Впервые: Богословский вестник. 1905. Т. II. Июль-август. С. 499-538; 1906. Т. II. Май. С. 98-128; Июль-август. С. 569-609; Т. III. Сентябрь. С. 26-60; Ноябрь. С. 529-553.

О создании второй части воспоминаний, посвященных 1858--1869 (об этом Лаврский говорит в начале публикуемого текста), ничего не известно. К первой, здесь публикуемой, части Лаврский приступил в 1871, в год смерти А. М. (см. в наст. изд. письмо А. С. Бухаревой к В. В. Розанову от 29 декабря 1902), и писал, судя по упоминаемым реалиям, вплоть до 1905. Прибавляя к указанным 1858 и 1869 упомянутые в начале воспоминаний интервалы в 45 лет и 34 года, получим год написания вводных страниц -- 1903. Это совпадает по времени с вопросом А. С. Бухаревой к Лаврскому, что же "он хочет делать со своими воспоминаниями", который, возможно, подтолкнул его к завершению и публикации (о намерении спросить его А. С. Бухарева сообщает в том же письме к В. В. Розанову). А к записи от 22-28 ноября 1857 Лаврский добавляет, что с тех пор прошло 48 лет -- следовательно, он написал эти строки в 1905.

Валериан Викторович Лаврский (1835--1918) -- священник, религиозный публицист. Сын нижегородского протоиерея, друг Н. А. Добролюбова по семинарии (окончил ее в 1854), обучался в КДА (VII курс, 1854-- 1858), где и узнал о. Ф.; магистр богословия, преподавал в Самарской и Нижегородской сем., в 1862 рукоположен в священники нижегородской Знаменской церкви; в 1866--1875 -- священник в Варшаве; затем -- ректор Саратовской сем. (1875--1885), ректор Самарской сем. (1887), в последние годы жизни -- кафедральный протоиерей Самары. Друзья считали его "ближайшим", "любимейшим", "лучшим из учеников о. Феодора и лучше всех других его понимавшим" (Письмо Ал. И. Дубровиной к Лаврскому от 30-31 октября 1859 // АЛ. Т. 1. С. 296; Письмо А. С. Бухаревой к В. В. Розанову от 29 декабря 1902 -- см. наст. изд.). Сам о. Ф. о Лаврском "иногда выражался так: "Радость моя -- этот человек"" (Письмо А. С. Бухаревой к М. П. Погодину от 9 мая 1871 // РО РГБ. Ф. 231/П. К. 6. Е^. хр. 7. Л. 1 об.).

В письме к А. С. Бухаревой от 22 апреля 1871 Лаврский просил доверить ему "труд разбора и приготовления к изданию неоцененных в моих глазах рукописей Александра Матвеевича", поскольку, будучи "самоцельным и последовательным учеником Александра Матвеевича, -- хотя, увы, только в области мысли, а не в области сердечной веры и деятельной любви, -- мог бы быть наиболее благоговейным к его памяти редактором его сочинений" и "считал бы, что жил не напрасно на земле, если бы мне даровал Господь пересказать миру, не слушающему пророков, учение Христово, как раскрывал его нам Александр Матвеевич, или сохранить эти слова от забвения посредством печати до того времени, когда, по милости Божией, потрудятся наконец понять их" (Там же. Л. 3-3 об.). Несмотря на предостережение со стороны М. П. Погодина (Там же. Л. 5 об.), А. С. Бухарева впоследствии отдала рукописи мужа Лаврскому, а он в 1896 или чуть позже передал их П. В. Знаменскому (см. наст. изд.). В 1882 в Саратове на чтениях Духовно-просветительного союза Лаврский посвятил две лекции статье А. М. "О романе Достоевского "Преступление и наказание" по отношению к делу мысли и науки в России" (см.: Письмо Лаврского к А. В. Потаниной от 3 апреля 1882 // Научная библиотека Томского гос. ун-та. Ф. Г. Н. Потанина. Л. 936-а сквозной нумерации) -- задолго до публикации (1884), которая, вероятно, тоже принадлежит Лаврскому, как и публикация в том же "Православном обозрении" (1884) статьи А. М. "О Филарете, митрополите Московском..." и анонимная публикация труда "Господь Иисус Христос в Своем Слове" под заглавием "Глас Доброго Пастыря" (это изменение заглавия было вызвано цензурными условиями) в Самаре в 1909.

Воспоминания Лаврского об о. Ф. даже Г. В. Флоровский, критик довольно строгий, оценил как "очень интересные" (см. наст. изд.).

1 Лаврский цитирует неопубликованные "Воспоминания" А. С. Бухаревой (см. наст, изд.): она их послала М. П. Погодину, но, вероятно, и Лаврского с ними ознакомила.

2 Автор заметки (см. ее в наст. изд.) А. А. Лебедев ошибается: по окончании Академии о. Ф. было около 22 лет (заметка цитируется и ниже -- как правило, с неточностями).

3 Лаврский, видимо, считал о. Ф. старше: на самом деле о. Ф. в 1854 было не 34-35 лет, а 32.

4 Лаврский имеет в виду себя -- см. ниже отрывок из его письма от 3 января 1858.

5 Лаврский ошибся: ректор МДА Евгений, в самом деле кончивший жизнь в Симбирске, возглавлял МДА не во время учения A. M., a позже, в 1853--1857; при Бухареве-студенте ректором был Евсевий, возглавлявший Академию в 1841--1847.

6 Пс. 118. 33.

7 Лаврский ошибается: о. Ф. процитировал Пс. 75. 12 (в синодальном переводе: "Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному"). Таким образом, последующее объяснение Лаврского не имеет отношения к этому случаю.

8 Пс. 49. 5.

9 М. В. Тихонравов -- см. о нем в наст, изд.: Субботин Н. Воспоминания. М. В. Тихонравов и А. М. Бухарев.

10 Филарет, архим. Записки на Книгу Бытия. СПб., 1816. Митрополитом (Московским и Коломенским) Филарет стал в 1826.

