В мае 1925 г. в огромном помещении на отдельном острове немецкого города Мюнхена обосновался знаменитый музей точных наук и техники — «Дейчес Музеум». Вот где изобретатель найдет много материала для ответа на вопрос, как делаются открытия!

По количеству собранных здесь оригинальных машин и приборов величайших германских инженеров, техников и физиков этот музей является единственным в мире. Он исключителен также по той цели, которую преследует, исключителен и по своему устройству. Мюнхенский музей не представляет собрания занумерованных редкостей, как большинство заграничных и русских музеев, редкостей, часто доступных пониманию только специалистов. Это «музей-школа» — музей, рассчитанный на широкие массы.

Мюнхенский музей возник по инициативе одного только энергичного человека — известного инженера-электрика Оскара Миллера. В 1903 г. в кругу небольшой кучки инженеров и ученых он впервые развил свой план создания музея замечательных с точки зрения истории наук и техники машин, физических приборов, технических установок. Музей должен был, с одной стороны, знакомить посетителя с историей точных наук и техники, с другой — служить памятником величайших произведений человеческой мысли в деле борьбы с природой и подчинения ее воле человека.

Привлекательный план Миллера нашел отклик у ряда германских инженеров и ученых, и скоро в совет музея вошли такие корифеи германской науки и техники, как Цеппелин, Рентген, Нернст, Планк, Вильгельм Сименс, Линде. Посыпались пожертвования со стороны отдельных ученых, заводов, фабрик, учебных заведений, научных и профессиональных организаций. Через три года, к началу 1906 г. Музей являлся уже обладателем 12000 редчайших оригинальных машин и приборов, моделей, портретов, картин, чертежей, рисунков, эскизов…

Сейчас, через каких-нибудь 25 лет, Мюнхенский музей, сделавшийся поистине национальной гордостью Германии, едва вмещает свои коллекции в мощном здании, выделяющемся своей башней с огромными вверху циферблатами.

Рис. 15. Верхняя часть башни Мюнхенского музея; на ней барометр.

Даже при беглом осмотре всего того, что в нем собрано, надо сделать до 16 километров!

А посмотреть и поучиться в этом музее есть чему.

Интересующийся физикой увидит здесь те оригинальные приборы германских ученых: Герике, Ома, Майера, Гельмгольца, Рентгена, Гертца, — благодаря которым был установлен ряд законов физики и открыты явления, составившие эпоху в истории наук.

Все отделы физики представлены здесь в ряде опытов, сопровождаемых описанием, часто словами самого автора, впервые произведшего тот или иной опыт. Это как бы развернутая книга истории наук и техники. Но вместо букв и чертежей перед вами те самые приборы и машины, при помощи которых добыто знание о природе. Часто достаточно нажать кнопку или повернуть ручку, чтобы произвести опыт.

Рис. 16. Старинные паровые машины Мюнхенского музея. Они могут быть приведены в действие.

В музее хранятся, например, знаменитые «Магдебургские полушария», которые послужили Отто Герике для публичных опытов по атмосферному давлению. Здесь же можно видеть первый воздушный насос. Огромная картина во всю стену наглядно изображает обстановку этого замечательного «опыта с полушариями», подготовившего, как известно, появление паровой машины. Посетитель легко поймет сущность этого опыта по описанию, находящемуся под картиной, и по чертежам самого Герике. Вокруг Магдебургских полушарий собраны другие опыты, служащие для доказательства существования атмосферного давления.

А вот установка Рентгена, которая привела его к открытию новых лучей. И вы, конечно, не удержитесь и повторите этот опыт, чтобы посмотреть скелет своей руки. Для этого вам предлагается войти в особую комнату и, поместив руку перед экраном, нажать кнопку.

При желании вы можете повторить почти все классические опыты по физике: Фарадея, Эрстеда, Ома, Ампера, Вольты. В музее искусно сочеталась теория с практикой. Возьмем для примера отдел акустики.

Помимо опытов с отражением, преломлением звука, с звучанием различных тел, вы имеете возможность слушать граммофоны и фонографы всех эпох. К вашим услугам пластинки лучших немецких музыкантов и певцов. В определенные часы вы можете в музее слушать оперу или концерт по радио. Если вы не любитель «машинной музыки», идите слушать орган или музыку на старинных инструментах: клавикордах, шпинетах, клавесинах. Слушайте произведения Моцарта, Баха на инструментах их эпохи. Вы только здесь поймете, почему Моцарт не мог дать той полноты и мощи в своих произведениях, какую дают Вагнер, Римский-Корсаков и современные авторы и которая возможна только на роялях нашей эпохи. И искусство зависит от состояния техники!

Рис. 17. Зал старинных клавишных инструментов Мюнхенского музея.

Интересующийся химией, астрономией, машиностроением, транспортом, технологией, авиацией, горным делом и пр. также найдет здесь огромное количество материалов, которого нет ни в одном из европейских музеев.

Вот вы вошли в комнату, и на вас сразу повеяло средневековьем. Это лаборатория алхимика, мечтавшего добыть искусственно золото, изобрести «жизненный элексир», «философский камень».

