(Аэроплан, сбрасывающий бомбы)
Бомбовозы не так поворотливы, быстролетны, как истребители. Они должны поднимать значительно больший груз и хотя их вооружают пулеметами, но бороться с истребителями они не могут. Их полеты всегда прикрывают (охраняют) отряды истребителей. Дневные бомбовозы невелики, но зато сравнительно быстролетны. Ночью нападение труднее, меньше шансов быть расстрелянным, поэтому ночные бомбовозы много больше и подымают 5–6 тонн полезного груза.
Ночной бомбовоз "Барлин", размах крыли 72 фута, скорость полета 105 миль в час (165 кил.), моторы 800 лош. сил.
Здесь изображен американский бомбовоз «Барлин». Размах крыльев, расстояние между концами — 72 фута. Скорость полета — 105 миль (165 километров) в час. Моторы в 800 лошадиных сил. Современные аэробомбы достигают огромных размеров: 6-ти метров в высоту и одного метра в диаметре. Вес ее около 250 пудов, она несет больше 120 пудов сильно взрывчатого или отравляющего вещества. Какие разрушения она может нанести — трудно себе представить.
В прошлом году в Сев. Америке сбросили с аэроплана бомбу вдвое меньше ее весом, и она сделала в земле воронку (яму) в 30 метров (14 сажен) в поперечнике и 7½ метров (больше трех сажен) в глубину. Даже попадание одной, значительно меньших размеров, бомбы в дредноут обращает его в груду бесформенных обломков. В Сев. Америке решили испытать силу аэробомб. Была назначена учебная атака на два устарелых, предназначенных на слом линейных корабля — «Нью-Джерсей» и «Виргинию». Первая атака на «Нью-Джерсей» началась в 8 час. 52 мин. утра. Пять ночных бомбовозов «Мартина» с высоты 10.000 фут сбросили 20 шестьсот-фунтовых бомб. Две бомбы, пробив палубу, разорвались внутри корабля. Но «Нью-Джерсей» не получил смертельных повреждений. Он мог бы еще двигаться и продолжать бой. В 9 час. 57 мин, началась новая атака. Сбросили четыре 600-фунтовых бомбы с высоты 10.000 и семь 2.000 фунтовых бомб с высоты 6-ти тысяч фут. Ни одного попадания; одна 2-х-тысяч фунтовая бомба разорвалась в 3-х километрах от «Нью-Джерсея».
В 2 час. 18 мин. в «Нью-Джерсей» с высоты 3.000 фут было сброшено 7 2-х-тысяч-фунтовых бомб, но ни одна не попала. В 3 часа 25 мин. началась последняя атака «Нью-Джерсея». Третья 1.100-фунтовая бомба, сброшенная с высоты 4.000 фут. пробила палубу и разорвалась внутри корабля. Это был смертельный удар. В 3 час. 44 мин. «Нью-Джерсей» пошел ко дну. В 11 час. 55 мин. впервые была атакована «Виргиния» семью ночными бомбовозами «Мартина», несущими 1.100-фунтовые бомбы. Пятая бомба, пробив палубу, страшным взрывом снесла трубы и мачты. «Виргиния» превратилась в груду бесформенных обломков. В 12 час. 24 мин. быстро пошла ко дну, почти в вертикальном положении, носом кверху.
* * *
Атака выявила сильные и слабые стороны нападения с воздуха. Громадную разрушительную силу аэробомбы (утопить современный дредноут могут только две-три мины, 8-10 артиллерийских снарядов тяжелой береговой артиллерии, аэробомбы достаточно одной), и малую меткость аэробомб: оба корабля стояли на якоре и были совершенно беззащитны.