11 Лаврский имеет в виду свидетельство ал. Иоанна о себе самом, упоминаемом в третьем лице: "...он знает, что говорит истину..."; "...знаем, что истинно свидетельство его", -- Иоанн 19. 35; 21. 24, -- этой фразой о. Ф. пользуется как намеком. И выше (см. примеч. 4), и ниже, в изложении беседы епископа Самарского Серафима с "одним из своих близких", кафедральный протоиерей Самары Лаврский говорит о себе тоже в третьем лице.

12 Точная ссылка: Гиляров-Платонов Н. Из пережитого. Автобиографические воспоминания. М., 1886. (Ч. 2). С. 289-290.

13 Имеются в виду следующие труды о Тихонравове (см. в наст. изд. примеч. к статье Н. И. Субботина): М<иловский Н.<М. Профессор Владимирской Духовной семинарии Михаил Васильевич Тихонравов в письмах к другу своему, священнику, ныне протоиерею, Михаилу Васильевичу М<илов>скому // Владимирские епархиальные ведомости. 1890. No 16. С. 547-564; No 17. С. 580-589; Малицкий Н. История Владимирской Духовной семинарии. М., 1902. Вып. 2. С. 250-268.

14 См.: Пс. 148.

15 Вероятней всего, имеются в виду философские системы Б. Бауэра и Л. Фейербаха.

16 Вот как излагал о. Ф. рассуждение философа: "Он говорил мне: "...Христос, как возраставший по человечеству в премудрости (Лук. 2. 52), мышлением и познанием своим раскрывал в человеческом своем сознании из собственного же Богочеловеческого "Я" весь мир мысленный и познаваемый <... существенность всего мыслимого и познаваемого обоснована в Нем же самом, носящем всяческая глаголом силы своея (Евр. 1.3). И потому выходило, что как внутренняя область Его Богочеловеческого самосознания (субъективное Его всеобъемлющее бытие), так и внешняя действительность всего мыслимого и познаваемого, взятая в своем основании и сущности (объективное бытие), -- сходились у Него, в Богочеловеческой мысли, в некоторое чудное единство или тождество. <...> Да и ничтожество не противилось Творцу, воззывающему твари к бытию из ничтожества; а мысль твари, осмеливающаяся иметь притязание на духовную какую-то самобытность в независимости от начала и основания всяческих, мятежничает и враждует против державы Вседержителя Бога-Слова. И вот такую-то, низвергающую ниже ничтожества вину грехов нашей мысли, как и всяких грехов, сам Бог-Слово, вочеловечась, взял и с преизбытком вынес на самом себе <...> в Его самоистощании за грехи нашей мысли и за все наши грехи неисследимо сходились духовно бытие и небытие, входя одно в другое в тождестве или единстве Его "Я". <...> в этом совершилась тайна упразднения зла и лжи, в собственной их области <...> философская мысль тайну Богочеловека, смутно слышимую, отнесла прямо к человеку и таким образом произвела системы Фихте, Шеллинга, Гегеля о раскрытии всего из "Я", о единстве субъективного и объективного, о тождестве самого бытия и небытия. -- Но, с другой стороны, не будь систем этих философов или не вникай я в их начала с мыслию о вземлющем и философские грехи Агнце Божием: мне и на мысль не пришло бы с благоговением приникнуть к тому, каково для спасения человеческой мысли было мышление и познавание нашего Спасителя Богочеловека во время земной Его жизни. А не вникая в эту тайну Христовой благодати относительно человеческой мысли, я, разумеется, не мог бы и усвоить этой благодати Христовой своему разумению и мысли" ( Бухарев. 1906. С. 42-44).

17 Исагогические -- предварительные, вводные (греч.).

18 Шавров Михаил. О третьей книге Ездры. Опыт исследования о книгах апокрифических. СПб., 1861. Это магистерская диссертация, написанная под руководством А. В. Горского и защищенная в 1853.

19 Две последние работы являются главами книги о. Ф. "О православии...", а под трудом "О книге Иова", очевидно, имеются в виду два варианта одного исследования о. Ф. (во втором случае -- уже А. М. Бухарева): 1)Св. Иов многострадальный и его книга // Духовный вестник (Харьков). 1862. Май. С. 1-62; Июнь. С. 167-194; 2) Св. Иов многострадальный. Обозрение его времени и искушений, по его книге. М., 1864.

20 Фактически с самого основания (1842) КДА была задумана как "миссионерский институт"; а с 1854 были открыты специальные отделения: противораскольническое, противомусульманское, монгольское, чувашско-черемисское; последние два подготовляли миссионеров среди бурят, чувашей и марийцев (черемисов).

21 Макарий, еп. Православно-догматическое богословие. В 5 т. СПб., 1849--1853. Митрополитом (Московским и Коломенским) Макарий стал в 1879.

22 Речь идет о С. Д. Корсаковой -- см. ниже отрывок из письма Лаврского от 25 октября--3 ноября 1857. Евангельский эпизод: Ин. 24. 11.

23 Скорее всего речь идет о книге Д. С. Мережковского "Судьба Гоголя", первоначально печатавшейся в журнале "Новый путь" (1903. No 1-3). В конце книги автор весьма негативно говорит о влиянии о. Матфея: "От Пушкина -- житие, от о. Матфея -- смерть Гоголя, и жизнь явно побеждена смертью" (No 3. С. 139).

24 Возвышенное, самобытное богословствование апостола Павла (в его посланиях) не раз в церковной истории давало повод для возникновения превратного представления о христианстве как спиритуалистической религии внутреннего самоусовершенствования человека (ересь павликиан, отчасти лютеранство и др.), а потому и способствовало утверждению мифа (закрепленного в либерально-протестантской теологии XIX в.) о некотором несоответствии "павлианства" истинному Христову учению. "Бухарев, -- полагает И. Д. Андреев, -- до такой степени впитал в себя богословие Павла, как никто из русских церковных деятелей" (Христианство // Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 312).

25 Филарет, архиеп. Пространный христианский катихизис. СПб., 1823. Впоследствии текст дважды перерабатывался. Катихизис (Катехизис) -- краткое изложение христианского вероучения.

