Уже вечером 24 июня, когда турки укрылись в Чесменской бухте, у русского командования зародилась мысль сжечь с помощью брандеров[9] турецкий флот, блокированный в бухте, не дав ему ускользнуть через проливы в Мраморное море. Но готовых брандеров при эскадре не было. Поэтому командиру корабля «Гром» Ганнибалу было поручено немедленно приступить к оборудованию их из четырех греческих судов. Использование брандеров давало в руки командования сильное средство для истребления турецкого флота, поскольку небольшие размеры Чесменской бухты не позволяли произвести атаку неприятеля силами всей эскадры.

Турецкий флот был расположен скученно в двух плотных линиях; за линейными кораблями, в глубине бухты, в беспорядке стояли мелкие корабли. На левом фланге передней линии находились галеры.

План уничтожения турецкого флота был разработан адмиралом Спиридовым и обсужден на военном совете, состоявшемся в 5 часов вечера 25 июня на борту флагманского корабля «Три иерарха». В приказе главнокомандующего говорилось: «Наше ж дело должно быть решительное, чтоб оный флот победить и разорить, не продолжая времени, без чего здесь, в Архипелаге, не можем мы и к дальним победам иметь свободные руки».

Между тем турецкий главнокомандующий и не думал о прорыве в открытое море. Капудан-паша надеялся, что скоро в тылу русских, блокировавших бухту, появится Константинопольская эскадра, посланная султаном, и заставит русское командование не только отказаться от попытки атаковать турецкие корабли, но и сиять блокаду Чесменской бухты. Однако расчеты турецкого главнокомандующего не оправдались. Константинопольская эскадра не появлялась, а русские тем временем готовились к решительному удару.

К полудню 25 нюня брандеры были приготовлены и укомплектованы командами охотников (добровольцев). Чтобы обеспечить атаку брандерам был выделен отряд в составе четырех линейных кораблей («Европа», «Ростислав», «Не тронь меня» и «Саратов»), двух фрегатов («Надежда» и «Африка») и бомбардирского корабля «Гром».

Согласно диспозиции, русские линейные корабли должны были войти в бухту и бросить якорь в непосредственной близости от неприятеля. Фрегатам было приказано открыть огонь по береговым батареям, расположенным на северном и южном мысах бухты, а бомбардирскому кораблю «Гром» занять позицию немного мористее линейных кораблей (т. е. дальше от них к морю) и вести обстрел неприятельского флота бомбами и каркасами[10]. Остальные корабли эскадры составляли резерв.

Четыре брандера стояли на ветре под парусами в полной готовности спуститься на неприятеля по первому сигналу (две ракеты) с флагманского корабля. Перед командами брандеров была поставлена задача уничтожить наиболее крупные корабли противника. Для этого они должны были вплотную приблизиться к турецким кораблям, сцепиться с ними и зажечь свои брандеры.

Наступила тихая лунная ночь. В двенадцатом часу на корабле «Ростислав» загорелись три фонаря — сигнал для выхода отряда кораблей, обеспечивавших атаку брандеров. Первым должен был следовать фрегат «Надежда», но он почему-то задержался. Тогда адмирал Спиридов, находившийся на корабле «Три иерарха», приказал капитану 1 ранга Клокачеву немедленно сняться с якоря. 26 июня в двенадцать часов тридцать минут линейный корабль «Европа» под огнем противника подошел к турецкому флоту на расстояние двух кабельтовых[11] и стал на якорь. В течение получаса он сел бой со всем турецким флотом, выпустив по противнику до сотни бомб и брандскугелей, не считая ядер. На исходе первого часа на помощь «Европе» поспешили и остальные корабли отряда. Подходившие корабли поочередно вступали в бой, становившийся все более ожесточенным.

В начале второго часа снарядом с бомбардирского корабля «Гром» был подожжен один из турецких кораблей. Искры и пылающие головни посыпались на соседние корабли. Турок охватило смятение. Наступил удобный момент для атаки брандерами. С «Ростислава» был дан сигнал двумя ракетами.

Задолго до атаки командирам брандеров были указаны те турецкие корабли, с которыми они должны были сцепиться. Брандеры (на каждом находилось по одному десятивесельному катеру для снятия команды), стоявшие вне боевой линии, прибавили парусов и двинулись вперед. С выходом брандеров в атаку русские корабли прекратили огонь.

