Драма "Рюи Блаз" была написана 8 июля -- 11 августа 1838 г. для созданного по инициативе Гюго нового театра "Ренессанс", специально рассчитанного на постановку романтической драматургии.
Вновь после "Эрнани" обращается здесь Гюго к старой Испании, но на этот раз уже не периода становления абсолютизма, а времен его глубочайшего упадка. Действие драмы происходит около 1699 г., при последнем короле династии Габсбургов, Карле II, царствование которого явилось периодом полного истощения сил некогда могущественной державы. Испанский народ задыхался под гнетом феодально-католической реакции. Непомерно разросшийся бюрократический аппарат, паразитическое дворянство, толпы монахов и священников кормились за его счет. Страна стала достоянием королевских фаворитов, оспаривавших друг у друга власть и доходы.
Обнищавшая и обескровленная Испания уже не в состоянии была выдерживать конкуренцию более передовых стран и теряла одно за другим свои колониальные и зарубежные европейские владения.
Выбор этой эпохи предоставлял Гюго широкие возможности для политического и социального обличения. Однако история понимается им здесь весьма упрощенно и сводится к ряду конфликтов между отдельными личностями. Кроме того, верно воспроизводя многие основные черты эпохи, Гюго довольно свободно обращается с историческими фактами ради свободы чисто поэтического вымысла (см. ниже, примечание к списку действующих лиц).
Завершая цикл романтических драм Гюго 30-х годов, "Рюи Блаз" развивает и заостряет их главные черты. С необычайным блеском воспроизводит эта драма мрачную и лихорадочную атмосферу Испании XVII в., с большой силой клеймит она алчную свору правителей, расхищающих национальное добро и обрекающих народ на нищету; наконец, с огромной силой здесь утверждается гуманистическое понимание любви, которая для Гюго всегда -- символ истинной человечности.
Социальная антитеза, присутствующая в той или иной форме во всех драмах Гюго, доведена в "Рюи Блазе" до крайности и находит выражение в необычайной ситуации: лакей, влюбленный в королеву. Изобразив в предыдущих драмах идеального романтического героя в облике разбойника или скромного ремесленника, Гюго в "Рюи Блазе" осмелился надеть на него лакейскую ливрею. Это было предельным нарушением канонов сословной драматургии классицизма, отчасти возродившейся в то время во Франции. Если предшествующие герои Гюго проявляли высокое достоинство в личных отношениях, то в "Рюи Блазе" автор идет дальше: впервые он приобщает демократического героя к общественной деятельности, наделяет плебея талантом правителя и горячим патриотизмом, которые проявляются в краткий период его фантастического возвышения.
Не от корыстных вельмож, не от ничтожного короля должно прийти спасение для гибнущего испанского государства, а от народа, в котором автор драмы чувствует свежие творческие силы. Этим определяется особое значение образа Рюи Блаза.
Не случайно Гюго назвал пьесу его именем, отказавшись от ранее намеченных названий: "Королева скучает" и "Месть дон Саллюстия". Рюи Блаз -- не просто социально униженный человек, каких Гюго изображал и до этого, а прежде всего -- символ народа, символ трагического несоответствия между духовными возможностями угнетенных масс и их истинным положением в классовом обществе. Но эта проблема ставится в условной романтической форме, на материале искусственного сюжета; как и в других драмах Гюго, здесь нет непосредственного изображения народной жизни; программный герой Рюи Блаз даже не соприкасается с народом и является довольно отвлеченным образом в драматургии Гюго. Если отрицательные персонажи драмы изображены более реалистично, так же как колоритная фигура дон Цезаря де Басана, несомненно несущая в себе черты эпохи, то Рюи Блаз остается рупором авторских идей.
Вполне понятно, что реакционная критика обрушилась на пьесу, объявив ее "вызовом здравому смыслу" и симптомом "заката романтизма". Но демократический зритель как в момент первого появления пьесы, так и впоследствии высоко оценил "Рюи Блаза", как "самую сценическую, самую человечную, самую живую из всех драм Гюго" (отзыв Эмиля Золя).
Сила общественного воздействия драматургии Гюго подтверждается ее цензурными мытарствами, которые не ограничились пределами Франции. Директор парижского театра Порт-Сен-Мартен, совершившего в 1841 г. гастрольную поездку по Европе, Гарель писал Гюго: "Ни в России, ни в Польше, ни в одной части Германии я не смог добиться разрешения на постановку хотя бы одного из ваших произведений. Ваше имя -- под запретом".
