В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

28-29 июня 1859 г., Самара:

...Вы, конечно, хорошо помните слова о. Феодора, что надобно исповедоваться только при священнике или в слухе священника, но не священнику, а Богу, перед Богом.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

28 июля -- 6 августа 1859 г., Самара:

...О. Феодор говорил обыкновенно, что, терпя несчастие, мы не должны думать, что этим удовлетворяем правосудию Божию за грехи наши и т<аким> о<бразом> своими скорбями искупаем свои прежние вины; И<исус> Христос вполне уплатил уже Своими страданиями за все и Ваши грехи; потому когда Он на Вас возлагает крест, то Он хочет сделать Вас участницей Своих страданий, а не наказывать Вас ими.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

17 декабря 1859 г, Самара:

В прошедший понедельник отправил я письмо к о. Феодору. У него, как я слышал от одного его родств<енника> (приехавшего сюда на свя-щ<енническое> место), и в Петербурге не бывает недостатка в желающих слушать его; когда ни придешь к нему, говорил М. С.1, всегда у него кто-нибудь есть.

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

26 декабря 1859 г., Казань:

...на меня напала такая тоска, что я отчаявалась, я последовала примеру о. Феодо<ра>, легла и переносила самые ужасные страдания, мне кажется, что я ходила по мытарствам <...> и мне казалось, что это кризис <в> моих страданьях...

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

3-7 апреля 1860 г., Самара:

В февральской книжке "Странника" предпоследняя статья, неподписанная, тоже должна принадлежать о. Феодору2.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

6-11 августа 1860 г., Нижний Новгород:

...поверьте о. Феодору, к<ото>рый говаривал, что телесные и душевные болезни состоят в самой тесной связи между собою, что внешнее и вещественное везде и во всем служит выражением внутреннего, духовного.

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

25 декабря 1860 г., Казань:

К о. Феодору я писала 24 дек<абря>; особенный, неожиданный случай заставил меня ранче писать, чем я хотела; наш добрый Павел Николаевич Кожевников умер 22 дек<абря> в тифозной горячке, я спешила уведомить о. Феодора, так как они очень любили друг друга. Не хоронят его, ждут брата, который по торговым делам уехал в Москву <...> Он оставил старушку-мать, хорошо, что был холостой, ему, говорят, только 30 лет.

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

14 февраля 1861 г., Казань:

Благодарю вас за письмо С. Н.3 и о. Феодора4 <...> Бедный наш о. Феодор, сколько он страдает, как он мне в этой записке напоминает Гоголя, совершенно так и тот страдал за свои сочинения.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

4-14 февраля 1861 г., Нижний Новгород:

От о. Феодора я недавно получил письмо в ответ на мое письмо и постараюсь послать его к вам; из него вы столько же узнаете об о. Феодоре, сколько и я сам знаю. Он жалуется на печатные нападения своих же братьев духовных, нападения, в которых его творения обвиняются в неправославии и выставляются вредными для нравственности5. В "Сыне Отеч<ества>" (No 2, 1861 г.) читал я ответную статью о. Феодора на одну из таких брошюрок6. А я так хочу обратиться к нему для поверки своих мыслей -- согласны ли они с чистою верою -- и приготовляю послать ему с О. И. <Дубровиной> несколько вопросов о разных предметах.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

4 марта 1861 г., Нижний Новгород:

Вы уже чрез Лебедевича7 знаете, конечно, что о. Феодора нашего сослали в Никитский Переславский м<о>н<ас>т<ы>рь в число братии.