26 Трактат "О церковной иерархии" Дионисию Ареопагиту, первому афинскому епископу (I в.), не принадлежит и создан на рубеже V--VI вв. Атрибутация работ, приписываемых Дионисию Ареопагиту, отвергнута еще в XVI в. Автор неизвестен, в научной литературе значится как Псевдо-Дионисий.

27 "Жизнь Св. апостола Павла" архим. Иннокентия опубликована в журнале "Христианское чтение" в 1826, труд "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа" публиковался в 1828--1830. Архиепископом Иннокентий стал в 1845.

28 Лаврский ошибается. О попытках умершего в 1860 А. С. Хомякова опубликовать в России свои богословские труды ничего не известно, а был ли "покойный Хомяков" удивлен позднейшим дозволением митрополита Филарета -- Лаврский знать не мог. Написанный по-русски катехизис А. С. Хомякова "Церковь одна" опубликован в 1864 в "Православном обозрении" под названием "О Церкви" и в 1867 в т. 2 (не мог выйти в России, напечатан в Праге) Собрания сочинений А. С. Хомякова под названием "Опыт катихизического изложения учения о Церкви". В переводе с французского языка в "Православном обозрении" (1863--1864) напечатаны два первых сочинения А. С. Хомякова из цикла "Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях". Все вышеназванные публикации вышли под именем автора (анонимно выходили лишь французские религиозные брошюры Хомякова 1853--1858).

29 Пиэтизм (пиетизм) -- учение об оправдании только верою, с отвержением обрядов. Лорд Г. В. Редсток (Рэдсток) и его последователь В. А. Пашков, основатель религиозной секты евангельских христиан, пользовались некоторой популярностью в Петербурге, Москве и центральной России в конце 1870-х--начале 1880-х. Российский баптизм как особая христианская секта зародился в конце 1850-х под влиянием прусских переселенцев-меннонитов и Евангелического союза, сформировался из сектантского (штундистского) движения среди крестьян причерноморских губерний Украины, официально узаконен в 1879.

30 В 1841 инспектор MДА Агафангел подговорил четырех студентов написать всем трем русским митрополитам анонимные доносы на проф. Г. П. Павского: якобы его переводы из Библии неточны. Г. П. Павский был привлечен к Синодальному суду. Он доказывал свою невиновность тем, что его сообщавшиеся на лекциях переводы Священного Писания без его ведома литографировались группой студентов по конспектам и распространялись тоже без ведома автора (хотя потом выяснилось, что профессор давал студентам свои рукописи). Синодальная комиссия заставила Павского отречься от "ошибок"; литографированные лекции изымались у студентов и уничтожались.

31 Архиепископ Волынский -- речь идет об Александре Федоровиче Лаврове-Платонове, проф. МДА (кстати, ученике и почитателе А. М.); но Алексием он стал позднее (1878). Он был членом Комитета о преобразовании судебной части и изложил свои возражения в опубликованной анонимно книге "Предполагаемая реформа церковного суда" (СПб., 1873. Вып. 1-2). Издателем книги в обоих выпусках выступает Н. Елагин (им подписаны краткие вступления "От издателя").

32 О. Ф. был моложе Агафангела на 12 лет.

33 О. Ф. 17 апреля 1857 был награжден орденом Анны 2-й степени (см. ниже отрывок из письма Лаврского от 30 января--3 февраля 1857); орден представлял собою шейный крест, крепящийся на узкой красной ленте с желтой каймой. В наградной иерархии орден Св. Александра Невского ценился гораздо выше. Кавалерия -- устаревшее название орденской ленты.

34 Долгие братья -- Аммоний, Диоскор, Евсевий, Евтимий -- нитрийские монахи, обвиняемые как последователи Оригена, от гонений в Александрийской епархии бежавшие в Константинополь; укрытие отлученных от Церкви монахов стало причиной кратковременного низложения архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста на поместном Соборе 403.

35...прошедший и настоящий о. ректор... -- архимандрит Парфений, ректор КДА в 1852--феврале 1854, и архимандрит Агафангел, ректор с марта 1854.

36 "Магабарата" -- древнеиндийский эпос "Махабхарата".

37 Герменевтика -- здесь: историко-филологическая наука, изучающая понимание текста с точки зрения современников автора.

38 Правильно: Седмиозерная -- Богородицкая пустынь в 17 верстах от Казани. Не путать с упомянутой ниже Раифской, также Богородицкой, где о. Ф. гостил на Рождественских каникулах.

39 Амосовские печи -- правильно: аммосовские; пневматические печи (грели циркуляцией по трубам горячего воздуха), изобретенные генерал-майором Н. А. Аммосовым (1787--1868).

40 Номер по списку успеваемости, составленному на момент поступления в Академию, в 1854.

41 Матфею присвоен символ человека, Марку -- льва, Луке -- тельца, Иоанну -- орла. Эта символика восходит к образам таинственных существ в Иез. 1. 10 и Откр. 4. 7.

42 Речь идет о двух статьях (без подписи) "Православного собеседника" за 1855 (Кн. 2. О. III): "О книгах, на которых отступники от Православной Церкви основывают свои неправильные мысли" (с. 47-60; статья принадлежит ректору КДА Агафангелу) и "Нечто о слове истинного в осьмом члене Символа Веры" (с. 43-46; статья архиеп. Григория).

43 Экзегетический -- от слова "экзегетика", наука толкования Св. Писания.

44 На другой день -- именно в день 25 сентября, день кончины Сергия Радонежского.

45 Эктения (ектения, ектенья) -- молитва во здравие кого-либо.

46 Тропарь -- краткое церковное песнопение в честь святого или праздника.

47 Эконом -- иеромонах Филарет (в миру Феодосии Протопопов), эконом КДА в июле 1854--июле 1858; его, бывшего своего служку, перевел в КДА и защищал потом ректор Агафангел; Филарет оказался нечист на руку, скандально уволен из Академии с растратой около 1500 руб.

48 Порядковые числа курсов (римские цифры) означают порядковые номера наборов студентов (прием был один раз в два года, четырехлетнее обучение в Академии делилось на два двухлетия: младший курс и старший) от времени основания Академии; КДА основана в 1842, поэтому студенты V курса обучались в 1850--1854; VI -- в 1852--1856; VII курса (на нем учился Лаврский) -- в 1854--1858; для Лаврского "старший" курс -- VI; а были студенты этого курса "в младшем", т. е. в первую половину своей учебы -- в 1852--1854. Отец Паисий был инспектором КДА в 1853--1854 учебном году.

