С первых дней школа показалась Топке не интересной. Топке было грустно.

Учитель спросил его: почему он грустный и все молчит. Топка ответил:

— Плохо мне в этом большом чуме...

— Почему?

— Оленей нет и тайги нет... Как жить?

Целыми часами сидел Топка у окна и безнадежно смотрел вдаль, на север.

Перед глазами проходили картины родных мест. Топке казалось: вот он едет на оленях вслед за отцом. Отец говорит:

— Вот, Топка, помни: с этого поворота реки ходу еще пять дней, а там уже и недалеко до зимних стоянок.

Потом Топке показалось, что он видит старенький чум, у очага сидит мать, поджав под себя ноги, и печет в золе вкусные лепешки.

Но когда Топка научился читать, писать и рисовать, радости его не было конца. Обо всем хотелось знать: откуда взялись звезды на небе? Как солнце сделано? Как научился человек летать по воздуху, плавать по воде и под водой? Откуда берутся реки, моря озера? Хотелось знать все, все.

Каждое новое слово ловил Топка старательно, как хороший охотник дорогую добычу. Каждое слово учителя аккуратно и бережно Топка укладывал в голове, как серебристых белок когда-то клал в свою сумку.

И теперь Топка часто вспоминал родные места. Но перед его глазами были другие картины. Ему хотелось рассказать родным и знакомым все то, что он узнал в школе, а главное — открыть книгу и читать громко-громко, чтобы все слышали.

Три года не мог попасть на родину Топка. Когда приходило время каникул и многие ребята разъезжались, учитель сообщал, что родители Топки уехали далеко и в одно лето до них не доехать. В школе у Топки было много друзей. Топку любили, особенно за то, что он очень хорошо рисовал. Топка быстро мог изобразить все, что видел: дома, лес, горы, людей, животных, птиц.

К 1 мая Топка нарисовал картину, где изобразил родное стойбище: чум, оленей, собак, нарты. Около чума нарисовал отца. Он собирался на охоту, чистил ружье. Всем очень понравилась эта картина. Топку премировали дорогим для него подарком.

Ему дали ящичек, в котором было все для рисования: бумага, краски, кисточки, карандаши, резинка.

Лучшим другом у Топки был Ваня. С ним он учился в одном классе. Они были задушевные товарищи.

Но однажды у них произошел большой спор. Друзья чуть-чуть не поссорились.

А вышло это так.

Готовили они урок: решали задачу. Ваня стал читать:

— Паровоз прошел в час 40 километров...

Топка перебил Ваню и сказал:

— Олень лучше паровоза!

Ваня рассердился и ответил:

— Фью!.. Олень?.. Не надо мне его даром. Я буду машинистом. Нажму рычаг и паровоз загудит: — Дуу-дуу-дуу! А машина: шу-шу-шу-шу!..

Ваня показал руками, как будут крутиться колеса паровоза.

Топка никогда не давал в обиду оленя. Ему казалось, что без оленя нельзя жить человеку.

Он очень обиделся на Ваню, но спокойно ответил:

— Нет! Олень лучше паровоза. Паровоз идет лишь туда, где рельсы железные есть. На олене куда захочешь, туда и поедешь. Везде ему дорога открыта.

— Паровоз везет сто вагонов! А олень?.. — резко возразил Ваня и рассмеялся.

Топка замолчал.

— Олень бежит: скок-скок! А паровоз мчится, быстро мчится! Понял? — сказал Ваня с гордостью, и опять громко засмеялся.

Топка молчал. Ему было обидно. Он вспомнил тайгу, дорогих и любимых оленей.

Сколько раз они спасали их бедный чум от несчастья!.. В страшную бурю, снежные вихри бешено кружились, густая темнота смыкала глаза, мороз сковывал тело. Не было никакой надежды на спасение и люди готовились к смерти. Но олени боролись с бурей, искали путь и, отдавая свои последние силы, привозили людей к жилью.

Есть ли что-нибудь дороже оленя? — подумал Топка и, сверкнув глазами, громко ответил:

— Нет!

— Что нет? — спросил с удивлением Ваня.

— Нет, олень самое дорогое для человека, — ответил Топка.

Спор разгорался, как пламя. Друзья кричали, махали руками и сердились. Каждый хвалил только свое.

Наконец, Топка крикнул:

— Ладно, спросим Петра Ивановича!

Побежали к учителю Петру Ивановичу. Когда им открыли дверь, они в один голос крикнули:

— Петр Иванович, что лучше: паровоз или олень?

Учитель посмотрел на запыхавшихся, с красными лицами спорщиков и спокойно сказал:

— Я на такой вопрос ответить не могу.

Очень удивились ребята.

Ваня шепнул Топке:

— Какой трудный вопрос. Вот это да!

Но Петр Иванович услышал и говорит:

— Нет, вопрос совсем легкий, надо только самим подумать.

Петр Иванович добавил:

— Нужен человеку паровоз?

— Нужен, — сказали ребята.

— Нужен человеку олень?

— Нужен, — ответили ребята.

— Человек не может жить без оленя, — громко сказал Топка.

— Выходит, что и паровоз дорог человеку и олень? — сказал Петр Иванович.

— Да! — радостно ответили ребята.

Петр Иванович добавил:

— Конечно, проще приручить оленя и заставить служить человеку. Труднее заставить чугун и железо лететь быстрее ветра, возить и груз и людей. Но человек и это сделал!

Задумался Топка. Он многое понял, и сердце его сжалось от тоски и обиды. Топке показалось, что перед ним стоит олень и паровоз. Олень опустил низко свою красивую голову, его большие и умные глаза смотрели печально и крупные слезы падали одна за другой.

А рядом гудел паровоз. Стальной великан шел с высоко поднятой головой и его яркие глаза-фонари смело и гордо смотрели в даль.

Олень казался маленьким-маленьким, его чуть видно...

Топке было грустно до слез, но с Ваней они по-прежнему остались лучшими друзьями.