Произведения «Четверо и Крак», «У Пяти ручьев» и «Созерцатель скал» Евгения Кораблева (Григория Григорьевича Младова) публиковались в издательстве «Земля и фабрика» с 1926 по 1931 г. Они выдержали несколько изданий и в наши дни, несомненно, еще вызовут живой интерес читателя.
Достоинства этих книг, прежде всего, в соединении увлекательного сюжета с не менее интересными и полезными сведениями из разных областей географии, геологии, зоологии, этнографии, истории и т. п. Привлекает в трилогии и передача атмосферы жизни двадцатых годов, романтического пафоса тех лет, который ощутим во всех поступках и в настроении молодых героев книг.
Е. Кораблев, рядом с другими зачинателями жанра советского «приключения-путешествия», ставил своей задачей направить любознательность подростка, юноши в сторону расширения научных знаний и изучения природы.
В рецензии на первую книгу Е. Кораблева «Четверо и Крак» газета «Правда» писала: «Законная доля романтизма у молодежи должна получить свое удовлетворение, но так, чтобы литература, отвечающая данной потребности, могла направлять эти эмоции в нужное нам русло, могла воспитывать борцов и строителей социализма.
В огромной своей части приключенческая литература, выпускаемая у нас, не только не выполняет этой положительной роли, но, напротив, часто может вызывать настроения, чуждые пролетарской общественности. И лишь очень небольшой слой приключенческой литературы достоин считаться удовлетворительным или даже удачным.
К числу удачных можно, несомненно, отнести книжку, которую мы рецензируем... хорошо, что в приключенческой повести нет обычной халтурщины, не пахнет старой пинкертоновщиной.
Хорошо, интересно написанная, она может сослужить большую службу, направляя жажду похождений и романтических эмоций молодежи в сторону, так важную сейчас, в эпоху социалистического строительства» (газета «Правда» от 9 июня 1926 г.).
Характерно, что писатель хотел повернуть устремление читателя, его внимание внутрь своей страны, он хотел помочь увидеть и богатства и удивительную, скрытую за стеной непроходимых лесов, красоту малоисследованных районов Урала и Сибири. Эту природу «у себя дома», с богатствами и красотой, делает автор одной из главных тем своей трилогии.
Обильные краеведческие сведения, которыми наполнены все три книжки, не тяготят, так как перемежаются всевозможными приключениями, потерями, находками, тайнами, за открытием которых читатель охотно обращается к тому же научному материалу.
Эту особенность книг Кораблева отмечал в свое время журнал «Книга и профсоюзы» в рецензии на книгу «У Пяти ручьев». «В узор внешне занимательного и увлекательного авантюрного сюжета умело и удачно вплетены интересные научные данные по геологии и экономике Северного Урала. Книга, несомненно, окажется весьма полезной для среднего и старшего возраста. В ней можно видеть удачно разрешенный опыт создания нашей научно-приключенческой литературы «Советского Жюль Верна», о которой слышались пожелания на конференции рабочих читателей и писателей...» (журнал «Книга и профсоюзы», 1927 г., № 7, 8).
В повестях «Четверо и Крак», «У Пяти ручьев» мы встречаемся с подростками Тошкой, Андреем, Гришуком, Федькой. В «Созерцателе скал» – это уже юноши, студенты, путь которых определился событиями, описанными в первых двух частях. Таким образом, не только увлекательны и полезны для ребят их похождения по уральским лесным дебрям. Эти походы определили их интересы, работу – всю будущую жизнь. Трудности путешествий сформировали в каждом из них стойкий, мужественный характер.
А самое знаменательное то, что эта группа ребят, героев трилогии, – часть огромной армии новой советской молодежи, которая чувствует себя подлинным новым хозяином советского отечества. Как настоящие хозяева они устремляются к изучению того наследства, которое им досталось. Они готовятся к тем гигантским преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве и культурней"! жизни, которые вскоре развернутся на территории всей нашей страны в соответствии с первым пятилетним планом.
Не случайно во второй части к молодым любознательным лесным путешественникам присоединяется чех Ян Краль, вогуленок Пимка, а в третьей – Созерцатель скал, Артур Краузе, немец. Е. Кораблев вводит этих героев, чтобы показать, как единым строем в борьбе за новое идут представители разных народов, одни – отрекшиеся от буржуазной цивилизации, другие – уходящие от дикости, на которую их обрекал царизм.