Брандеры шли с попутным ветром, освещенные с одной стороны луной, а с другой — заревом горевших неприятельских кораблей. Первым шел брандер капитан- лейтенанта Р. К. Дугдаля. Он врезался в самую середину турецкого флота, рассчитывая поджечь большой турецкий корабль, но не успел. Две турецкие галеры напали на брандер, и Дугдаль немедленно поджег его и выбросился за борт вместе с командой, которая была подобрана русской шлюпкой. Турки ядрами с береговых батарей уничтожили брандер, не дав ему разгореться.

Брандер капитан-лейтенанта Ф. Ф. Мекензи сел на мель. Оказавшись в тяжелом положении, Мекензи поджег брандер и ослепил тем самым береговую батарею турок, стрелявшую по остальным брандерам. Фрегат «Надежда», воспользовавшись создавшейся обстановкой, подошел ближе и открыл огонь по береговой батарее. Капитан-лейтенант Мекензи, стараясь вознаградить себя за неудачу, пробрался на шлюпке к турецким галерам, захватил две из них и привел к эскадре.

Мичман В. А. Гарагин на третьем брандере, подойдя к неприятелю с наветренной стороны, поджег свое судно и пустил его по ветру на турецкие корабли, так как намеченный им для нападения корабль уже пылал, подожженный снарядами с других кораблей. Однако и этот брандер вскоре был уничтожен турками.

Оставалась надежда на четвертый брандер, командиром которого был храбрый и энергичный моряк лейтенант Д. С. Ильин. На эскадре Спиридова Ильина знали как лучшего офицера бомбардирского корабля «Гром». Десятилетняя служба на флоте сделала его одним из опытнейших офицеров.

Только ему одному по существу удалось выполнить трудное и опасное задание. Несмотря на сильный артиллерийский и ружейный огонь противника, Д. С. Ильин приблизился вплотную к 84-пушечному неприятельскому кораблю, сцепился с ним и поджег свой брандер, а затем, не спеша, сел в ожидавший его катер. Отойдя на некоторое расстояние, Ильин подал команду «Суши весла!» — ему хотелось остановиться и посмотреть на результаты своей работы. Прошло несколько минут, и громовой раскат потряс все кругом. Турецкий корабль, подброшенный вверх, развалился на тысячи горящих обломков, которые падали на соседние корабли и зажигали их.

Поэт-современник В. Майков в оде на Чесменскую победу писал:

Летят на воздух все снаряды
И купно вражески суда:
Исчезла гордость их и сила,
Одних пучина поглотила,
Других постигнула беда.

Когда брандеры закончили атаку, русские корабли возобновили ураганный огонь по пылающим кораблям противника. В этот момент и остальные корабли русской эскадры, не принимавшие участия в бою, залпами из своих орудий приветствовали славных героев.

В три часа ночи Чесменская бухта была похожа на кратер огромного действующего вулкана. Турецкие корабли пылали и взрывались один за другим. Бухта была освещена багрово-красным заревом; на воде плавали обломки сожженных кораблей.

Чесменское сражение 26 нюня 1770 г. С картины художника Я. Хаккерта.

«Легче вообразить,— рассказывал участник Чесменского боя, капитан-командор С. К. Грейг,— чем описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшие неприятелем. Турки прекратили всякое сопротивление, даже на тех судах, которые еще не загорелись... Целые команды, в страхе и отчаянии, кидались в воду, поверхность бухты была покрыта бесчисленным множеством... спасавшихся и топивших один другого... Страх турок был до того велик, что они не только оставляли суда... и прибрежные батареи, но даже бежали из замка и города Чесмы, оставленных уже гарнизоном и жителями».

В четвертом часу по приказанию Спиридова огонь с русских кораблей был прекращен. Но турецкие корабли продолжали один за другим взрываться и погружаться в воду. Огненная стихия свирепствовала еще долго.

К 9 часам утра турецкий флот был полностью истреблен. Оставалось всего два корабля, стоявших на ветре, на правом фланге турецкой линии.

За ними послали лейтенанта Карташева и капитан- лейтенанта Мекензи, но во время буксировки один корабль загорелся и взлетел на воздух. Другой же, «Родос», был приведен к эскадре. Впоследствии, на пути в Порт-Магон, он наскочил на подводные камни и разбился у берегов Мореи.

