- настоящим -- капитаном был Гайдар, то вторым -- черным, поддельным -- был его двойник.

В широком смысле -- черным капитаном, черным двойником, Черным человеком А. П. Гайдара -- была Система, с которой писатель боролся с детских лет. (Под Системой я имею ввиду все мелкое, больное, лишенное любви и свободы, -- все падшее -- мешающее человеку развернуться и жить как Человеку с большой буквы).

Если смотреть вне контекста, исходя из чистой нравственности, то -- расстрел пленных в бытность воинской службы в Хакасии -- трех-четырех человек -- это все равно убийство. И Гайдар -- эти убийства совершил.

Кроме того, то, что у него были пленные, то, что он охотился за вражескими агентами и переманивал их на свою сторону -- подразумевает и то, что он был ничем не лучше других красных командиров -- действовавших аналогично как до, так и после его службы в Хакасии. То есть как и они -- он, получается, видел в хакасских крестьянах врагов, поскольку они поддерживали Соловьева. И -- применял избиения, пытки и т.д. Это закономерно следует из документально описанной историком А. Шекелевым картины красного бандитизма в Хакасии. Так что несмотря на то, что Гайдар не совершал тех мифологизированных преступлений, которые приписал ему в своей книге В.Солоухин, к бездушно-жестокому обращению с бесправными хакасами он все равно -- если исходить из строго аналитичекого подхода к фактам, имел непосредственное отношение -- в силу того, что был членом местного ЧОН.

Поэтому у хакасов нет оснований симпатизировать Гайдару -- это можно понять.

... Однако -- с трудно можно поверить в то, что такой замечательный, талантливый, человечный человек, как юный красный командир Аркадий Голиков, которого начальство послало в Хакасию в качестве "умной головы" -- вместо запрошенного огромного войска (наверное, такое войско и запрашивали-то в надежде, что его не дадут) -- мог действительно избивать, пытать и т.д. Мог пользоваться типичными средствами из арсенала негласных действий местного ЧОН.

И вот тут-то и вступает в свои права интуиция -- в данном случае моральная интуиция.

Ну не мог Аркадий Голиков ТАК обращаться с людьми! Даже с врагами -- не мог!... Расстрелы же, в отличие от бесчинствующих других командиров, совершил в действительно не человечески сложных условиях, когда не было ни времени, ни сил на раздумья.

И ВОТ-ЭТО ТО ЕМУ И НЕ ПРОСТИЛО ЕГО ОКРУЖЕНИЕ -- ЕГО БЛИЖНИЕ И ДАЛЬНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ И СОСЛУЖИВЦЫ.

Они все привыкли жить и воевать по-другому.

Они были бандитами -- красными бандитами.

А он -- настоящим красным командиром -- таким, каким и должен был быть красный командир-коммунист. А Голиков -- и был таким. Как в своих написанных после книгах.

И Голиков сразу стал для них чужаком.

Вот они и взяли его сходу в оборот -- задумали операцию с двойниками для его планомерной и бесповоротной дискредитации. И это они -- совершили какие-то военные преступления, отложившиеся -- опять-таки мифологизировано -- в народной памяти и образно отразившиеся в хакасском фольклоре.

... Да, может и не Тухачевский отвел от него смерть в тот раз. Скорее это была рука Божественного промысла.