Прошло пять дней с тех пор, как выехал Топка.

Дядя Яптунэ ехал на первом олене, за ним — Топка.

— Скоро будет последняя стоянка, — сказал дядя Яптунэ, — а там поедете рекой, через русские деревни. Далеко, ой, как далеко!

Вскоре олени, почуяв жилье, ускорили шаги.

Когда олени поднялись на гору, всем стали видны остроконечные чумы стоянки. Это была последняя стоянка эвенков. Отдыхать расположились в самом большом чуме. Здесь пришлось жить три дня, пока не пришла большая лодка. На стоянке было много ребят, они тоже ехали в школу. Многие из них уже учились. Побывав в родных чумах, они возвращались обратно в школу.

Ребята быстро подружились.

Однажды в чум с шумом вбежала веселая Нипка. Ребята тут же сочинили и пропели песенку.

Вот и наша Нипка
Плывет, как рыбка.
Ого-эге-ге-ге-ге!
В ушах цепочки блестят,
На груди медяшки звенят...
Ого-эге-ге-ге-ге!

Всем понравилась эта песенка, ее пели несколько раз. Топка быстро заучил песенку наизусть. Нипка сказала:

— Давайте писать, кто лучше слово напишет.

Ребята согласились. Топка не умел писать, он сел в сторонку и внимательно смотрел. Некоторые достали бумагу и карандаши, а у кого не было, тот взял бересто и уголек. Все удивились, когда увидели, что дядя Яптунэ тоже взял бересто и уголек, и тоже пишет.

— Как так? Ведь он в школе не был! Как же он пишет?.. — Удивились ребята.

Дядя Яптунэ подал написанное вперед всех.

На бересте красовалось:

| | | + + + )·

Каждая черточка обозначала одного оленя. Каждый крестик — десять оленей, а скобочка и точка обозначала Яптунэ.

Нипка захохотала:

— Это не буквы, а следы чаек на песке!

Все громко рассмеялись.

Дядя Яптунэ сердито сказал:

— Вы, как гуси на озере, надо мной гогочете, а моя грамота лучше вашей!

Он быстро вышел из чума.

Вдруг кожаная дверь чума открылась и показалась голова оленя.

Дядя Яптунэ сказал:

— Вот, смотрите, — и показал ухо оленя. На нем была вырезана скобочка и точка.

Потом дядя Яптунэ бросил на мягкие шкуры свой ножик, кожаную сумочку, костяную табакерку. Всюду красовалась скобочка и точка. На деревянной рукоятке ножа и костяной табакерке это было вырезано, на кожаной сумочке — вышито.

Дядя Яптунэ разъяснил:

— Каждый хозяин имеет свой значок и ставит его на всех своих вещах. Если я потеряю ножик или табакерку, тот, кто найдет, скажет:

— Это значок Яптунэ, и добро это Яптунэ, надо скорее ему отдать. И дедушка мой, и отец имели этот же значок, знали крестик да черточку — хорошая грамота! А вас учат писать много. Разве на ушах оленя много напишешь? А?..

Дядя Яптунэ посмотрел на ребят с гордостью и достоинством.

Хитрая Нипка дала дяде Яптунэ бумагу, карандаш и сказала:

— Напиши своей грамотой — школа.

Дядя Яптунэ смело взял карандаш, долго вертел его в руках, хмурил широкий лоб, а слово написать не мог. Рассердился и крикнул:

— Ты еще маленькая, как комар, а разве комар может учить медведя?! — и сердитый вышел из чума.

Топка был поражен. Ему еще больше захотелось как можно скорее научиться выводить на бумаге мудреные узоры.