Кроме корабля «Родос» удалось спасти от огня еще шесть галер. Всего было сожжено пятнадцать кораблей, шесть фрегатов и около сорока мелких судов противника. Вместе с кораблями погибло не менее десяти-одиннадцати тысяч турецких матросов и офицеров. С береговых турецких батарей было снято 22 медные пушки.

В городе Чесме был высажен русский десант, который захватил большие трофеи в складах, покинутых турками.

Потери русских оказались ничтожными. «Ростислав», который ближе всех находился к неприятелю, не потерял ни одного человека. Сам же корабль, особенно его рангоут, паруса и снасти, был сильно поврежден. На корабле «Европа» было восемь убитых, корпус корабля получил 14 пробоин, из них 7 подводных. Корабль «Не тронь меня» потерял три человека.

Победа русских над турками была полная.

Героями блестящей победы у Чесмы были: руководивший боем адмирал Г. А. Спиридов, командиры кораблей Клокачев, Хметевский, Лупандин, из младших офицеров лейтенант Ильин. Образцы геройства, мужества и отваги показали в бою русские матросы.

В письме вице-президенту Адмиралтейств-коллегии Ивану Чернышеву Г. А. Спиридов писал: «...Честь всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный... флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили... а сами стали быть во всем Архипелаге... господствующи».

В Чесменском сражении русские моряки продемонстрировали всему миру, что Россия вновь стала могучей морской державой.

Чесменская победа оказала большое влияние на ход всей русско-турецкой войны. По времени она совпала с замечательными успехами русских армий на основном театре войны — на Дунае. В начале 1770 г. П. А. Румянцев с семнадцатью тысячами русских войск наголову разбил 150-тысячную турецкую армию при Ларге и Кагуле. Осенью того же года П. И. Панин взял штурмом сильно укрепленную турецкую крепость Бендеры. После этих побед русским открылся путь к низовью Дуная. Под ударами русских войск одна за другой пали турецкие крепости на левом берегу Дуная: Килия, Аккерман, Браилов и другие.

Русские войска заняли главные города Молдавии и Валахии — Яссы и Бухарест.

Победа русского флота была отмечена торжествами, которые в Петербурге и других городах длились в течение нескольких дней.

Придавая празднованию Чесменской победы большое политическое значение, правительство решило ежегодно отмечать этот день.

Чесменскую победу и ее героев — Спиридова, Орлова, Ильина и других прославляли в своих стихах лучшие русские поэты того времени: Державин, Майков, Херасков. В театрах шли специальные спектакли.

Участники Чесменского боя были награждены орденами и медалями. Но главный герой победы адмирал Григорий Андреевич Спиридов, чье имя навеки вошло в летопись военно-морской истории, не был отмечен по достоинству. Его заслонила фигура фаворита Екатерины II — Алексея Орлова, которому и достались все лавры победителя. Орлов получил чин генерал-аншефа, титул «Чесменский» и был награжден высшим военным орденом Георгия первой степени. Спиридова же «удостоили» лишь орденом Андрея Первозванного. Лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин также не был отмечен по достоинству. Его наравне с другими командирами брандеров наградили орденом Георгия четвертой степени, как будто он и не совершал того подвига, который в значительной степени способствовал гибели турецкого флота у Чесмы.

В память Чесменской победы была учреждена серебряная медаль на голубой ленте. На медали был изображен горящий турецкий флот с лаконичной, но многоговорящей надписью «Был». Медалью награждались все участники сражения.

Были изданы многочисленные описания сражений, картины и гравюры, посвященные победе при Чесме.

Газеты и журналы были полны описаниями Чесменского боя, статьями о его значении, воспоминаниями его героев и т. д. В память победы русского флота три вновь построенных линейных корабля получили названия «Чесма», «Победа» и «Граф Орлов». Названия кораблей «Чесма», «Евстафий», «Европа» сохранились в русском флоте вплоть до первой мировой войны.

Турки, узнав о гибели своего флота, пали духом. Особенно большое смятение эта весть вызвала в Константинополе, где со дня на день ожидали появления русской эскадры. Известие об истреблении турецкого флота при Чесме необычайно быстро распространилось по владениям Турции, в Архипелаге и в восточной части Средиземного моря. На большинстве островов Архипелага, в Египте и Сирии вспыхнули новые восстания против турецкого владычества. Двадцать семь больших и малых островов Архипелага прислали свои депутации к Алексею Орлову с просьбой о принятии населения этих островов в русское подданство. Впоследствии Спиридов создал из них «Архипелажское княжество». На острове Наксосе по инициативе Спиридова была открыта даже школа для обучения детей местного населения.

