Задачей государства можно считать все, что угодно — осуществленіе безопасности и нравственности, благосостоянія или права, добродѣтели или возможности для личности всесторонне и гармонически развиваться, — говоря вообще, можно взять любую изъ общественныхъ задачъ и заявить, что государство, какъ разъ, и занято или должно заняться ея разрѣшеніемъ.

Тѣмъ не менѣе, изъ того, что какой либо писатель или какая либо политическая партія назовутъ какую либо изъ общественныхъ, желательныхъ для этой личности или партіи задачъ — задачей государства, вовсе еще не слѣдуетъ, что государство занимается или займется ея разрѣшеніемъ.

На вопросъ, въ чемъ заключаются задачи государства, можно отвѣтить не иначе, какъ изучивъ дѣйствительно наблюдавшіяся въ теченіи тысячелѣтій задачи существующихъ и исчезнувшихъ государствъ.

Только при этомъ условіи можно получить научный отвѣтъ на поставленный вопросъ.

Вся исторія учитъ насъ, что задачи государствъ сводились къ доставленію правителямъ и тѣмъ лицамъ, которые были близки къ правителямъ и на которыхъ послѣдніе опирались, возможно большаго количества всевозможныхъ благъ.

Никакихъ другихъ задачъ, кромѣ этой главной и вытекающихъ изъ нея, государства не имѣли. Если ими и дѣлалось что либо для подвластныхъ, то исключительно потому, что такими дѣяніями поддерживалась власть правителей.

Слово "подданные" означаетъ людей, поддавшихся силѣ и власти другихъ лицъ, оно примѣняется къ людямъ обложеннымъ данями-податями (налогами) и повинующихся своимъ властителямъ.

Сборъ съ подданныхъ дани, податей, налоговъ является одной изъ главнѣйшихъ функцій государства. Русское государство, напримѣръ брало съ населенія около третьей части его дохода, то есть, столько же, сколько и всѣ капиталисты, вмѣстѣ взятые.

Населеніе работало на этого страшнаго эксплуататора почти два дня въ недѣлю, затѣмъ около двухъ дней въ недѣлю на всѣхъ остальныхъ эксплуататоровъ и два дня съ небольшимъ въ недѣлю на себя.

Бѣдняки платятъ государству дань вырабатывая ея тяжелымъ трудомъ.

Богатые тоже платятъ налоги, какъ платятъ ихъ и правители, но сами не трудятся, а берутъ для этого (и для многого) необходимыя средства изъ продуктовъ, выработанныхъ трудомъ бѣдняковъ.

Правительство собираетъ съ народа громадныя деньги, между прочимъ, и для того, чтобы подкупать людей, охраняющихъ правительственную власть.

Одной изъ задачъ (вытекающихъ изъ основной задачи) государства является, поэтому, постоянное стремленіе увеличить число поддерживающихъ правительство лицъ, число всевозможныхъ чиновниковъ.

Правительствамъ приходится взыскивать возможно больше денегъ на подкупъ, на содержаніе войска и на удовлетвореніе своихъ возрастающихъ потребностей. Не довольствуясь сборами всевозможныхъ податей, государства зачастую занимаютъ деньги предоставляя уплату долга будущимъ правителямъ, которые въ свою очередь, будутъ взыскивать разныя подати.

Для того, чтобы собирать подати и сохранять власть, правителямъ пришлось организовать изъ подкупленныхъ лицъ и изъ лицъ, навербованныхъ силою, разные институты насилія и лицемѣрія.

Въ глубокой древности, когда численность подданныхъ была не особенно велика (относительно къ правителямъ много меньше, чѣмъ въ наше время) каждый правитель лично занимался насиліемъ — убиралъ, ранилъ, связывалъ и бросалъ въ тюрьмы подданныхъ, отказывавшихся платить дань или работать на правителей. Позднѣе, они только приказывали дѣлать все это своимъ чиновникамъ, такъ сказать, — подкупленнымъ людямъ.

Далѣе, правители потребовали отъ подданныхъ налога крови — людей для устройства своего главнаго института насилія — войска.

Государства, то есть, правители, провозгласили такимъ образомъ и силой провели въ жизнь свое "право" на жизнь подданыхъ, свое "право" посылать ихъ на смерть и увѣчья.

А изъ добровольцевъ правители нанимали сборщиковъ податей, полицейскихъ, тюремщиковъ, судей, палачей и другихъ людей, дающихъ правителямъ возможность издавать такіе приказы, которые тотчасъ же будутъ выполнены, благодаря усиліямъ этихъ нанятыхъ лицъ.

Не довольствуясь сборами податей и займами, правители занимались и занимаются эксплуатаціей наемныхъ рабочихъ въ своихъ транспортныхъ, промышленныхъ и торговыхъ предпріятіяхъ. Правительство старается привязать къ себѣ этихъ рабочихъ пенсіями, выдаваемыми достигшимъ преклоннаго возраста и при томъ наиболѣе послушнымъ изъ этихъ труженниковъ, а также немного лучшими условіями труда и заработка, чѣмъ тѣ, которыя существуют въ частно-капиталистическихъ предпріятіяхъ. Но у этихъ рабочихъ государство отнимаетъ обыкновенно право бастовать и устраивать союзы.