49 О чудесных способностях митроп. Филарета (исцеление, предвидение) ходило много легенд. См., например, статью: Поселянин Е. <Е. Н. Погожев>. Святитель Филарет, митрополит Московский, и являемые им милости // Русский паломник. 1897. No 46, 47. Здесь говорится о многих чудесных исцелениях от смертельных болезней, от пьянства и т. д.

50 Далматов -- в XVIII в. город, в XIX -- село Далматово, Шадринского уезда Пермской губ., широко известное мужским монастырем.

51 Ин. 18. 38.

52 См.: Мф. 12. 30. Ср.: Мк. 9. 38-40; Лк. 9. 49-50.

53 Беда Достопочтенный (673--735) -- пресвитер, ученый энциклопедических познаний; согласно легенде, проповедовал Слово Божие даже камням.

54 Григорий, архиеп. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь. СПб., 1854. Он же. День святой жизни, или Ответ на вопрос: как мне жить свято? СПб., 1856.

55 Кафизма -- отдел Псалтыри.

55 Неделя Мытаря и Фарисея (см.: Лк. 18. 9-14) -- первая из четырех приготовительных к Великому посту недель (седмиц) или воскресений (если имеется в виду день недели). После этого воскресенья начинается "сплошная седмица", т. е. в среду и пятницу пост отменяется. Этим Церковь обличает гордого фарисея, который напрасно хвалился двукратным своим постом в седмицу, и поступает вопреки его лицемерному и гордому посту.

57 Свияжский монастырь -- древний (1555) Успенско-Богородицкий мужской монастырь в г. Свияжске (38 км от Казани).

58 Неделя крестопоклонная -- третье воскресенье Великого поста.

59 Преждеосвященные -- имеется в виду литургия преждеосвященных даров (другое название -- литургия Григория Двоеслова) -- священнодействие, на котором для причащения предлагаются Св. Дары, освященные уже прежде, на литургии Св. Василия Великого или Св. Иоанна Златоуста. Тем самым богослужение лишается радостной торжественности полной литургии, неудобной во дни покаянной скорби (совершается эта литургия только в Великий пост, как правило по средам и пятницам, согласно Иерусалимскому уставу). До XIV--XV вв., однако, на Руси эта литургия совершалась во все дни Великого поста (кроме суббот, воскресений и Благовещения) -- по Студийскому уставу (такая практика сохранилась только в Киево-Печерской Лавре). Синодское решение могло быть -- о ежедневном служении этой литургии, например в связи с трауром (смерть царя, война).

60 Гал. 2. 20.

61 Гомилетика -- методология церковного проповедничества.

62 Евхаристия -- таинство литургийного (при освящении Святых Даров) пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы.

63 Имеется в виду катание в конных санях с возницами-татарами.

64 Имеется в виду архиеп. Григорий, до лета уезжавший в Петербург.

65 Вероятно, речь идет об Иорданских -- единственная казанская семья, чья фамилия начинается на "I" и упоминается в архиве Лаврского среди знакомых.

66 Эпитрахиль, епитрахиль -- священническое облачение, надеваемое под ризой на шею и простирающееся донизу.

67 Отпустител ь ная молитва -- произносится после службы, позволяет покинуть храм.

68...пели Пасху. -- Очевидно, имеются в виду стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог... Пасха священная нам днесь показася..."

69 Синаксарь, синаксарий -- собрание исторических сведений о каком-либо святом или празднике. Слово в память о Св. Феодоре Тироне (ум. 306) произносилось в субботу первой недели Великого поста и совпало с днем проповеди Лаврского; в этот день вспоминается, что Св. Феодор явился во сне Евдоксию, епископу Константинопольскому (360--370), и посоветовал вместо оскверняемых яств употреблять коливо (вареную пшеницу с медом), -- таким образом, о. Ф. усмотрел здесь и некое совпадение тем.

70 Лаврский приводит заглавие не проповеди, а всей книги (Самара, 1901); проповедь же называется "Слово в субботу первой недели Великого поста, пред причащением Св. Тайн" (с. 60-68). О Феодоре Тироне -- в конце проповеди (с. 67-68).

71 См.: Мф. 9. 14-15.

72 Младший брат Лаврского Лев.

73 Паремии -- чтения из Ветхого Завета о пророчествах какого-либо события или о прикровенном указании на цель установления какого-либо праздника. Час -- здесь: молитвословия, приуроченные к определенному времени дня.

74 Имеется в виду паремия из Книги Бытия (4. 16-22), где повествуется о Каине, построившем первый в истории человечества город Енох (в земле Нод, на восток от Едема), и о его потомках, среди которых был Иувал, его правнук в шестом поколении, изобретатель струнных и духовых инструментов ("отец всех играющих на гуслях и свирелях"). Согласно Церковному уставу (см. "Триодь Постную), читают эту паремию на вечернем богослужении в среду второй седмицы Великого поста.

75 Великий покаянный канон Андрея Критского (ок. 650--720), нравоучительно излагающий историю Ветхого и Нового Заветов, целиком читается на утрене в четверг пятой недели Великого поста.

76 "Ему самому были читаны из этих писем только некоторые коротенькие отрывки, по черновым листам" {Бухарев, 1860. С. 5). Естественно предположить, что суждения о. Ф. по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями" (Первое письмо) могли быть Гоголю известны, -- ради этого о. Ф. и приступал к своему сочинению. Некоторое знакомство Гоголя со Вторым письмом очевидно: "...кое-что прочитал я Гоголю из моего разбора "Мертвых душ", желая только познакомить его с моим способом рассмотрения этой поэмы..." (Там же. С. 138, примеч.).

77 Лаврский ошибается: его воспоминания начали печататься в июльско-августовском номере "Богословского вестника", там же находится и с. 523.