Вот аптека XVIII века. Банки, флаконы, реторты той эпохи. На пюпитре огромная книга, служившая для справок аптекарю, и вы имеете возможность перелистать ее. Нужно много дней, чтобы осмотреть как следует каждую из этих комнат. Зато вы воспримете дух химии средневековья и XVIII века. А вот залы, посвященные современной химии и химической промышленности.

Большие толпы посетителей привлекает знаменитый планетарий. Даже если вы не интересуетесь астрономией, вам нужно непременно побывать в этом отделе. Помимо замечательных старинных рисунков из различных сочинений по астрономии древнейших эпох, вы найдете здесь оригиналы и копии приборов, которыми пользовались Гиппарх, Птолемей, Коперник, Браге… Гвоздь этого отдела — замечательный планетарий, построенный для музея фирмой Цейсса. Это — искусственное небо. Лектор может по желанию представить вид звездного неба в различные времена года, показать, как на небе изменяют свое положение солнце, луна, планеты… При помощи такого планетария можно воспроизвести положения небесных тел в прошлом и будущем. После демонстрации этого планетария вам особенно любопытно будет побывать в другом планетарии, воспроизводящем систему Птолемея. Планетарий Цейсса сейчас поставлен во многих германских городах. Недавно построен он и в Москве.

Войдем в отдел двигателей.

По шуму, который слышится издали, вы догадываетесь, что машины не только собраны, как редкости, но что демонстрируется и их работа. Здесь имеются модели двигателей, приводимых в движение силой животных, воды, ветра. Вы можете наблюдать работу многих из них; ветер производится вентилятором, вода берется от водопровода.

Шум, который вы слышите издали, оказывается, происходит от модели огромной паровой машины XVIII в. Модель сделана в натуральную величину и движется при помощи электричества. Виден разрез цилиндра с поршнем и в движении, понятно, что происходит с отдельными частями этой машины. Поражает ее неуклюжесть и то, что в машине деревянные части еще смешаны с железными.

Свисток! Оказывается, в одном из залов пущен вход паровоз 1813 г. — знаменитый «Пыхтящий Билли».

Рис. 18. «Пыхтящий Билли» (Мюнхенский музей).

Он подарен музею «Обществом германских инженеров» и представляет собой точную копию с оригинала, хранящегося в Лондоне.

После осмотра коллекции велосипедов, автомобилей, вагонов разных эпох вы чувствуете усталость. Для отдыха поднимаетесь в отдел оптики. На огромной террасе можно несколько освежиться и испробовать силу различных зрительных и подзорных труб и биноклей.

Рис. 19. Терраса зрительных труб Мюнхенского музея.

Рядом здесь же библиотека. Она еще недостаточно полна, но в ней вы найдете все последние издания по истории техники и познакомитесь с различными немецкими журналами, и популярными и специальными. Удобные кресла располагают к чтению.

Из библиотечного зала сверху виден огромный зал авиации и мореходства. Здесь собраны коллекции авиационных двигателей, моделей, аэропланов, гравюр, изображающих первые полеты на аэростатах, фотографий первых успехов авиации.

Желая завершить беглый обзор всего того, что собрано в музее, вы спешите на третий этаж музея. Здесь пред вами в моделях представлена история плуга, серпа, мельницы, прялки, ткацкого станка, все, что касается типографского дела, бумажного, книжного. Все модели, машин демонстрируются служителями, или вы сами это делаете, нажимая кнопку.

Чтобы осмотреть отдел горного дела и металлургии, вы спешите вниз. Спускаетесь все ниже и ниже.

Вы в шахте! Рудокопы-манекены застыли в своих позах. Вот лошадь тащит тележку с рудой; она слепая. Рядом показана конюшня этих несчастных пожизненных пленников.

Идете все ниже, все дальше и дальше. Перед вами мелькают шахты различных эпох и рудников. Наконец, вы чувствуете, что заблудились… Так бывает и в настоящей шахте. Однако, благодаря стрелкам, указывающим выход, вы все же выходите наружу и — оказываетесь на пороге отдела металлургии.

Нет возможности хотя бы бегло познакомиться с различными способами обработки руд. Они представлены в огромных моделях, картинах на стенах. Вы идете дальше. Нельзя не обратить внимания на огромную коллекцию замков, которые пробуют посетители. Тут и древнеегипетские, и римские, и японские, и средневековые — вплоть до английского замка новейшей конструкции.

По каталогу вы убеждаетесь, что не осмотрели еще коллекции математических приборов, часов, весов, электротехнический отдел, отдел отопления, — хотя на беглый осмотр вы потратили около восьми часов!

Таков замечательный «Дейчес музеум» Мюнхена.

По типу он напоминает наш «Государственный Политехнический музей» в Москве. При случае посетите этот русский музей. Изучение технических музеев — один из способов не только пополнить свои знания по технике. Многое, что вы увидите здесь, даст вам богатый материал для размышлений, которые могут привести вас к новым идеям по технике, к новым изобретениям…