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

11--15 марта 1861 г., Казань:

Говорят, что нашего о. Феодора велено держать очень строго в монастыре, как еретика, никто не смеет быть у него, слышали ли вы о этом? только он и в силах перенести такое гонение за Христа, несчастный, но вместе и счастливый о. Феодор.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

30 марта 1861 г., Нижний Новгород:

Как жаль, ах, как жаль! если О. И. не успела передать о. Феодору мое письмо и тетрадь; теперь, если она и вздумает переслать к нему мою рукопись по почте, ему не отдадут ее, когда его держат как еретика, а тем более не позволят ему отвечать на мои вопросы...8

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

4 апреля 1861 г., Казань:

Я теперь и не знаю, что с о. Феодором: иные говорят, что все ложь, что он получил только выговор, другие говорят, что он настоятелем едет туда в монастырь, а по "Страннику" видно, что все еще о. Феодор цензор, о. Иннокентий обещал мне написать к нему и узнать о нем, хоть где он и где будет...

О. И. Дубровина Ал. И. Дубровиной,

начало апреля 1861 г., Санкт-Петербург:

...вчера я получила ответ от тети9; она была в квартире о. Ф<еодора>, застала там арх<имандрита> Макария, которы<й> ей сказал, что о. Ф<еодора> уже несколько месяцев нет в Пет<ербурге>, что он уехал для своего здоровья, и дал адрес ей к нему, вот он: Владимирской губернии, в городе Переславль-Залесский, отцу арх<имандриту> Феодору, в Никитском Переславском монастыре.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

23 апреля -- 1 мая 1861 г., Нижний Новгород:

...терпит заточение за свободное проповедание слова истины о. Феодор. <...>

На Пасхе получил я письмо от бывшего самарского ректора, сосланного в монастырь и потом опять сделанного ректором Тамбовской семинарии10; он передает слух, будто общество для воспомоществования недостаточным писателям назначило о. Феодору ежегодно 800 р<ублей> сер<ебром>11.

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

1-3 июня 1861 г., Казань:

Благодарю тебя, Валериан Викторович, за письмо о. Феодора...12 Грустно было это читать: "Я и сам буду туда13 писать, но признаюсь вам, что редко удается мне касаться этих обстоятельств спокойно, а я ведь теперь на покое". Гог<о>левская горькая ирония, и сквозь слез<ы> я посмеялась.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

8-11 июня 1861 г., Нижний Новгород:

Я так слова о. Феодора: а ведь я теперь на покое, понимаю не как иронию; ты ведь знаешь, что он о том и старается, чтобы поправить нашу современную болезнь: у нас и самое дело превратилось в одну бестолковую пустозвонную фразу, форму; он старается всякую форму даже исполнить в настоящем духе, восстановить и выполнить на деле потерявшийся от частого бессмысленного употребления смысл фразы; так и в этом выражении на покое, употребляемом о монахах, отказавшихся от всех должностей, он видит не простую общепринятую бессмысленную фразу, а обращает внимание на смысл ее и видит в ней требование -- душевного покоя; потому-то он и подчеркнул это слово; подобным же образом он подчеркнул слово по отчеству, где спрашивает, как зовут по отчеству Морошкина14.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

16-21 июня 1861 г., Нижний Новгород:

Если бы ты знала, как я тебе благодарен за твой драгоценный подарок! Ах! -- о. Феодор... он сидит как живой; мало того, что в чертах лица сходство безукоризненное, но его поза, а главное -- выражение этого лица; фотографии здесь, что с ней так редко случается, удалось уловить в выражении глаз его душу -- настроение, в котором он был, когда снимали портрет, и которое мне в нем так знакомо; это одна из минут его созерцательно-страждущего состояния, когда он обыкновенно так долго и упорно молчит; кажется, глядя на портрет, так и ждешь, что он сейчас тяжело-тяжело вздохнет.

Ал. И. Дубровина В. В. Лаврскому,

27 августа 1861 г., Казань:

И я благодарю за письмо о о. Феодоре15. Бедный наш о. Феодор, он, верно, под началом живет там.

В. В. Лаврский Ал. И. Дубровиной,

21 ноября 1861 г., Нижний Новгород:

Напрасно ты просила о. Феодора скорее отвечать тебе; он не может принадлежать никому в частности, и нельзя ожидать от него аккуратных ответов, правильности в переписке, как от других; частным нуждам и желаниям он может удовлетворять только в том случае, если ничто не отзывает его на пользу общую.