78 В память о том, что на тайной вечере Христос омыл ноги апостолам (Ин. 13. 5-8), правящим архиереем каждой епархии в Великий четверг совершается обряд омовения ног двенадцати избранным священникам (при чтении соответствующих евангельских страниц).

79 Вероятно, сокурсник Лаврского В. И. Соколов.

80 Название иконы Божией Матери в память о Ее указании на чудотворный источник близ Константинополя, где в 457 в честь этого события был воздвигнут храм.

81 Младший брат Лаврского Константин.

82 Рекреация -- отдых, выходной день.

83 Скорее всего имеется в виду "Благовестник" Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского (XI в.), -- самое знаменитое из его творений, толковое Евангелие, широко распространенное на Руси еще в славянском переводе. Преподавателями КДА в 1855--1857 был осуществлен перевод этого труда на русский язык (издан в 2 томах). Не исключено, что Лаврский не просто читал рукопись перевода, а помогал, читая вслух, сверять перевод с оригиналом.

84 Отдание -- последний день попразднества, совершаемого после одного из двунадесятых, особо чтимых, праздников.

85 Ирмос -- первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну песнь канона; во всех канонах, кроме пасхального, поются только ирмосы, прочие тропари читаются.

86 Имеется в виду Казанский Успенский Зилантов мужской монастырь (расположен на Зилантовой горе на окраине Казани). Основан Иоанном Грозным в 1552. В нем находилась Смоленская икона Божией Матери.

87 Мощи Св. Варсонофия, оберетенные в 1596, покоились в Спасо-Преображенском монастыре, основанном Варсонофием по повелению Иоанна Грозного в 1556. Находятся в казанском Кремле.

88 Апостол -- здесь: богослужебная книга, содержащая "Деяния" и послания апостолов и указатель повременных чтений.

89 2 Кор. 4. 6.

90 Макарий, архиж. Введение в богословие. СПб., 1847.

91 Проскомидия -- часть литургийного богослужения, состоящая в приготовлении хлеба и вина для пресуществления их в тело и кровь Христовы.

92 Догматик -- стих в похвалу Богородице о Божеском и человеческом естествах Христовых; глас -- особенный тон в церковной голосовой музыке.

93 Очевидно, речь идет о рукописи, легшей в основу первой главы книги о. Ф. "О православии в отношении к современности": "Дванадесятые церковные праздники ".

94 Останки святителей -- Гурия, архиепископа Казанского, и его помощника, архимандрита Варсонофия -- были обретены 4 (а не 6-го) октября 1596.

95 Мощи Иоанна Златоуста (без головы) покоятся в Ватикане; Афанасия Великого -- по преданию, перенесены в Константинополь, затем в Венецию, а оттуда их отдельные части отправлены в разные монастыри Запада; Николая Чудотворца -- в итальянском городе Бари.

96 2 октября 1856 праздновали 301 год со дня взятия Казани.

97 Иоанн, архим. Опыт курса церковного законоведения: В 2-х т. СПб., 1851--1852.

98 Имеется в виду 14-я годовщина со дня открытия КДА.

99 Архимандрит Афанасий имел обыкновение награждать отличившихся учеников денежными купюрами; красная бумажка -- десятирублевая ассигнация. На казанскую кафедру он -- архиепископ Иркутский -- был назначен 3 ноября 1856.

100 Кондиция -- уроки в частном доме (буквальный смысл латинского слова: условие, договор).

101 Рим. 15. 16.

102 Первая цитата -- неточное изложение слов Христа (Лк. 16. 8); вторая является контаминацией слов Христа: "Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное" (Мф. 18. 3) -- и слов апостола Павла: "Аще кто мнится мудр в вас в веце сем, буй <безумен> да бывает, яко да премудр будет" (1 Кор. 3. 18).

103 По решению Синода (1822) митроп. Филарет создал "Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Греко-Российския Церкви" (СПб. 1823). В 1824 он выпустил "Краткий катехизис). Вторыми изданиями оба Катехизиса вышли в 1827.

104 Лаврский ошибается: второе издание Катехизиса вышло задолго до назначения гр. Н. А. Протасова обер-прокурором; в 1827 им был кн. П. С. Мещерский.

105 Евтихианство -- ересь V в., названная по имени архимандрита Ев-тихия и гласящая, что Христос имел единственно Божескую сущность и лишь кажущуюся плоть.

106 Вероятно, речь идет о литографированном студентами переводе Г. П. Павского (1841). См. примеч. 30.

107 Наталия Ивановна Дубровина.

108 О какой рукописи говорится, не удалось узнать. Седмиозерная пустынь (см. примеч. 38) была основана в 1613 в честь чудотворной иконы Смоленской Божией Матери.

109 Правильно: Лукошков (см. письмо Лаврского от 22-28 ноября 1857).

110 В доме гр. А. П. Толстого Н. В. Гоголь жил в 1848--1852.

111 См.: 4 Пар. 2. 11-15.

112 Парафраз: Ин. 13. 34.

113 В списке печатных трудов В. П. Вишневского (Знаменский. Вып. 2. С. 377) этой речи нет.

114 А. М. при ректоре о. Афанасии был в 1837/38 учебном году на 1-м курсе, затем архимандрита Афанасия назначили ректором Петербургской сем.

115 Кивот -- здесь: рама для икон; в отличие от кивота-ковчега (ящика) для хранения скрижалей Ветхого Завета, рама обычно называется "киот".

116 Евр. 4. 12.

117 Авва (древнеевр.) -- отец.

118 Гал. 1. 8.

119 Согласно новейшим исследованиям, цикл бесед, появившийся в конце IV в., вскоре после смерти Св. Макария Египетского, ему не принадлежит. Его современник Св. Ефрем Сирин считается автором свыше тысячи сочинении, часть из которых ему, вероятно, лишь приписываются.

120 В русском переводе: "Четыре сотницы глав о любви". Св. Максим Исповедник, согласно Откровению воплотившегося Христа, говорит об обожении человека в борьбе со страстями как пути ко спасению всего мира -- по сути дела, о становлении Богочеловечества. Утверждая ниже, что Св. отцы относили свои размышления "исключительно к монахам", Лаврский ошибается.