Только что указанными подачками рабочіе государственныхъ предпріятій какъ бы отдѣляются отъ остальной массы рабочихъ и, въ нѣкоторыхъ случаяхъ, они отстаютъ отъ нея даже въ борьбѣ за мелкое улучшеніе быта трудящейся массы.

Задачей государства, руководящагося стариннымъ правиламъ "divide et impera", являются и другіе пріемы раздѣленія гражданъ на враждующія группы, при чемъ политическія партіи усердно помогаютъ государству въ выполненіи этой задачи.

Стараясь удержаться на своихъ постахъ, правители берутъ на себя завѣдываніе нѣкоторыми дѣлами общежитія. Надо, впрочемъ, замѣтить, что всѣ разговоры о дѣятельности правителей, имѣющей цѣлью удовлетвореніе общественныхъ потребностей, имѣютъ условный смыслъ. Дѣло въ томъ, что подъ маской удовлетворенія этихъ потребностей, правители удовлетворяютъ потребности тѣхъ группъ общества, на которыя они опираются, а также и свои личныя потребности, "потребности властителей".

Такъ, напримѣръ, даже тогда, когда дѣло идетъ объ удовлетвореніи дѣйствительно общественной потребности, хотя ты объ образованіи будущихъ гражданъ, правители отнюдь не заботятся о созданіи контингента образованныхъ людей, а даютъ, подъ именемъ образованія, урѣзанное, фальсифицированное знаніе, стараясь подготовить для себя послушныхъ и умѣющихъ служить правительству подданныхъ, а для капиталистовъ — умѣлыхъ рабочихъ. "Возьмемъ, — говорилъ П. Лафаргъ, — законы объ обязательномъ образованіи. Развѣ они изданы въ интересахъ рабочихъ? Никогда. Они изданы для пользы хозяевъ, которые все болѣе и болѣе нуждаются въ обученной работѣ при тонкихъ и сложныхъ машинахъ, которыя употребляетъ современная индустрія".

Не фальсифицированное, не урѣзанное знаніе дается только немногимъ лицамъ, изучающихъ тѣ отрасли наукъ, которыя не имѣютъ никакого отношенія къ правительственной дѣятельности и въ ряды этихъ немногихъ фактически закрытъ доступъ представителямъ эксплуатируемыхъ и угнетенныхъ группъ населенія.

Современное государство стремится захватить въ свои руки дѣятельность какъ разъ по такому своеобразному удовлетворенію все большаго и большаго числа общественныхъ потребностей, но общество, въ цѣломъ, отъ этого только проигрываетъ.

Общественныя потребности подмѣняются потребностями давящихъ классовъ общества; правители принудительно навязываютъ обществу свои услуги для плохого удовлетворенія общественныхъ потребностей и мѣшаютъ гражданамъ мало-мальски разумнымъ образомъ организовать это удовлетвореніе.

Само являясь эксплуататоромъ и охраняя эксплуатацію, неглупое правительство старается залѣчить наиболѣе тяжкія раны, причиняемыя эксплуатаціей и, создавая для этого новые кадры чиновниковъ, усиливаетъ свою власть; эту дѣятельность государства едва ли можно назвать удовлетвореніемъ общественныхъ потребностей.

Хотя правители и захватили дѣятельность по разрѣшенію нѣкоторыхъ общественныхъ задачъ, тѣмъ не менѣе, эти правители не явились въ общество, какъ результатъ естественнаго развитія послѣдняго, а ворвались въ него, какъ насильники.

Только устранивъ этихъ насильниковъ, этихъ правителей отъ постояннаго вмѣшательства въ общественную жизнь, то есть, выбросивъ ихъ изъ общежитія, общество сможетъ разумно удовлетворять свои потребности, свободно развиваться, умѣло разрѣшать представшія передъ нимъ задачи.

Но, если правители существуютъ, общество неизбѣжно закрѣпощается, въ его творчество вносятся уродующіе это творчество элементы приспособленія къ правительственнымъ цѣлямъ, его жизнь сбивается съ вѣрной дороги, развитіе, прогрессъ тормозятся.

Строго говоря, нельзя говорить объ общественномъ характерѣ правительственной власти. Рѣчь можетъ идти только о томъ, что правители, постоянно вмѣшиваясь въ общественныя дѣла, мѣшаютъ организовать ихъ полезнымъ для всѣхъ членовъ общежитія образомъ. Правительство всегда дѣйствуетъ и будетъ дѣйствовать для своей пользы и для пользы поддерживающихъ его группъ населенія, какъ бы ни назывались послѣднія — рабовладѣльцами, крѣпостниками, предпринимателями, капиталистами, чиновниками будущаго "соціалистическаго" государства, чиновниками казенныхъ заводовъ и пр.

Только уничтоживъ всякое правительство, то есть, уничтоживъ государство, можно добиться того, что правители не будутъ вмѣшиваться въ общественную жизнь, безпощадно и нелѣпо уродуя ее.