Писатель имел цель показать природу не только как кладовую богатств, но и как источник радости человека. Природа и мир животных – это верные союзники человека, его помощники, если не подходить к ним с хищнической, буржуазной меркой.
Комсомольцы, участники экспедиции, и в глухомани Севера, и в нетронутых лесах у Байкала чувствуют все время ответственность за свои поступки: они охотятся и рубят деревья, они вторгаются в дикую природу, но по необходимости, а не ради жестокой забавы или пустого развлечения. Ребята собирают коллекции и подбирают беспомощных детенышей животных; пишут стихи и исследуют глубины Байкала. Чувство ответственности органически присуще им как хозяевам и обладателям всех этих богатств и не покидает их ни при каких обстоятельствах.
До революции коренные жители как Северного Урала, так и Прибайкалья влачили почти первобытное существование. Е. Кораблев уделяет большое внимание описанию их обрядов, быта, еще сохранявшихся в то время. В лице Пимки («У Пяти ручьев») и молодого комсомольца-воина бурята Вампилуна («Созерцатель скал») видно, как воспитываются и растут на глазах культурные советские люди в тех народностях, где раньше господствовали нищета, суеверия. Особенно интересен в трилогии образ комсомольца Вампилуна, значительна история его трагической гибели.
Бандиты – русские и буряты, – отряды которых образовались из местных богатеев и остатков разгромленных банд белогвардейца Семенова, захватывают в свои руки Вампилуна. Издеваясь над ним, его заставляют стрелять в захваченных бандитами ни в чем не повинных крестьян. Этому же испытанию подвергают и прапорщика с университетским значком, оказавшегося в рядах бандитов вместе с остатками своего отряда.
Слабовольный прапорщик пускает себе пулю в лоб. Комсомолец же Вампилун дорого оценивает свою голову: он стреляет сначала в трех главарей банды и затем последней пулей кончает свою жизнь. Автор не случайно сводит этих двух противников несправедливости и жестокости в одной ситуации. Прапорщик слаб, и смерть – единственный выход из его ненужного существования. Вампилун, волевой и сильный, знает, за что и во имя чего он борется, и отдает свою жизнь.
Разумеется, в приключенческих книгах на первом месте оказываются разные большие и малые события на пути героев. Их в трилогии – великое множество. Можно говорить о некоторой перегруженности книг этими приключениями, но с каждым из них автор связывает что-нибудь либо сюжетно необходимое, либо какие-то научные сведения.
Е. Кораблеву в трилогии, пожалуй, более всего удались характерные персонажи, то есть те, в которых отразился склад жизни и обычаи края. Склонность автора к колоритным жанровым зарисовкам нашла здесь свое отражение. Оттого можно считать наиболее удавшимися таких героев, как Евстафий Хорьков, Попрядухин, Пимка, Аполлошка, с их выразительными местными словечками, наконец – Урбужана, бурята с тремя обетами – Майдера.
О последней части трилогии «Созерцатель скал» писалось в газете «Известия» то, что может быть отнесено ко всей трилогии:
«Интересный и обширный краеведческий материал вместе с красочными характеристиками героев романа и запутанным сюжетным клубком, где фантазия переплетена с действительностью, привлекут, безусловно, к роману обширную молодую читательскую аудиторию» (газета «Известия» от 14 ноября 1928 г.).
* * *
Евгений Кораблев (Григорий Григорьевич Младов) родился в 1885 г. в г. Екатеринбурге (ныне Свердловске).
Любовь к литературе была с детства характерна для будущего писателя. Да это и было не случайно в семье «книголюбов», где отец имел гуманитарное образование, а старший брат, Николай Григорьевич, окончив Казанский университет, преподавал словесность в женской гимназии Екатеринбурга.
Семья была большой, но объединенной общим увлечением литературой, музыкой, пением.
Как рассказывает в своих неизданных воспоминаниях писатель, отец тайком читал сам и давал старшим сыновьям, Николаю и ему – Григорию, запрещенные книжки. Они хранились в книжном шкафу позади всеми любимых Пушкина, Гоголя, Гончарова, Салтыкова-Щедрина.