121 Слово, сказанное в один из дней Великого поста, при погребении студента // Бухарев, 1906. С. 255-258.

122 Устав богослужебно-церковный, или Типикон, известный в России и под названием "Око церковное". Аналой (аналогий, налой) -- высокий стол-подставка для богослужения.

123 Лазареве Воскресение празднуется в субботу 6-й недели Великого поста.

124 До часов -- до времени богослужения (церков.).

125 Шестоднев -- труды византийских христианских богословов (например, Василия Великого, IV в.), состоящие из шести глав, по числу шести дней творения, объясняющие теорию мироздания по Библии и оспаривающие космогонические теории древних греков.

126 Малое повечерие -- в отличие от великого, повседневное, совершаемое после вечерни богослужение.

127 Акафист -- молитвословие, состоящее из двадцати пяти песнопений (собственно, поется только первая, краткая, песнь, остальные произносятся речитативом).

128 Перечислены С. Д. Кормакова и сестры Дубровины. Кто такие Петр Ив. и Алекс. Ив. -- установить не удалось.

129 Разговеться -- прекратить пощение.

130 Вербное воскресенье -- 6-й недели Великого поста -- праздник Входа Господня в Иерусолим.

131 Матф. 9. 12; Марк 2. 17; Лук. 5. 31.

132 Преполовение Пасхи -- среда четвертой после Светлого Воскресенья недели.

133 Ярославский ректор -- архим. Антоний (Радонежский).

134 Праздник -- очевидно, Николин день, если Лаврский пришел к о. Ф. в четверг 9 мая. Что за образ "в Пермяках" -- не удалось выяснить. Пермяки -- село в 15 км от Казани (ныне входит в Высокогорский район Татарстана).

135 Лаврский снова ошибся: не июнь, а июль-август (ср. примеч. 77).

136 "Это так называемое зачисление мест; старик-отец, выбившись из сил на службе Церкви, просит, как милости за свою службу, у арх<и е-рея видеть устроенную свою дочь и зятя на своем месте, сам отказываясь от него и от всякого другого; мать просит о том же, оставшись вдовою после смерти мужа. Если преосв<ященный> согласен, он дозволяет приискивать жениха, с обещанием дать ему место отца невесты, если найдется жених достойный" (письмо Лаврского к Ал. И. Дубровиной от 17 июля -- 19 августа 1861 // АЛ. Т. 3. С. 73-74). Порочная практика зачисления мест была отменена в 1869.

137 По окончании Академии Лаврский в 1858--1860 преподавал в Самарской сем., в 1860--1861 в Нижегородской (переписка Лаврского и Ал. И. Дубровиной за этот период составляет почти три тома четырехтомного АЛ). В 1861 умер В. Н. Лаврский, священник Знаменской (она же Мироносицкая) церкви Нижнего Новгорода, и, дабы семье не впасть в нищету и сохранить денежные поступления с церковного прихода, младшая сестра Лаврского Александра должна была выйти замуж -- по настоянию епископа Нижегородского Нектария -- за выпускника Академии. "<Только берегитесь, -- предупреждал ее мать известный в нашей духовной науке архим. Феодор, -- берегитесь, чтобы тут не было и тени принуждения; вы -- Лаврские -- все расположены жертвовать собой для других" (Лаврский В. В. Заметки к биографии А. В. Потаниной // Волга. 1990. No 12. С. 150). Видя "совершенное невнимание" жениха, своего бывшего сокурсника Т. А. Горизонтова, "к нравственной стороне этого дела" (Письмо Лаврского к Ал. И. Дубровиной от 23-24 октября 1861 // АЛ. Т. 3. С. 431), Лаврский решился на принятие сана -- в начале 1862 женился, принял сан и занимал священническое место отца по ноябрь 1865, когда был переведен в Варшаву; здесь по август 1869 он переписывался с А. М. и затем узнал о его смерти; Ал. В. Лаврская впоследствии вышла замуж за Г. Н. Потанина и стала знаменитой путешественницей.

138 Речь идет об анонимной статье, видимо, принадлежавшей о. Агафангелу: О причинах происхождения и распространения раскола, известного под именем старообрядчества, во второй половине XVII и первой половине XVIII столетия // Православный собеседник. 1857. Кн. III. С. 629-689. В этом номере журнала (ц. р. 8 мая 1857) опубликована лишь первая половина статьи, вторая появилась позднее, в кн. IV (ц. р. 18 августа).

139 Ректор Ярославской семинарии архим. Антоний не получил назначения в Тамбов; лишь год спустя, в июне 1858, он стал епископом Оренбургским.

140 Лк. 5. 36.

141 Ср.: Ин. 15. 22.

142 Рака -- гробница, урна; солея -- возвышение перед иконостасом, простирающееся через весь храм с юга на север.

143 Статья В. М. Годяева "О пении в русской церкви вообще и в частности крюковом и линейном" осталась в рукописи (о Годяеве см.: Знаменский. Вып. Ш. С. 389).

144 Институтом Лаврский называет частный женский пансион, где служили воспитательницами сестры Дубровины -- Анна Ивановна и Александра Ивановна. Неясно, кто из них имеется в виду.

145 Требник -- богослужебная книга по отправлению особенных церковных треб (священнодействий), главным образом -- при таинствах. Иосифовский (большой) требник называется по имени Иосифа, патриарха всея Руси в 1642--1652, при котором был напечатан. Под Макарьевским, очевидно, подразумевается тот перевод митрополита Московского Макария (1481/1482--1563), который был использован архимандритом Дионисием Зобниковским при исправлении Требника в 1616--1618 (см.: Скворцов Д. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря. Тверь, 1890. С. 206-207).

146 Феодоровский -- Троицкий мужской монастырь, на берегу р. Казанки (основан в XVI в.).

147 Статья Никодима "О Святейшем Синоде" (Богословский вестник. 1905. No 10. С. 193-211) и его дневниковые записи, использованные в очерке его жизни (Енисейские епархиальные ведомости. 1888--1891).

148 Личность -- в XVIII--XIX вв. слово означало: "косвенная обида", "оскорбление", "неблаговидный намек на определенное лицо".