...Карл II Испанский -- не личность, а тень. -- Карл II (годы правления 1665-1700) -- один из самых бездарных испанских королей. Вступив на престол семилетним ребенком, он и по достижении совершеннолетия оставался послушным орудием в руках своей матери Анны Австрийской, духовников и министров. Слабый и болезненный король занятиям государственными делами предпочитал игру в бирюльки, в обществе придворных шутов и карликов, и охоту, иногда даже инсценировавшуюся в дворцовых залах. Карл был женат дважды: на Марии-Луизе Орлеанской, а после ее смерти -- на Марии-Анне Нейбургской (изображенной в пьесе Гюго). Оба брака были бездетны, и со смертью короля династия Габсбургов угасла в Испании.
...Людовик XIV наследовал Карлу V... -- Карл V упоминается здесь как олицетворение былого могущества Испании. После смерти бездетного Карла II на испанский престол был возведен Филипп Анжуйский, внук французского короля Людовика XIV.
Действующие лица. -- Большая часть имен почерпнута Гюго из исторических источников, главным образом из многотомного труда французского историка второй половины XVII в. Жана де Вейрака "Нынешнее положение Испании" (изд. в 1718 г.). Таковы имена: дон Саллюстий де Басан, дон Цезарь де Басан, дон Гуритан, граф де Кампореаль, маркиз де Санта Крус, граф Альба. Однако характеры лиц, фигурирующих под этими именами в драме, являются плодом творческого вымысла Гюго. Мария Нейбургская, королева Испании, дочь курфюрста баварского Вильгельма-Филиппа, вступила в брак с Карлом II в 1690 г., меньше чем через год после смерти его первой жены, французской принцессы Луизы Орлеанской. В противоположность Луизе она была крайне непопулярна в Испании и, хотя постоянно занималась политическими интригами, не пользовалась никаким влиянием. Герцогиня Альбукеркская -- придворная дама не Марии Нейбургской, а Луизы Орлеанской. Гюго придал ей характер типичной испанской обер-фрейлины.
Альгвасил -- судебный пристав.
...не тронут был, как друг, святой Иаков! -- Сант-Яго -- испанская форма имени святого Иакова.
Монс -- старинный торговый город во Фландрии, захваченный в 1691 г. Людовиком XIV.
Как Иов, нищ, а горд, как герцог де Браганца! -- Иов в библейской легенде -- бедняк, безропотно переносивший все посланные ему богом лишения. Браганца -- герцогский, а затем (после 1640 г., когда Португалия отделилась от Испании) -- королевский дом в Португалии.
Нунций -- папский посол.
...лакеем взят к маркизу Финлас в дом... -- Маркиз де Финлас -- один из титулов дона Саллюстия.
Санта Мария Эсклава -- святая Мария Невольница.
В Эскуриале дни проводит у гробницы. -- Эскуриал -- дворец в окрестностях Мадрида, построенный Филиппом II, одновременно резиденция и усыпальница испанских королей.
...мог бы поглотить он все богатства Перу. -- Перу в XVII в. была главной и наиболее богатой ценными металлами колонией Испании в Южной Америке.
...пост алькада. -- Алькад -- государственный чиновник в испанских провинциях, соединявший административные, судебные и полицейские функции.
...правою рукой Майорку ухватив, рукою левою он держит Тенериф. -- Майорка -- самый большой из Балеарских островов; Тенериф -- самый крупный и богатый из Канарских островов.
Отдайте мне мышьяк -- я негров вам отдам. -- Так как порабощенные испанскими колонизаторами туземцы Америки не выдерживали поистине каторжной работы в устроенных завоевателями рудниках, у испанцев рано явилась мысль использовать для такой работы привезенных из Африки чернокожих рабов. Но привилегия на торговлю неграми, чрезвычайно выгодная, давалась лишь определенным лицам.
...отдал без войны... в Эльзасе все свои испанские владенья, Конте и Русильон. -- Эльзасские города, графство Франш-Конте и южнофранцузская провинция Русильон были отняты у Испании во второй половине XVII в. Людовиком XIV.
Край Синих гор, Гоа, Ормуз и Фернамбук. -- Синие горы -- горная цепь на Ямайке. Гоа -- город и порт в Индии. Ормуз -- остров в Индийском океане. Фернамбук -- город и порт в Бразилии.
...инфант баварский умирает: трон остается пуст. -- Сын курфюрста баварского Иосиф-Фердинанд, сделавшийся после брака Карла II с Марией Нейбургской близким его свойственником и возможным наследником испанского престола, внезапно умер в начале 1699 г.
Которую затмит заря страны иной. -- Имеется в виду Англия, которая, быстро развиваясь после буржуазной революции 1649 г., в то время заняла первое место в Западной Европе как могущественная морская держава, оттеснив Испанию на задний план.
Эрцгерцог выступил -- и нам грозит война. -- Германский император Леопольд выдвигал как кандидата на испанский престол своего сына эрцгерцога Карла. Ему в этом противодействовал Людовик XIV, стремившийся сделать испанским королем своего внука. Последовавшая за смертью Карла II "война за испанское наследство" (1701-1713) закончилась возведением на престол французского принца.