Не останавливаясь на подробном изложении дальнейшего усовершенствования танков в Англии, Франции, Италии, Соединенных Штатах и в других государствах, рассмотрим лишь таблицу танков (см. приложение) с числовыми данными, характеризующими их свойства, и попутно установим современную классификацию танков.

Согласно опыта минувшей воины, с которым еще долгое время придется считаться, различают два основных типа боевых танков: 1)БЫСТРОХОДНЫЕ ТАНКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ, сравнительно малого веса (2-20 тонн) и мало заметные на местности, т.е. имеющие малую площадь, подверженную обстрелу. Эти танки должны применяться в больших массах, сопровождать наступающую пехоту и девствовать в тесной связи с ней, очищая местность, уничтожая гнезда сопротивления и отражая неприятельские контратаки. 2) ТЯЖЕЛЫЕ БОЛЬШИЕ ТАНКИ ИЛИ ТАНКИ ПРОРЫВА — назначаются для прорыва сильно укрепленных позиций, для уничтожения неприятельского танкового оборонительного вооружения, чтобы таким образом проложить путь следующим за ними танкам сопровождения и пехоте.

Эти танка должны быть сильно бронированными, чтобы противостоять действию полевой артиллерии, и хорошо вооружены, чтобы иметь возможность пробить брешь в сильно укрепленных неприятельских линиях и открыть дорогу пехоте и танкам сопровождения, назначение которых — расширить успех, продолжив атаку в глубину фронта. Танки, могущие выполнить указанное назначение, должны быть очень значительного веса; в настоящее время минимальным весом считают, примерно, 40 тонн: итальянский тяжелый танк «Фиат — 2000» , французский танк 2С, весом 68 тонн, опытный французский Шнейдера, весом 123 тонн, германский тяжелый танк — 150 тонни, наконец, недавно во Франции полковником Вельпри был предложен проект 600-тонного танка.

Кроме этих двух типов, существует еве третий тип танков — танки особоГО назначения — радио-танки, саперные танки, транспортные танки и др.

Деление боевых танков на два основных типа только по их назначению не вполне удовлетворяет существующему состоянию конструирования танков: так, танки сопровождения приходится разделить на легкие, весом не более 10 тонн (у нас правильнее считать не более 9 тонн — этот вес ограничен условием проходимости по нашим нормальным мостам) и средние танки, весом 10-20 тонн (лучше считать предельным весом 16 тонн, что соответствует грузоподъемности обыкновенной железнодорожной платформы). Затем из группы легких танков обыкновенно выделяют СВЕРХ-ЛЕГКИЕ двухместные или даже одноместные весом до 3-х тони, а из группы тяжелых — СВЕРХ-ТЯЖЕЛЫЕ весом, примерно, 100 тонн и более.

Основным образцом легких танков можно считать вышеупомянутый легкий танк Рено, весом 6, 5 тонн. Требование — уменьшить размеры легкого танка и одновременно увеличить его скорость и силу вооружения — привело, с одной стороны, к появлению быстроходных сверх-легких танков сравнительно слабо вооруженных, например, французского типа авто-гусЕНИЦА (Auto-chenille) — черт. 5, весом около 2-3 тонн и наибольшей скоростью 40 км/час.

Авто-гусеница (Chenillette) Сен-Шамоне или английский танк МОРИС МАРТЕЛЯ 1925 г. (одноместный) — чертеж 7, весом 2, 5 тонны и наибольшей скоростью 35-50 км/час.; с другой стороны — к появлению танков с сильным вооружением (одним орудием и не менее 2-х пулеметов); таковые английские легкие танки Виккерса марки I и II, весом 11 и 12 тонн (черт. 8) с наибольшей скоростью 35 км/час, и КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК ВИККЕРСА (черт.9), весом 12, 5 тонн, с наибольшей скоростью 35-48 км/час. на колесах к 25-30 км/час. — на гусеницах и со средней скоростью на местности 10-15 км/час.

Главное назначение последних танков — борьба с неприятельскими танками, почему им присвоено название «танки-истребители».

В чисто конструктивном отношении различают следующие виды танков:

1) танки с МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ гусЕНИЦами: а) жесткого типа, б)подрессоренные.

2) ТАНКИ НА РЕЗИНОВОЙ гусенице (системы Кегресс-Ситроен) с передними или задними управляемыми колесами, т.е. полугусеничные танки. К системе полугусеничных танков относится и ТАНК МАРТЕЛЯ.

3) КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЕ ТАНКИ, т.е. такие, которые, по желанию, могут ходить по дорогам на колесах с большой скоростью и на гусенице по местности с меньшей скоростью. К числу таких танков относятся: французский танк авто-гусеница (завода Сен-Шамон), чехо-словакский колесно-гусеничный танк «КН 50» (части его изготовляются заводами Брейтфельд, Данека и др.), весом около 7 тонн, мощностью двигателя 50 сил и наибольшей скоростью на колесах 35 км/час, и на гусеницах — 12 км/час. и, наконец, уже упомянутый колесно-гусеничный танк виккерса, имеющий то преимущество, что переход с колесного хода на гусеничный и обратно производится мотором танка и не требует выхода команды из танка, что необходимо у танка «КН 50».

К этому же типу, но несколько измененной конструкции, относится американский танк кристи, называемый «амфибия-танк», так как он, кроме гусеничного и колесного хода, имеет еще приспособление для плавания.