149 Свои лекции, в отличие от Иоанна, о. Макарий литографировал. А как редактор журнала "Христианское чтение" он и духовный цензор ар-хим. Иоанн обычно конфликтовали.

150 Михаил Илларионович Масловский.

151 См.: Откр. 3. 1-6.

152 Кол. 3. 22.

153 Имеется в виду коронация Александра II в Москве 26 августа 1856.

154 Неустановленное лицо.

155 См.: Гал. 4. 7; Флм. 1. 16.

156 Анонимное "Письмо из Иерусалима" // Христианское чтение. 1857. Ч. II <Июль-декабрь>. О. III. С. 203-212.

157 "Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Новгородского и С.-Петербургского слово в день освящения церкви..." // Там же. О. I. С. 173-177.

158 "Губернские очерки" Н. Щедрина (M. E. Салтыкова) публиковались в 1856--1857). Земляк Лаврского нижегородец Андрей Печерский (П. И. Мельников) дебютировал в печати еще в 1839, но стал известен после рассказов и повести "Старые годы", опубликованных в 1857.

159 работа над синодальным переводом Библии, участие в котором принимали и ученые КДА, началась только через полгода -- в 1858. Вероятно, здесь речь идет об изданиях Нового Завета, выходивших в 1821 и 1882 и впоследствии перепечатывавшихся за рубежом (Лейпциг, 1850; Лондон, 1854, 1855).

160 См.: Ин. 13-17.

161 См.: Ин. 20. 12; 21. 11.

162 Причины неодобрения не удалось выяснить.

168 Имеется в виду "Речь к новопреосвященному епископу Дмитровскому Евгению". О. Ф. читал ее в "Прибавлениях к Творениям Св. Отцев..." (1857. Кн. III. С. 515-517). Позднее эта речь перепечатывалась в сочинениях митрополита Филарета (1861, 1885).

164 Слухи (1857--1858) о создании специального духовного цензурного комитета были связаны с намерениями правительства провести преобразования цензурного ведомства.

165 Макариевская пустынь -- уединенный монастырь Казанской губ. (2 км от Свияжска, на высокой горе у р. Свияги).

166 Имена не выяснены.

167 Макар Гасильник -- такое прозвище не обнаружено в периодике 1860-х гг.

168 Речь идет об архим. Макарии (Малиновском), который, будучи ректором Тверской сем. (1853--1856), "сшибся", т. е. стал пить, за что был уволен; вся его последующая жизнь -- цепь сплошных назначений (ректор сем., настоятель монастыря) и увольнений; в 1870-х--1880-х гг. жил на покое в Спасо-Преображенском монастыре в Арзамасе и прославился как чудотворец и провидец; между прочим, лечил от запоя молитвой и святой водой.

169 Действительный студент -- низшее звание окончившего вуз в XIX в.; за хорошую работу типа современной дипломной выпускник получал звание кандидата, написавший диссертацию -- магистра.

170 До того, как занять кафедру литургики и канонического права в КДА, А. С. Павлов преподавал церковную историю в тамошней сем. Лаврский был направлен в Самарскую сем., где преподавал логику, психологию, патристику и латынь.

171 Ошибка о. Ф. связана с тем, что ал. Павел представал перед судом как римского правителя Иудеи Феликса, так и его преемника Порция Феста и царя Иудеи Агриппы Ирода II (см.: Деян. 23. 33--26. 32). Утверждение Лаврского, что Феликс был подготовлен к проповеди о Христе своей женой Друзиллой (см.: Деян. 24. 24), представляется не вполне основательным; ср.: "Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином" (Деян. 26. 28).

172 См. примеч. 137.

173 Философский класс -- средний класс в духовной сем. (3-й и 4-й годы обучения из шести).

174 "Я высоко ставлю священный сан, я высоко смотрю на звание духовного преподавателя, так высоко, что если бы у меня было еще подольше душевной силы да поменьше того, что называют практическим тактом или благоразумием, я давным-давно сделался бы цирюльником <т. е. стригольником -- сектантом, отрицающим святость Церкви>, чем продолжать быть тунеядцем, шарлатаном-профессором или чем сделаться пастырем, который не овец, а себя пасет на счет овец; а мы все таковы..."; "...дурным священником намеренно -- сделаться не хочу, а чтобы быть хорошим священником, чтобы быть равным моему идеалу -- священника, -- не чувствую в себе достаточно силы, т. е. любви к своим братьям; пусть принимают на себя этот сан те, к<ото>рые смотрят на священство полегче; за них Христос молится: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят <Лк. 23. 34 "; самоотвержение без искренней веры "приведет неизбежно к нравственному омертвению, к развитию того чудовищного эгоизма, который отличает у нас целое сословие -- монахов и монахинь" (Письма Лаврского к Ал. И. Дубровиной от 6-11 августа 1860, 21-29 августа и 2-3 октября 1861 // АЛ. Т. 2. С. 42; Т. 3. С. 103, 228). Ср. суждения, высказываемые Лаврским ниже.

175 Характерно, что в 1887 Лаврский отказался принять кафедру богословия в Казанском ун-те (см.: Письмо Лаврского к А. В. и Г. Н. Потаниным от 25 апреля 1887 // Научная библиотека Томского гос. ун-та. Ф. Г. Н. Потанина. Л. 908-а сквозной нумерации).

176 О. Вениамин стал именно ректором Томской сем. с апреля 1858.

177 Игуменья -- прозвище Варвары Васильевны Любимовой. В кругу Дубровиных и Загорских группу незамужних женщин называли "монастырем", и некоторые члены кружка имели шуточные прозвища.

178 О. Ф. выехал 28 января 1858 {Знаменский. Вып. I. С. 179).

179 Александре Лаврской было полных 15 лет. Обычно она гостила у помещицы Елизаветы Петровны Юрьевой, тетки будущего писателя П. Д. Боборыкина.

180 По инициативе Московского митрополита Филарета в 1823 массовым тиражом была выпущена на русском языке Псалтырь.

181 Вероятно, описка -- по нормам русского языка надо "обоих" -- т. е. Нину и Леона -- Антонину и Льва, младших детей.