Огромное впечатление произвела Чесменская победа и в Западной Европе. Во Франции, Испании, Австрии, Пруссии, Швеции и некоторых других странах, враждебно относившихся к России и в начале войны не веривших ни в какие успехи экспедиции русского флота, эта победа вызывала тревогу и опасения.

Газеты и журналы этих стран, чтобы скрыть от общественного мнения огромное значение победы русского флота, стремились всячески умалить ее военное и политическое значение.

Но тем не менее правительства многих стран были вынуждены пересмотреть свое отношение к русско-турецкой войне.

Французское и испанское правительства, продолжая в общем занимать враждебную позицию, не посмели, однако, открыто выступить против России и свою помощь Турции ограничили лишь посылкой военных советников и доставкой оружия.

Австрия и Швеция, напуганные успехами русского флота в Архипелаге и сухопутных войск на Дунае, также прекратили свои провокации против России.

Вскоре после Чесменского сражения прусский король Фридрих II выступил с предложением о посредничестве между Россией и Турцией; он страшно боялся полного разгрома Турции и еще большего усиления России. С этой целью он направил в Петербург специального посла — принца Генриха. Но тот, не добившись никакого результата, вынужден был вернуться обратно.

Английское правительство, продолжая официально прикрываться маской «благожелательного нейтралитета», враждебно встретило весть о Чесменской победе. Лорды адмиралтейства, первыми пророчившие провал Архипелагской экспедиции, теперь эту победу стали приписывать проходимцам вроде Эльфинстона, делавшим свою карьеру в русском флоте.

Английские дипломаты, после истребления турецкого флота при Чесме, развернули лихорадочную деятельность с тем, чтобы не дать возможности России победоносно закончить войну с Турцией и закрепиться на Средиземном море. Об этом красноречиво свидетельствовали происки английского посла в Константинополе Моррея. Правда, все это делалось скрытно, исподтишка. Англия и не могла тогда открыто выступить против России. Она стояла перед лицом новой войны с Францией. Поэтому для Англии было весьма важно сохранить нормальные дипломатические отношения с Россией, являвшейся крупнейшей державой Европы.

Победа при Чесме, помимо политического и военного значения, оказала большое влияние также и на развитие русского военно-морского искусства.

Истребление турецкого флота при Чесме в ночь на 26 июня 1770 г. явилось по существу завершающим этапом большого морского сражения, начавшегося за два дня до того в Хиосском проливе.

После панического бегства турецкого флота из Хиосского пролива в Чесменскую бухту русское командование незамедлительно воспользовалось растерянностью в лагере противника и при наличии всего четырех готовых брандеров решило нанести сокрушительный удар по флоту противника. Принятие такого смелого решения основывалось прежде всего на уверенности в моральной стойкости русских моряков и в их высокой боевой выучке.

Решающую роль в истреблении турецкого флота в этих условиях сыграл артиллерийский огонь русских кораблей, выделенных для обеспечения атаки брандеров.

Русская морская артиллерия уже тогда имела несравненное превосходство над корабельной артиллерией других флотов. Русские корабли были вооружены универсальным орудием — единорогом, изобретенным еще в 1756 г. ружейным мастером Мартыновым, опередившим почти на 70 лет французского инженера Пексана с его бомбической пушкой.

Дальнобойность и универсальный характер снаряда единорога делали его чрезвычайно ценным орудием в борьбе с береговыми батареями и при обстреле рейдов противника с больших дистанций. Именно эти качества единорога и были как нельзя лучше использованы адмиралом Спиридовым при организации тактического взаимодействия корабельной артиллерии и брандеров в Чесменском бою.

Массированный артиллерийский огонь зажигательными снарядами в сочетании с эффективными действиями брандера лейтенанта Д. С. Ильина решили участь турецкого флота.

Таким образом, Чесменская победа является показателем высокого боевого мастерства и моральной стойкости моряков русского флота того времени. Вместе с тем она явилась венцом военно-морского искусства адмирала Спиридова.