Семнадцатилетний гимназист увлекался полузапрещенными трудами по политической экономии, журналом «Былое» и доставляемой изредка в особых пакетах ленинской газетой «Искра».
С 1908 г. по 1912 г. Г. Г. Младов – студент юридического факультета Петербургского университета.
Кружки, споры, вечера, концерты, знакомства с писателями... Однако все это вскоре оказывается почти недоступным: умирает отец, и вся семья остается на плечах старшего брата. Григорий живет впроголодь: помочь ему некому. Репетиторство и сотрудничество в маленьких газетках – единственные источники средств существования. Лекции, подготовки к экзаменам, беготня по урокам и редакциям. II все остающееся время – литературный труд. Первое произведение – повесть, публикуется в журнале «Современный мир» (1913 г., № 8). Первоначальное заглавие повести – «Преосвященный Лаврентий». Однако выпускается она под названием «Епархиалка». Из политических соображений автор заменяет в последний момент и свою фамилию схожим псевдонимом – Г. Молотов.
С большой смелостью начинающий писатель пишет в своей повести о гнилостности и разложении, что царят за фасадами церквей и монастырей, за всем тем с виду благопристойным провинциальным бытом, который Младов хорошо знал с детства. Следует отметить, что издательница журнала М. К. Иорданская подверглась штрафу за опубликование «крамольной» повести.
По окончании университета Г. Г. Младов порывает со своей специальностью и отдает себя делу народного образования. Он уезжает в захолустный Камышлов, где определяется в земстве на должность заведующего внешкольным образованием.
Приезды к родным в Екатеринбург, споры ночи напролет о судьбах России, русской литературы с братьями, знакомыми семьи (среди которых следует упомянуть тогда преподавателя П. П. Бажова), – все это обогащает начинающего писателя, оторвавшегося от петербургской университетской и литературной среды.
Г. Г. Младов отдается изучению быта Урала, краеведческого материала, кроме Д. Н. Мамина-Сибиряка почти никем в те годы не использовавшегося.
По работе – распространение школ, библиотек – приходится разъезжать по самым глухим углам и знакомиться со старыми уральскими обычаями, фольклором, диалектами.
Когда начинается первая мировая война, Григорий Григорьевич из-за слабого зрения освобождается от мобилизации. На послереволюционные события на Урале он откликается статьями в местных газетах, за одну из них он едва не был отдан под суд правительством Колчака.
В начале двадцатых годов вся семья живет в Забайкальском городке Верхнеудинске. Здесь Григорий Григорьевич работает преподавателем литературы в открывшемся техникуме. Младов много ездит – богатый, малоисследованный в те годы Байкал привлекает его особое внимание.
С 1925 г. писатель живет в Москве, пишет и этой приключенческой трилогией как бы подводит итог своим скитаниям по Уралу и Забайкальскому краю.
Но эти две повести и роман казались ему лишь подготовительной работой к большому художественному произведению, посвященному Уралу. Книга эта мыслилась под заглавием «Руда».
Однако сначала тяжелая болезнь, а затем не зависящие от писателя обстоятельства помешали выполнению его замысла.
Он покидает Москву и с середины тридцатых годов почти до конца жизни живет в Кисловодске. На Урал, в Свердловск, он возвращается в конце 1952 г., где и умирает 22 декабря.
Современный читатель с интересом прочтет эти давно не издававшиеся произведения одного из зачинателей советского романа путешествий и приключений. Разумеется, многое в трилогии устарело, читатель без труда разберется в этом. В тех диких и непроходимых местах, в которых действовали герои трилогии в двадцатые годы, в наши дни, волею Коммунистической партии, по ее предначертаниям проложены железные дороги и авиатрассы, вознеслись индустриальные центры...
Тем более будет полезна эта книга: сравнение с недавним прошлым и вызовет чувство гордости великими преобразованиями, любви и уважения к их творцам.
Настоящее издание – это первая публикация трилогии в целом. Редакция сочла возможным сделать в тексте незначительные сокращения материала, явно устаревшего и не представляющего интереса для читателя.
Н. Телетова