182 Капитолина Николаевна Соболева -- вдова священника из с. Матюшино Горбатовского уезда Нижегородской губ.

183 Анатолий Флегонтович Владимиров. О кончине его отца см. письмо Лаврского от 8-12 мая 1857.

184 Имеется в виду М. В. Тихонравов (см. в наст. изд. "Воспоминания" Н. Субботина).

185 Ср. мнение о. Ф. о скончавшемся отце Лаврского: "Воспоминание о покойном, блаженной памяти о. Викторе у меня соединяется с таким внушением от него, как от живого у Бога: "Если не хочешь, чтобы на тебе и на мне исполнилась упречная и осудительная сторона Христова слова: стаей мертвым погребать своих мертвецов <Мф. 8. 22; Лк. 9. 60 , то надо тебе быть живым во Христе для действительной жизни, служа Христовой истине и благодати в том, чтобы светом ее все освещалось и на земле, как на небе"" (Письмо о. Ф. к Лаврскому от 23 октября 1861 // АЛ. Т. 3. С. 461, -- цит. по копии, снятой Лаврским 7 ноября 1861 и имеющей разночтения с копией, отосланной П. А. Флоренскому 55 лет спустя, -- см.: Бухарев, 1917. С. 84).

186 По справедливому уверению Лаврского, он был "единственным в семинарии другом Добролюбова" (Лаврский В. В. Заметки к биографии А. В. Потаниной // Волга. 1990. No 12. С. 149) и, как отмечено в дневнике самого Н. А. Добролюбова 24 января 1853, имел на него влияние "довольно значительное" (Добролюбов Н.А. Собр. соч. М.; Л.: Худ. лит., 1964. С. 448). После 1854 они могли увидеться лишь в краткий промежуток -- 4-5 августа 1861: Лаврский после похорон отца, скончавшегося в Москве, и после визита к о. Ф. в Никитский монастырь Переславля-Залесского, дабы "получить утешение" (Письмо Лаврского к Ал. И. Дубровиной от 8-10 августа 1861 // АЛ. Т. 3. С. 56), вернулся в Нижний Новгород накануне добролюбовского отъезда оттуда. Н. А. Добролюбов "в разговоре с товарищем своим о. В. В. Лаврским выражал благодарность о. Феодору за его "благородное" и "деликатное" отношение в цензурных столкновениях. Сам о. Феодор ценил Добролюбова выше Чернышевского, с которым тоже имел дело, -- называя последнего каким-то ломаным (из рассказов Анны Сергеевны Бухаревой) (Бухарев, 1917. С. 44. Примеч. П. А. Флоренского. -- П. А. Флоренский неточен: Лаврский принял священство через полгода после встречи-прощания с Н. А. Добролюбовым); см. также воспоминания П. А. Илинского в наст. изд.

Из переписки В. В. Лаврского

Публикуется впервые. Подлинники: АЛ. Т. 1. С. 175, 197, 358, 367, 505; Т. 2. С. 31, 387, 531, 555, 579, 616, 625, 682, 690, 712, 715, 857, 869-870, 899; Т. 3. С. 140, 560.

Материалы АЛ, связанные с о. Ф., начинаются с того времени, на котором прерваны воспоминания Лаврского, и охватывают 1858--1861. Судя по упоминаниям в АЛ, ряд писем о. Ф. Лаврский П. А. Флоренскому не передал -- в частности, письмо к Ант. И. Дубровиной от сентября 1858 (АЛ. Т. 1. С. 53-63), сохранившееся в копии Ал. И. Дубровиной, "как оно есть, не пропуская ни одной буквы" (Письмо Ал. И. Дубровиной к В. И. Калатузову от 28 октября 1858 // АЛ. Т. 1. С. 41).

1 М. С. -- неустановленное лицо.

2 Вероятно, речь идет об анонимной статье "Ответ одному любителю Слова Божия" (Странник. 1860. Февраль. О. V. С. 17-19).

3 С.Н. -- Серафима Никитична Бахметьева (урожд. Алымова, 1834-- 1894) -- подруга детства Лаврского, впоследствии писательница; занизив на пять лет свой возраст (Письмо Лаврского к Ал. И. Дубровиной от 1-2 сентября 1860 // АЛ. Т. 2. С. 85), вышла замуж за писателя Н. Ф. Бажина. Ложная дата перешла во все справочники.

4 Упоминаемое письмо о. Ф. неизвестно.

5 Данное письмо о. Ф. также неизвестно.

6 Феодор, архим. Несколько слов в ответ на брошюрку: "О недостатках сочинения: О православии в отношении к современности" // Сын отечества. 1861. No2. 8 января. С. 29-34. Критиком о. Ф. был А. Н. Загоскин.

7 Неустановленное лицо; вскоре, 17 мая 1861, скончался.

8 На письмо Лаврского о. Ф. ответил 23 октября 1861 (Бухарев, 1917. С. 83-86).

9 Шарлотта Ивановна, по материнской линии тетка сестер Дубровиных.

10 Вероятно, архим. Геннадий (в миру -- Иоанн Львович Левицкий; 1818--1893), ректор Самарской сем. (1858--1859) во время самарской службы Лаврского; затем епископ (последовательно): Сарапульский, Кинешемский, Сумской.

11 Имеется в виду Литературный фонд, учрежденный А. В. Дружининым и другими писателями в 1859; о воспомоществовании о. Ф. со стороны Литфонда ничего не известно. В 1849 официально был ликвидирован денежный счет на ассигнации (по сути, на медь -- ассигнационный рубль стоил примерно вчетверо дешевле серебряного), был установлен всеобщий серебряный эквивалент, но привычка вести двойной счет долго сохранялась.

12 Цитируемое письмо неизвестно.

13 Вероятно, в Синод.

14 Упоминание об И. А. Морошкине (см. о нем в воспоминаниях Лаврского: письмо от 25 октября--3 ноября 1857), возможно, связано с его увольнением из Саратовской сем.

15 Речь идет о несохранившемся письме Лаврского к казанским знакомым о встрече с о. Ф. в последних числах июля 1861 в Никитском Переславском монастыре. См. в комментариях к "Моим воспоминаниям..." Лаврского, примеч. 186.